«Нужна ли нам неделимая Италия?»
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Конспект урока по истории нового времени 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Германия: на пути к единству.
Цель: охарактеризовать процесс объединения Германии.
Задачи: показать разницу путей объединения Германии «снизу» и «сверху»; рассмотреть особенности политики Бисмарка; продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания; воспитывать интерес у учащихся к истории других стран и народов.
Основные понятия и термины: канцлер, Северогерманский союз, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу».
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, мел, доска.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания (работа по карточкам, работа у доски, фронтальный опрос, индивидуальные задания).
3. Постановка проблемного вопроса: Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бисмарк?
4. Изучение новой темы.
План.
1. Германский союз. Экономическое развитие Германии.
2. Берлин, март 1848 г.
3. Франкфуртский парламент.
4. Образование Северогерманского союза.
Беседа с классом.
- Вспомните, каким стало политическое устройство Германии по решениям Венского конгресса? (вместо Священной Римской империи был создан Германский союз 39 государств)
- Какие государства были самыми большими в этом союзе? (Австрия и Пруссия)
Рассказ учителя. Германский союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же, Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе. Иными словами, Германия оставалась раздробленной страной.
- Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким народом в середине XIX в.? (Немецкий народ видел главную цель в объединении страны)
!!! Давайте посмотрим, как эта проблема решалась в германских государствах.
Рассказ учителя. Вопрос объединения страны - главный вопрос в жизни немцев в XIX в.
В первой половине XIX в. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо. И население редко превышало 4-5 тыс. жителей. Однако реформы, проведенные Наполеоном I. Не прошли бесследно, да и время брало свое. Капиталистические методы ведения хозяйства внедряются и в сельское хозяйство, и в промышленность.
Работа в группах. Прочитайте выдержки из документов на стр. 147 учебника.
Задание. Какие препятствия лежали на пути развития индустриального общества Германии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития?
I группа: «Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии»
Вопрос к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.
II группа: «Из договора о Таможенном союзе (1833)»
Вопрос к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?
Выводы: 1. Раздробленность Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.
В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.
2. Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле.
Таким образом, создание Таможенного союза способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества.
Беседа с классом. Тем не менее для полноценного объединения следовало предпринять решительные шаги. На этом фоне и развивались революционные события 1848 г.
- Как Вы думаете, какова была главная задача революции 1848 г.? (Объединение страны).
Немаловажное значение имела проблема – каким путем пойдет этот процесс, как будет происходить объединение Германии «сверху» или «снизу».
Путь объединения «снизу» предполагал свержение традиционных династий и образование демократической республики.
Путь объединения «сверху» должен быть происходить путем концентрации власти одним из наиболее крупных государств – Пруссии или Австрии – при сохранении помещиками земли и власти.
Работа с учебником (комментированное чтение). Вопросы к тексту:
-Почему началась революция в Берлине в 1848 г.?
-Какие социальные слои принимали наиболее активное участие в революции? (Под чьим руководством должно было происходить объединение Германии «снизу»?)
-Каким способом они рассчитывали провести объединение Германии?
-К установлению какого государственного строя они стремились после объединения?
Вывод: Таким образом, революция в Германии закончилась поражением, она не решила основной задачи – национального объединения.
Начало объединения Германии.
Рассказ учителя. Вопрос об объединении страны был главным и в 60-е гг. После поражения революции реальным становится путь объединения «сверху», в котором ведущую роль играла прусская монархия, опирающаяся на прусских помещиков (юнкеров) и крупную немецкую буржуазию.
- Подумайте, под чьим руководством должно было происходить объединение «сверху»?
В это время к управлению Пруссией приходят новые политические деятели – Вильгельм I и Отто фон Бисмарк.
В 1861 г. умер король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Его правление не оправдало ожидания немцев – единого государства создать не удалось. Поэтому юнкерство и буржуазия с надеждой обратили свой взгляд на нового короля. От него ждали решения вопроса объединения страны.
Записать: 1861 -1888 гг. – правление Вильгельма I.
К этому времени Вильгельму I уже исполнилось 60 лет. Современники говорили о нем как о человеке, для которого на первом плане стоят интересы Пруссии. Ставя превыше всего величие Пруссии, Вильгельм I стремился иметь сильную армию. Если можно говорить о его особой любви и привязанности, то это любовь к военному делу (с раннего возраста его воспитывали для военной службы). Король считал, что национальное объединение страны может произойти только вооруженным путем. Ему принадлежали слова: «Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать».
По инициативе Вильгельма в стране была проведена военная реформа, целью которой было увеличение регулярной армии и введение трехгодичной военной службы. Новая реформа требовала денег, а нижняя палата парламента отказывалась выделять средства.
В этих условиях Вильгельму I нужен был сильный канцлер.
Записать: Канцлер – глава правительства.
Вильгельм I обращает свой взгляд на Отто фон Бисмарка. В сентябре
1862 г. 47-летний Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель, назначается на пост канцлера. …
Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитайте текст на стр. 145-146 и ответьте на вопрос: - Согласны ли вы, с точкой зрения, что создание Северогерманского союза начинает новую историю Германии?
5. Закрепление изученного.
- Каким путем и почему началось объединение Германии? Какую роль в этом процессе сыграл Бисмарк?
6. Задание на дом.
Пар. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нужна ли нам единая и неделимая Италия?", 8 класс
Разработка урока истории в 8 классе по теме: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"...
Презентация к уроку по Истории Нового времени. Тема: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"
Презентация к уроку по Истории Нового времени. Тема: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"...
Конспект урока по Истории Нового времени "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"
Цель урока: проследить динамику освободительного движения в Италии; познакомить учащихся с различными направлениями Итальянского освободительного движения....
Нужна ли нам единая и неделимая Италия?
Учащиеся узнают политических деятелей, решавших задачу объединения Италии; уясняют, что главными задачами объединения были освобождение северо-востока страны от австрийского господства и создание наци...
Конспект урока по теме "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"
Учитель: Карасев Егор АндреевичКласс: 8 «Б»Тема урока: «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»Тип урока: комбинированныйЦели урока, направленные на достижение: 1) предме...
Карточка для урока "Нужна ли нам единая и неделимая Италия "
Карточка представляет собой текст с пропущенными словами. Заполняют карточку ученики по тексту параграфа 17 учебник Всеобщая история Новго времени А.Я.Юдовская, П.А.Баранов....
Нужна ли нам единая и неделимая Италия
Разработка урока по курсу всеобщей истории 8 класс...