Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории
статья по истории

Волобуева Наталья Михайловна

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Доклад «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в классах для детей с умственной отсталостью»

     Учитель: Волобуева Н.М.

        

Курск-2020

Слайд 1.  Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.

Слайд 2.  «Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не бывает всё гладко и  всё хорошо».       В. А. Сухомлинский.

Слайд 3.  Проблема «Гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках истории коррекционной школы 8 вида» выбрана не случайно. Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической и духовной и культурной сферах жизни общества.

 Слайд 4.  В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Слайд 5. В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни.

Слайд 6. Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитания гражданина, патриота своей Родины.

Слайд 7.    В  Законе РФ «Об образовании»,  Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,  федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России  важно знать ее историю,  духовные истоки и традиции, чтобы  понимать  происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит  ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Слайд 8.  Патриотизм включает в себя:   чувство привязанности к своему народу и тем местам, где человек родился и вырос;

уважительное отношение к истории своего села, города, культуре,  языку и традициям;

желание заботится о других людях и об интересах Родины;

Слайд 9.   Патриотизм включает в себя: осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества;

проявление гражданских чувств и верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

Слайд 10. Патриотизм включает в себя:  гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности. 

Слайд 11. Понятийный аппарат:  Патриотизм, Отечество   и    Родина,  Память, Интернационализм, Мужество  и  смелость, Героизм, Гражданин  и гражданственность, Самопожертвование, Суверенитет, Демократия,   Свобода, право и обязанность.

Слайд 12. Предмету «История России»  в коррекционной школе принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества.

Главной задачей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида является развитие и подготовка умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни. Так как выпускники коррекционной школы – жители, граждане РФ в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта история является одним из важных предметом по патриотическому воспитанию  и формированию гражданственности.

         Изучение курса «История России» начинается  с 7 класса. Уже с первых уроков приходится объяснять, что люди, изучающие историю, справедливо считают, что она помогает жить. Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения...    В 7 классе одной из первых тем является тема: «Наша Родина – Россия. Моя родословная». Цель такого урока: закрепить и расширить  общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны. Воспитательная задача такого урока – это воспитание чувства любви к своей Родине, ее людям и своей семье. Это первая ступень формирования патриотизма.

Слайды 13-22.         Далее, на примерах деятельности исторических личностей, учитель старается сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух самобытности Веры Православной, дух сплочения и  независимости русского народа.

Формирование патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Уроки истории в коррекционной школе дают возможность на доступном для них уровне узнать об основных событиях в истории своей Родины. Формируется уважительное отношение к историческим личностям, которые внесли свой вклад в развитие государства; формируется понимание того, что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Воспитательной задачей уроков является: вызвать у учащихся чувство гордости за русский народ, который не потерял самобытности общерусского характера, проявил чувство единства в сознании своего права на независимость, свободу и любовь к Родине.

Слайды 23-24. Молодое поколение мало знает о событиях и героях войн. Изучение  военной истории приведёт к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважению к событиям боевой славы нашей страны.         

Слайды 25-32.  В начале урока истории даётся небольшая информация о предстоящем празднике или памятной дате.

Слайд 33-34. Формирование патриотизма идет через воспитание любви к малой Родине – селу, городу, ученическому коллективу, местным  особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

На уроках истории при объяснении ряда тем использую краеведческий материал. Например, при изучении темы «Коллективизация крестьянских хозяйств» в 9 классе использую музейный материал о истории создания колхоза «Россия» («Красный овцевод»), фотографии первой колхозной борозды, первого председателя и правления колхоза, известных колхозников-тружеников.

При изучении темы «Великая Отечественная война. Битва на Курской дуге» в 9 классе рассказываю и показываю фотографии наших земляков-участников Курской битвы (Кормушин Василий, Слащёв Дмитрий, Куклин

Фёдор).

Говоря об Афганской и Чеченской войнах, привлекаю материал о наших земляках – участниках данных событий.

1 октября 2013 в «День пожилого человека» на уроке обществознания в 9 классе состоялся  урок-встреча с ветераном педагогического труда Вахниной Раисой Николаевной. Сорок четыре года посвятила своему делу, воспитала 6 детей, имеет 8 внуков, 4 правнука.

Слайд  35-36.  Формирование  гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине во внеклассной деятельности.

Урок-экскурсия в этнографический музей с. Зиянчурино проведён 10 октября  2013 года. Экскурсовод, заслуженный учитель,  Мазуркевич А. М.  

живописно рассказала учащимся 7 класса о жизни, быте, ремёслах наших предков и продемонстрировала музейные экспонаты.

Ранее совершались экскурсии в музей «Боевой Славы» с. Зиянчурино, где учащиеся знакомились с боевым прошлым наших земляков, знакомились с музейными экспонатами.

Слайд 37-44.     Общешкольные мероприятия.

8 февраля 2014 года проведено общешкольное мероприятие, посвящённое «Дню памяти юного героя-антифашиста», на котором учащиеся вспомнили поимённо пионеров-героев, просмотрели видеосюжет о детях-героях, погибших в годы Великой Отечественной войны, почтили их память минутой молчания, посмотрели фрагмент из художественного фильма «Володя Дубинин», провели беседу, просмотрели композицию с песней «Отмените войну».

28 марта 2014 года проведено общешкольное мероприятие, направленное на противодействие терроризму, экстремизму и другим негативным явлениям  в обществе. Продемонстрированы презентации «Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения», «Молодёжный экстремизм», «Бритоголовая Россия. Неофашизм».

2 апреля 2014 года проведено общешкольное познавательное мероприятии ко «Дню единения народов Беларуси и России» - «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба».

15 апреля к юбилею первого космонавта Ю. А. Гагарина и «Дню космонавтики» в рамках предметной недели проведено общешкольное познавательно-развлекательное мероприятие-викторина «Знатоки космоса».

Слайд 45.     Вывод

Гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и обучающегося.

       Процесс гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии.

       Проблемный ребенок с  большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине.

       Смысл многих гражданско-патриотических качеств проблемному ребенку так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.

        Но, тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического  формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы  VIII вида, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

      Поэтому, для более успешной организации гражданско-патриотического образования необходимо учитывать следующие правила:

Слайд 46. Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.

Обеспечить активность детей на занятиях, уроках: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.

Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.

    Стараться преодолеть назидательность, однообразие, скуку.        

    Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.

    Постоянно следить за гражданско-патриотическим развитием детей.

    Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.

    Слайд 47.  И  сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В.О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение».

В.А. Сухомлинский рассматривал историю как важнейший мировоззренческий предмет: «...история Родины — это наука, представляющая собой могучую вечно живую силу, творящую гражданина»

                          Литература

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.  // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

Белкин, А.С. Основы  возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин.  – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 192с.

Буторина, Т. С. Овчинникова, Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст]  / Т. С.  Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004-156с.  

Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст]  / Л.С.  Выгодский. - Пед. психология. – М.: 1991-138с.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений  [Текст]. В 6 т. Т: 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.

Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.  

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. Борщанская //Дефектология. – 2001. -  №4. – С. 37.

Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей  ийс нарушениями  развития. – 2006. - №5. – С. 27

Дольнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дольнев, - М.: Просвещение, 1981. – с 167с.

Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм   [Текст] // А. Замостьянов.- Народное образование, 2002. - № 4.- 67-79с.

Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 63с.

Книга памяти. Афганистан 1979-1989 [Текст] / ред-сост. Т.И. Махалова. – Кемерово: «Издательство «Летопись», 2005.- 484с.

Патриотическое воспитание [Текст]:  система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий  / авт. сост. И.А. Пашкевич. – М.: Учитель, 2008. – 168с.

Пашкович, А.П. Как воспитать париота   [Текст]  / А.П. Пашкович. – СПб: КАРО, 2009.-92с.

Попкова, Т.Г. Памяти павших во имя живых  [Текст] /сост. Т.Г. Попкова -  Белово «Канцлер»,  2003.

Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] В 6 т. Т: 1./сост. С.Ф. Егоров – М.: Педагогика, 1990 – 461с.

Н.Э., Хвалевко Н.Г., Семенкова Т.Н. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения / Коллективная монография – Кемерово, издательство КРИПК и ПРО, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания              ...

статья "Краеведение – как средство патриотического воспитания учащихся на уроках истории."

в статье описывается опыт использования краеведческого материала на уроках истории. Характеризуются формы и методы применения краеведческого материала....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и во внеурочное время

опыт работы, презентация, к выступлению на ЕМД, гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории

Доклад (с презентацией) на методическом объединении учителей на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории в коррекционной школе 8 вида»...