Технологическая карта урока «ОПРИЧНИНА » 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Разработка урока по истории России 7 класс. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprichnina_7_klass.odt | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по истории России
Тема урока | ОПРИЧНИНА 1565-1572гг. | ||
Тип урока | Урок изучения новых знаний | ||
Цель урока | Получение знаний о причинах введения опричнины, дать представление о её сущности и роли в истории нашего Отечества | ||
Образовательные | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику. | ||
План урока |
| ||
Личностно- значимая проблема | «Опричнина – зло или благо для России?» | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Опричнина, Андрей Курбский, неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | ||
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли», - писал псковский летописец. - Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Вопросы от ученика к ученику | Организует беседу по вопросам: – Начало правления Ивана Грозного связано с Избраной Радой, что это был за орган власти, кто в него входил? Какие реформы были проведены Избраной Радой , каковы были результаты реформ? | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Сильвестр, Адашев, Курбский Судебник Стоглав военная реформа Укрепление Самодержавия, сословно-представительной монархии | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа и рассказ учителя Работа с учебником Работа с учебником | 1.- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным. Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии 2.- Определите другие причины, прочитав пункт 1-2 «Падение избраной Рады. Расправы царя с приближенными»». - В тетрадь записываются причины террора: 3.Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись). - Рассказ учителя. - Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)? - Какие территории вошки в опричнину? Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. - Как относилось к введению опричнины большинство население страны? - Стр. 83-84 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский. Прочитать на стр. 84-85 выделим итоги опричнины Итоги правления Ивана IV(комментированное чтение п.5 стр.85-86) | Ученики делают записи в тетради, читают текст. Работа с учебником, выделение причин террора 1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; 2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства; 3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; 4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней. Разделение страны на две части: 1.Опричнину, взятую в особое царское владение; 2.Земщину, которой должны были ведать бояре. Выделяют итоги: 1. Хозяйственный упадок; 2.Разорение русских территорий крымским ханом; 3. Изменения в высших слоях населения: а)боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в парах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Организует работу с учащимися Что такое опричнина? Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?» | Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину? - Какие земли вошли в опричнину? - Чему способствовала опричнина? - Каковы итоги опричнины? - Почему Иван Грозный запретил опричнину? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Домашнее задание | 2 | § 25, проанализировать исторические документы | Конкретизирует домашнее задание параграф 10, рубрика «Изучаем документ» (ответить на вопросы к документу) | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока Опричнина
Цель - сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества....
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Технологическая карта урока "Опричнина"
Технологическая карта урока истории в 7 классе по теме "Опричнина"...