Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"
методическая разработка на тему
Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_gotovaya1111111111111111.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Большеберезниковского муниципального района РМ
Деловая игра
«Структура и содержание урока
в контексте системно – деятельностного
подхода к организации
обучения в рамках ФГОС»
Составители:
Арапов А. В., Арапова А. С.,
Тютина Н. В.
2016 год
Ведущий: Уважаемые коллеги, все мы с недавнего времени перешли на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Мы с Вами перестроились, прошли обучение и реализуем стандарт. Ни для кого не секрет, несмотря на то, что стандарт введен и реализуется, остается много вопросов.
Перед нами, педагогами, в связи с внедрением ФГОС, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи:
- изменяя процесс, изменить себя;
- согласованность действий, требований при организации урока;
- взаимодействие между ступенями обучения (слайд 2).
Сегодня мы проведем деловую игру, тема которой ««Структура и содержание урока в контексте системно-деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС» и попытаемся вспомнить знания по теме и обобщить практический опыт.
Наша игра состоит из нескольких туров.
Первый тур – «Блиц – опрос».
Второй тур – разминка «Кто есть кто?» Тест «Стандартный – нестандартный учитель».
Третий тур – «Колесо деятельности».
Четвертый тур – «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего в условиях ФГОС».
Пятый тур – Домашнее задание «Моделирование урока».
Для игры вы должны разбиться на две команды: придумать название и выбрать капитана. (слайд 3).
Для начала мы проведем блиц-опрос. На экране вы увидите вопросы, команда, которая знает правильный ответ – поднимает руку. Отвечает та команда, которая раньше подняла руку. За правильный ответ получаете «5». Выигрывает блиц – опрос та команда, которая набирает большее количество баллов. (слайд 4).
Вопросы для блиц-опроса:
1.Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС OОО.
2.В каком году принят новый ФГОС НОО? (6 октября 2009 г.)
3.Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход).
4.Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОУ, педагоги)
5.Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия
6.Перечислите виды УУД. (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
7.Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
8.Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика).
9.Из каких направлений может состоять внеурочная деятельность учащихся? (Внеурочная деятельность состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность).
10.Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность? (5-10 часов)
11.Сколько должная длиться динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью учащихся? (40 минут) (слайды 5 - 15).
Подсчитаем количество баллов.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, учитель остается главным действующим лицом на любом уроке, особенно, если это креативный, творческий, нестандартный учитель. Мы предлагаем определить уровень своей креативности с помощью теста «Стандартный - нестандартный учитель» (слайд 16).
1.Разминка «Кто есть кто?» Тест «Стандартный – нестандартный учитель». Приложение 1.
Указаны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Организованный.
3. Неровно успевающий.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддерживать общее дело.
8. Стабильно успевающий.
9. Занятый своими делами.
10. Быстро, «на лету» схватывающий.
11. Не умеющий общаться, конфликтный.
12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
13. Приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы совершенно нестандартный учитель.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (слайд 17) Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.
2. «Колесо деятельности». (слайд 18)
В прошлом учебном году мы первый год работали в условиях ФГОС. Давайте оценим деятельность среднего ученика 5 класса. Перед вами солнышко и восемь лучиков (Приложение ). На каждом лучике вид деятельности ученика в школе (приобретение знаний, сотрудничество, коммуникация, работа с информацией, решение проблем, самооорганизация, самореализация, рефлексия). Теперь отметьте на каждом лучике, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки, и у вас получится круг. (выполнение задания) Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе.
Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо, т.к. научить не знаниям, а работе это основная цель нового стандарта, а также системно - деятельностного подхода в обучении. Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности (слайд 19). Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для учителей принцип системно - деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Что же нового появлявилось в уроке при реализации ФГОС второго поколения? Мы озвучим эти изменения с помощью следующего задания.
3. «Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего системно – деятельностный подход в условиях ФГОС».
Вы получили пустой бланк «Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего системно – деятельностный подход в условиях ФГОС», где обозначен только предмет изменений (1-й столбик), а 2-й и 3-й получили в разрезанном виде и должны вставить в окошко (Приложение ). Затем первая команда озвучивает традиционную деятельность учителя, вторая команда – по ФГОС:
Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего системно – деятельностный подход в условиях ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, реализующего системно – деятельностный подход в условиях ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Команды зачитывают изменения в деятельности учителя, на экране дублируются ответы. Слайды 20-29.
Именно так и должна выглядеть деятельность ученика и учителя, работающих в условиях ФГОС. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова – методы, подходы, технологии и т.д. Для планирования учебных занятий в рамках ФГОС на основе принципов построения урока, его структуры, попытаемся смоделировать один урок. Это задание будет домашним.
4.Моделирование урока.
Перед вами основные этапы урока и цель каждого. Ваша задача – продумать тему урока, деятельность учащихся, применение современных образовательных технологий на каждом из этапов. Команды берут любые темы из программы «Математика» 5 класс.
Тема урока: ________________________________________________
1. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. «Хочу, потому что могу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. С малой удачи начинается большой успех.
Деятельность: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
Деятельность: _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Деятельность: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________
4. «Открытие нового знания»
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.
Деятельность: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Деятельность: _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Деятельность: __________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
Деятельность: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________
8. Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Деятельность: _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Технологии:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо вам за работу. Сегодня вы продемонстрировали активность, творчество, интерес, знание основных положений, понятий и принципов новых стандартов, словом те качества, которые необходимы учителю, работающего в условиях ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода с учетом перехода на ФГОСы второго поколения.
Материалы с выступления на ГМО....
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...
системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы
доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ...
Программа самообразования «Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО»
«Проектирование и моделирование современного урока и внеурочной деятельности по биологии с позиции системно-деятельностного подхода в условиях перехода на ФГОС ООО». На данном этапе интенсивного разв...
Особенности проведения учебных занятий в контексте системно -деятельностного подхода в реализации ФГОС
Выступление на конференции...
«Современный урок в контексте системно-деятельностного подхода»
Методическая разработка «Современный урок в контексте системно-деятельностного подхода» включает в себя теоретический материал и технологическую карту урока по физике «Исследов...