конспект Урока « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.
-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_vavilonskiy_tsar_hammurapi_i_ego_zakony.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.
-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.
-воспитательные: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.
- предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве;
- метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
Форма урока: практическая работа с источником.
Формы работы учащихся: работа с источниками, ответы на вопросы из электронной презентации, работа с картой.
Материальное обеспечение урока: Учебник - А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2012, презентация, интерактивная доска, исторический документ
Ход урока:
- 1.Организационный этап. (4 мин.)
- Краткая проверка знаний по прошлой теме
Здравствуйте ребята, меня зовут Варвара Викторовна. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – в классе много гостей, и учитель у Вас тоже другой. Но думаю, что урок для вас из-за этого станет только интересней. Так что не волнуйтесь и работайте как обычно, а мы начинаем погружение в историю.
Давным-давно в Западной Азии существовало древнее государство, которое называлось Двуречье или Междуречье, а кто мне скажет, почему оно так называлось?
Ответы детей.
А между какими реками располагалось это государство?
Ответы.
Молодцы! Все верно.
1.2 постановка цели и задач урока.
Ребята, каждая страна живет по определенным правилам, которые называются законами. Когда то, римский император Август изрек ныне известную всем фразу «Dura lex, sed lex», а переводится она с латинского языка, как «Закон суров, но это закон», давайте порассуждаем над ней. Как вы думаете, что она значит?
Отвечают Учащиеся
Хорошо, ребята а если мы начали говорить про города междуречья и выяснили зачем нам нужны законы, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Отвечают дети. (о законах Междуречья)
Правильно, сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, в каком государстве появились первые письменные законы, на кого они распространялись и кто их изобрел, а так же научимся анализировать исторический документ.
Откроем тетрадь, запишем тему урока: «Царь Хаммурапи и его законы»
- Актуализация знаний обучающихся (8 мин.)
Представьте, государство Междуречье было очень большое и могущественное и разные города боролись в нем за власть, выясняя кому же быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н. э. давайте с вами запишем эту информацию в тетради:
Дети фиксируют под диктовку учителя информацию со слайда: главный город Междуречья – Вавилон, самый могущественный и знаменитый царь Вавилонского царства – Хаммурапи (1792-1750)
Ребята, у вас на столах лежат карточки для заполнения, давайте с вами проведем небольшое соревнование, какая команда справится с заданием правильно и быстрее других, получит дополнительный бал.
отметить на ленте времени когда правил царь Хаммурапи
посчитать сколько лет назад правил этот царь. (1792 + 2014 = 3806 лет)
посчитать сколько лет длилось его правление. (1792 – 1750 = 42 года)
Проверка раздача фишек команде которая справилась быстрее других.
Молодцы. Итак, царь Хаммурапи, чем же был этот царь так знаменит? Считается, что именно он издал первые письменные законы! В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб из твердого камня, со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. А в верхней его части было изображение. Оно перед вами. Это бог солнца Шамаш вручает царю Хаммурапи жезл, знак власти над людьми. Когда ученые расшифровали надписи на камне – оказалось что это самые настоящие законы, по которым жили люди в этом царстве.
Итак, давайте с вами еще раз скажем что же такое закон? А определение запишем в тетрадь.
Ответы детей. Запись определения. (Законы – правила, по которым живут люди в определенном государстве.)
- Физкульт. минутка. (1 мин.)
Ребята на самом деле я открою вам секрет есть в каждой школе такой закон по которому учитель должен следить чтобы его детки не переутомлялись, поэтому, чтобы немножко отдохнуть я предлагаю вам немного повеселится и потанцевать вместе со мной)
- Работа в группах. (15 мин.)
Хорошо, размялись немного, садимся на места, продолжаем работать. У каждой группы есть карточки с законами. Вам нужно посовещавшись определить, на кого направлены эти законы. Справедливы они или нет, и для всех ли они справедливы? На прочтение минута и на обсуждение минута.
Разбираем законы.
1 группа - Если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
Если человек выколол глаз человеку, равному ему, то должны ему выколоть глаз.
На кого направлены законы?
Справедливы ли законы, для всех ли справедливы? Почему?
Человечны ли эти законы?
Вывод.
Ответы детей – законы направлены на людей и являются справедливыми, то что сделали одному то делают и другому.
Учитель – верно, царь Хаммурапи был очень мудрым правителем, и преступников обычно наказывали так же, как были изувечены их жертвы. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить – «око за око, зуб за зуб» (запишем в тетради)
2 группа – (о несправедливости законов перед рабом и человеком– одних убивают, а другие платят.)
- Все имущество человека, после его смерти передается в наследство его семье. Все имущество раба после смерти передается его хозяину или в пользу казны государства.
- Если человек убил раба другого человека, то он должен заплатить хозяину стоимость раба или отдать своего раба взамен.
- Если раб покалечит или убьёт человека, он должен быть казнен. Если раб оскорбил человека, ему надлежит отрезать ухо, дабы он не терял своих способностей к труду.
Ответы детей – есть люди, а есть рабы. Раб – это не человек, он приравнивается к вещи. Продается и покупается. Хозяин может делать с рабом все что угодно.
Учитель – хорошо, правильно, давайте запишем итог – раб – это собственность человека, его можно продать, наказать и даже убить совершенно безнаказанно. Раб – не имеет никаких прав. Рабство передается по наследству.
3 группа - Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или отдаст за долги ростовщику свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме ростовщика три года, на четвертый год ростовщик должен отпустить их на свободу
- Если сын заемщика умрет в доме ростовщика от побоев или дурного обращения, то и сын ростовщика должен быть казнен.
- если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Ответы детей – если человек нанес вред имуществу он должен заплатить если нечем платить, продадут его имущество или его и его семью возьмут в рабство на три года да долги. Были более богатые люди и более бедные. Закон с одной стороны справедлив, но с другой нет.
Ребята в этом документе встречается еще одно новое для нас слово – это ростовщик. Исходя из прочитанного как вы думаете кто это? (записать определение)
Учитель – итак, верно, царь Хаммураппи считал, что за испорченное имущество следует заплатить, а если платить нечем, то человек нанесший вред должен служить, тому чье имущество было испорчено, но только три года, так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. (записать)
- Завершающий этап урока. Выводы и рефлексия (2 мин.)
Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо поработали. Давайте подведем итог. О чем мы узнали? (о законах Вавилонского царства и о том что не для всех они равны). Правильно, итак, первые письменные законы появились предположительно именно в Вавилонском царстве, они были строги и основывались на принципе «Око за око, зуб за зуб». Сегодня в нашей стране тоже есть свои законы. Они более гуманные, ведь мы с вами живем сегодня в совершенно в другом обществе, более цивилизованном и нравственном. Мы так же отвечаем за свои поступки по законам, но они отличаются от тех, о которых мы узнали сегодня. Но об этих законах мы с вами узнаем на уроке обществознания. Без законов не может обойтись никакая страна, ведь закон укрепляет государство.
Ребята, давайте каждый попробует оценить свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.
Вы поднимите фиолетовую карточку если вы все поняли и готовы работать дальше
Вы поднимите розовую карточку, если у вас остались еще вопросы по уроку
Вы поднимите голубую карточку, если чувствуете, что поняли очень мало и вам нужна дополнительная помощь.
Вы сегодня большие молодцы, надеюсь вам было интересно. По законам другого царства, более позднего чем Вавилон, если зрителям нравилось происходящее действие они поднимали палец большой руки в верх, а если не нравилось – вниз. И от их решения зависело, казнит царь выступающего перед ними или помилует. Давайте и мы с вами проведем такое голосование. Спасибо!
Домашнее задание для вас на доске, запишите его в дневник.
Оценки за урок сегодня получают…
Еще раз я вам хочу сказать спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о законотворческой деятельности ...
Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...
конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
урока с использованием стратегий ТРКМЧП по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...
Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)
Цели урока: - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, ...
Конспект урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
В конспекте затрагиваются вопросы возвышения Вавилона и правления вавилонского царя -Хаммурапи....
Конспект урока по истории России в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
познакомить учащихся с целями, значением реформ Хаммурапи, направлениями его внутренней политики, ключевыми датами, новыми понятиями....