"Актуальные вопросы отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века" факультативный курс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Факультатив для 10 класса, составлен на основе программы курса истории в 10 классе, рассчитан на 34 часа, хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
факультатив | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. Содержание курса соответствует государственному стандарту среднего общего образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.». Курс рассчитан для учащихся 10 класса в количестве 34 часов. Учебно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием программы.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- раскрытие и понимание сущности исторических понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
- способствовать формированию и развитию умений сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
- способствовать формированию умения работать с историческими документами, анализировать, извлекать нужную информацию;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Предполагаемые результаты изучения курса:
- учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
- научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
- успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
Содержание курса
№ | Тема | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся | |
История России с древности до конца XIII в. (12 часов) | ||||
1 | Введение | Актуальность курса | Понимать актуальность тем, составляющих основу курса | |
2 | Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. | Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами. | Называть восточнославянские племена, показывать на карте территорию их расселения, понимать специфику взаимоотношений с соседями, указывать основные занятия восточных славян, знать особенности языческих верований и понимать их влияние на развитие общества | |
3 | Занятие, общественный строй, верования восточных славян. | Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы. | ||
4 | Возникновение государственности у восточных славян. | «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. | Объяснять теории происхождения Древнерусского государства, называть в хронологическом порядке первых русских князей, знать даты их правления, понимать значение появления первого письменного законодательства, знать социальную структуру древнерусского общества. | |
5-6 | Русь при первых князьях. | Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого, «Русская Правда», Категории населения. Владимир Мономах. | ||
7 | Культура древней Руси. | Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство. | Понимать особенности древнерусской культуры, ее связь с христианством, знать истоки ее происхождения, называть основные памятники древнерусского зодчества, живописи, литературы, | |
8 | Феодальная раздробленность: причины, особенность. | Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. | знать и понимать причины распада Киевской Руси, развитие феодальных отношений и их влияние на политическую систему, называть основные государственные центры периода раздробленности, объяснять особенности их развития | |
9 | Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. | Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество. | ||
10 | Борьба Руси с иноземными захватчиками. | Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада. | Знать даты важнейших сражений, объяснять причины побед и поражений русских городов, понимать последствия этих событий, объяснять понятия «выход», «баскак», «иго», «ярлык» | |
11 | Культура XII-XIII веков. | «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. | Называть основные памятники литературы, архитектуры, живописи периода раздробленности, знать имена авторов, объяснять взаимосвязь культуры с происходящими событиями. Уметь применять полученные знания на практике, решать задания ЕГЭ. | |
12-13 | Повторение по теме «История России с древнейших времен до конца XIII века». | |||
История России с начала XIV до конца XVI вв. (11 часов) | ||||
14 | Начало образования Российского централизованного государства. | Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь. | Понимать причины возвышения Москвы, объяснять политику московских князей, знать их имена и даты правления, знать имена ордынских ханов, называть важнейшие события, отражающие борьбу с татаро-монголами, выявлять причины и последствия Куликовской битвы и Стояния на р. Угре, принятия Судебника. Объяснять значение деятельности московских князей, значение терминов «Судебник», «приказы», «боярская дума». | |
15 | Политика московских князей в первой половине XV в. | Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный. | ||
16 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. | Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III. | ||
17 | Россия при Иване IV. | Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного. | Знать основные события периода правления Ивана Грозного и их даты, называть причины и последствия Ливонской войны, выявлять значение походов на восток, объяснять понятия «опричнина», «земщина», «стрельцы» | |
18 | Расширение территории России в XVI веке. | Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война. | ||
19-20 | Смута. | Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г. | Понимать причины смуты и ее последствия, знать имена правителей и руководителей народных движений, называть основные события с датами, объяснять термины «семибоярщина», «Смута» | |
21 | Культура России в XIV-XVI веков. | «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь. | Знать названия важнейших памятников литературы, живописи, архитектуры, называть имена деятелей культуры Уметь применять полученные знания и навыки на практике, решать задания ЕГЭ | |
22-23 | Повторение по теме «История России с начала XIV до конца XVI веков». | |||
История России XVII-XVIII веков. (10 часов) | ||||
24 | Первые Романовы. | Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья. | Знать итоги Смуты, имена и даты правления первых Романовых, даты основных событий, понимать значение принятия Соборного уложения, знать содержание его основных статей, объяснять причины и суть церковного раскола, разницу взглядов никониан и старообрядцев, называть основные направления и события внешней политики, понимать особенности развития культуры, называть основные произведения искусства, объяснять понятия «Соборное уложение», «старообрядцы», «нарышкинское барокко». | |
25 | Церковный раскол. | Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум. | ||
26 | Внешняя политика России в XVII веке. | Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | ||
27 | Культура России в XVII веке. | Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись. | ||
28 | Россия при Петре I. | Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII века. | Знать даты важнейших событий эпохи, имена и даты правления императоров, называть причины и последствия реформ, завоеваний, народных восстаний, измнения в быту и культуре, объяснять термины «подушная подать», «ассамблея», «рекрутская повинность», «бироновщина», «кондиции», «просвещенный абсолютизм», «пугачевщина», «фаворит», называть имена полководцев и флотоводцев, государственных деятелей. Уметь использовать полученные знания и навыки при решении заданий ЕГЭ. | |
29 | Период дворцовых переворотов. | Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А.Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне. | ||
30 | Внутренняя политика Екатерины II. | Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. | ||
31 | Россия в войнах второй половины XVIII века | Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши. | ||
32 | Культура России в XVIII веке. | Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр. | ||
33-34 | Повторение по теме «История России XVII-XVIII веков». | Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П.А. Румянцев. Г.А. Потемкин. Ф.Ф. Ушаков. А.В. Суворов. Разделы Польши. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | дата |
1. | Введение. | |
2. | Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. | |
3. | Занятие, общественный строй, верования восточных славян. | |
4. | Возникновение государственности у восточных славян. | |
5. | Русь при первых князьях (от Олега до Владимира Красно Солнышко). | |
6. | Русь при первых князьях (от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха). | |
7. | Культура древней Руси. | |
8. | Феодальная раздробленность: причины, особенность. | |
9. | Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. | |
10. | Борьба Руси с иноземными захватчиками. | |
11. | Культура XII-XIII вв. | |
12. | Повторение по теме «История России с древности до конца XIII в.». | |
13. | Проверка уровня знаний и умений по теме «История России с древности до конца XIII в.». | |
14. | Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. | |
15. | Политика московских князей в первой половине XV в. | |
16. | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. | |
17. | Россия при Иване IV. | |
18. | Опричнина. | |
19. | Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. | |
20. | Смута. | |
21. | Смута (от Лжедмитрия II до Земского собора 1613 года). | |
22. | Культура России в XIV-XVI вв. | |
23. | Повторение по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.». | |
24. | Проверка уровня знаний и умений по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.». | |
25. | Первые Романовы. | |
26. | Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. | |
27. | Внешняя политика России в XVII веке. | |
28. | Культура России в XVII веке. | |
29. | Россия при Петре I. | |
30. | Период дворцовых переворотов. Внутренняя политика Екатерины II. | |
31. | Россия в войнах второй половины XVIII века. | |
32. | Культура России в XVIII веке. | |
33. | Повторение по теме «История России XVII-XVIII вв.». | |
34. | Проверка уровня знаний и умений по теме «История России XVII-XVIII вв.». |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины, понятия, исторические личности.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.
Литература для учителя и учащихся
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2018 года по истории России.
- Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по истории России.
- Агафонов С.В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ. материалы/С.В. Агафонов. – М.: АСТ: Астрель, 2016
- В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. История России. Конец XVIII-XIX вв. – М.,
Просвещение, 2013. - Владимирова О.В. История: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ: Астрель, 2018.
- Владимирова О.В. История: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ/О.В. Владимирова. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2018.
- Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2010. История: сборник заданий/Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина. – М.: Эксмо, 2017.
- Жукова Л.В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие/Л. В. Жукова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
- История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К.М. – СПб.: Тригон, 2016.
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М., Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) 10 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 10 класса включает в себя: пояснительную записку, основное содержание по учебному предмету, требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты, литер...
Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)
Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца 19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...
"Конкурс презентаций" по истории: с древнейших времен до конца XIX века.
В данной статье рассматривается возможность проведения открытого внеклассного мероприятия с использованием современных мультимедийных средств, получивших большую популярность в школе нового века. Конк...
Рабочая программа к учебнику А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Авторская программа Л.А.Пашкина
Рабочая программа составлена по авторской программе Л.А.Пашкиной к учебнику А.Н.Сахарова, Н.В.Загладина "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Расчитана на 70 часов....
Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.
Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...
План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра
План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...
Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века
Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века содержит задания базового, повышенного и сложного уровня. Время проведения 40 минут. Имеются критерии оценивания с учетом с...