История средних веков
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Щербинина Светлана Евгеньевна

Города Эллады подчиняются Македонии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goroda_ellady_podchinyayutsya_makedonii.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проблемного урока

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии

Цель урока: создать условия для понимания политической ситуации в Греции в IV веке до н.э.; выявить вместе с учениками причины подчинения городов Эллады Македонии; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать несложные выводы.

Задачи:

  • Образовательная:  познакомить учащихся с причинами возвышения Македонии и упадка Греции, подвести учащихся к пониманию причин и подчинению Греции Македонскому царству.
  • Развивающая:  способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать мышление у учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств,  чувство уважения, сострадания, научить слушать собеседника.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: учебник, доска, карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», презентация.

 План:

  1. Македонский царь Филипп II стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией независимости.

       3. Приход к власти А. Македонского

Используемая литература:

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
  2. Вигасин А. А., Годер Г. И..История Древнего мира 5 класс.,  Учеб. для общеобразовательных организаций., З-е изд.– М: Просвещение, 2014
  3. Степанищев А.Т., Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация прошлых знаний

Учитель подготавливает учеников к изучению нового материала. Задаёт вопросы по прошлой теме.

Что такое демократия? Стратег? Оратор? Какую роль в управлении государством играло Народное собрание?

Кто такой Перикл и какую основную реформу он провёл? К чему привела такая политика?

Далее озвучивается тема урока: «Города Эллады подчиняются Македонии».

Учитель сообщает цели и задачи урока, план.

Ученики активно отвечают на вопросы, записывают новую тему урока

Объяснение новой темы

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но, расцвет греческих городов-государств был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Первоначально Спарта и Афины соперничали между собой из-за главенства над Элладой. Победила Спарта, но потом многие другие полисы выступали против Спарты. Лились кровопролитные войны, которые наносили Греции огромный ущерб.

Далее задаётся вопрос с целью подготовить  к основной проблеме урока:

Давайте подумаем, какие последствия всегда несёт война.

 Между тем северный сосед Греции Македония в это время становится сильным и мощным государством. Царь Македонии Филипп смогут покорить Грецию.

Ученикам задаётся проблемный вопрос, который должны решить на протяжении урока. Почему?

 Это мы и должны выяснить сегодня на уроке.

Каковы причины подчинения Эллады Македонии?

Ученики отвечают с места. Ответы записываются на доске учителем

1)  упадок хозяйства (гибель оливковых деревьев и виноградников)

2)   Разорение крестьян и ремесленников

3)Обострение борьбы  внутри гражданского общества.

Формирование новых знаний, умений и навыков

Работа с картой (учебник с. 204)

Вопрос учителя: В какой части Балканского полуострова находится Македония?

Учитель рассказывает о Македонии и царе Филиппе, тем самым активизируя познавательную деятельность учеников.

Далее ученикам предлагается самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать параграф 41, пункт 1 и  выяснить, какие причины способствовали возвышению Македонии? 

Учитель подробно рассказывает об армии Филиппа (из кого состояла, как формировалась, как была оснащена. Вместе с учениками проводится сравнение греческой армии и македонской).

Далее один из учеников читает параграф 41, пункт 2, все остальные его внимательно слушают.

Задание: выявить причины покорения Греции Македонией.

Ученики рассматривают карту и находят на ней Македонию. (На севере Балканского полуострова.)

Учащиеся читают и записывают в тетрадь кто такой Филипп II, время и место его царствования - середина 4 в. до н.э., Македония. Ученики узнают, что он объединил страну, провёл реформы, переустроил армию.

 

Ученики самостоятельно записывают выводы в тетрадь. (Основные отличия македонского войска от греческого)

Ученики называют  (войны, кризис, сильная армия Македонии)

Применение новых знаний умений и навыков

Ученикам предлагается заполнить таблицу, чтобы закрепить знания, обобщить и сделать выводы по изученной теме, т. е. решить проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Вопрос учителя: Как можно решить

проблемы греческих полисов?  Кому из греческих ораторов отдаете предпочтение?

Греческие ораторы Демосфен и Исократ предлагали разные способы решения проблем, выхода из кризиса:

Класс делится на 2 группы – сторонники Демосфена и сторонники Исократа.

От каждой группы выбирается «оратор», который будет представлять, якобы в «Народном собрании Афин» свою позицию (в форме обращения к гражданам, либо просто аргументы)

Учащиеся заполняют таблицу: «Причины возвышения Македонии» (Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия) и «Причины ослабления Греции» (пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства).

Главный итог: потеря Грецией независимости.

Каждая группа формулирует свою позицию Демосфена или Исократа.

Позиция Демосфена: Он указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска для борьбы с царем македонян, предлагал отстаивать свободу, независимость греков.

Позиция Исократа:   советует эллинам прекратить распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины. Оратор предлагал объединиться с царем македонян Филиппом. Выход из кризиса он видит в утверждении монархии.

 

Ученики обсуждают точку зрения каждого из них, высказывают позицию, наиболее близкую к ним.

Подведение результатов урока, домашнее задание

Учитель ставит положительные оценки наиболее активным ученикам, особенно за хорошую работу в группах, соблюдая историчность высказываний (использование имён, дат, терминов), логичность изложения информации учениками, а также количество и убеждённость аргументов.

 Домашнее задание: параграф 41, записи в тетради.

Ученики получают оценки, записываю домашнее задание, и уходят на перемену.

 

 Самоанализ урока

 Урок прошёл достаточно активно и интересно. Ребята с самого начала урока активно  проявляли своё знание предыдущего материала. Недостатком своей подготовки я бы назвала то, что в задании в группах можно было бы создать дополнительную группу учеников – судей – «Народное собрание», что позволило бы точнее определить лучшего «оратора», а также проще подойти к выводу  по пройденной на данном уроке теме. В целом урок прошёл продуктивно. Я считаю, что с целями и задачами урока, справилась.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"

 Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

Проект рабочей программы по истории для 6 класса ФГОС к УМК «История России. 6 кл.под редакцией Ю.А.Петрова» и УМК «Всеобщая История. История Средних Веков. 6 кл. под редакцией С.П.Карпова».

Данная рабочая программа по истории для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК &l...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...