Технологическая карта урока "Крестовые походы"(урок-2-ой)
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Средние века-6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок №2 по Крестовым походам, с использованием командно-игровых методов | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- учитель ИЛЬИНА Алла Ивановна
Предмет: История
Тема: КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ(УРОК ВТОРОЙ)
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о причинах, целях и результатах крестовых походов; показать роль католической церкви в организации крестовых походов на Восток; познакомить и закрепить понятия: крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден |
Тип урока | Комбинированный (с применениеи технологии критического мышления и командно-групповой работы) |
Планируемые | Предметные: характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе, проводят поиск необходимой информации в историческом источнике, характеризуют цели, обстоятельства, участников крестовых походов, перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений, выделяют и перечисляют последствия крестовых походов. Метапредметные: Познавательные: моделируют логические схемы, владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала, выделяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания, устанавливают причинно-следственные связи, произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеют диалогической формой речи, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют свое мнение и позицию. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, способность к определению своей позиции |
Образовательные | Презентация «Крестовые походы», подготовленная учителем. |
Оборудование | компьютер, мультимедийный проектор, карта «Крестовые походы» |
Основное содержание, понятия и термины | Причины крестовых походов. Крестовые походы. Духовно-рыцарские ордены. Последствия крестовых походов. Крестовый поход, крестоносцы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | Формы контроля | ||
I. Организационный момент | УЗНО- по итогам прошлого урока | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Обьявляет цель- продолжить изучение темы (если урок открытый)-капитаны и магистры представляются | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Проверка домашнего задания | Опрос –разминка | – Вспомним:(ответ болельщиков, но баллы команде)- 1.Что было главной причиной разделения церквей? с129-130(уч ) 2.Что такое ордены нищенствующих монахов? 3.)Причины крестовых походов?(на листе) 4) Что за земля Палестина, что значит благодатная и почему? с 135-136(уч) 5) Каково было положение немусульман в Арабском халифате? (ответ: христиане в Арабском халифате были ущемлены в своих правах, обязаны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию, им запрещалось выступать свидетелями в суде против мусульман.) 6)Участники (трудности) крестовых походов | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Фронтальная | Характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе | Познавательные: отвечают на вопросы, моделируют схему. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий | Устные ответы, схема | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, и напомнив цель- продолжить изучение темы -предлагает сформулировать учебные задачи ( вторым крестовым походом все не закончилось..) | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |||
IV. Изучение нового материала | Командно-групповая работа По опережающему домашнему.заданию Презента-ция | Класс разделен на три команды (работа в группах-по колонкам) Капитан- один из 3-х королей, известных по 3-му крестовому походу. Духовный помощник -магистр ордена..(на предыдущем уроке тянули жребий) Команда 4-6 чел- остальная часть-боельщики. (у них тоже эмблема ордена). Задание-1: ответьте на следующие вопросы: – Что такое духовно-рыцарский орден? – Когда и с какой целью были созданы духовно-рыцарские ордены? – Какую роль они сыграли в государствах крестоносцев? (отвечают магистры) Задание-2. Капитаны-короли представляют себя с добавлением материала за рамками учебника (соперники должны определить, чего в учебнике нет) На экране-презентация, соответствующая событиям Третьего крестового похода | Участвуют Смотрят презентацию, отвечают на вопросы | Командно-групповая | Характеризуют положение немусульман в Арабском халифате Знакомят с историческими личностями- участниками Третьего крестоваго похода | Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи Познавательные: владеют рациональными приемами запоминания различного по характеру учебного материала. | Ответы на во-просы | |
Рассказ учителя | – Задание-3.Читают (слушают учителя) о 4-ом крестовом походе. Отвечают на вопрос, чем данный поход отличается от других изначально. | Слушают учителя, делают записи в тетради | Индивидуальная | Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике и учебнике | Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; Познавательные: выделяют основную и второстепенную информацию. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач | Работа | ||
Презентация и составление обобщающей таблицы | Предлагает в ходе просмотра презентации «Крестовые походы» заполнить обобщающую таблицу (см. Приложение 3) ? | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная | Характеризуют обстоятельства, участников и основные события крестовых походов | Познавательные: структурируют знания, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения | Таблица | ||
V. Первичное осмысление | Командно-групповая работа | крестоносцев? (отвечают магистры) Задание-2. Капитаны-короли представляют себя с добавлением материала за рамками учебника (соперники должны определить, чего в учебнике нет) Задание-3.Читают (слушают учителя) о 4-ом крестовом походе. Отвечают на вопрос, чем данный поход отличается от других изначально. | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы с применениеи технологии критического мышления и командно-групповой работы | Индивидуально-командная | Перечисляют отличия духовно-рыцарских орденов от других монашеских объединений Характеризуют обстоятельства, участников и основные события крестовых походов | Познавательные: произвольно и осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой | Устный опрос | |
Беседа с использованием текста учебника | – Так каковы же были последствия крестовых походов? Итог: постепенно крестоносцы покидали завоеванные территории, и к 1291 г. пала последняя крепость рыцарей – Акра. Однако для Европы они не прошли бесследно. И, как ни странно, их последствия в большинстве своем были благотворны. Пример, -в Европе появились горячие бани, -ветряные мельницы, -новые сельскохозяйственные культуры (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы и пр.). (Все эти усовершенствования были заимствованы на Востоке.) -В моду вошли богатые восточные ткани. -Европейцы научились изготавливать стеклянные зеркала, шелковую ткань, -повысился уровень обработки металлов. - следствием крестовых походов стало оживление торговли в Средиземноморье, -( с 148) | Участвуют | Индивидуальная | Выделяют и перечисляют послед-ствия крестовых походов В тетради появляется мини-табличка( в каком веке-сколько крестовых походов) | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений. Коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию | Устные ответы | ||
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа Домашнее задание | – Закончите предложения: • Я приобрел… • Я научился… • Я смог… • Меня заинтересовало… • Мне захотелось… • У меня получилось… • Мне понравилось… Учебник, § 17; записи в тетрадях. закончить работу в тетради Табличка с 149 УЗНО- по итогам данного урока | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Записывают домашнее задание | Фронтальная Индивидуальная | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: проявляют способность к определению своей позиции Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценивание работы учащихся |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
1) Католическая церковь всеми силами боролась против различного рода еретических учений, которые в это время возникали в Европе. Наиболее широко известен так называемый крестовый поход против альбигойцев, организованный Иннокентием III в 1209 году. «Поводом для него послужила смерть папского легата и инквизитора Петра Кастельно, который свою основную задачу видел в полном уничтожении еретиков. Фактически же католическая церковь стремилась присвоить себе богатые владения графа Тулузского»*.
2) Арабский халифат, как и всякое другое средневековое государство, в период своего расцвета вел активную завоевательную политику, в результате чего в его владениях оказалась значительная часть византийских территорий. Все немусульмане, проживающие на территории Арабского халифата, обязаны были платить высокие налоги и содержать за свой счет армию, им запрещалось выступать свидетелями в суде против мусульман.
Вывод: христиане в Арабском халифате были ущемлены в своих правах, Палестина (святая земля по представлениям верующих, где жил и был распят Иисус Христос) была захвачена мусульманами. Этим воспользовалась католическая церковь, которая решила организовать против «неверных» крестовый поход.
Приложение 2
ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Помимо религиозных мотивов, участниками крестовых походов двигали и другие причины.
1) Европа в этот период переживала весьма трудные времена: небывалые морозы, наводнения, несколько лет подряд были неурожаи, что повлекло за собой голод и падеж скота, а также массовые эпидемии «горячки» и чумы. А восточные страны в тот период, напротив, переживали полосу расцвета, и европейцы были наслышаны о богатых землях на Востоке.
2) Еще одной причиной крестовых походов был недостаток земли (его испытывали бедные крестьяне, разорившиеся рыцари, младшие сыновья феодалов, которые не получали в наследство ничего, кроме лошади и оружия). Демографический рост, который переживала Европа, обострил и без того напряженные отношения между различными социальными слоями.
3) Существовали и политические причины. Успехи арабов в завоевании Египта, Сирии, Северной Африки, Испании, Палестины и др. территорий вполне оправданно волновали европейцев. Крестовые походы были возможностью остановить дальнейшую экспансию ислама.
4) Генуя, Венеция и Пиза поддержали крестовые походы в силу экономической необходимости. Они уже давно соперничали с арабами в торговле в Средиземноморье, поэтому крестовые походы стали лишь еще одной формой продолжения этой борьбы.
Приложение 3
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
Дата | Участники похода | Основные события | Итоги |
Первый крестовый поход (1096–1099 гг.) | Крестьяне, феодалы, рыцари | Весна 1096 г. – состоялся крестовый поход бедноты. Позже к ним присоединились рыцари. Были захвачены: 1097 г. – Никея, 1098 г. – Эдесса, Антиохия, 1099 г. – Иерусалим | Двадцатипятитысячное крестьянское |
Второй крестовый (1147–1149 гг.) | Возглавили: германский император Конрад III и французский король Людовик VII | Немецкие крестоносцы были разбиты турками-сельджуками в Малой Азии, французские крестоносцы после безуспешных попыток захватить Дамаск вернулись в Европу | Поражение крестоносцев |
Третий крестовый поход («Поход трех (1189–1192 гг.) | Возглавили: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, английский король Ричард I Львиное Сердце | В 1187 г. султан Саладин (правитель объединенного Египта) захватил Иерусалим. Немецкие крестоносцы не достигли даже Палестины, повернув обратно после того, как Фридрих I утонул при переправе через небольшую речку. Французские и немецкие крестоносцы враждовали между собой | Поражение крестоносцев. Англичане захватили о. Кипр и овладели Акрой (1191 г.). Иерусалим вернуть |
Четвертый крестовый (1202–1204 гг.) | Организовал папа Иннокентий III. Участвовали преимущественно французы и венецианцы | Обострение противоречий между Византией и западно-европейскими странами. В 1203 г. Константинополь был осажден крестоносцами, которые посадили на престол Исаака II. После того как он не смог уплатить им сумму, обещанную за помощь, крестоносцы в 1204 г. штурмовали город и разграбили его | Византия перестает существовать как государство. На ее территории создаются Латинская и Никейская империи, Эпирский деспотат и Трапезундская империя |
Пятый крестовый поход | Немецкие, английские, голландские и венгерские крестоносцы | Сумели взять крепость Дамьетту (в Египте), но в дальнейшем поход был неудачен, и крестоносцы заключили мир | В 1221 г. крестоносцы заключили мир |
Шестой | Возглавил император Фридрих II. В его войско входили немецкие, английские, французские и итальянские рыцари | Фридрих II добился своих целей не войной, а дипломатией | Заключен договор с мусульманами, по условиям которого Фридрих II получал Иерусалим |
Седьмой | Возглавил французский король Людовик IX | Захватили Дамьетту и направились к Каиру, где армия Людовика была разгромлена, а сам король попал в плен | Был заплачен огромный выкуп, утрачены все завоевания |
Восьмой | Возглавил французский король Людовик IХ. Участвовали, кроме французов, сицилийцы | Осада Туниса. Король Людовик IX умер от дизентерии, вслед за одним из своих сыновей. Вскоре прибыл король Сицилии Карл I Анжуйский, который заключил перемирие с правителем Туниса | Заключено перемирие, по условиям которого Тунис был обязан платить дань сицилийскому королю. Вскоре пали последние христианские города – Триполи, Акра и Лаодикея |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах»
Технологическая карта комбинированного контрольного урока по теме «Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах». Содержит ссылки на ЭОР....
Технологическая карта и конспект урока по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"
Материал составлен согласно требованиям ФГОС....
Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»
Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"
Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...
Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС
Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"
Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...