РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Твое выпускное сочинение»
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Введение итогового сочинения (изложения) с 2014/2015 учебного года для выпускников призвано содействовать формированию самосознания учащихся, развитию их речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenieelektiv.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Твое выпускное сочинение»
Программу составили:
Кондрашова Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории ГБОУ СОШ № 9
г.Кинеля г.о.Кинель Самарской области
Полынская И.Е.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории ГБОУ СОШ № 8
п.г.т.Алексеевка г.о.Кинель Самарской области
Пояснительная записка
Введение итогового сочинения (изложения) с 2014/2015 учебного года для выпускников призвано содействовать формированию самосознания учащихся, развитию их речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604). Данный Приказ служит реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. № 2699.
Предложенные формы итоговой работы позволят «выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы».
Результаты итогового сочинения (изложения) - "зачет" или "незачет" - станут основанием для принятия решения о допуске к ГИА. Кроме того, выпускное сочинение является формой индивидуальных достижений абитуриентов (вуз имеет право добавить за сочинение до 10 баллов к результатам ЕГЭ).
Как «вид письменной школьной работы» (С.И.Ожегов) сочинение давно присутствует в школьной программе, причем оно должно представлять собой «изложение своих мыслей, знаний на заданную тему». Но в сложившейся ситуации одно из важнейших мест в системе образования занимают подготовка к сочинению, выбор, анализ и интерпретация учеником прочитанных художественных произведений, написание работы, оценка её учителем, самооценка школьника.
Разработаны тематические направления итогового сочинения. В их рамках предлагаются конкретные темы сочинений (они станут известны выпускникам в день проведения работы), раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.
«Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто широту кругозора старшеклассников, не только ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях».
К сожалению, в школьном курсе литературы недостаточно времени на формирование у обучающихся коммуникативных компетенций для подготовки к итоговой работе. Поэтому предлагаемый элективный курс «Твое выпускное сочинение» позволит решить задачу формирования у обучающихся творческих способностей к созданию собственного высказывания (сочинения) в соответствии с выбранной темой и аргументированным привлечением литературных произведений. В этом состоит специфика данной программы.
Кроме того, данный курс поможет учащимся при написании работ конкурсных сочинений, например, Всероссийский конкурс сочинений.
Информация о данной форме промежуточной аттестации содержится в следующих документах и материалах:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604);
- Информационное письмо Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. № НТ-904/08; организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения);
- инструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях.
Целью курса является формирование умения создавать в условиях ограниченного времени собственный текст, отражающий точку зрения обучающегося, аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест; совершенствование умения использовать теоретико-литературные понятия и термины для анализа художественных произведений в их связи с конкретными темами сочинений.
Задачи:
- систематизация и обобщение имеющихся знаний у старшеклассников по литературе, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;
- совершенствование и развитие умения понимать прочитанное, самостоятельно анализировать общее содержание текстов разных авторов;
- совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое восприятие поставленных в теме проблем, свою оценку фактов и явлений;
- формирование и развитие умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- совершенствование и развитие умения конструировать письменное высказывание, навыков устной и письменной речи;
- развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;
- совершенствовать и развивать устойчивые навыки грамотного письма.
Планируемые образовательные результаты
Результатом изучения элективного курса «Твое выпускное сочинение» должно стать умение выбирать необходимый материал для работы над сочинением; овладение навыками обобщать, сопоставлять, сравнивать, навыками работы со справочным материалом; овладение коммуникативными навыками, языковыми средствами; умение оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной стройности, тематического соответствия.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся
В процессе работы по темам электива учащиеся будут выполнять письменные работы по предложенным темам. Так как итоговое сочинение предполагает Зачёт/Незачёт, то и на занятиях данного цикла за работы выставляется Зачёт/Незачёт.
Содержание курса
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Основные требования к сочинению
Критерий № 1 «Соответствие теме». Тематические направления. «Вечные» темы в литературе. Выбор темы сочинения: осмысление, раскрытие.
- Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
- Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению по литературе.
Критерий № 3 «Композиция». Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Основная часть: рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. Заключительная часть сочинения.
Критерий № 4 «Качество речи». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений.
Критерий № 5 «Грамотность». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений.
- Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, его анализ.
Программа рассчитана на 34 часа в 10 классе, т.е. по 1 часу в неделю. Данный элективный курс может быть рекомендован для классов любого профиля. Домашнее задание, чтобы не увеличивать школьную нагрузку десятиклассников, элективный курс не предусматривает.
Тематическое планирование курса
№ п/п | № в теме | Тема занятия | Вид деятельности обучающихся | Дата план | Дата факт |
1 | 1 | Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Основные требования к сочинению. | Слушание лекции учителя и её запись, знакомство с таблицей критериев | ||
2 | 1-5 | Критерий № 1 «Соответствие теме». Тематические направления. «Вечные» темы в литературе. Выбор темы сочинения, осмысление, раскрытие | Слушание лекции учителя и её запись, анализ формулировок направлений и примерных тем сочинений | ||
3 | 1-10 | Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению | Отбор и систематизация фактического материала, подбор аргументов для доказательства утверждения, подбор произведений, составление таблицы по направлениям; совершенствование написанного текста сочинения | ||
4 | 1-2 | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению по литературе | Составление таблицы терминов, необходимых для анализа произведений в сочинении | ||
5 | 1-10 | Критерий № 3 «Композиция». Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Основная часть: рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. Заключительная часть сочинения | Составление плана сочинения, подбор и систематизация рабочих материалов для сочинения, обучение логичному выстраиванию подтем для раскрытия темы; совершенствование написанного текста сочинения | ||
6 | 1-2 | Критерий № 4 «Качество речи». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений. | Подбор лексики для использования в тексте сочинения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации | ||
7 | 1-2 | Критерий № 5 «Грамотность». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений. | Совершенствование написанного текста сочинения | ||
8 | 1-2 | Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, его анализ | Совершенствование написанного текста сочинения |
Литература
- Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М., 1986.
- Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинение. - М., 1986.
- Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000.
- Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах. - СПб: Паритет, 2003.
- Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. — М., 1997.
- Бойко М.И. Сочинение по литературе в средней школе. - Киев: Радяньска школа, 1973.
- Воронкевич С.А. Как писать вступительное сочинение. – М., 1993.
- Вялкова Г.М. Сборник программ элективных курсов. Литература 10 – 11 класс. - Волгоград: Учитель, 2006 г.
- Геймбух Е.Ю. Сочинение: Просто? Сложно? Попробуй написать. - М., 2001.
- Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
- Грекова Е.В. Методические указания по работе над сочинениями. - М., 1985.
- Грекова Е.В. Алгоритм сочинения//Пособие для абитуриентов и школьников, или как научиться писать сочинение без репетитора и шпаргалки. - М., 1995.
- Гринина-3емсковa A.M. Сочинения в газетных жанрах (IV-VIII классы). — М., 1977.
- Гринина-Земскова А.М. Сочинению надо учить // Вопросы теории и практики. - Волгоград, 1970.
- Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям разных жанров //В помощь руководителям факультативов. - Волгоград, 1969.
- Дегожская А.С. Сочинение в 5-8 классе. Пособие для учителя. - М.-Л., Просвещение, 1965.
- Дубинская М.С. Обучение сочинениям на литературную тему. - Киев,1988.
- Егорова А.А. Как написать сочинение на «5». – Ростов-на-Дону, 1997.
- Жирова Т.В., Федченко В.В. Сочинение и изложение в 5-8 классах. - М., Феникс, 2005.
- Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. Уроки повторения русской классики в 11 классе. - М.: Просвещение, 2001.
- Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – С.-П., 1998.
- Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе.- М., Школа-пресс, 1995.
- Как работать над сочинением//Методическое пособие к письменному экзамену по русскому языку и литературе. - Саратов, 1988.
- Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 1997.
- Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. - М., Просвещение, 1994.
- Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.
- Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы// Русская словесность, 2002, № 8.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
- Китаев Н.Н. Критерии оценки ученических сочинений. - М., 1961.
- Колокольцев Н.В. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе // Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1980.
- Кременская И.К. Работа над сочинением. - М., 1986.
- Кременская И.К. Роль плана в сочинении//Русская речь. 1978. № 2.
- Крундышев А.А. Как работать над сочинением//Пособие для учащихся национальной школы. - СПб., 1992.
- Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. — М., 1987.
- Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
- Лейфман И.М. Экзаменационное сочинение. Сравнительно-сопоставительная характеристика персонажей. — М., 2006.
- Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988.
- Лиманд Т.В. С сочинением на ты. - «Школьная пресса», - М., 2001.
- Лион П.Э., Лион Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.; 1999.
- Литвинов В.В. Сочинения в старших классах средней школы. — М., 1975.
- Лосева Л.М. Как строится текст //Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1980.
- Майорова А.В. Письменные работы по литературе в 8 классе. - Рига, 1973.
- Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
- Малышева Л.М. Рифы и мифы вступительных экзаменов. - М., 1994.
- Меньшиков Т.В. Методика написания сочинения. – М.: Экзамен, 2003.
- Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений различных жанров» (7-8 классы). Пособие для учителя//Составители Т.А. Ладыженская, Т.С. Зеркалова. - М., Просвещение, 1986.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. - М., Флинта: Наука, 1999.
- Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст: учебное пособие. - М., Флинта: Наука, 2004.
- Мещерякова. М.И Сочинение: Секреты успеха. - М.: Рольф, 2002.
- Миловидова И. Всё о вступительном сочинении в вуз. - М., 1996.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. — М.: Просвещение, 1987.
- Мурашов А.А. Как сердцу высказать себя?//Диалог со школьником и абитуриентом накануне сочинения. - М., 1994.
- Нарушевич А.Г. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват.организаций. — М.: Просвещение, 2015.
- Обернихина Т.А. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 2000.
- Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
- Озеров Ю.А. Экзаменационные сочинения на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы. - М., Школа-пресс, 1994.
- Орлов Б.А. Как писать сочинения по литературе. Пособие для учащихся 8 класса. - М., Просвещение, 1977.
- Павлов И.П. Уроки обучающего сочинения в старших классах. — М., 1960.
- Пащук Н. От анализа текста – к сочинению (приложение к газете « Первое сентября»)
- Педчак . Е.П. Новые сочинения для выпускников и абитуриентов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Петрович В.Г. Как надо писать сочинение. 11 класс. - М.: Аквариум, 1998.
- Письменный и устный экзамен по литературе и русскому языку. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Под общей редакцией проф. В.Г. Маранцмана. — СПб: Специальная литература, 1996.
- Пожилова Л.В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. - Казань, 1978.
- Пустовалов П.С. Русская речь. 1974. № 4.
- Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1985.
- Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля. - ( приложение к газете «Первое сентября»)
- Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля. - (приложение к газете «Первое сентября»
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.
- Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
- Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI вв.. – М., 2008
- Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.организаций/[С.И.Красовская, М.И.Шутан, Е.А.Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2015.
- Стефанский Е.К. Учимся писать сочинение по литературе. Пособие для абитуриентов и школьников. — Самара, 1996.
- Сураева Л.Ф. Как писать сочинения//В помощь старшеклассникам, абитуриентам и учителям литературы. - Иваново, 1993.
- Торкунова Т.В. Как писать сочинение. - М.: Айрис, 1996.
- Уртминцева М.Г. Сочинение на "отлично".- Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996.
- Фогельсон И.А. Литература учит. 10 класс. - М., Просвещение, 1991.
- Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс. - М., Просвещение, 1990.
- Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. Изд. 2-е. – М., 1997.
- Шолохов Н.И. Сочинения учеников средней школы. Пособие для студентов и учителей. - Горький, 1977.
- Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций. – М., 2015.
- Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001 г.
Интернет-ресурсы
- Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
- Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
- Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook
- Сочинение11 http://sochinenie11.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"
предпрофильная подготовка учащихся...
Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"
Программа разработана с учетом требований к вечерней школе и профессионального самоопределения учащихся....
Рабочая программа ориентационного курса "Твоя профессиональная карьера"для 8 классов
Программа имеет внешнюю рецензию (рецензент – зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Петрова...
Программа элективного курса "Твоя Вселенная"
Цель данного элективного курса – значительно дополнить и углубить знания и представления учащихся о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел. Многие школьники проявляют большой ин...
Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).
Элективный курс рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....
Программа элективного курса "Твое золотое слово". Создание письменного высказывания (сочинения, изложения).
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Этот курс будет интересен учащимся, которые не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА » ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование у...