Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.
учебно-методический материал на тему
В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессиональные ориентиры для педагогов. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Значит, в условиях введения ФГОС, педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок и внеурочную деятельность в логике стандарта. Основным критерием качества современного урока математики должен стать ответ на вопрос «Как учитель на уроке помогает ученику учитьСЯ? (т. е учить себя)» Неоспоримо одно: урок должен быть одушевленным личностью учителя. Это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Потенциал уроков математики в условиях введения ФГОС | 61.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ
Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.
Учитель математики Н.К.Русских
«Цель обучения ребёнка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя».
Э. Хаббарт
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели образования .
Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ребёнка, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование
образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других
факторов).
В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессиональные ориентиры для педагогов.
«Все самые замечательные идеи и образовательные
реформы могут быть проиграны в школьном
классе, если не будет готов учитель».
Майкл Барбер
Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Значит, в условиях введения ФГОС, педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок и внеурочную деятельность в логике стандарта.
А логика стандарта такова:
Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов через освоение учащимися необходимых способов различных видов деятельности.
Основные задачи - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.
Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые установки.
Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования является, личностно – ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен.
Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей — человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».
О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
ВЕКТОРЫ ЛОО
Реализация личностно-ориентированной системы обучения требует смены «векторов в педагогике»:
от обучения к учению
от нормативно построенногообразовательного процесса к индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержке.
ребёнок – субьект обучения ребёнок – приоритетный субъект обучения, цель образовательной системы.
Отсюда следует то, что личностно-ориентированное образование ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала.
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка –личностно ориентирована.
Различия между традиционной и ЛОО технологиями представлена в таблице:
Традиционный урок | Личностно- ориентированный урок |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Таким образом, в процессе работы по личностно-ориентированной системе обучения, учащийся:
- получает возможность взглянуть на самого себя " изнутри" и "извне", сравнить себя с другими детьми, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
- вырабатывает силу воли; когда нужно выполнить задание, довести его до конечного результата;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения,
- удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, в общении, познании;
- учится продуктивному общению путём достижения гармонии с окружением.
Вывод: роль личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы» самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности и успешного взаимодействия с людьми, природой, культурой слово учитьСЯ приобретает другой смысл - учить СЯ (себя) – учить себя.
Вопросы темы:
- Каковы возможности уроков математики в реализации идей ЛОО?
- Что нужно для того, чтобы реализовать модель ЛОО на уроке математики в специальной коррекционной школе VIII вида?
- Какие технологии проведения урока более всего соответствуют личностной ориентации?
Что должно измениться в содержании и подаче учебных заданий?
На эти вопросы я отвечу с позиции анализа своего методического опыта.
Методический потенциал урока математики в реализации идей ЛОО включает в себя:
1. Личностно-ориентированные технологии обучения.
2. Содержание обучения.
(дополнение учебного материала компетентностно-ориентированными заданиями, практико-ориентированными задачами, работа с информацией).
3. Формы организации урока математики.
Личностно-ориентированные технологии обучения.
При выборе ЛОО технологий учитываются следующие особенности:
●оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего
занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных –
сомнение, сосредоточенность и др.);
●поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия
●выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
●использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
●отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
●использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического
материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы,
проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
●обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности
каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
●создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки,
уверенности в своих силах;
●проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось
бы изменить или, наоборот, повторить).
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, в своём опыте я могу выделить следующии технологии:
- Разноуровневое обучение
- Исследовательская (проблемно-поисковая)
- Игровая (имитационного моделирования)
- Коммуникативная (дискуссионная)
- Деятельностная
- Обучение в сотрудничестве
- Рефлексивная
Почему я выбрала именно эти технологии?
Во-первых, в условиях классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
Это технологии, которые позволяют достигать поставленных программой, стандартом образования целей по учебному предмету с помощью как альтернативных так и традиционных методов, сохраняя при этом все достижения дидактики, педагогической психологии и частных методик;
Во-вторых, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим.
В – третьих, эти технологии дают широкие возможности для реализации коррекционной составляющей образовательного процесса.
И, конечно, опыт педагогической работы в рамках этих технологий.
Хочется ещё раз обратить внимание на то, что в наших условиях не все технологии можно использовать «в чистом виде». Некоторые технологии используются лишь на уровне применения элементов данной технологии.
Какие же существуют личностно-ориентированные технологии обучения?
1. Разноуровневое обучение (технология разноуровневой дифференциации)
Учёт индивидуальных возможностей и индивидуальных различий учащихся. На основании этого параметрами дифференциации являются:
- Образовательные цели.
Уровень выполнения заданий.
Время обучения, время выполнения задания.
Объём изучаемого материала.
Уровень усвоения.
Подход к обучению(выбор методов, форм и приёмов учебной деятельности).
Виды учебной деятельности.
Оценка.
2.Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация модели "обучение через открытие". Ярким представителем этой технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.
3. Игровая (имитационного моделирования)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных
затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
4. Коммуникативная (дискуссионная)
Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение,
сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, сотрудничеству.
5. Деятельностная
Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать
предстоящую деятельность, быть ее субъектом, «обучение в деятельности».
6. Обучение в сотрудничестве ????
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ученики учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.
7. Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как,
каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они
были устранены, и что чувствовал он при этом.
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) -
1) размышление, самонаблюдение.
2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов.
Дополнение учебного материала компетентностно-ориентированными заданиями, практико-ориентированными задачами.
Цель: формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для самостоятельной жизни в современном обществе.
Актуальность: Если при обучении математике систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задания, то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество математической подготовки
Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
В решение практико - ориентированных задач хорошо интегрируются знания из других образовательных областей и сфер воспитательной деятельности.
Практико-ориентированные задачи имеют положительную мотивационную направленность, поскольку их сюжет и результат знакомы учащимся или близки их жизненному опыту и, как правило, имеют для ученика познавательную, общекультурную, социальную и профессиональную значимость.
Планируемые результаты:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– практических расчетов, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
– построения и исследования простейших математических моделей;
– решения геометрических, , экономических и других прикладных задач;
– анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
– исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов при решении практических задач.
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ И ЗАДАНИЙ.
Формы организации урока математики
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе остается урок.
Урок – логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации).
Урок – это не самоцель, это инструмент воспитания и развития личности. Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все методические возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Современное российское образование требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо обучать, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
1. Интегрированные уроки
2. Нетрадиционные формы проведения урока (урок-игра, урок-соревнование,
урок-проект, урок творческой деятельности, блиц-урок, практико-ориентированный урок…)
3. Организация на уроке групповой работы и работы в парах.
4. Применение современных образовательных технологий (использование в работе современных образовательных технологий позволяет учителю конструировать самые разнообразные по типу и структурным элементам уроки).
Заключение
Основные пути совершенствования урока математики в современной школе:
Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке: мотивация учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.
Осуществление четкой организации каждого урока от первой до последней минуты:
планирование каждого урока таким образом, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути, ведущие к поставленной цели.
Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся: применение на уроке методов и приемов проблемного обучения; организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Степень интенсивности учебного труда зависит от эффективности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и т. п. В то же время не следует понимать под интенсификацией стремление решить как можно больше задач, выполнить как можно больше различных упражнений. В математике, как ни в каком другом предмете, важно не количество, а качество.
Совершенствование типологии и структуры урока. Использование в работе современных образовательных технологий позволяет учителю конструировать самые разнообразные по типу и структурным элементам уроки.
Учитель – это миссия, возложенная на себя чтобы поделиться с другими обретенной мудростью.
Д.С. Лихачев
Основным критерием качества современного урока математики должен стать ответ на вопрос «Как учитель на уроке помогает ученику учитьСЯ? (т. е учить себя)» Неоспоримо одно: урок должен быть одушевленным личностью учителя. Это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Информационные источники:
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно-ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. — 342с.
3. Кузнецов М.Е. Личностно-ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с
5. http://www.menobr.ru/materials/1232/46264/
6. Петербургский урок
Материалы школ и ИМЦ - базовых площадок по отработке ФГОС ООО. – СПб.: СПб АППО, Вып. 1(4).
7. Петербургский урок:
материалы Третьего городского фестиваля. – СПб.: СПб АППО, Вып. 2(5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации учащихся на основе идей личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математике
Именно учитель формирует положительную мотивацию у школьников, создает ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием вклю...
Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»
Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...
Формирование компетенции личностного самосовершенствования учащихся на уроках математики путем применения технологий личностно-ориентированного обучения
Материал представлен для аттестации учителя. Актуальность темы очевидна, так как развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют о...
Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения
В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...
Сообщение на ШМО «Повышение мотивации и качества знаний обучающегося на основе идей личностного ориентированного подхода в процессе обучения математики»
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности,...
Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»
Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...