доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
статья по истории на тему

Фоменко Юлия Викторовна

Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта Фоменко Ю В   учителя  истории и обществознания  МКОУ Тундутовская средняя общеобразовательная школа

Тема: Гражданско - патриотическое и правовое воспитание школьников на уроках истории и обществознания

Здравствуйте уважаемые коллеги, Я Фоменко Юлия Викторовна, представляю вашему вниманию свою ведущую педагогическую идею, над которой я на данный момент работаю.

Тема моей работы звучит так:

Гражданско - патриотическое и правовое воспитание школьников на уроках истории и обществознания

Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.   (Н.В. Шелгунов)

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к социальным нормам и к обществу в целом.

Актуальность выбранной темы

ХХI век для России:

- время складывания гражданского общества и правового государства

                           - признание человека, его прав и свобод

                     - в процессе формирования демократических  ценностей, важнейшим является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, культурных и исторических традиций родного края

Цели и задачи

Цель:

Формирование уважительного отношения к прошлому, своему государству, к закону, правам других людей

Задачи:

- Формирование системы ценностей и установок поведения подростка

-  уважения к закону и праву

- ответственность перед обществом и государством

- сознание моральных и правовых норм

Гражданско-патриотическое  и правовое воспитание предполагает:

- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

- формирование системы ценностных ориентаций.

- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры.

Ведущая идея моего опыта  -

   повышение гражданско - правовой грамотности обучающихся на  уроках истории и обществознания через урочную и внеурочную деятельность. Для  повышения  мотивации обучающихся на своих урокам я использую интерактивные игры , тесты, КВН, викторины, уроки-путешествия, экологические уроки, устные журналы, беседы, дискуссии, конкурсы по правовым знаниям, семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата.

На уроках истории использую произведения русской литературы, живописи, фольклора, которые усиливают эмоциональное воздействие на детей, способствуют лучшему восприятию материала.

Урочная деятельность

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории и обществознания играют большую роль.

Формирование гражданских и правовых компетенций может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.

В связи с обозначенными проблемами возникает необходимость в поиске путей их решения. Для решения их необходимо взаимодействие государства, семьи и школы. Каждое государство заинтересовано в воспитании настоящих граждан, патриотов своей страны, каждая семья стремится воспитать достойных детей. А сделать это можно путём воспитания и образования.

Я в своей работе стараюсь это осуществить через урочную и внеурочную деятельность,  музей. Структура гражданско-патриотического и правового воспитания представлена в форме дома. Любовь к Родине, уважение к законам  начинается с малого, и, прежде всего, именно с дома, со своей семьи. И школа, как мы знаем, тоже один большой дом.

На уроках истории, изучая тему, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение, т.к. изучение прошлого своей семьи, села, школы, района дает возможность будить интерес у  ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине, к законам. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические и правовые события и явления.

                                      Музейная деятельность

Формы развития познавательной и творческой активности учащихся во внеклассное время очень разнообразны и многогранны. Одна из них – это музейно – экскурсионная деятельность. Этот вид деятельности строится на взаимном интересе учащихся и учителя, неординарности материала и заданий, поиске нового. Данная форма помогает оживить изучаемый материал, приобщить ребят к предметному миру прошлого, воспитать чувство гордости за свою историю, историческое и культурное наследие родного села.

Входя в музей, беседуя с жителями села, беря в руки, ордена, старые фотографии, лица ребят становятся другими. В их лицах можно увидеть и вопрос, и гордость, и изумление. «Музейные уроки», по отзывам самих ребят, позволили им легче усваивать программные уроки, научили слушать, передавать увиденное, вести экскурсии, пополнили словарный запас, повысили эрудированность. Музеи нам нужны, поскольку с их помощью умный учитель может решить многие проблемы воспитания. Особенно необходимы они в глубинке, где часто являются едва ли не единственными очагами культуры. Музей помогает растить патриотов.

Федеральные государственные  образовательные стандарты в рамках реализации гражданско – патриотического и правового образования на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные,  деятельностные  качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

                                                  ФГОС

Социальная компетентность – развиваю, организуя групповое взаимодействие, используя технологии сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных навыков.  ( диспуты, дебаты, игры, викторины)

Личностная компетентность – формирую посредством организации самостоятельной работы и оценки достижений самими учащимися ( работа с историческими источниками, документами, фото)

Предметно – практическая компетентность – организую проектную деятельность, использую проблемное обучение

Новизна опыта состоит в том,

Что, опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, мной была создана система работы по формированию гражданско – правовых знаний на уроках истории и обществознания путем создания условий для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы. Деятельность обучающихся,  в данном случае должна быть направлена на анализ информации, высказывание  своего собственного мнения.

Гражданское – патриотическое и правовое образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.

Результативность моего опыта

Уроки  истории и обществоведения – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического и правового воспитания, именно здесь  воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Поэтому в своей урочной и внеурочной работе стараюсь проводить как можно больше мероприятий о героическом прошлом, о великих людях, о своей малой родине.

Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы.

исследовательские работы: « Тимуровское движение», « Тундутово – мое село», « Чертков И.Т. – Герой Славы трех степеней», « Мое село в годы войны». . Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Степная Новь». В процессе работы мы с учениками посещаем библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села.

правовые конкурсы знаний и викторины: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Права детей забота государства», «Я- гражданин» . « Выборы в лесную Думу» презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Подросток и его права»; «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи»,; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мое село », «Наши ветераны», «Моя родословная».

Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Однако, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.

В заключении хочется обратить внимание на то, что главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.  

                       Возможность тиражирования опыта.

 Опытом работы я делюсь со своими коллегами

- на семинарах учителей истории и обществознания,

-на педагогическом совете.

Материалы из опыта работы размещены на сайте:  http://nsportal.ru/fomenko-yuliya viktorovna/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории

На современном этапе одной из самых актуальных задач является гражданско-патриотическое воспитание подростков. Наиболее благоприятным материалом для осушествления этой задачи являются героические стра...

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...

Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории...