Методическая разработка урока в 5-6- х классах по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме
Тема: Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях
Использование ИКТ на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информацион ный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
- сэкономить много времени на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_gulyaeva08.03.13.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 5-6- х классах по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга: Гуляева Елена Михайловна
Тема: Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях
Пояснительная записка
Использование ИКТ на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков воспитывают интерес к уроку; делают урок интересным. Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информацион ный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, презентации созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- оживить учебный процесс, внести элементы занимательности;
- сэкономить много времени на уроке.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии.
Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используется компьютерная презентация, составленная по материалам урока. Презентация позволила повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.
Описание технической стороны презентации
Тема моей презентации: «Античные боги, герои мифов на Петербургских улицах и площадях». Данная презентация подготовлена для урока по истории и культуре Санкт-Петербурга или внеклассного мероприятия по истории города. В презентации представлен иллюстративный материал скульптурных памятников Петербурга. В презентации не представлены звуковые и видео файлы, так как в данном уроке считаю это не уместным, рассказ по теме осуществляет учитель или учащиеся. Переход от слайда к слайду осуществляется «наплывом влево -вверх».
На все элементы настроена анимация «бумеранг».
Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.
Задачи
Развивать языковые и речевые умения
Формировать навыки учебной работы
Развивать умения обобщать и систематизировать учебный материал
Развивать логическое мышление
Развивать умения «видеть» в конкретных объектах памятники наследия
Развивать умение работать с картой
Содействовать развитию познавательного интереса к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через объекты культурного наследия Санкт-Петербурга
Воспитывать ответственность, дисциплинированность, взаимопомощь
Оборудование:
Мультимедийная презентация, учебное пособие « Санкт -Петербург- город музей. Петербургская тетрадь», ч.2
Ход урока
- Актуализация знаний по теме : «Архитектура - «музыка, застывшая в камне»
Беседа по вопросам:
Что такое: база, ствол, капитель, архитрав, фриз, антаблемент, скульптура
Постройте здание по его архитектурным элементам, давая им определения.
Слайд №1
- Изучение новой темы
На прошлом уроке мы с вами говорили об античном наследии архитектуры в нашем городе. Как создавались петербургские здания, узнали что такое ордер. Познакомились с архитекторами, которые придумали и сотворили эти прекрасные произведения искусства.
Город Санкт- Петербург по архитектуре является одним из самых красивых городов в
Европе. В нём много различных памятников, но есть и такие которые изображают
Богов и героев античных мифов. И в Санкт -Петербурге их так много, что по праву можно считать жителями города. Петербург называют Северной столицей, но кто бы мог подумать, что в городе на берегу Невы будет обитать так много греческих и римских персонажей и каждый из них имеет свой адрес.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с античным наследием, а вот тему урока я попрошу назвать вас. Еще раз посмотрите внимательно на термины, к которым вы дали определения, все ли они относятся к архитектуре? Какое здесь лишнее?
Слайд №1
На наших уроках мы с вами уже встречались с этим видом искусства
Слайд №2
Залы, какого музея распахнули нам двери? Посмотрите внимательно и ответьте
Какие здесь экспонаты встречаются чаще всего? (Ученики называют: Новый Эрмитаж, находится на Миллионной улице. Главный вход в здание украшен портиком с атлантами. Экспонаты - скульптура) Где еще можно встретиться с героями античных мифов в скульптурном убранстве нашего города? Ученики называют: улицы, площади.
А теперь попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока:
«Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и площадях»
3 этап Постановка проблемы
Каждый памятник в нашем городе неповторим, имеет свою историю.
Вопрос учителя: Как вы думаете какую функцию выполняют атланты у Нового Эрмитажа? Ответ: для красоты, опора, это античные герои, они раскрывают назначение данного здания.
Попробуйте сами сформулировать цель нашего урока. Если затрудняются подвести учителю самому к значимости скульптурных объектов Петербурга.
4 этап Открытие нового знания. Работа с ПРТ, с.44
Самостоятельно записывают определение к слову скульптура. Отвечают на вопрос откуда пришло к нам это слово.
Слайд №3 Самопроверка
Вопрос: Что нового они узнали о скульптуре сегодня? Что такое подлинные античные и стилизованные памятники? Где их можно увидеть в нашем городе?
Как мы можем узнать античных богов и героев, поселившихся на петербургских улицах?
Слайд №4 Рассмотрите рисунки, на них одна и та же античная богиня. Чем отличаются эти изображения? Называют атрибуты.
Учитель обобщает. Несмотря на разницу в изображении античных богов, вы их узнаете по
атрибутам.
5 этап Закрепление изученного на уроке
Самостоятельная работа. Закрепление материала. Проверь себя. ПРТ с.45
Укажите стрелочкой какому античному богу или герою мифа принадлежат следующие атрибуты:
Крылатые сандалии, Зевс
Золотой жезл Афина
Шит, скипетр, орел, Ника
Змея,сова, щит с головой медузы Горгоны, копье Гермес
Слайд№5Самопрверка(Поставить стрелки)
Запиши в тетрадь по каким атрибутам ты узнаешь
Посейдона -…
Аполлона -…
Афродиту - …
Диониса - …
Геркулеса - …
Не все справляются с поставленной задачей сразу, в конце изученной темы вновь возвращаемся к этому вопросу
Слайд №6 По изображению на слайде определите: Когда и где появилось первое античное убранство в нашем городе. Кто вспомнит, какие боги и герои мифов поселились здесь? Где находится? Как нам быстрее всего до него добраться?
Правильный ответ: При Петре Первом. В Летнем саду. Чаще всего называют Флора, Фауна, Артемида, Полдень, Ночь.
Работа в тетради с комментированием ПРТ с.46, зад.3.2
Вспомните, какие виды скульптур вы знаете? Ответ: горельеф, барельеф, статуи, бюсты
Под предложенными вам рисунками определите вид скульптуры, назовите здание, как скульптура раскрывает назначение здания?
Слайд №7 Самопроверка
Слайд №8 Внимательно рассмотрите фото. Что можно сказать по виду этих скульптур? Найдите городские объекты на карте. Какой из памятников находится вблизи Выборгского района?
Ученики: предполагают, размышляют, делают вывод, что и в современном городе сохранилась традиция украшать скульптурой античных героев. В этом мы видим связь времен, уникальность, неповторимость, значимость скульптурного убранства для нашего города.
Какое впечатление у вас сложилось от молодых обитателей «петербургского Олимпа»?
5.Закрепление изученного на уроке
Работа в учебном пособии « Санкт-Петербург- город музей. Петербургская тетрадь», ч.2
7 Рефлексия
Выразите цветом свое впечатление от каждого памятника с которым мы познакомились.
В чем значимость скульптурного античного убранства нашего города? Смогли ли мы с вами решить эту проблему сегодня?
Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал
Домашнее задание: ПРТ, параграф 16, зад.3.3 (п.), сообщение об античном боге, герое - п/ж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания по курсу «Истории и культуры Санкт – Петербурга» для учащихся 8 – 9 классов.
Вопросы составлены с целью проверки уровня знаний учащихся и подготовки детей к городскому туру олимпиадного марафона....
методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.
Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...
презентация к курсу "История и культура Санкт- Петербурга"
Презентация по теме "Древний Египет в Петербурге"...
Презентации к урокам 7-11 курса "История и культура Санкт-Петербурга" для 7 класса, учебник Ермолаевой (Наш край в XII-XVII вв.)
Презентации содержат иллюстративный материал к урокам, повествующим о судьбе территории нашего края до основания Санкт-Петербурга. Материал может использоваться также на уроках истории Отечества и пов...
Презентации к урокам 17, 18, отчасти 24 к курсу "История и культура Санкт-Петербурга" для 7 класса (уч. Ермолаевой)
В презентациях содержится иллюстративный и учебный материал для проведения указанных уроков по истории Санкт-Петербурга. Может использоваться также на уроках по истории Отечества в 7 классе....
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»
Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...