"Актуальные вопросы отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века" факультативный курс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Головнева Екатерина Сергеевна

Факультатив для 10 класса, составлен на основе программы курса истории в 10 классе, рассчитан на 34 часа, хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon факультатив110 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 

Пояснительная записка

Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. Содержание курса соответствует государственному стандарту среднего общего образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.». Курс рассчитан для учащихся 10 класса в количестве 34 часов. Учебно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием программы.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России  для более успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

  • преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
  • применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
  • способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
  • способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  • учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
  • научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
  • успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.

Содержание курса

Тема

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся

История России с древности до конца XIII в. (12 часов)

1

Введение

Актуальность курса

Понимать актуальность тем, составляющих основу курса

2

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. 

Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами.

Называть восточнославянские племена, показывать на карте территорию их расселения, понимать специфику взаимоотношений с соседями, указывать основные занятия восточных славян, знать особенности языческих верований и понимать их влияние на развитие общества

3

Занятие, общественный строй, верования восточных славян.

Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.

4

Возникновение государственности у восточных славян. 

«Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.

Объяснять теории происхождения Древнерусского государства, называть в хронологическом порядке первых русских князей, знать даты их правления, понимать значение появления первого письменного законодательства, знать социальную структуру древнерусского общества.

5-6

Русь при первых князьях. 

Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах.

7

Культура древней Руси.

Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.

Понимать особенности древнерусской культуры, ее связь с христианством, знать истоки ее происхождения, называть основные памятники древнерусского зодчества, живописи, литературы,

8

Феодальная раздробленность: причины, особенность. 

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.

знать и понимать причины распада Киевской Руси, развитие феодальных отношений и их влияние на политическую систему, называть основные государственные центры периода раздробленности, объяснять особенности их развития

9

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. 

Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.

10

Борьба Руси с иноземными захватчиками. 

Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.

Знать даты важнейших сражений, объяснять причины побед и поражений русских городов, понимать последствия этих событий, объяснять понятия «выход», «баскак», «иго», «ярлык»

11

Культура XII-XIII веков. 

 «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Называть основные памятники литературы, архитектуры, живописи периода раздробленности, знать имена авторов, объяснять взаимосвязь культуры с происходящими событиями.

Уметь применять полученные знания на практике, решать задания ЕГЭ.

12-13

Повторение по теме «История России с древнейших времен до конца XIII века».

История России с начала XIV до конца XVI вв. (11 часов)

14

Начало образования Российского централизованного государства.

Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.

Понимать причины возвышения Москвы, объяснять политику московских князей, знать их имена и даты правления, знать имена ордынских ханов, называть важнейшие события, отражающие борьбу с татаро-монголами, выявлять причины и последствия Куликовской битвы и Стояния на р. Угре, принятия Судебника. Объяснять значение деятельности московских князей, значение терминов «Судебник», «приказы»,  «боярская дума».

15

Политика московских князей в первой половине XV в. 

Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.

16

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. 

Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.

17

Россия при Иване IV. 

Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.

Знать основные события периода правления Ивана Грозного и их даты, называть причины и последствия Ливонской войны, выявлять значение походов на восток, объяснять понятия «опричнина», «земщина», «стрельцы»

18

Расширение территории России в XVI веке.

Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.

19-20

Смута.

Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.

Понимать причины смуты и ее последствия, знать имена правителей и руководителей народных движений, называть основные события с датами, объяснять термины «семибоярщина», «Смута»

21

Культура России в XIV-XVI веков.

 «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.

Знать названия важнейших памятников литературы, живописи, архитектуры, называть имена деятелей культуры

Уметь применять полученные знания и навыки на практике, решать задания ЕГЭ

22-23

Повторение по теме «История России с начала XIV до конца XVI веков». 

История России XVII-XVIII веков. (10 часов)

24

Первые Романовы. 

Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.

Знать итоги Смуты, имена и даты правления первых Романовых, даты основных событий, понимать значение принятия Соборного уложения, знать содержание его основных статей, объяснять причины и суть церковного раскола, разницу взглядов никониан и старообрядцев, называть основные направления и события внешней политики, понимать особенности развития культуры, называть основные произведения искусства, объяснять понятия «Соборное уложение», «старообрядцы», «нарышкинское барокко».

25

Церковный раскол.

Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум.

26

Внешняя политика России в XVII веке.

Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

27

Культура России в XVII веке.

Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

28

Россия при Петре I. 

Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII века.

Знать даты важнейших событий эпохи, имена и даты правления императоров, называть причины и последствия реформ, завоеваний, народных восстаний, измнения в быту и культуре, объяснять термины «подушная подать», «ассамблея», «рекрутская повинность», «бироновщина», «кондиции», «просвещенный абсолютизм», «пугачевщина», «фаворит», называть имена полководцев и флотоводцев, государственных деятелей.

Уметь использовать полученные знания и навыки при решении заданий ЕГЭ.

29

Период дворцовых переворотов. 

Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А.Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.

30

Внутренняя политика Екатерины II.

Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

31

Россия в войнах второй половины XVIII века

Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши.

32

Культура России в XVIII веке. 

Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.

33-34

Повторение по теме «История России XVII-XVIII веков». 

Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

дата

1.

Введение.

2.

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия.

3.

Занятие, общественный строй, верования восточных славян.

4.

Возникновение государственности у восточных славян.

5.

Русь при первых князьях (от Олега до Владимира Красно Солнышко).

6.

Русь при первых князьях (от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха).

7.

Культура древней Руси.

8.

Феодальная раздробленность: причины, особенность.

9.

Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности.

10.

Борьба Руси с иноземными захватчиками.

11.

Культура XII-XIII вв.

12.

Повторение по теме «История России с древности до конца XIII в.».

13.

Проверка уровня знаний и умений по теме «История России с древности до конца XIII в.».

14.

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель.

15.

Политика московских князей в первой половине XV в.

16.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

17.

Россия при Иване IV.

18.

Опричнина.

19.

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война.

20.

Смута.

21.

Смута (от Лжедмитрия II до Земского собора 1613 года).

22.

Культура России в XIV-XVI вв.

23.

Повторение по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.».

24.

Проверка уровня знаний и умений по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.».

25.

Первые Романовы.

26.

Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке.

27.

Внешняя политика России в XVII веке.

28.

Культура России в XVII веке.

29.

Россия при Петре I.

30.

Период дворцовых переворотов. Внутренняя политика Екатерины II.

31.

Россия в войнах второй половины XVIII века.

32.

Культура России в XVIII веке.

33.

Повторение по теме «История России XVII-XVIII вв.».

34.

Проверка уровня знаний и умений по теме «История России XVII-XVIII вв.».

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины, понятия, исторические личности.

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.

Литература для учителя и учащихся

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2018 года по истории России.
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по истории России.
  3. Агафонов С.В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ. материалы/С.В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2016
  4. В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России. Конец XVIII-XIX вв. – М.,
    Просвещение, 2013.
  5. Владимирова О.В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2018.
  6. Владимирова О.В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2018.
  7. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий/Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина. – М.: Эксмо, 2017.
  8. Жукова Л.В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие/Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
  9. История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К.М. – СПб.: Тригон, 2016.
  10. Сахаров А.Н.,  Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М., Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) 10 класс

Рабочая программа по всеобщей истории 10 класса включает в себя: пояснительную записку, основное содержание по учебному предмету, требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты, литер...

Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца  19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...

"Конкурс презентаций" по истории: с древнейших времен до конца XIX века.

В данной статье рассматривается возможность проведения открытого внеклассного мероприятия с использованием современных мультимедийных средств, получивших большую популярность в школе нового века. Конк...

Рабочая программа к учебнику А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Авторская программа Л.А.Пашкина

Рабочая программа составлена по авторской программе Л.А.Пашкиной к учебнику А.Н.Сахарова, Н.В.Загладина "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Расчитана на 70 часов....

Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.

  Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...

План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра

План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...

Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века

Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века содержит задания базового, повышенного и сложного уровня. Время проведения 40 минут. Имеются критерии оценивания с учетом с...