доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
статья по истории на тему
Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта Фоменко Ю В учителя истории и обществознания МКОУ Тундутовская средняя общеобразовательная школа
Тема: Гражданско - патриотическое и правовое воспитание школьников на уроках истории и обществознания
Здравствуйте уважаемые коллеги, Я Фоменко Юлия Викторовна, представляю вашему вниманию свою ведущую педагогическую идею, над которой я на данный момент работаю.
Тема моей работы звучит так:
Гражданско - патриотическое и правовое воспитание школьников на уроках истории и обществознания
Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В. Шелгунов)
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к социальным нормам и к обществу в целом.
Актуальность выбранной темы
ХХI век для России:
- время складывания гражданского общества и правового государства
- признание человека, его прав и свобод
- в процессе формирования демократических ценностей, важнейшим является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, культурных и исторических традиций родного края
Цели и задачи
Цель:
Формирование уважительного отношения к прошлому, своему государству, к закону, правам других людей
Задачи:
- Формирование системы ценностей и установок поведения подростка
- уважения к закону и праву
- ответственность перед обществом и государством
- сознание моральных и правовых норм
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание предполагает:
- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;
- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;
- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;
- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.
- формирование системы ценностных ориентаций.
- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры.
Ведущая идея моего опыта -
повышение гражданско - правовой грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания через урочную и внеурочную деятельность. Для повышения мотивации обучающихся на своих урокам я использую интерактивные игры , тесты, КВН, викторины, уроки-путешествия, экологические уроки, устные журналы, беседы, дискуссии, конкурсы по правовым знаниям, семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата.
На уроках истории использую произведения русской литературы, живописи, фольклора, которые усиливают эмоциональное воздействие на детей, способствуют лучшему восприятию материала.
Урочная деятельность
В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории и обществознания играют большую роль.
Формирование гражданских и правовых компетенций может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.
В связи с обозначенными проблемами возникает необходимость в поиске путей их решения. Для решения их необходимо взаимодействие государства, семьи и школы. Каждое государство заинтересовано в воспитании настоящих граждан, патриотов своей страны, каждая семья стремится воспитать достойных детей. А сделать это можно путём воспитания и образования.
Я в своей работе стараюсь это осуществить через урочную и внеурочную деятельность, музей. Структура гражданско-патриотического и правового воспитания представлена в форме дома. Любовь к Родине, уважение к законам начинается с малого, и, прежде всего, именно с дома, со своей семьи. И школа, как мы знаем, тоже один большой дом.
На уроках истории, изучая тему, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.
Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.
Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение, т.к. изучение прошлого своей семьи, села, школы, района дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества.
Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине, к законам. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические и правовые события и явления.
Музейная деятельность
Формы развития познавательной и творческой активности учащихся во внеклассное время очень разнообразны и многогранны. Одна из них – это музейно – экскурсионная деятельность. Этот вид деятельности строится на взаимном интересе учащихся и учителя, неординарности материала и заданий, поиске нового. Данная форма помогает оживить изучаемый материал, приобщить ребят к предметному миру прошлого, воспитать чувство гордости за свою историю, историческое и культурное наследие родного села.
Входя в музей, беседуя с жителями села, беря в руки, ордена, старые фотографии, лица ребят становятся другими. В их лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление. «Музейные уроки», по отзывам самих ребят, позволили им легче усваивать программные уроки, научили слушать, передавать увиденное, вести экскурсии, пополнили словарный запас, повысили эрудированность. Музеи нам нужны, поскольку с их помощью умный учитель может решить многие проблемы воспитания. Особенно необходимы они в глубинке, где часто являются едва ли не единственными очагами культуры. Музей помогает растить патриотов.
Федеральные государственные образовательные стандарты в рамках реализации гражданско – патриотического и правового образования на уроках истории и обществознания
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.
ФГОС
Социальная компетентность – развиваю, организуя групповое взаимодействие, используя технологии сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных навыков. ( диспуты, дебаты, игры, викторины)
Личностная компетентность – формирую посредством организации самостоятельной работы и оценки достижений самими учащимися ( работа с историческими источниками, документами, фото)
Предметно – практическая компетентность – организую проектную деятельность, использую проблемное обучение
Новизна опыта состоит в том,
Что, опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по формированию гражданско – правовых знаний на уроках истории и обществознания путем создания условий для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы. Деятельность обучающихся, в данном случае должна быть направлена на анализ информации, высказывание своего собственного мнения.
Гражданское – патриотическое и правовое образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Результативность моего опыта
Уроки истории и обществоведения – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического и правового воспитания, именно здесь воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Поэтому в своей урочной и внеурочной работе стараюсь проводить как можно больше мероприятий о героическом прошлом, о великих людях, о своей малой родине.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы.
исследовательские работы: « Тимуровское движение», « Тундутово – мое село», « Чертков И.Т. – Герой Славы трех степеней», « Мое село в годы войны». . Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Степная Новь». В процессе работы мы с учениками посещаем библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села.
правовые конкурсы знаний и викторины: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Права детей забота государства», «Я- гражданин» . « Выборы в лесную Думу» презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Подросток и его права»; «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи»,; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мое село », «Наши ветераны», «Моя родословная».
Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Однако, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.
В заключении хочется обратить внимание на то, что главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Возможность тиражирования опыта.
Опытом работы я делюсь со своими коллегами
- на семинарах учителей истории и обществознания,
-на педагогическом совете.
Материалы из опыта работы размещены на сайте: http://nsportal.ru/fomenko-yuliya viktorovna/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время
опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...
Патриотическое воспитание школьников на уроках истории
На современном этапе одной из самых актуальных задач является гражданско-патриотическое воспитание подростков. Наиболее благоприятным материалом для осушествления этой задачи являются героические стра...
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...
Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории...