Программа элективного курса "Как писать историческое сочинение"
рабочая программа по истории (10, 11 класс) по теме

Елена Федотова

      Данный курс разработан с целью эффективной подготовки к сдачи ЕГЭ и с учётом запросов учащихся 10-11 класса. В КИМы ЕГЭ по истории (2 часть) введено задание повышенной сложности -  историческое сочинение, которое позволяет комплексно проверить знания и умения учащихся за весь курс истории. В данном задании учащиеся должны показать не только уровень владения учебным материалом, но и умения анализировать, обобщать, выделять причинно-следственные связи, сопоставлять события, делать выводы. Данный факультативный курс направлен на поддержку базовых исторических знаний, а также на формирование исторического мышления, развитие способностей составлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, овладение умениями и навыками написания задания 25 КИМов ЕГЭ по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_elektiv_kurs.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

Рабочая программа факультативного курса

«Как писать историческое сочинение»

                                 по предмету:  История России

                                 УМК: А.А «История России XX - начало

                                               XXI века» 11 класс.

                                              автор: А.А. Левандовский; изд-во «Просвещение»,                

                                                         2014г.

                                Класс: 10-11

                                Количество часов:  34

                             Разработана  на основе государственного стандарта от 2004г.

Составил: Федотова Е.А., учитель истории,

обществознания Каменского лицея

         

Пояснительная записка

      Данный курс разработан с целью эффективной подготовки к сдачи ЕГЭ и с учётом запросов учащихся 11 класса. В КИМы ЕГЭ по истории (2 часть) введено задание повышенной сложности -  историческое сочинение, которое позволяет комплексно проверить знания и умения учащихся за весь курс истории. В данном задании учащиеся должны показать не только уровень владения учебным материалом, но и умения анализировать, обобщать, выделять причинно-следственные связи, сопоставлять события, делать выводы. Данный факультативный курс направлен на поддержку базовых исторических знаний, а также на формирование исторического мышления, развитие способностей составлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, овладение умениями и навыками написания задания 25 КИМов ЕГЭ по истории.

Цели курса:

  • создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к прошлому и настоящему Отечества;
  • способствовать расширению и углублению понимания  истории;
  • помочь увидеть альтернативы развития страны на различных этапах её развития.

Задачи курса:

  • помочь учащимся в овладении новых знаний по отечественной истории;
  • развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса;
  • развивать практические навыки и умения выполнения заданий повышенной сложности из КИМов ЕГЭ;
  • формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.

Изучение школьниками факультативного курса «Как писать историческое сочинение» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, социально-коммуникативной, гражданской.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • предпосылки и причины изучаемых событий;
  • основное содержание этих событий;
  • альтернативы их развития;
  • оценить роль личности и роль народа в развитии исторического процесса.

Основные умения и навыки:

  • составлять алгоритм основных этапов работы над историческим сочинением;
  • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определённых аспектов истории России;
  • выделять причинно-следственные связи, сравнивать исторические события и исторические процессы;
  • группировать факты по основным направлениям деятельности  исторической личности;
  • аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории, выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий Отечественной истории;
  • определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности;
  • оформлять ответ на экзаменационном бланке.

Формы и методы работы:

  • теоритические занятия;
  • лабораторные занятия;
  • практические работы;
  • самостоятельные работы.

Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:

  • исторические сочинения;
  • исторические диктанты;
  • обобщающие задания;
  • написание эссе по биографии какого-то исторического деятеля 20 века;
  • самостоятельные работы учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10-11 класса.

Содержание программы

       Вводное занятие

Знакомство с КИМами ЕГЭ по истории. Общая характеристика заданий. Особенности выполнения заданий письменной части.  Специфика проведения экзамена по истории, кодификаторы, демоверсии, ресурсы для подготовки.

Что такое историческое сочинение        

Понятие исторического сочинения. Особенности написания, требования, алгоритм основных этапов работы над сочинением.  Шаблоны написания исторического сочинения.  План характеристики исторического деятеля.  Логическая схема исторического сочинения. Отличия исторического сочинения от эссе. Критерии написания, оценивания задания. Характерные ошибки.

      Отработка умений составлять характеристику исторического деятеля.

Русь XI-XIII вв.

Общая характеристика периода. Исторические деятели: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав. Основные события внутренней и внешней политики. Основные версии развития периода, оценки современников и историков. Исторические деятели периода феодальной    

раздробленности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо,    Александр Невский,  Андрей Рублёв.  Основные направления внутренней и внешней  

политики. Основные версии развития периода, оценки современников и историков.        

       Отработка умений определять роль личности в истории.

       Образование единого Русского государства в XIV-XV вв.

Москва – центр объединения русских земель. Предпосылки объединения Руси. Дмитрий Донской. Причины возвышения Москвы. Образование единого государства – России. Иван III.  Основные версии развития периода, оценки современников и историков.

      Отработка умений делать выводы, умозаключения по изучаемому периоду.

     Россия в XVI-XVII вв.

Правление Ивана Грозного.  Укрепление государственной власти. Положение населения. Особенности социально-экономического и культурного развития.

Правление Бориса Годунова. Василий Шуйский. Самозванцы. Первые Романовы. Алексей Михайлович. Церковная реформа Никона. Основные направления внутренней и внешней  

политики в данный исторический период. Основные версии развития периода, оценки современников и историков.

    Отработка умений давать аргументированную оценку событий.

     Россия в Эпоху Петра Великого

Эпоха Великих реформ. Петр I и его сподвижники. «Птенцы гнезда Петрова»: А. Меньшиков, Б. Шереметьев, Ф. Апраксин, М. Голицын, П. Ягужинский, А. Нартов, А. Остерман, П. Шафиров, П. Толстой и др. Особенности внутренней и внешней политики Петра Первого. Роль и значение петровских реформ. Усиление влияния России в мире. Основные версии развития периода, оценки современников и историков.

          Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Россия в XVI-XVII веках».

         Дворцовые перевороты и просвещённый абсолютизм

Особенности женского правления. Правители XIII века и их характеристика: Екатерина I, Пётр III, Анна Иоановна, Иван Антонович, Елизавета Петровна, Екатерина Великая.

Основные направления внутренней и внешней   политики в данный исторический период. Основные версии развития периода, оценки современников и историков. Отработка умений выявлять причинно-следственные связи, раскрывать роль личности в истории.

           Россия в XIX в.

Особенности социально-экономического развития России  XIX века. Правители: Павел I, Александр I, Николай II, Александр II. Александр III, Николай II.  Укрепление самодержавия. Общественное движение. Этапы исторического периода.  Россия и мир к началу нового столетия. Государственные и военные деятели данного столетия. Основные направления внутренней и внешней   политики в данный исторический период. Основные версии развития периода, оценки современников и историков.

        Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Россия в XIX веке».

        Россия в первой половине XX века 

Последний монарх династии Романовых. Николай II: человек и правитель. Роль Григория Распутина.. Кризис империи. Роль реформаторов в развитии российского государства. С. Ю. Витте и его реформы. П.А. Столыпин. Реформаторы первой половины  XX века. Революции и гражданская война. Популизм А.Ф. Керенского. В.И. Ленин – портрет пролетарского вождя и его роль в судьбе России.  Гражданская война и её участники. Портреты Колчака, Деникина, Врангеля, Фрунзе, Тухачевского, Буденного. Деятели пролетарской культуры.

Портрет Сталина. Особенности данного исторического периода основные направления внутренней и внешней   политики, оценки современников и историков.

      Советский Союз в 1941-1991 гг.

Общая характеристика исторических этапов. Основные этапы ВОВ. Герои битв и сражений Великой Отечественной войны. Великие полководцы. Роль Великой победы в войне. Политические деятели данного периода: И.В. Сталин,  Н.С. Хрущев, Л.И., Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко. Эпоха холодной войны и развития социализма. Достижения и провалы СССР во внутренней и внешней политике. Положение СССР в мире. Роль данного периода в истории. Выдающиеся личности СССР. Основные направления внутренней и внешней   политики в данный исторический период. Основные версии развития периода, оценки современников и историков.

      Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Один период – одна личность».

     Россия в конце XX - начале  XXI века

Перестройка, этапы и итоги. М.С. Горбачёв и его единомышленники. Реформаторы. Первый и последний президент СССР. Ельцин – портрет эпохи распада СССР.  

Новое место России в мире. Политические, экономические и социальные реформы. В.В. Путин. И Д. Медведев. Выдающиеся личности конца XX – XXI вв.  Основные направления внутренней и внешней   политики в данный исторический период. Основные версии развития периода, оценки современников и историков.

    Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Период-эпоха»

     Итоговое занятие

Разбор ошибок и анализ работ. Самооценивание.

Учебно-методическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во часов

№ урока

Форма занятия

1

Вводное занятие

1

1

лекция

Что такое историческое сочинение

1

2

лекция

Отработка умений составлять характеристику исторического деятеля

2

3-4

практикум

2

Русь XI-XIII вв.

1

5

семинар

Отработка умений определять роль личности в истории

2

6-7

практикум

Образование единого Русского государства в XIV-XV вв.

1

8

семинар

Отработка умений делать выводы, умозаключения по изучаемому периоду

2

9-10

практикум

Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Россия с древнейших времён до к. XV века»

2

11-12

практикум

3

Россия в XVI-XVII вв.

1

13

лекция

Отработка умений давать аргументированную оценку событий

2

14-15

практикум

Россия в Эпоху Петра Великого

1

16

лекция

Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Россия в XVI-XVII веках»

2

17-18

практикум

4

Дворцовые перевороты и просвещённый абсолютизм

1

19

лекция

Отработка умений выявлять причинно-следственные связи, раскрывать роль личности в истории

2

20-21

практикум

5

Россия в XIX в.

1

22

семинар

Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Россия в XIX веке»

2

23-24

практикум

6

Россия в первой половине XX века

1

25

лекция

7

Советский Союз в 1941-1991 гг.

2

26-27

семинар

Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Один период – одна личность»

2

28-29

практикум

Россия в конце XX - начале  XXI века

1

30

лекция

Отработка умений написания исторического сочинения по теме «Период-эпоха»

2

31-32

Сам работа

Итоговое занятие

2

33-34

Экспертиза сочинений

        

Учебно-методическое обеспечение курса:

Список литературы для учителя:

  1. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX века. Школьная пресса. Москва, 2004.
  2. Веко А.В. История России с древнейших времён до наших дней. Издательство «Современный литератор». Минск,  2001.
  3. Веряскина О.Г. Историческое сочинение. Изд-во: «Легион»; Ростов на Дону, 2016.
  4. Панин Р.В. Подготовка к ЕГЭ. 120 исторических личностей. Изд-во: «Легион»; Ростов на Дону, 2014.
  5. Сорокина О.Н. История России 10-11 классы. ООО «Планета», 2011.
  6. Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10 – 11-х классов. – М.: Глобус, 2007.

Список литературы для учащихся:

  1. Энциклопедия Аванта + История России, в 3-х частях. М., 2002.
  2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. М.: Олма – Пресс Образование, 2003.
  3. Энциклопедия «Кто есть кто в мире». М., 2004.
  4. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва, - Волгоград: Учитель, 2004.
  5. Тренировочные задания под ред Черновой В.М. Москва, 2017

Интернет – ресурсы:

  1. http:// www.history.ru
  2. http:// www.historydok.edu.ru
  3. http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Твое выпускное сочинение»

Введение итогового сочинения (изложения) с 2014/2015 учебного года для выпускников призвано содействовать формированию самосознания учащихся, развитию их речевой и читательской культуры. Как итоговое ...

Программа элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины"

Программа элективного курса может использоваться для учащихся классов социально-гуманитарного профиля....

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

Программа элективного курса "Обучение написанию сочинения-рассуждения"

  Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные выск...

Программа элективного курса «Совершенствование написания сочинения» 10-11 кл.

Научить учащихся  создавать  устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного  текста; подготовить учащихся к успешному  написанию  итоговог...