Проблемное обучение при реализации ФГОС
методическая разработка по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Проблемное обучение при реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.71 КБ |
problemnoe_obuchenie_pri_realizatsii_fgos.pptx | 70.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное.
Проблемное обучение при реализации ФГОС
Федосовой Веры Ивановны
учитель математики
Высшей категории
МКОУ СОШ№3
с. Дивное
Проблемное обучение при реализации ФГОС
В современной школе сегодня важно не только дать ребенку больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль отводится деятельности учащихся.
Разберем формы и методы для построения уроков в контексте ФГОС.
В методике преподавания классифицируются методы обучения: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы - доминирующая роль учителя на уроке, а учащиеся вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Лекция - распространенный прием пассивных методов.
К активным методам - методы, позволяющие учителю и ученику выступать равноправными участниками урока, взаимодействие происходит по вектору «учитель = ученик».
Интерактивные методы (наиболее эффективные методы) - ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «учитель = ученик = ученик».
К интерактивным методам относятся:
Кейс-метод основан на том, что задается ситуация, которую ученики должны исследовать, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем.
Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой.
«Мозговая атака» - способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели.
Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований.
Исследовательский метод - учитель сам формулирует проблему. Задача учеников организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод диалогического взаимодействия - истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают (через диалог) поиск. Данный метод представлен диспутами, дискуссиями, открытыми форумами, «круглыми столами».
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Рассмотрим проблемный метод как один из методов интерактивного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления выдвинутая С.Л. Рубинштейном. При столкновении с новой проблемой у учащегося возникает состояние недоумения, удивления. Мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск (открытие неизвестного), либо с помощью учителя.
Главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного заключается в том что проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения; обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.
Величайшие педагоги старались найти пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо можно увидеть элементы проблемного обучения. К этой проблеме близко подходил К.Д. Ушинский. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. Он утверждая, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум.
Проблемное обучение развивающее, его цель – освоение учениками знаний и умений посредством решения учебных задач. Учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.
Сущность проблемного обучения составляют:
- организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся;
- управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.
К основным понятиям проблемного обучения относятся:
Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда у обучающихся возникает интеллектуальное затруднение.
Выделим следующие способы создания проблемной ситуации:
- использование учебных и жизненных ситуаций;
- побуждение к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
- ознакомление детей с фактами, носящими необъяснимый характер;
- новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.
Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.
Учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует проверку и поиск решения. Метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы являются основными методами проблемного обучения.
Структура проблемного урока
- Актуализацию прежних знаний
- Усвоение новых знаний и способов действий
- Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний.
Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности, а не только внешней логики процесса обучения.
Но не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Ученик должен применять знания, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать все условия для этого.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
методы обучения пассивные активные интерактивные
Пассивные методы Д оминирующая роль учителя на уроке, а учащиеся вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными , хотя используются на отдельных уроках обучающего типа.
А ктивные методы позволяют учителю и ученику выступать равноправными участниками урока. Взаимодействие происходит по вектору «учитель = ученик».
Интерактивные методы У ченики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «учитель = ученик = ученик ». наиболее эффективные методы
К интерактивным методам относятся : Кейс-метод . Данный метод основан на том, что задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), которую ученики должны исследовать, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели.
К интерактивным методам относятся : Кейс-метод . Данный метод основан на том, что задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), которую ученики должны исследовать, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели. Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
К интерактивным методам относятся : Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы. Метод диалогического взаимодействия основывается на проведении диалога, когда истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Данный метод представлен диспутами, дискуссиями, открытыми форумами, «круглыми столами».
Проблемный метод
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Механизм психологических процессов следующий : при столкновении с новой, непонятной проблемой возникает состояние недоумения, удивления . Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.
Величайшие педагоги старались найти пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо . Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи .
Главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного: 1)способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения ; 2) предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
Цель проблемного обучения: освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач (при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач).
Методы проблемного обучения ( система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера ): объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение; репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала; практический метод основывается на том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике; частично-поисковый метод включает восприятие объяснений учителя учеником, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса; исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.
Этапы мыслительной деятельности: принимаются во внимание все возможные решения или предположения; индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить; предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов; проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов; проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.
Структура проблемного урока Актуализацию прежних знаний – подготовку к восприятию нового материала (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя). Усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения. Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.
Путь , ведущий к знанию — это деятельность! Задача учителя — создать для этого все условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения
Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения...
Продуктивное обучение - основа реализации ФГОС
Презентация знакомит с понятиями продуктивновность, продуктивное обучение; раскрывает основы и инструменты продуктивного обучения....
Формирование мотивации учения на основе гуманизации образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС
Гуманизация обучения математики предполагает особые отношения между учителем и учащимися, реализуя творческие начала каждого школьника. Учитель-предметник выступает не только как информатор, источник ...
Проблемное обучение в рамка ФГОС
Историческое и обществоведческое образование в современных условиях нацелено на создание условий для самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и ...
Использование технологии проблемного обучения при реализации ДООП "Юный натуралист"
В современной педагогике под технологией проблемного обучения понимается такая система организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активн...
Дистанционное обучение русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Методика дистанционной работы при обучении русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов....
Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Результаты работы программы дистанционного обучения....