Методическая разработка урока - Сценарий "Греция подчиняется Македонии" 5 класс Всеобщая история. Древний мир.
методическая разработка по истории (5 класс)
Данный сценарий является действующим и фактически проведенным на уроке истории 5 класс Матвеевым А.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_uroka.docx | 65.01 КБ |
Предварительный просмотр:
.
«Мое лучшее занятие по формированию УУД»
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Матвеев Александр Геннадьевич | |
Дата рождения | 12 февраля 1969 | |
Название образовательной организации в соответствии с Уставом (адрес, электронный адрес) | МБОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары | |
Должность | Учитель истории и обществознания | |
Педагогический стаж | 20 | |
Электронный адрес автора | Bodgham@yandex.ru | |
Преподаваемый предмет | История, обществознание | |
Дата заполнения | 29 марта 2019г. | |
Подпись и расшифровка | Матвеев А.Г. |
Урок истории
5 класс
Тема: Греция подчиняется Македонии.
Матвеев Александр Геннадьевич
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары
e-mail: Bodgham@yandex.ru
Рабочая учебная программа и УМК по
всеобщей истории «История. Древний мир»
для 5 класса линии «Сферы» (В.И. Уколова).
Чебоксары 2019
Методическая разработка урока: Греция подчиняется Македонии.
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Основная педагогическая технология: технология развивающего обучения.
Тема урока: Греция подчиняется Македонии.
Цель урока: узнать, как Греция потеряла свою независимость.
Задачи: 1. Получить первичную информацию о Македонии и раскрыть смысл понятия «сильное государство».
2. Определить причины и последствия ослабление Греции.
3. Узнать, как реформы и преобразования влияют на развитие государства.
4. Узнать, как Греция потеряла свою независимость в несколько этапов.
Задачи урока:
Предметные: преобразовать информацию учебника в систему знаний учащихся о Македонии, Древней Греции, взаимовыгодном сотрудничестве македонцев и греков, которые имели различные цели, в военном походе против Персидской державы.
Метапредметные: развивать у учащихся понимание обществоведческих понятий: государство, экономика, политика, власть, независимость, суверенитет, свобода.
Личные: формировать у учащихся
1. способность к саморазвитию и самообразованию.
2. понимание причин, мотивов, поведения людей, исторических личностей в конкретный исторический период развития общества.
3. творческий подход в решении поставленных учеником и учителем учебных задач.
Оснащение занятия:
- учебник «История. Древний мир». 5 класс. Под ред. В.И. Уколовой.
- атлас «История Древнего мира» 5 класс.
- фишбон.
Место проведения: учебный кабинет № 42
Продолжительность урока: 45 мин.
Учебно-технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Организа- ционный момент Длительность 2 мин. | - создание условий для интереса к учебной деятельности | слушают учителя | Л: сохранение смысловой ориентации на потребность хорошо учиться |
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Называется тема урока. Постановка цели и задач урока. Длительность 5 мин. | - формирует появление интереса к теме; - называет тему урока; - задает вопросы ученикам; - объясняет цель и задачи урока; - создает условия для актуализации знаний учащихся | - задают и отвечают на вопросы; - высказывают собственное мнение и дополняют друг друга | Логические: - анализ и синтез полученной информации; К: - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умение высказывать собственные мысли. Р: осознание учащимися того, что известно, с тем, что предстоит узнать. |
III. Актуализация знаний Длительность 10 мин. | - предлагает текст для смыслового чтения; - просит открыть атлас и найти Македонию; - высказывает план работы с текстом; - выслушивает различные суждения по прочитанному; - ставит цель – заполнить фишбон; - предлагает сделать анализ выполненной работы. | - просматривают атлас; - изучают краткий текст; - согласно плану учителя, формулируют вопросы к тексту; - высказывают суждения - строят версии-гипотезы - осознают недостаточность знаний для доказательства версий; - делают вывод «Что я узнал» и «Что надо узнать». | Р: - коррекция – внесение необходимых изменений в достижении цели; - осознание учащимися того, что известно, с тем, что предстоит узнать; - саморегуляция – как способность к мобилизации чувств, эмоций. К: - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умение высказывать собственные мысли; - инициативное сотрудничество в поиске информации. Логические: - анализ и синтез, обобщение полученной информации; - установление элементарной причинно-следственной связи. |
IV. Первичное получение новых знаний. Проверка понимания, закрепление информации и ее систематизация в знание. Проверка способности умения оперировать знаниями Длительность 18 мин. | - организует познавательную деятельность учащихся с учебником; - поддерживает интерес к теме урока; - задает вопросы к п.1 «Ослабление Греции», п. 2 «Реформы и македонского царя Филиппа II»; п. 3 «Македония покоряет Грецию»; - создание проблемной ситуации по одному из вопросов; - акцентирует внимание учащихся на обществоведческих понятиях; - принимает ответы учащихся; - предлагает и помогает делать выводы по каждому пункту параграфа. | - вовлечение в смысловое чтение и ответ на вопросы учителя; - понимание наличия проблемного вопроса; - задает вопросы учителю по поиску ответа на вопрос; - решение проблемного вопроса; - осознание цели и задач урока и оперирование информацией; - системная подача информации учителю «Что я узнал» и «Что могу узнать». | Р: - оценка достижения планируемых результатов; - коррекция плана и способов действий в соответствии с планируемыми результатами. П: - поиск информации; - смысловое чтение; - умение строить вербальное общение; - структурирование знаний. К: - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умение слушать и вступать в диалог; - владение монологической и диалогической речью. Л: формирование позитивного смысла учебы, посредством осознания, что «Я могу» и «Я умею». |
V. Рефлексия Длительность 6 мин. | - организует маршрут итоговой активно-познавательной деятельности «посмотри↔вспомни↔воспроизведи» - организует ответ учащихся: «я узнал», «я умею», «мне интересно». | - предлагают выслушать личные итоги выполненной классной работы | Л: формирование позитивного смысла учебы, посредством осознания, что «Я могу» и «Я умею», «Мне интересно». -сотрудничество с учениками и учителем; |
VI. Выставление оценок. Длительность 3 мин. | - создаёт условия для толерантного подведения итогов урока в оценочной форме. | - понимание итогов личной деятельности | Л: понимание результата учения и мотивации. |
VII. Объяснение домашнего задания Длительность 1 мин. | - конкретизирует домашнее задание. | - выбирают задание по предложенным вариантам. |
Сценарий урока.
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. На этом уроке продолжим изучать историю Древней Греции. В параграфе мы узнаем, что на историю Древней Греции повлияет другая страна, ближайшая её соседка – Македония. Что мы знаем о Древней Греции из предыдущих тем?
Ученик(-и): - В Др. Греции были полисы. Полис – это город-государство. – Самые важные – это Афины и Спарта. – В Афинах была демократия, а в Спарте – олигархия. – В Древней Греции провели Первые олимпийские игры в 776 г. до н.э. – Была философия, театр, величественная архитектура и скульптура.
Учитель: Спасибо, правильно. В истории развития государств известны этапы, когда расцвет страны, сменяется упадком. Хотите узнать, почему полисы Греции потеряли свою независимость?
Ученики: Да!
Учитель: Тема нашего урока «Греция подчиняется Македонии».
Цель нашего урока: узнать, как Древняя Греция потеряла свою независимость. Для решения поставленной цели, нам надо узнать причины ослабления Греции и возвышение Македонии. Откройте атлас на с. 24. Рассмотрите, где находится Македония. Нашли и определили. Перед Вами на партах лежит краткий текст о Македонии. Прочтите его.
«Македонцы пасли скот в горах, трудились на земле, дававшей скудные урожаи. Управляли этой страной цари. У них было войско, состоящее из конницы и пехоты. Македония превратилась в сильное государство при царе Филиппе II. Она стала представлять опасность для греческих полисов».
Учитель: Какие вопросы можно задать к прочитанному тексту? Какое суждение или предположение можно вывести из текста?
Ученики: - Так как у македонцев были скудные урожаи, то жили они не богато. – Им было нечего продать из-за скудного урожая. И, возможно, торговлей не занимались. – Что значит – сильное государство? – Македония стала представлять опасность, потому что, им нужны были новые земли, захваченные территории, богатства…
Учитель: Спасибо. С вашим мнением я согласен. Предлагаю рассмотреть ваш вопрос: «Что такое сильное государство?». Кто-нибудь скажет свою версию?
Ученик: В античный период сильное государство - это армия. Наличие золота, серебра.
Учитель: Что мы знаем о Македонии на данный момент, как о сильном государстве?
Ученик: Недостаточно, чтобы считать её сильным государством.
Учитель: Предлагаю вам оформить фишбон, чтобы узнать, что такое сильное государство. В первый фишбон надо вставить те понятия, которые относятся к государству.
Понятия: армия, государство, царь, вождь, закон, цивилизация, образование
Во-втором фишбоне дайте характеристику выбранным понятиям. Какие они, по-вашему мнению в сильном государстве.
Учитель: Вы правильно оформили первый фишбон. Прочитайте, как вы оформили второй фишбон.
Ученик: - Царь – умный, закон – справедливый, армия – сильная, образование – нужным.
Учитель: Ребята, вы поделились своим мнением о характеристике сильного государства. Далее при изучении параграфа мы найдем примеры подтверждающие ваше мнение. Подведём итог: «Что вы узнали и что надо узнать»
Ученик: - Мы узнали про Македонию и где она находится. Чем занимались жители. Что Македония при царе Филиппе II стала сильным государством. Нам надо узнать на примерах, что сделал Филипп II для своего государства.
Учитель: Пункт первый «Ослабление Греции». В этом пункте говорится о причинах ослабления Греции и последствиях. Назовите, пожалуйста, возможные условия для ослабления государства.
Ученики: - Война. – Голод и неурожай. – Наводнение. – Болезни.
Учитель: Верно. Спасибо.
Прочтите, пожалуйста, текст и определите главную причину упадка государства и ряд последствий.
Ученик: - Главная причина ослабления Греции – это Пелопоннесская война 431-404 гг. до н.э. между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Война продолжалась 27 лет.
- Последствия войны – это ослабление хозяйственной жизни полисов. Ослабла экономика.
Победила в войне Спарта и в некоторых полисах были уничтожены демократические порядки. Это политические изменения. Афины потеряли флот. Малоазийские греческие полисы вернулись под власть персов. Спарта перестала быть «общиной равных».
Учитель: Спасибо. Правильно. Вы назвали главную причину. Но, нам известна причина самой войны?
Ученик: Нет.
Учитель: Это проблемный вопрос, на который надо дать ответ или предложить версию-гипотезу. Подумайте и предложите.
Ученик: - Я думаю, что это была война за власть в Греции между Афинами и Спартой. Афиняне видели Грецию демократической, а спартанцы – олигархической.
Учитель: Спасибо. Вы дали правильную версию. Сделаем вывод: «Что я узнал и что могу узнать».
Ученик: Мы узнали причину и последствия войны между Спартой и Афинами 431-404 гг. до н.э. Что я могу узнать?! Например, как Македония подчинила Грецию и последствия войны.
Учитель: Спасибо. Пункт второй «Реформы македонского царя Филиппа II». В этом разделе параграфа мы узнаем, что сделал Филипп II для своего государства.
Но прежде проведём физкультминутку. Упражнения для глаз: посмотрим вверх-вниз… посмотрим направо-налево… сделаем наклоны туловища вперёд-назад… Спасибо. Садитесь. Продолжим урок. Чтобы провести преобразования, необходимы финансовые средства – деньги или золото. Филипп II захватил золотые рудники, чем и обеспечил проведение реформ, например армии. Что он сделал? Он стал строить города, дворцы, укрепил царскую власть, чеканил золотую и серебряную монету, совершенствовал образование, вел торговые дела, создал сильную армию. Он создал все условия для начала завоевательной деятельности. Самым притягательным направлением – было Восточное. Чтобы попасть на восток, надо пройти через некогда величественную Грецию. И поход начался. Итак, как же реформы и новизна влияют на развитие государства?
Ученик: Реформы могут быть направлены на улучшение жизни людей, на усиление военной силы и её применения. Филипп II выбирает второй путь – военный поход.
Учитель: Спасибо.
Переходим в заключительный пункт параграфа «Македония покоряет Грецию».
В этом пункте параграфа содержится ответ на поставленную цель урока – узнать, как Греция потеряла свою независимость в несколько этапов. Ребята, приведите примеры синонимов понятия «независимость».
Ученики: - Свобода, выбор, самостоятельность.
Учитель: Спасибо. Согласен. Предлагаю вам заполнить фишбон. Подумайте и впишите примеры вашей «свободы», «самостоятельности», «выбора» в школе и дома. Оформляйте.
Учитель: Прочтите ваш ответ
Ученик: Я могу выбрать в какой секции мне заниматься – это теннис. Я самостоятельно делаю домашнее задание. У меня есть свободное время в течении дня. У меня есть выбор, что кушать дома и т.д.
Учитель: Спасибо за ответ. На уровне страны, государства потеря свободы, самостоятельности означает потерю власти. Сейчас, я расскажу вам, как Греция лишилась суверенитета, т.е. независимости, самостоятельности, свободы. Филипп II с помощью денег подкупал должностных лиц в полисах. Использовал хитрость и дипломатию. Ссорил греческие полисы между собой. В 338 г. до н.э. ок. г. Херонеи выиграл битву против греческой армии. Затем проявил свою власть – объявил всеобщий мир между полисами и обязал греков участвовать в объединённом походе против персов. Наша цель урока – достигнута. Мы узнали, как Греция подчинилась Македонии. Главная причина подчинения – это проигранное сражение. Согласны?
Ученики: Да!
Учитель: Ответьте на вопрос – почему греки пошли на персов вместе с македонцами?
Ученики: Потому что, у них не было выбора. Их могли продать в рабство. – Потому что, они хотели отомстить персам за прошлые битвы. – Потому что, в армии македонцев, наверное, платили деньги. – Греки хотели вернуть себе былую славу.
Учитель: Спасибо. Очень хорошие примеры. И они правильные.
Ребята, давайте вспомним и обобщим наши знания по параграфу на примере «Мне стало интересно», «я узнал», «я могу».
Ученики: - Мне стало интересно, почему греки воевали друг с другом. – Я узнал, что Филипп II был убит во время пира. Хочу узнать почему так сделали и кто. – Я умею задавать вопрос, читать карту, смогу привести пример потери независимости страны в современном мире.
Учитель: Выставление оценок за урок.
Учитель: Домашнее задание: прочитать параграф. Выполнить «Вопросы и задания» письменно в тетрадь. Прочтите дополнительную информацию об Александре Македонском. Сделайте презентацию. Спасибо всем за урок. До свидания.
Положительные моменты реализации сценария. Сценарий предполагает высокую интеллектуально-познавательную деятельность учащихся. Цель такого сценария – обнаружить логические связи в предложенной информации параграфа. Творчески преобразовать и создать свой «конспект» знаний - «жонглирование» знаниями, без потери их качества. Это не заучивание, а понимание элементарной причинно-следственной связи событий. Сценарий предполагает оперирование обществоведческими понятиями на историческом и повседневном уровне. Объяснение учителем текста параграфа создаёт благоприятную психологическую обстановку в классе. Снимает психологическое напряжение. Фишбон, атлас, презентация и физкультминутка позволяют школьникам переключить на другой, не менее занимательный вид деятельности. Информация параграфа, не получившая обзора, но представляющая интерес для учащегося,- выводится в творческий проект.
Отрицательные моменты реализации сценария. Сценарий не будет иметь своей реализации, если класс не готов к такому виду деятельности. Представленный сценарий – это не возможный вариант. Это реально существующий проект. Он готовится под класс и его возможности. Отрицательные моменты такого сценария – это невозможность высказаться многим учащимся. Причина этому – время 45 мин., как ограниченный, невосстанавливаемый ресурс человека. Энергозатратный урок, требующий концентрации внимания, владение монологической и диалогической речью.
Например, в задачах урока «Личные формирования» входит - понимание причин, мотивов, поведения людей, исторических личностей в конкретный исторический период развития общества. Этот момент на уроке затрагивается косвенно и опосредовано. Это отрицательный момент. Однако ученики всегда проявляют интерес к историческим личностям. Учителем намеренно создается поисковая деятельность для учащегося – почему Филипп II развивал образование и в тоже время готовился к захвату территорий?! И т.д.
Спасибо Вам за ваше внимание к данной работе.
Литература
1. Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник. – М. : Просвещение, 2008.
2. Бутромеев, В. Всемирная история в лицах. Древний мир : энциклопедия для школьника / В. Бутромеев. – М. : Олма-Пресс, 1998.
3. Воронкова, Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков / Л. Ф. Воронкова. – СПб. : Северо-Запад, 1992.
4. Гузик, М. А. Культура Древнего Востока. Занимательные игры / М. А. Гузик. – М. : Просвещение, 1997.
5. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М. : ЭКСМО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"
Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины с использованием ИКТ технологий....
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме:"ФГП и история исследования Австралии"
Тема урока: «Физико – географическое положение и история открытия Австралии»Цели и задачи урока:Обучающие: Продолжить формирование страноведческих знаний: создание общего представления о своеобр...
Методическая разработка. Проект для учеников 5 класса «Путешествие в Древний Египет»
Проектная деятельность является одним из методов развития познавательного интереса учащихся во внеурочное время. В условиях, когда необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы шк...
Авторская методическая разработка "Рабочая программа для 5 класса по Истории Древнего мира (по учебнику Ф.А. Михайловского)".
Программа по Истории древнего мира, автор учебника Ф.А. Михайловский...
Методическая разработка урока по ИЗО 6 класс «Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции»
Изобразительное искусство, 6 класс, урок.Тема: "Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции"...
Методическая разработка внеурочной работы в 5 классе по истории Древнего мира
Материал разработан в соответствии с ФГОС и представляет собой вариант различных форм внеурочной работы с учащимися 5-х классов по истории...
Методическая разработка урока Музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"
Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве...