Конспект урока истории. 5 класс. Тема: "Персидская держава царя царей".
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, а также деятельностному подходу к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii5.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории, 5-й класс, по теме "Персидская держава «царя царей".
Автор: учитель истории и обществознания l квалификационной категории МБОУ «Гимназии №21» Приволжского района города Казани
Франк Наталья Николаевна
Казань, 2022 год.
Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, а также деятельностному подходу к обучению.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Форма урока: проблемный урок
Цели урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством; выявить причины победы Персии в долгой борьбе за мировое господство;
Развивающие:
- продолжить формирование исторического мышления, умения работать в группе, анализировать учебный материал;
Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся таких качеств как мужество и стремление к независимости.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Познавательные УУД: развитие умений работать с учебником, овладение новыми понятиями
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Образовательные ресурсы:
∙ Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира; 5 класс [Текст] / О. В. Арасланова, К. А. Соловьев – М.: ВАКО,2013.
∙ Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. общеобразовательных учреждений общеобразовательных учреждений [Текст] / А. А. Вигасин, Г. И. Годер., И. С. Свенцицская. – М.: Просвещение, 2022.
∙ Презентации: «Персидская держава «царя царей»
План урока.
1. Три великих царства в Западной Азии.
2. Завоевания персов.
3. Персидская держава при Дарии Первом
Личностно значимая проблема: почему Персидская держава стала преемницей государств, существовавших до неё в Западной Азии.
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация. (2 мин)
Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.
Настрой на успешную работу, включение в урок.
Закон хорошей учебы:
С малой удачи начинается большой успех
II. Актуализация знаний обучающихся (10 мин):
У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Д.: Со страной Ассирия, или Ассирийской державой
У.: Давайте повторим, что мы знаем об Ассирии.
Группы получают задания:
1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.
2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего ассирийца, используя опорные слова: освоение железа, орудия труда, ассирийское войско, конница, таран, военная держава.
3-я гр.: Прочитать отрывок из летописи ассирийского царя (с. 89) и ответить на вопросы:
Что можно узнать из летописи о походах ассирийских царей?
Как, по-вашему, можно оценить их действия с непокорными?
Группы справляются со своими заданиями неплохо.
Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации. (5мин)
Ребята получают задание-тест, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
Страна под названием Ассирия лежит между Средиземным морем и … (Персидским заливом)
Ассирийцы одни из первых стали делать оружие и орудие труда из… (железа)
В военных походах ассирийское войско стало впервые использовать… (конницу)
Ассирия как военная держава формировалась на протяжении… (8-7вв. до н. э.)
В Персидской державе с … по … год до н.э. правил царь Кир Великий (559-530 гг. до н. э.)
У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Д.: Нет.
У.: Какое предложение осталось незаполненным?
Д.: В Персидской державе с … по … год до н.э. правил царь Кир Великий.
У.: Почему не смогли заполнить?
Д.: Мы не знаем, кто такой царь Кир Великий, где он правил и что он создал.
III. Постановка цели урока (целеполагание) (20 мин)
У.: И что нам делать?
Д.: Узнать, когда правил Кир Великий и познакомиться с его деятельностью.
У.: А как мы это узнаем?
Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.
Оформление записей в тетради по теме урока, домашнему заданию и плану урока.
IV. Открытие нового знания
У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты существования Персидского государства 553-334 гг. до н. э.) и узнаем сколько оно просуществовало. Работаем в тетрадях, один человек у доски.
У.: Ребята, работающий у доски правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?
Д.: Да.
У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :
Сколько лет назад началась история Персидской державы?
Д.: 553+2022=2575 лет назад началась история Персидской державы.
Сколько лет она просуществовала?
Д.: 553-334=219 лет – просуществовала Древняя Персия.
Какой год предшествует 553 г. до н. э. году и какой идет за ним?
Д.: 554 г. до н.э. – предшествует; 552 г. до н.э. – следующий за 553 г. до н. э.
У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: что такое могущество государства и с чем оно может быть связано?
Д.: Могущество государства – это его величие, связано с территорией, армией, правителем.
У.: Рассмотрите карту на с. 91 и скажите, какую территорию занимала Персия до и после прихода к власти Кира 2 Великого?
Д.: Небольшая территория на берегу Персидского залива; от Средиземного моря на западе до реки Инд на Востоке.
У.: А как вы думаете, о чем это говорит?
Д.: Кир был могущественным полководцем, войско которого смогло покорить огромное количество территорий.
Здоровье-сберегающие технологии: физкультминутка.
У.: Каким образом на карте обозначены направления походов персов?
Д.: Черными стрелочками.
У.: Подумайте, какие самостоятельные государства существовали на покоренных персами территориях? Назовите их.
Д.: Лидия, Мидия, Египет.
У.: Как вы считаете, легко ли было управлять таким большим государством?
Д.: Нет.
У.: Верно, представьте себя на месте правителя такой большой державы, чтобы вы сделали для облегчения управления страной?
Д.: Разделили территорию, назначили наместников.
У.: И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с учебником, где записаны некоторые изменения, произошедшие в управлении Персией при Дарии Первом.
Но первоначально выполним следующее здание. Посмотрите на таблицу, в которой есть утверждения о Персии при Дарии Первом, давайте заполним вторую колонку, а третью после проработки материала. Если вы согласны с утверждением поставим плюс, не согласны, поставим минус.
Утверждения | До | После |
Царь содержал огромное количество осведомителей | ||
Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой | ||
Население завоеванных стран платили налоги | ||
Персидский царь получал на праздники много даров из других стран | ||
Персидская держава включала в себя все ранее изученные государства |
У.: откройте учебник на с. 93 и прочитайте третий пункт 19 параграфа; подумайте над заполнением третий колонки таблицы.
Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и вместе заполняют таблицу.
V. Первичное закрепление. (8 мин)
Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 92 учебника, а именно читают легенду о происхождении Кира и составляют к нему 2 вопроса.
После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты. Взаимопроверка, обсуждение.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу. Если согласны с утверждение поставьте знак «+», не согласны «-«
Тест:
1) Персидская держава была самым большим государством Древнего Востока (+)
2) Персы изобрели папирус (-)
3) Кир был прозван Великим, так как он первый владел таким большим государством. (+)
4) Дорога, которая соединяла главные города Персии называлась великой (-)
5) Властитель Персии носил титул «великий царь, царь царей». (+)
Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.
VII. Информация о домашнем задании.
Дети записывают в дневники: п.19 прочитать, с. 94 задания на выбор.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.
Рефлексия:
Что понравилось на уроке ...
Что было трудно ...
Что хотелось бы ...
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах
При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов
Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урока Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманнов Сформировать предста...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урока подвести учащихся к пониманию...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...