Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.
Программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, закона «Об образовании» в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов, Рабочих программ Ведюшкина А.А. (М.: Просвещение, 2012 г.) и Данилова А.А. (М.: Просвещение, 2015) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Курсы ориентированы на работу учащихся с УМК:
История Средних веков, 6 класс, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2012
История Средних веков, Рабочая тетрадь, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2014
История Средних веков. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015
История России в 2х ч., 6 класс, А.А. Данилов, Н.М. Арсентьев, М.: Просвещение, 2015
История России. Рабочая тетрадь. 6 класс, А.А. Данилов, М.: Просвещение, 2015
История России, 6 класс. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015
Курсы входят в инвариантную часть учебного плана школы, отводящего на изучение истории с 5 по 9 класс по 2 часа в неделю (34 учебные недели, 68 часов). В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6.docx | 159.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века
6 класс
Разработчик: Антонов А.С.
учитель истории и обществознания
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.
Программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта, закона «Об образовании» в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов, Рабочих программ Ведюшкина А.А. (М.: Просвещение, 2012 г.) и Данилова А.А. (М.: Просвещение, 2015) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Курсы ориентированы на работу учащихся с УМК:
История Средних веков, 6 класс, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2012
История Средних веков, Рабочая тетрадь, Ведюшкин А.А., М.: Просвещение, 2014
История Средних веков. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015
История России в 2х ч., 6 класс, А.А. Данилов, Н.М. Арсентьев, М.: Просвещение, 2015
История России. Рабочая тетрадь. 6 класс, А.А. Данилов, М.: Просвещение, 2015
История России, 6 класс. Атлас с контурными картами, М.: Дрофа, 2015
Курсы входят в инвариантную часть учебного плана школы, отводящего на изучение истории с 5 по 9 класс по 2 часа в неделю (34 учебные недели, 68 часов). В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Результаты освоения предмета
Личностные результаты изучения истории в 6 классе включают в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей Родины;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаи- модействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты включают в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты включают в себя:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в изучаемый период;
- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описание характерных, существенных черт государственного устройства, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализ информации, содержащейся в источниках, публицистических произведениях, по истории Средних веков стран Европы и Азии, Древней и Московской Руси;
- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей Средних веков, исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
- умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и оформление материалов древней истории своего края, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
- приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Содержание учебного курса
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Лабораторные, практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Раннее Средневековье | 9 | ||
2 | Расцвет Средневековья | 10 | ||
3 | «Осень» Средневековья | 6 | ||
4 | Вдали от Европы | 3 | ||
5 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 6 | ||
6 | Русь в IX – первой половине XII века | 11 | ||
7 | Русь в середине XII – начале XIII века | 5 | ||
8 | Русские земли в середине XIII – XIV веке | 10 | ||
9 | Формирование единого Русского государства | 8 |
Тематическое планирование
№ Ур. | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел 1 Раннее Средневековье | 9 | |
1 | Великое переселение народов. Германские кор-ва | |
2 | Церковь в Раннее Средневековье | |
3 | Образование империи Карла Великого | |
4 | Страны Европы в IX-XI вв. | |
5 | Византийское тысячелетие | |
6 | Культура Византии | |
7 | Образование славянских государств | |
8 | Возникновение Ислама | |
9 | Арабские завоевания. Мир ислама | |
Раздел 2 Расцвет Средневековья | 10 | |
10 | Сеньоры и вассалы | |
11 | Средневековая деревня | |
12 | Средневековый город | |
13 | Церковь в XI-XIII вв. | |
14 | Крестовые походы | |
15 | Франция: долгий путь к единству | |
16 | Англия от нормандского завоевания до парламента | |
17 | Несбывшиеся надежды германских императоров | |
18 | Наука и образование в эпоху Средневековья | |
19 | Время соборов | |
Раздел 3 «Осень» Средневековья | 6 | |
20 | Столетие бедствий | |
21 | Столетняя война | |
22 | Трудный путь к торжеству королевской власти | |
23 | Культура Западной Европы в XIV-XV вв. | |
24 | Польша и Чехия: время расцвета | |
25 | Полумесяц против креста | |
Раздел 4 Вдали от Европы | 3 | |
26 | Индия, Китай, Япония | |
27 | Империи Чингисхана и Тимура | |
28 | Народы и государства Африки и Америки | |
Раздел 5 Народы и государства на территории нашей страны в древности | 6 | |
29 | Наша Родина — Россия | |
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | |
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | |
32 | Образование первых государств | |
33 | Восточные славяне и их соседи | |
34 | Обобщение. Территория Москвы в древности | |
Раздел 6 Русь в IX – первой половине XII века | 11 | |
35 | Первые известия о Руси | |
36-37 | Становление Древнерусского государства | |
38 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | |
39 | Русское государство при Ярославе Мудром | |
40 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | |
41 | Общественный строй и церковная организация на Руси | |
42 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси | |
43 | Повседневная жизнь населения | |
44 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок | |
45 | Обобщение. История и культура Залесского края в XI- начале XII вв. | |
Раздел 7 Русь в середине XII – начале XIII века | 5 | |
46 | Политическая раздроблен- ность в Европе и на Руси | |
47 | Владимиро-Суздальское княжество | |
48 | Новгородская республика | |
49 | Южные и юго-западные русские княжества | |
50 | Обобщение. Первые известия о Москве | |
Раздел 8 Русские земли в середине XIII – XIV веке | 10 | |
51 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | |
52 | Батыево нашествие на Русь | |
53 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | |
54 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | |
55 | Литовское государство и Русь | |
56 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | |
57 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва | |
58 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в. | |
59 | Москва в XIII-XIV вв. | |
60 | Обобщение. Усиление Московского княжества | |
Раздел 9 Формирование единого Русского государства | 8 | |
61 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | |
62 | Московское княжество в первой половине XV в. | |
63 | Распад Золотой Орды и его последствия | |
64 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | |
65 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | |
66 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | |
67 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | |
68 | Итоговое повторение. Средневековая Москва |
Тематическое планирование “Москвоведение”
№ ур. | Тема | Кол-во часов |
1/34 | Территория Москвы в древности | 1 |
2/45 | История и культура Залесского края в XI- начале XII вв. | 1 |
3/50 | Первые известия о Москве | 1 |
4/52 | Москва в годы Батыева нашествия | 1 |
5/56 | Москва времен Ивана Калиты | 1 |
6/57 | Белокаменный кремль и нашествие Тохтамыша | 1 |
7/59 | Древнейшие храмы и монастыри Москвы | 1 |
8/56 | Семейная жизнь москвичей.Московские праздники | 1 |
9/67 | Московские иконописцы | 1 |
10/68 | Образ средневековой Москвы. Московский Кремль | 1 |
Перечень учебного и компьютерного оборудования
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии |
1 | Комплект настенных карт | Д |
2 | Электронные приложения к учебникам «История Средних веков» и «История России. 6 класс» (Просвещение) | Д |
3 | Хрестоматии «История Средних веков» и «История России. 6 класс» (Новый учебник) | П |
4 | Компьютер с выходом в Интернет; проектор, интерактивная доска | Д |
5 | Атласы «История Средних веков», «История России. 6 класс» (АСТ) | П |
6 | История России. 6 класс. Контрольные работы (Просвещение) | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....
Рабочая программа по истории Нового времени и истории России XVI-XVII веков 7 класс
Курсы история Нового времени и история России XVI-XVII вв. входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 7 класса – третьего года обучения по предмету.Программа составлена ...
Зачетная работа по истории в 10 классе на тему «История России с древнейших времен до XVII века».
Зачет по истории...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...