Конспект урока истории в 5 классе по теме " Законы царя Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Михидо Вероника Игоревна

Главной целью данного урока является формирование умения у пятиклассников работать с текстом документа, анализировать и делать выводы на основании текста Законов Хаммурапи ,давать оценку справедливости законов Хаммурапи , формулировать собственную оценку, соотносить с нашими представлениями о справедливости.На уроке используются разнообразные формы и методы изучения нового материала. Прием театрализации Суда по законам Хаммурапи позволяет актуализировать полученные из источника знания и лучше их усвоить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii_v_5_klasse_po_teme.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории в 5 классе  по теме :  « Законы царя Хаммурапи»

Учитель истории    Михидо Вероника Игоревна

Цель урока : Познакомить учащихся с важным историческим источником –законами Хаммурапи , формировать  умение работать с текстом документа, делать выводы, критически оценивать источник, формулировать собственную оценку справедливости законов, с точки зрения современных  представлений о справедливости .

 Задачи:

- обучающие:  познакомить учащихся с понятием закон, совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами и понятиями.

-развивающие: развитие логического мышления, формирование умения извлекать необходимую информацию, обобщать материал, делать выводы.

-воспитательные:  воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, формировать уважительное отношение к законодательству.

- предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве;

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.

Форма урока: практическая работа с источником с элементами  театрализации

Формы работы учащихся: работа с источником, , работа с картой, инсценировка суда

Материальное обеспечение урока: Учебник - А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История древнего мира. 5 класс. М. Просвещение.2012, презентация, интерактивная доска, исторический документ

Ход урока:

1 Приветствие учащихся.

Вопрос: Ребята, с историей какой страны мы начали знакомство на прошлом уроке ?

Слайд 1 Карта Двуречья.

Вспомните, где находилась эта страна? Предполагаемый ответ : в Западной Азии , в долине рек Тигр и Евфрат.

Покажите на карте и опишите словами геогр. положение Древнего Двуречья? Назовите города Древнего Двуречья?  (Ур, Урук, Лагаш,  Вавилон)

Какое занятие жителей Двуречья было главным? Для чего земледельцам Двуречья приходилось строить земляные насыпи , плотины и рыть каналы?

 Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным? Победил в этой борьбе Вавилон. Под властью Вавилона объединилось почти все Двуречье, а саму страну стали называть Вавилонией.

Слайд 2. Хаммурапи и границы царства при Хаммурапи.

Самым знаменитым и могущественным царем Вавилонии стал царь Хаммурапи. Он правил с 1792-1750 год до н.э. он совершил ряд удачных военных походов и объединил под своей властью все города Междуречья. Во время его правления Вавилонское царство достигло могущества.

Но не только этим прославился царь Хаммурапи.

Слайд 3. Базальтовый столб с законами Хаммурапи., барельеф с изображением Хаммурапи и Шамаша

Учитель. В начале 20 века в городе Сузы археологами был найден удивительный памятник Вавилонского царства. Эта находка потрясла весь научный мир.

Давайте рассмотрим, что это был за памятник? И почему находка стала настоящим открытием?

Мы видим столб из темного камня (базальта), 2 с небольшим метра высотой.  Вся плоскость камня была заполнена клинописными знаками. Что это?

Клинопись –письменность Двуречья.  А давайте предположим, что же было высечено на этом столбе? (выслушать предположения учащихся)

 Когда ученые расшифровали эту надпись, то оказалось, что это - первые в мире письменные законы! Законы царя Хаммурапи. 

Сверху законов на столбе располагался рельеф. Давайте внимательно рассмотрим , что на нем было изображено и какой смысл этого рельефа?

Рассматриваем. Кто здесь изображен ?

 Царь Хаммурапи и Бог Шамаш (восседает на троне) (Шамаша почитали Богом Солнца ) Перед ним стоит царь Хаммурапи .Шамаш вручает Хаммурапи жезл, как знак власти над людьми.

В чем смысл изображенного на ба рельефе?

От кого получил законы царь Хаммурапи? От самого Бога ! Значит, эти законы нужно обязательно соблюдать!

На столах в качестве разд. материала статьи законов Хаммурапи. (см. приложение 2)

 Учитель  к учащимся вопрос:  Какова же тема и цель нашего урока?

Сегодня вы историки-исследователи истории Вавилонского царства. В ваших руках очень важный исторический источник – это Законы царя Хаммурапи. Нам предстоит изучить их, сделать выводы. И сегодня мы даже окажемся в качестве свидетелей на суде по законам царя Хаммурапи.

Слайд. 4 Прочитайте, что написал Хаммурапи во вступлении к законам?

« Я, Хаммурапи, поставленный Богом, потомок Сумула –Эля, сильный наследник Син- Мубаллита, вечный царственный отпрыск, солнце Вавилона, покоривший евфратские селения, приведший к послушанию четырех сторон света.

Чтобы сильному не притеснять слабого , чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и для благоденствия людям.»

1 Чем гордится Хаммурапи?

2 С какой целью составил он свои законы?

Слайд 5

Закон 1. «Если сын ударил отца, то ему должны отрубить руку.»

Закон 2. « Если человек выколол глаз сыну человека, то ему должны выколоть глаз»

Какие выводы вы можете сделать? В чем Хаммурапи видел справедливость.?

Преступника заставляли испытать то же самое , что он причинил своей жертве. «Око за око , зуб за зуб». Кроме того, мы видим, что почтение к родителям было очень высоко и поднять руку на отца, считалось преступлением.

Слайд 6

Закон 3.  «Если человек ударил по щеке сына человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан воловьей плетью 60 раз.»

Закон 4. «Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра»

1Какое преступление рассматривается в статье 3 и 4.

2 Почему за один и тот же поступок (оскорбление человека-«ударил по щеке») разное наказание? 3 Сделайте вывод, в каком случае наказание более суровое и почему? Все ли были равны перед законом ?

Слайд 7.

Закон 5 .  «Если раб ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо».

Вопрос: Какие группы населения, мы можем выделить в Древнем Двуречье?   Кого в законе называют «человек»?

Человек- свободный, а были еще и рабы.

Как вы думаете , а почему именно ухо отрезали рабу, оскорбившему свободного человека?

Раб должен работать и слушаться своего господина! (Без руки он не сможет работать на господина)

Закон 6. « Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен»

1 За какое преступление по законам Хаммурапи полагалась смертная казнь?

2 Что вы можете сказать о положении раба в Двуречье на основании этого закона? К чему приравнивали раба?

 Учитель: Рабов покупали и продавали как домашнюю скотину и всякое иное имущество. Положение раба было бесправно. А как можно было попасть в рабство?

Ответ : Пленные становились рабами, а также за долги свободный крестьянин мог стать рабом.

Ну а теперь перенесемся в Вавилон и представим, что мы оказались  в качестве свидетелей на суде по законам царя Хаммурапи.

Какие еще выводы вы сможете сделать?

Театрализованные сценки , в которых принимают участие 6 заранее подготовленных учащихся .

Итак, представим, что мы оказались на суде в Вавилоне.

Сцена 1. Смотри приложение

«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год их следует отпустить на свободу.»  

Учитель , вопросы классу :

 О чем заботился царь Хаммурапи? Почему только 3 года мог свободный человек быть в рабстве за долги? От чего защищал данный закон? Почему  Хаммурапи было важно, чтобы свободные земледельцы не становились рабами?

Сцена 2: см. приложение

«Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала плотину, затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой!»

Вопросы после сценки: Вспомните, для чего в Двуречье сооружали плотины?  Кого защищал этот закон? Как вы думаете, для чего нужен был этот закон?

Сцена 3 :см. приложение

Как вы поняли, что такое Божий суд, в каких случаях он применялся?

Можно ли таким образом установить правду?

Итак, сделаем выводы.

Заключение.

Надпись на столбе гласит « Я, царь Хаммурапи, царь справедливый, которому Шамаш даровал законы. Мои слова превосходны, мои слова бесподобны.»

Можно ли назвать законы вавилонского царя Хаммурапи «справедливыми и превосходными?» Хотели бы вы жить по таким законам? Почему? Ответы учащихся

Рефлексия

Постановка домашнего задания

параграф 14

Сделайте выводы (не менее 3-х)  на основании законов Хаммурапи (запиши их в тетрадь)

Оформи в тетради «Изучая законы Хаммурапи, мы можем сделать выводы, что в Двуречье во времена царя Хаммурапи:

1

2

3

На «5»:  придумай сценарий к короткометражному фильму «Суд по законам Хаммурапи»

Приложение 1

Сцена 1.

 Действующие лица:  Судья, Ростовщик , земледелец-отец,  и его сын, отданный в долговое рабство

Крестьянин-отец (обращаясь к судье и падая на колени) : «О, досточтимый судья! К тебе обращаюсь, ищу справедливости и милости твоей! Вот мой сын, которого отдал я в рабство за долги вот этому господину. Уже третий год на исходе, но не отпускает сына моего. Недобр господин был к сыну моему: бил, морил голодом, заставлял работать…А я и мой сын –не рабы, мы не чужеземцы, мы-  земледельцы на нашей земле!

Судья (обращаясь к ростовщику) «Говори ты! Правда ли, что сказал этот человек?»

Ростовщик ( Кланяясь до земли) «О, светлейший и мудрейший судья, что говорит неправду? Как мог я морить голодом этого юношу, как мог бить его? Что работает на меня, -это так. Так долг его отца велик, кто отдаст его?»

Судья: « Сколько же лет он работает на тебя как раб?»

Ростовщик «Всего 3 года, но долг очень велик!»

Судья : Вот решение, которое вынес я, следуя законам великого и мудрейшего царя Хаммурапи.

«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год их следует отпустить на свободу.»  Отпустите юношу, он свободен!

Сцена 2. Действующие лица:  Судья, земледелец-обвиняемый,  и его соседи- земледельцы (2 пострадавших), свидетели

1 крестьянин пострадавший: « О, досточтимый , светлейший и наимудрейший судья! Как быть нам несчастным, ведь мы и наши семьи лишены урожая по вине вот этого нерадивого нашего соседа!»

2 крестьянин пострадавший: « Вместо того, чтобы укрепить свой участок насыпи рядом со своим полем, он не сделал этого! И теперь река разлилась и затопила не только его , но и наши участки земли! О горе нам, чем кормить нам детей, чем отдать налог нашему правителю!?»

Судья (обращаясь к обвиняемому) : Что скажешь ты в свое оправдание? Правда ли то, что пренебрег обязанностями и не укрепил земляную насыпь?»

Крестьянин (обвиняемый) : « О, светлейший и досточтимый судья! Вина моя есть, но ведь болезнь не спрашивает нас, когда прийти! А сын мой отправлен на службу в царское войско, и некому было помочь мне… Ведь и я лишился всего урожая, и мне грозит голод! Нечем платить мне! Смилуйся, владыка!»

Судья : Как сказал Великий царь Хаммурапи : «Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала плотину, затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой!» Так сказал Хаммурапи, так угодно Богам!

Сцена 3.  Действующие лица:  Судья,  старик ,обвиняемый в колдовстве, свидетели (2), стража

Судья : По какому делу вы пришли ко мне? В чем обвиняете вы этого старика?

1 Свидетель: О , мудрейший судья! Мы соседи  этого старика. Клянусь Богами, видел я, как по ночам он лепит из воска фигурки людей, а затем бросает их в огонь!

2 Свидетель: Наверное, он колдун! Что-то шепчет при этом, не иначе как заклинания!  Страшно нам, что навлечет он немилость богов на нас!

Старик : «Сжальтесь надо мною , милостивый судья! Не было у меня злого умысла! Сознаюсь , что хотел я создать  статую человека, как видел в юности у египетского вельможи. Вот и пробовал лепить сначала из воска, но не было у меня заклинаний, не было колдовства. Богов наших я почитаю!

Судья (просмотрев законы): Да, нет  такого закона у солнцеподобного царя Хаммурапи. Пусть же Боги определят твою судьбу! Эй, стража! Связать ему руки! Отведите на берег реки и сбросьте в воду! Если он невиновен, то Боги ему помогут и спасется. Ну а если он-колдун, то кара богов будет неминуемой! Да свершится Божий суд!

Все: (хором) Слава тебе, мудрейшему! Слава Великому и Справедливому царю Хаммурапи!!!

Приложение 2 Раздаточный материал

Законы царя Хаммурапи

« Я, Хаммурапи, поставленный Богом, потомок Сумула –Эля, сильный наследник Син- Мубаллита, вечный царственный отпрыск, солнце Вавилона, покоривший евфратские селения, приведший к послушанию четырех сторон света.

Чтобы сильному не притеснять слабого , чтобы погубить беззаконных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и для благоденствия людям.»

1 Чем гордится Хаммурапи?  2 С какой целью составил он свои законы?

Закон 1. «Если сын ударил отца, то ему должны отрубить руку.»

Закон 2. « Если человек выколол глаз сыну человека, то ему должны выколоть глаз»

Закон 3.  «Если человек ударил по щеке сына человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан воловьей плетью 60 раз.»

Закон 4. «Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра»

 

Закон 5 .  «Если раб ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо».

Закон 6. « Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен»

7.«Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвертый год их следует отпустить на свободу.»  

8. «Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала плотину, затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой!»

Рефлексия

Ответь на вопросы

1 понятен ли вам материал урока (да, нет, не все понятно)…………….

2 Оцени степень своей работы на уроке (от 1 до 5 баллов)

3 Понравился ли вам урок?........................................

4 Что бы вы хотели узнать еще по данной теме? ……………………………..

…………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории в 5 классе "Вавилонский царь Хаммурапи"

Презентация "Вавилонский царь Хаммурапи" к уроку истории в 5 классе...

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...

Конспект урока "Решение задач по теме "Законы и закономерности в цепи постоянного тока"

Данный урок изучается в 8 классе в главе "Электрические явления". Применяется метод проектов, что позволяет активировать и углубить знания о законах  электрического тока, развивать инте...

Конспект урока. Решение задач по теме "Закон Ома"

Урок на закрепление изученного материала....

Конспект урока по физике на тему: «Закон всемирного тяготения»

Автор: Заровская Ирина Викторовна, учитель физики МАОУ СОШ №61 г УзловаяКласс: 9Тип урока: изучения нового материала...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: "Персидская держава царя царей".

Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных...