Курс лекций "История отечественной культуры", Л.7
методическая разработка по истории

Марина Николаевна Степанова

Культура "Просвещенного абсолютизма" 2-я половина XVIII века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция 7. Культура «Просвещенного абсолютизма» ( 2я пол. XVIII в.)

Особенности формирования культуры. Во второй половине XVIII в., благодаря петровским преобразованиям, значительно возрос международный авторитет России. Страна превратилась в одну из сильнейших европейских держав.

В то же время происходят значительные изменения внутри русского общества, связанные с развитием экономики, сменой феодального уклада   капиталистическим, усилением крепостнического гнета. Крупнейшая крестьянская война под предводительством Е. Пугачева была одним из ярких проявлений противоречий сложившихся в русском обществе.

В этот период происходит окончательное оформление сословного строя, закрепляются права и обязанности сословий.

http://xn--e1aogju.xn--p1ai/upload/000/u1/269/02cd0010.jpeg

Усилившиеся контакты России с европейскими державами не могли не оказать влияния на русскую культуру. Идеи западноевропейского Просвещения, Война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция- оказали воздействие на общественную мысль России. Сведения об этих событиях появлялись в русской прессе, о них писали деятели культуры, побывавшие за границей: Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника», 1801. Власть, обеспокоенная проникновением в русскую среду западных революционных идей, прибегала к усилению цензуры. В 60-70-е гг. роль цензоров выполняли Академия наук и Московский университет. В конце XVIII в. цензурный надзор усилился: был отменен указ о вольных типографиях, для контроля за ввозом иностранных книг создавались отделы цензуры в Перербурге, Москве и портовых городах. А в 1800г. по распоряжение Павла I  ввоз иностранных книг был вообще запрещен.

Еще одна особенность культуры этого периода- появление интеллигенции. Начало ее породил указ Петра III от 1762 г., по которому дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. Тем самым из среды дворянства стали выделяться образованные люди, не являющиеся ни воинами, ни чиновниками. Термин «интеллигенция» (с лат. понимание, знание) означает  наличие большого числа образованных людей, находящихся в оппозиции власти. Первым русским интеллигентом считается А.Н. Радищев с его произведением «Путешествие из Петербурга в Москву», про которого Екатерина II сказала: «Это бунтовщик, хуже Пугачева».

Образование и просвещение. К середине XVIII в. «образованность» становится модной среди дворянства. Получает распространение домашнее образование, когда дворянских детей обучали приглашенные учителя. Во 2-й половине XVIII в. была создана сеть закрытых учебных заведений, в первую очередь для детей дворян: Сухопутный дворянский кадетский корпус (1731), Морской дворянский кадетский корпус (1752). В 1759 г. был основан Пажеский корпус для обучение придворных пажей. В эти заведения принимали в возрасте 4-6 лет. До 18-20 лет они воспитывались и обучались в полном отрыве от семьи. В 1764 г. в Петербурге открыто Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре- это было первое в Европе светское учебное заведение для девушек.

Во второй половине XVIII в. появляются профессионально- художественные училища: Танцевальная школа в Петербурге, 1738, Балетная школа, 1773, Академия художеств, 1757.

Закрытые учебные заведения создавались и для других сословий. Так в Москве на средства П.А. Демидова было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан, 1779, а также Екатерининский институт для девиц из семей купцов и мещан.

Главным событием в образовании было открытие в 1755г. Московского университета. Создан по инициативе и по проекту М.В. Ломоносова. Он состоял их трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Первые три года все студенты обучались на философском факультете. Лишь затем начиналась специализация по гуманитарным наукам или физике на философском либо на юридическом или медицинском факультетах. Срок учебы составлял 7 лет, обучение было бесплатным. Университет был бессословным, не принимались только крепостные. Типография, открытая при Университете, была первой гражданской типографией. Здесь печатались учебники, словари, научная и художественная, отечественная и зарубежная литература, журналы.

Во второй половине XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В 1786г. был утвержден Устав народных училищ- это был первый законодательный акт в области народного образования. Согласно этому документу, в губернских городах должны были открыться четырехклассные училища. Их курс включал: грамматику, геометрию, механику, физику, архитектуру, всеобщую и российскую историю, географию. В уездных городах предполагалось открыть двухклассные училища, в которых должны были изучать чтение, письмо, Священное Писание, начало арифметики и грамматики. Впервые вводились единые учебные планы, классно- урочная система, методика преподавания. Общеобразовательная школа была рассчитана на городское население.

Во второй половине XVIII в. появляются журналы. Первый журнал в России был научно-популярным. Это «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», издаваемые Академией наук с 1755 г. Среди журналов этого периода первое место занимают журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», «Пустомеля» и «Кошелек». Первенствующая роль этих журналов объясняется их заостренным критическим направлением. В центре внимания Новикова-журналиста были язвы крепостнического строя, плутовство и взяточничество чиновников, судей и т. п.  Важной особенностью этого периода является возникновение журналов в провинции. В Ярославле появляется «Уединенный пошехонец», а потом «Ежемесячное сочинение, издаваемое в Ярославле». В Тобольске начинает выходить «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» и «Журнал исторический».

В Москве выходит много специализированных изданий. Это «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова, «Музыкальное увеселение», «Собрание некоторых театральных сочинений». В Петербурге в 43-х частях выходит «Российский феатр». В официальном петербургском издании «Собеседник любителей российского слова» продолжает выступать Екатерина II.

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. Классицизм (от лат. classicus — образцовый) как последовательная система сложился в XVII веке во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности. В это время широко используются темы, образы и мотивы античного искусства. В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Русский классицизм отличался от западноевропейского. Во-первых, он вырос на родной почве. Сюжеты своих произведений русские классицисты брали из русской истории, а не из античности. Они проявляли огромный интерес к образу Петра, Екатерины II и к прошлому России, воспевая царей, вельмож и героев-полководцев. Во-вторых, русский классицизм отличался резким обличительным сатирическим характером. В-третьих, в русском классицизме были сильны идеи просвещенного абсолютизма, веры в то, что прогрессивные преобразования может осуществить носитель верховной власти — царь. Петр I олицетворял просвещенного монарха, его личность и его деятельность стали ведущей темой в литературе XVIII века.

Литература. В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с множеством жанров: ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман. Крупнейшим поэтом этого периода был Гаврил Романович Державин. Широкая литературная известность пришла к Г. Державину в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.

Начало сатирическому направлению в литературе положило творчество Дениса Ивановича Фонвизина, направленное против невежества и помещичьего произвола («Недоросль»).

В конце XVIII века формируется новое литературное направление- сентиментализм (от французского sentiment - чувство), для него характерно эмоциональное восприятие мира, повышенный интерес к человеку и его чувствам. Расцвет сентиментализма связан с творчеством А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина.  А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» написал в виде путевых заметок. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Параллельно с этим Радищев смело и резко осуждает самодержавие. Екатерина II распорядилась конфисковать и уничтожить все найденные экземпляры- напечатано было 600 экземпляров, но в продажу поступили только 25. Официально «Путешествие» было под запретом более века.

К сентиментализму относятся и повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Рассказывает о судьбе молодой и красивой девушки, которая вынуждена содержать больную мать и работает не покладая рук. В какой-то момент ей встречает богатый дворянин Эраст, в которого Лиза влюбляется. Но и Эраст влюбляется в Лизу, потому что ему кажется что он нашел свой идеал - чистый цветок, который он клянется беречь и охранять. Влюбленные клянутся любить друг друга вечно. Но вот случается ночь любви, и Лиза теряет в глазах Эраста свою привлекательность вместе с непорочностью. Он все еще очень хорошо относится к девушке, но их отношения теряют ту чистоту, что сопутствовала им в начале романа. А потом Эраст уходит в армию. Лиза была в большом горе и некоторое время спустя встречает Эраста в городе. происходит неприятное объяснения и Эраст сообщает, что вынужден жениться на богатой вдове. Лиза разочаровавшись в любви и в жизни бросается в пруд.

Театр. Середина XVIII века важный рубеж. В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный «Русский для представления трагедий и комедий театр». Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Федором Волковым, происходившем из купцов. Основателем и директором театра был А.П. Сумароков.

Также в Петербурге действовал школьный театр при Сухопутном дворянском корпусе.  В 1779 г. возник частный театр на Царицыном Лугу, которым руководил известный русский актер и драматург Иван Дмитревский. На его сцене впервые были поставлены пьесы Фонвизина. Но театр просуществовал недолго – в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины II.

В Москве театральные представления разыгрывались в Университете итальянской труппой Джованни Локателли.

Во  второй половине XVIII века, в связи со стремлением Екатерины II укрепить свое влияние среди провинциального дворянства, начинают открываться театры в губернских городах. Так, в 1793 году по инициативе вице-губернатора И. М. Долгорукова, известного театрала, актера-любителя и драматурга, открылся в Пензе Театр благородных любителей. Примечателен в этом отношении и почин крупнейшего русского поэта Г. Р. Державина, бывшего в конце 80-х годов XVIII века губернатором в Тамбове. В то время тамбовское дворянство, по выражению Державина, было подобно «дикому и темному лесу». Поэт и его жена приложили много сил, чтобы «образовать» его. Видную роль в этом сыграло создание театра, представления которого собирали многих зрителей.

Постепенно увлечение театром захватывает все большие круги дворянства. Богатые помещики создают собственные крепостные театры и оркестры, которые содержат как в усадьбах, так и в городских домах. Крепостные театры многих вельмож, особенно Шереметева, Юсупова, Всеволожского и Волконского, по отзывам современников, достигли высокого художественного уровня. Театр Шереметьева в Кускове посещали Екатерина II, придворная знать, иностранные дипломаты. Зрителей восхищало богатство постановок, изящество и музыкальность исполнения, удивляло сценическое мастерство крепостных актеров.

Первоначально крепостные театры предназначались лишь для узкого круга зрителей, главным образом, родных и знакомых владельца. Но по мере роста популярности сценического искусства крепостной театр из «домашней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным.

Музыка. Музыка приобретает более сложный и разнообразный характер. Получает распространение любительское музицирование – устраивались публичные концерты с участием зарубежных и русских исполнителей, о чем сообщалось в столичных газетах.

Ведущим жанром становится опера. В театральном репертуаре преобладала комическая опера. Героями ее, как правило, были простые люди- крестьяне, ремесленники, купцы, которые не терялись в жизненных ситуациях благодаря своему уму и находчивости. Огромной популярностью пользовалась опера А. Аблесимова «Мельник- колдун, обманщик и сват».

В конце XVIII века появился жанр камерной лирической песни- «российская песня», текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Развитию этого жанра во многом способствовало творчество Осипа Козловского, автора театральной музыки, маршей, полонезов. Сочиненный им в 1791г. полонез с хором «Гром победы раздавайся» на слова Г.Державина исполнялся длительное время как русский национальный гимн.

Уникальным композитором и скрипачом был Иван Евстафьевич Хандошкин, внук крепостного крестьянина. Он считается основоположником русской скрипичной школы.  

Живопись. Изобразительное искусство также развивалось в этот период на принципах классицизма. В живописи складывается система жанров: портрет, пейзаж, театрально- декорационное искусство и историческая живопись.

В исторической живописи проявлялся интерес к прошлому народа и государства. Первым русским историческим живописцем был Антон Павлович Лосенко. Он окончил Академию художеств, учился за границей, вернувшись в Россию, стал преподавать в Академии художеств. Одна из наиболее известных его картин- «Владимир перед Рогнедой» (1770), в которой представлен один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывающий о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Летописцы не скрывают жестокости и бесчинств молодого Владимира, тем сильнее на контрасте должно предстать его преображение после принятия христианства. Но художник пытается найти оправдание поступку Владимира – для него он уже устойчивый национальный герой. На картине представлен момент раскаяния князя, изъясняющего свои чувства убитой горем Рогнеде. Все изображение на полотне Лосенко построено в духе театрального  действа: чувства главных героев, антураж картины — обстановка, костюмы  переданы языком театрализованных жестов.

Творчеству другого художника- Григория Ивановича Угрюмова свойственно стремление к большей исторической достоверности («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1799; «Взятие Казани», 1800).

В развитии жанра портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и углубление реалистичности образа. Так художник  А.П. Антропов в портрете А.М. Измайловой изобразил статс – даму прямо и просто, с предельной честностью. В портрете главная особенность- натурная достоверность облика модели.

Известным художником 2-й половины XVIII века был Федор Степанович Рокотов. Он творил, не получая вознаграждения из государственной казны. Тем не менее, за 60 лет он, по словам современников, «переписал пол Петербурга». Хотя Рокотов не был придворным художником, ему нередко заказывали свои портреты известные вельможи и даже сама Екатерина II. Более того, он пользовался столь высоким доверием императрицы, что именно ему она доверила запечатлеть на полотне своего незаконнорожденного сына, впоследствии известного под именем графа Бобринского. Но наибольшей известностью пользуется портрет графини А. Струйской.

Ярким примером сентиментализма в живописи стала работа Владимира Боровиковского портрет Марии Лопухиной. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является воплощением идеала женственности в русском искусстве.

В конце XVIII века появляются полотна на темы крестьянской жизни: М.Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор». Тематика этих картин совершенно необычна для живописи XVIII века: обе они изображают бытовые сцены из крестьянской жизни. Тем крестьянства в то время, еще ни кем не была затронута и даже считалась в какой-то мере скандальной, так как ученикам художественных школ не давали даже смотреть на крестьян, чтоб испортить «изящный вкус». 

Зарождается интерес к ландшафтному пейзажу. В данный период преобладали картины итальянской природы (Сильвестр Щедрин). Новым явление в живописи стал городской архитектурный пейзаж (Федор Алексеев).

В этот период были заложены основы светской скульптуры. Федот Иванович Шубин- один из выдающихся отечественных скульпторов- создал галерею скульптурных портретов, в том числе портрет М.В. Ломоносова. Скульптура становится украшением парков и садов Петербурга и окресностей.

Появляются светские памятники. В их числе памятник «Медный всадник», 1782, Петру I, сооруженный по приказу Екатерины II французским скульптором Этьеном Фальконе.

 

Литература:

  1. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская.-М., 1993.
  2. История русской литературы XI- XVII вв. / по ред. Д.С. Лихачева.- М., 1975.
  3. Келдыш, Ю.В. История русской музыки: в 10 т./ Ю.В. Келдыш Т.1.-М., 1983.
  4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т./П.Н. Милюков.- М.1994-1995.-Т.2. –Ч.2.
  5. Хрестоматия по истории Росии: в 4 т./сост. И.В.Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова.- М., 2001.- Т.2: XVII- начало XVIIIвв.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4

Московское царство как культурная эпоха...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...