«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
статья на тему
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_urokah.docx | 51.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление:
I. Введение
II. Основное содержание
1.Понятие патриотизма и гражданственности.
2.Сущность, функции и система гражданского воспитания.
3.Патриотическое воспитание, формы воспитания
патриотизма и гражданственности у школьников.
4.Организация гражданско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания.
III. Практическая часть
IV. Заключение.
V. Литература
Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А. Н.Толстой
I. Введение
Современный период в российской истории и образовании -время смены ценностных ориентиров. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем.
Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.
Выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «антисемитизм», «космополитизм».
Стала все более заметной постоянная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.
Цель исследования – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников на уроках истории и обществознания.
Предмет исследования - сущность, содержание и особенности воспитания патриотических чувств и сознания у учащихся общеобразовательной школы.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы гражданско–патриотического воспитание школьников, рассмотреть историю развития содержания понятий «гражданское воспитание» «патриотическое воспитание, определить актуальность гражданско – патриотического воспитания в современной России, определить содержание, цели и задачи гражданско-патриотического образования и воспитания школьников
2.Патриотическое воспитание при изучении истории и обществознания в общеобразовательной школе, определить концепцию основных подходов к патриотическому воспитанию при изучении истории, рассмотреть организацию патриотического воспитания на уроках истории и обществознания, определить уровень использования краеведческого материала на уроках истории по патриотическому воспитанию школьников.
Методы исследования: анализ государственных документов, психолого-педагогической, специальной, научно-методической литературы и практики; изучение и анализ практических разработок по патриотическому воспитанию школьников.
Гипотеза:
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную озабоченность вызывают вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России в целом.
II. Основное содержание.
1.Понятие «патриотизма и гражданственности».
Впервые в истории слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.
В отличие от Западной Европы, где городское самоуправление противостояло государственному абсолютизму, в России общинное, земское самоуправление выступало против боярской, а затем и дворянской аристократии, но при этом всегда поддерживало сильную центральную власть, играло важную роль в укреплении российской государственности.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом
Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.
Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженные борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.
Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности – чести. Человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.
Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, т.е.педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско – патриотического воспитания.
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.
2.Сущность, функции и система гражданского воспитания.
Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.
Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть
школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.
Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми
проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно- гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки.
Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми
вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления.
Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.
Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий.
Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий.
Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию
конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.
Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.
3.Патриотическое воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности у школьников.
Вопросы патриотического воспитания в системе школьного образования всегда занимали важное место. На основании «Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уверенности в его великом будущем.
Мыслители в глубокой древности рассматривали патриотизм как идею и движущую силу общества и государства. Разносторонние аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Аристотель, Ф. Бэкон, Г.В.Ф. Гегель, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Ж.П. Сартр, И.Г. Фихте, З. Фрейд, Цицерон, А. Шартье, К. Ясперс и др.
В плеяде отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма находятся В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, Н.О. Лосский, Г.В. Плеханов, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.Б. Струве, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.С. Хомяков, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк Н.Г. Чернышевский и др.
Анализ работ ученых, посвященных исследованию патриотического воспитания школьников, позволил нам сделать вывод, что патриотизм определяется как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность до самопожертвования к его защите.
В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм. Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе. Применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.
Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы и осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.
4.Организация гражданско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания.
Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории.
Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.
Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания – это процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.
Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее - единый процесс. Патриотическое воспитание и патриотическое чувство малолетних граждан РФ можно формировать не только на примере героического прошлого нашей страны, но и истории каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач патриотического воспитания.
Таким образом, в патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:
1. Изучение истории семьи ребенка.
2. Изучение истории родного края.
3. Изучение истории Отечества.
Задачи патриотического воспитания на уроках истории и обществознания:
- Расширить мотивацию изучения истории России;
- Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
- Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов детей);
- Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Первое направление в работе - это изучение истории родословной семьи ребенка. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач:
1. Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
2. Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
3. Использовать невостребованные возможности семьи.
4. С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы.
5. Расширять мотивацию изучения истории Отечества.
Второе направление
Очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Важность изучения истории своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX в. Краеведение способствует формированию "нравственной оседлости населения", "чувства Родины".
Реально переживают обучающиеся чувства привязанности к своей земле, изучая историю своей «малой Родины».
Для воспитания связанных с этими качествами взглядов и убеждений большое значение имеет создание проблемных ситуаций, в которых бы возникала борьба мнений, отстаивание обучающимися своих взглядов, в процессе которых начинает складываться своя точка зрения, оттачивается и упрочивается своя внутренняя позиция. С этой целью на уроках истории или обществознания можно использовать проблемные вопросы, по которым у обучающихся возникают различные суждения и мини-дискуссии.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания обучающихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Изучение истории родного края помогает осмыслить процесс не разрывной связи с историей страны, а в результате - понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
При преподавании истории родного края необходимо создать условия, при которых возможна активная познавательная деятельность обучающихся.
Помогут в этом следующие требования:
- Отбор личностно значимых для обучающихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для обучающихся уровне.
- Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - "приобрел" знания о нем (или у него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).
Изучение героических страниц истории Отечества можно осуществить при изучении отдельных тем и уроков по курсу "История Отечества" в 6 - 11 классах, также темы патриотизма охватывают уроки обществознания.
Вспомним слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”.
Третье направление
Каждый урок – это совместный плод труда учителя и обучающегося. На уроках истории есть все предпосылки для реализации данного требования.
Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
Это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству».
Вне исторической памяти, вне традиции и культуры нет личности. Историческая память формирует духовную целостность мировоззрения человека.
История одновременно и светлая, прекрасная, жесткая, страшная наука. Она призвана показать жизнь во всем ее многообразии – величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти злобе, предательстве; в поддержке людей друг друга, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами.
На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект образовательного процесса. Учителю надо стараться сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир ученика. Дети могут учится уважению к достижению предшествующих поколений, преодолевают отстраненность и равнодушие к изучаемой проблеме.
Современному поколению, как и любому другому нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания необходимо уделять внимание персоналиям в истории. Предлагая учащимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, стараться сосредоточить их внимание на том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от общепринятых штампов в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, Сперанского, декабристов будет иметь много более ценное воспитательное действие.
Немало важную роль на уроках истории в школе играет процесс формирования исторической терпимости к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы и своего Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Учитывая то, что в классе часто учатся представители разных народов важно не допустить скатывания на позиции национализма. Патриотизм и уважение к историческому прошлому своего народа должно лишь подчеркивать место нашей страны в общемировом пространстве.
История дает возможность продемонстрировать, как можно развивать чувство гордости за свою страну на примере конкретного отношения к малым и большим победам страны в разных областях жизни.
Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.
Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника).
На уроках дети могут не только писать эссе, но рисовать различные плакаты, разрабатывать различные проекты по развитие своего села, города, края и даже страны. Например, «Экологическая ситуация родного села», «Мир вокруг нас» и другие. Это позволит формированию любви к родине, городу, селу, дому.
III. Практическая часть
Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.
Педагогические технологии, используемые на уроках истории и обществознания:
-информационно-коммуникационные технологии
-лекционно-семинарская система обучения
-технология организации самостоятельной работы на уроке
-проектные технологии, которые помогают организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта
-технология развития критического мышления
-исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний
На уроках можно использовать следующие формы занятий:
-диспуты
-дискуссии (проекты, командные, групповые)
-лабораторные работы )анализ исторических документов ,работа с текстами современных государственных документов)
-практикумы (решение познавательных задач)
-«круглые столы»
Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература, музыка, МХК.
В теме «Россия на рубеже XV-XVII вв..» урок «Смута в Российском государстве» в VII классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков.
Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.
Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Учитель помогает учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.
При работе в группе с дополнительными историческими материалами, грамотой Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».
Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества.
Глубже понять и прочувствовать подобные нюансы помогает ознакомление учащихся с историческими персоналиями того времени. Учащиеся готовят сообщения о понравившемся им историческом деятеле. Знакомятся с трагедией «Царь Борис» А.К.Толстого. Возможно написание мини сочинения, эссе по данной тематике.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.
Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей на уроках может осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний, презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности.
В ходе такой работы у учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.
Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:
- ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;
- опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края
- активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования
- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность
IV. Заключение.
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Гражданско-патриотическое развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.
Вследствие этого, первоочередными задачами учителя истории и обществознания по прежнему является:
1. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
2.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию ответственной личности, подлинного патриота страны.
Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Выстроенная методическая система по гражданско-патриотическому воспитанию в сфере личностного развития обеспечивает:
-готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;
Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
-укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;
-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе норм;
-свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией в целом;
-укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Любить свою родину - значит знать её историю».
V. Литература
1.А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. М.,
2001.
2.Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И.,
М.,1993.
3.«Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./
4.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.
5.Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./
6.А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991
7.Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. –
М.,1991.
8. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №
9. С.П. Баранов. Педагогика./ «Просвещение». – М., 1997.
10.Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
11.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
12. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации школьников на уроках истории и обществознания
Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредст...
Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания.
Создание полиэтнического пространства в образовательном пространстве-это наиважнейшая цель в работе современной школе. Многое зависит от учителей истории и обществознания.В статье я показала некоторые...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"
Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся...