Конспект урока истории. 5 класс. Тема: "Персидская держава царя царей".
план-конспект урока по истории (5 класс)

Франк Наталья Николаевна

Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, а также деятельностному подходу к обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii5.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории, 5-й класс, по теме "Персидская держава «царя царей".

Автор: учитель истории и обществознания l квалификационной категории МБОУ «Гимназии №21» Приволжского района города Казани

Франк Наталья Николаевна

Казань, 2022 год.

          Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, а также деятельностному подходу к обучению.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Форма урока: проблемный урок

Цели урока:

Образовательные:

- ознакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством; выявить причины победы Персии в долгой борьбе за мировое господство;

Развивающие:

- продолжить формирование исторического мышления, умения работать в группе, анализировать учебный материал;

Воспитательные:

- способствовать формированию у учащихся таких качеств как мужество и стремление к независимости.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Познавательные УУД: развитие умений работать с учебником, овладение новыми понятиями

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Образовательные ресурсы:

 Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира; 5 класс [Текст] / О. В. Арасланова, К. А. Соловьев – М.: ВАКО,2013.

Вигасин А. А.  Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб.  общеобразовательных учреждений общеобразовательных учреждений [Текст] / А. А. Вигасин, Г. И. Годер., И. С. Свенцицская. – М.: Просвещение, 2022.

 Презентации: «Персидская держава «царя царей»

План урока.

1. Три великих царства в Западной Азии.

2. Завоевания персов.

3. Персидская держава при Дарии Первом

Личностно значимая проблема: почему Персидская держава стала преемницей государств, существовавших до неё в Западной Азии.                              

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация. (2 мин)

Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

С малой удачи начинается большой успех

II. Актуализация знаний обучающихся (10 мин):

У.: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.: Со страной Ассирия, или Ассирийской державой

У.: Давайте повторим, что мы знаем об Ассирии.

Группы получают задания:

1-я гр.: Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.

2-я гр.: Составить рассказ (устно) о жизни древнего ассирийца, используя опорные слова: освоение железа, орудия труда, ассирийское войско, конница, таран, военная держава.

3-я гр.: Прочитать отрывок из летописи ассирийского царя (с. 89) и ответить на вопросы:

Что можно узнать из летописи о походах ассирийских царей?

Как, по-вашему, можно оценить их действия с непокорными?

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации. (5мин)

Ребята получают задание-тест, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Ассирия лежит между Средиземным морем и … (Персидским заливом)

Ассирийцы одни из первых стали делать оружие и орудие труда из… (железа)

В военных походах ассирийское войско стало впервые использовать… (конницу)

Ассирия как военная держава формировалась на протяжении… (8-7вв. до н. э.)

В Персидской державе с … по … год до н.э. правил царь Кир Великий (559-530 гг. до н. э.)

У.: Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Д.: Нет.

У.: Какое предложение осталось незаполненным?

Д.: В Персидской державе с … по … год до н.э. правил царь Кир Великий.

У.: Почему не смогли заполнить?

Д.: Мы не знаем, кто такой царь Кир Великий, где он правил и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание) (20 мин)

У.: И что нам делать?

Д.: Узнать, когда правил Кир Великий и познакомиться с его деятельностью.

У.: А как мы это узнаем?

Д.: Может быть, прочитаем в учебнике.

Оформление записей в тетради по теме урока, домашнему заданию и плану урока.

IV. Открытие нового знания

У.: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты существования Персидского государства 553-334 гг. до н. э.) и узнаем сколько оно просуществовало. Работаем в тетрадях, один человек у доски.

У.: Ребята, работающий у доски правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

Д.: Да.

У.: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

Сколько лет назад началась история Персидской державы?

Д.: 553+2022=2575 лет назад началась история Персидской державы.

Сколько лет она просуществовала?

Д.: 553-334=219 лет – просуществовала Древняя Персия.

 Какой год предшествует 553 г. до н. э. году и какой идет за ним?

Д.: 554 г. до н.э. – предшествует; 552 г. до н.э. – следующий за 553 г. до н. э.

У.: Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: что такое могущество государства и с чем оно может быть связано?

Д.: Могущество государства – это его величие, связано с территорией, армией, правителем.

У.: Рассмотрите карту на с. 91 и скажите, какую территорию занимала Персия до и после прихода к власти Кира 2 Великого?

Д.: Небольшая территория на берегу Персидского залива; от Средиземного моря на западе до реки Инд на Востоке.

У.: А как вы думаете, о чем это говорит?

Д.: Кир был могущественным полководцем, войско которого смогло покорить огромное количество территорий.

Здоровье-сберегающие технологии: физкультминутка.

У.: Каким образом на карте обозначены направления походов персов?

Д.: Черными стрелочками.

У.: Подумайте, какие самостоятельные государства существовали на покоренных персами территориях? Назовите их.

Д.: Лидия, Мидия, Египет.

У.: Как вы считаете, легко ли было управлять таким большим государством?

Д.: Нет.

У.: Верно, представьте себя на месте правителя такой большой державы, чтобы вы сделали для облегчения управления страной?

Д.: Разделили территорию, назначили наместников.

У.:  И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с учебником, где записаны некоторые изменения, произошедшие в управлении Персией при Дарии Первом.

Но первоначально выполним следующее здание. Посмотрите на таблицу, в которой есть утверждения о Персии при Дарии Первом, давайте заполним вторую колонку, а третью после проработки материала. Если вы согласны с утверждением поставим плюс, не согласны, поставим минус.

Утверждения

До

После

Царь содержал огромное количество осведомителей

Крупнейшие города державы были соединены широкой дорогой

Население завоеванных стран платили налоги

Персидский царь получал на праздники много даров из других стран

Персидская держава включала в себя все ранее изученные государства

У.: откройте учебник на с. 93 и прочитайте третий пункт 19 параграфа; подумайте над заполнением третий колонки таблицы.

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и вместе заполняют таблицу.

V. Первичное закрепление. (8 мин)

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 92 учебника, а именно читают легенду о происхождении Кира и составляют к нему 2 вопроса.

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты. Взаимопроверка, обсуждение.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу. Если согласны с утверждение поставьте знак «+», не согласны «-«

Тест:

1) Персидская держава была самым большим государством Древнего Востока (+)

2) Персы изобрели папирус (-)

3) Кир был прозван Великим, так как он первый владел таким большим государством. (+)

4) Дорога, которая соединяла главные города Персии называлась великой (-)

5) Властитель Персии носил титул «великий царь, царь царей». (+)

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.19 прочитать, с. 94 задания на выбор.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия:

Что понравилось на уроке ...

Что было трудно ...

Что хотелось бы ...

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах

При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...