Проблемное обучение в рамка ФГОС
статья по истории (11 класс) на тему
Историческое и обществоведческое образование в современных условиях нацелено на создание условий для самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности и компетенций. Историческое образование становится практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_v_ramka_fgos.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС
Аннотация
Историческое и обществоведческое образование в современных условиях нацелено на создание условий для самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности и компетенций. Историческое образование становится практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности.
Ключевые слова: проблемное обучение, проектная деятельность, компетенции.
В настоящее время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Поэтому формирование ключевых компетенций – одна из главных задач образовательного процесса.
Знания студентов будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Содержание исторического и обществоведческого образования в современных условиях нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение студентами конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности и компетенций. Историческое образование становится практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности. Степень развития студента определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, и применять в учебной и практической деятельности уже полученные знания.[4, 60]
Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области.
Традиционно содержание образования определяют как педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей ее полноте. Оно состоит из четырех основных компонентов:
- опыта познавательной деятельности, зафиксированного в форме ее результатов — знаний;
- опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умения действовать па образцу;
- опыта творческой деятельности — в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях,
- опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентаций.
Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у обучающихся потенциал осуществления сложных культуросообразных видов деятельности, которые в настоящее время называют компетентностями.
Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы обучения. [1, 152]
Технология проблемного обучения ориентирована на авторизацию и интенсификацию учебной деятельности учащихся. Во все времена педагоги мечтали об активном, мотивированном обучающемся, изобретали способы эффективного педагогического воздействия на него для достижения этой высокой цели. Все обучающие технологии активизируют и интенсифицируют деятельность обучающихся, но в технологии проблемного обучения эти два условия рассматриваются как главная концептуальная идея и показатель эффективности одновременно.
Проблемное обучение – технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний идет как процесс решения проблемных задач, сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, т.е. студент овладевает универсальными учебными действиями. [2, 56]
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых обучающиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Проблемный подход вносит вклад и в формирование компетенции личностного самосовершенствования. Развитие человека, его самосовершенствование в большей степени происходит в самостоятельной активной деятельности, и решение проблем способствует этому. Особая организация занятий при использовании проблемного подхода может стимулировать студентов к самоанализу собственной деятельности, поступков, взаимоотношений, своих качеств. Явно или подсознательно они будут стремиться к тому, чтобы усовершенствовать все это. Создание и поддержание таких процессов требует от преподавателя определенного профессионализма. Необходимо так подобрать цепь проблемных ситуаций, чтобы они не были ни слишком трудными, ни слишком легкими.
Только при этом условии возникнет интерес, мотивы и, как следствие, активная деятельность, подразумевающая самосовершенствование.
Проблемный подход при формировании общекультурной компетенции должен использоваться в сочетании с дополнительными средствами, позволяющими овладеть особенностями общечеловеческой и национальной культуры, духовно-нравственными основами жизни человека, ролью науки в жизни человека и т.п.
1 этап при проблемном обучении – это применение исследовательского подхода на уроке. Преимущества применения исследовательского подхода при проблемном обучении очевидны. У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной активности, самостоятельность. Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи. При применении исследовательской работы на уроке активизируется мыслительная деятельность. Интерес к предмету заставляет студентов больше читать литературы по предмету. Данный подход ведет к обобщению, умению делать выводы. Развивается самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
2 этап при проблемном обучении – это работа над проектом. Важное место занимают исследования в урочное и во внеурочное время, которые оказывают большое воспитательное и познавательное значение, так как обучающиеся сами формулируют цель исследования, определяют методику, выдвигают гипотезу о том, какие будут результаты.
Научно-исследовательская деятельность позволяет каждому студенту применить знания, полученные на уроке.
На этом этапе активно используются информационно – коммуникационные технологии.
Обучение на основе проектной деятельности - это один из методов проблемного обучения, направленный на выработку самостоятельных умений, а также этап применения исследовательских умений.[3, 140]
Поиск истины и возможность самоутвердиться, проявление личностных качеств и воспитание чувств, разнообразные формы деятельности и общение, групповая поддержка и индивидуальная активность – вот чем богаты проблемные уроки. Правильная постановка учебных целей и задач делает такие уроки привлекательными для студентов. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания методом проблемного обучения целесообразно и продуктивно. Возможность применения полученных знаний в новых ситуациях обеспечивает формирование активной жизненной позиции, что способствует выполнению социального заказа общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. – М., 2000.
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М.,2002.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения
Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения...
"Контроль и оценка результатов обучения в рамках ФГОС"
В презентации отражены общепедагогические принципы организации оценочной деятельности в свете перехода на новый образовательный Стандарт....
Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.
В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессионал...
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"...
Программа районного семинара "Современные технологии обучения в рамках ФГОС ООО"
Программа районного семинара "Современные технологии обучения в рамках ФГОС ООО". Дата проведения: 18.10.2016 года. Место проведения: ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района Санкт-Петербурга. Семинар пр...
Проблемное обучение при реализации ФГОС
Проблемное обучение при реализации ФГОС...
"Проблемное обучение в рамках реализации ФГОС"
laquo;Проблемное обучение в рамках реализации ФГОС»(обобщение опыта, РМО учителей физики и астрономии) ...