Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца 19 века.
Задачи урока:
Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом историческом процессе.
Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни).
Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества.
Совершенствовать коммуникативные навыки путем работы в группах, учить отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: Занятие по обобщению и систематизации усвоенного учебного материала.
Форма проведения: урок-игра «Турнир знатоков истории»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эпиграф: «Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра». Й. Хейзинг.
Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца 19 века.
Задачи урока:
Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом историческом процессе.
Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни).
Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества.
Совершенствовать коммуникативные навыки путем работы в группах, учить отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: Занятие по обобщению и систематизации усвоенного учебного материала.
Форма проведения: урок-игра «Турнир знатоков истории»
ХОД УРОКА:
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята!
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы,
И сквозь века промчавшись унестись
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли, проверить знания свои,
Которые за курс вы получили?
(ответ ребят)
Тогда, скорее, в путь, друзья!
Уж экипажи ваши все готовы,
А чтобы безымянными не быть,
Мы первую страницу открываем.
Страница первая: Кто есть кто?
Чтобы начать воображаемое путешествие необходимо дать название каждому экипажу.
Ребята дают историческое название своей команде, выбирают капитана.
Учитель: Нам с вами предстоит пролистать страницы Всемирной истории с древнейших времен и до конца нового времени.
С чего начнём? С начала!!!
Что изучает наука история? Как современные ученые узнают о прошлом общества? Что такое источники? Может ли ребенок вашего возраста совершить научное открытие?
Можно ли "нарисовать время"? (работа с "Линией времени")
- Обозначьте время:
а) Какие этапы в развитии человека мы можем обозначить на линии времени? (каменный и бронзовый век)
б) древний мир, ср. века, новое время
О каком человек идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.
"Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшки,
Кувшины, чашки, ложки.
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки".
(По следам прошлого. Часть I /Под общ.ред. О.Волобуева. - М.: Терра, 1997 г. - 144с.)
Предполагаемый ответ: человек "разумный", т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека - ремесле.
Задание «НеНаскальная живопись»
1. а) Первой команде предлагается нарисовать и прокомментировать жилище “Древнейшего человека.
б) Второй команде необходимо нарисовать и прокомментировать жилище “Человека разумного”.
Конкурс первый. Загадки Древнего мира.
За каждую угаданную загадку – 1 балл
Сначала давайте вспомним, что же относится у нас к истории Древнего мира?
1. Все римляне спешат туда, где суждено
Решать одним движеньем пальцев
Жизнь тех рабов, которых, к несчастью,
И ловкостью и силой бог наделил.
Хозяин же в бойцов их превратил
Для наслаждения толпы ликующей и праздной...
Для тех боев построили амфитеатр.
Ну, а бойцов назвали ....
(гладиаторами)
2. Они сильны и крепки телом,
Страну прославили не только бегом.
И слава их гремит сто лет.
Для Греции славнейший то ....
(атлет)
3. Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно.
Славится века оно.
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет.
(сфинкс)
4. Есть остров в море-океане,
Где злые чудища живут.
Они певуньями слывут.
Похожи то ль на птиц, то ль женщин.
Кто к ним на остров забредет
Покой там вечный обретет -
Они сожрут его, не глядя... (сирены)
5. В Египте умер человек,
И труп его хранили век.
Тело обрабатывают,
Бинтами замотают.
Назови, что это было,
Долго всем оно служило.
(мумия)
6. Он самый мудрый и почтенный,
Бог Брахма изо рта его создал,
И цвет его одежды - белый.
(брахман)
Конкурс "Наведите порядок" 4 минуты. За каждое верно выполненное задание 1 балл
Каждой команде - своя карточка с заданием.
1. В каких странах протекают эти реки?
1) ТИГР А) Индия
2) ГАНГ Б) Междуречье
3) ИОРДАН В) Италия
4) ХУАНХЭ Г) Палестина
5) ЕВФРАТ Д) Китай
6) НИЛ Е) Междуречье
7) ТИБР Ж) Египет
2. В каких древних странах существовали эти города?
1) АФИНЫ А) Египет
2) БИБЛ Б) Ассирия
3) НИНЕВИЯ В) Греция
4) РИМ Г) Вавилония
5) УР Д) Палестина
6) ИЕРИХОН Е) Италия
7) МЕМФИС Ж) Финикия
3. В каких древних странах жили эти люди?
1) КИР А) Греция
2) ХАММУРАПИ Б) Египет
3) ХЕОПС В) Ассирия
4) СОЛОН Г) Китай
5) КОНФУЦИЙ Д) Вавилон
6) ГРАКХ Е) Персия
7) АШШУРБАНАПАЛ Ж) Италия
4. Кто в истории древних римлян или в их мифах носил эти имена?
1) МАРС А) один из братьев-близнецов, первый царь Рима
2) ВЕСТА Б) седьмой царь Рима
3) РОМУЛ В) выдающийся полководец
4) РЕМ Г) богиня огня и домашнего очага
5) ПИРР Д) один из братьев-близнецов, основателей Рима
6) ТАРКВИНИЙ ГОРДЫЙ Е) предводитель восстания рабов
7) СПАРТАК Ж) бог войны
Конкурс «Слово не воробей» по 1 баллу за верный ответ
Определите, кому могут принадлежать эти слова? Подсказываю, что это могут быть не только известные люди.
1. С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хитрыми и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был бы основан...
Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзае и горжусь. (волчица)
2. Увы, нам не поставили статуй за совершенный подвиг! Не оттого ли, что язык наш непонятен, а научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи пронзительные наши голоса подобны были звукам военных труб.
Только благодаря нам - пусть об этом не забывают потомки римлян - город не был захвачен, разграблен, разрушен. (гуси)
3. Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране. (Хаммурапи)
4. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог людям побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?
(Прометей)
Переходим к следующему историческому отрезку! подскажите…Средневековью!
Конкурс БЛИЦ
Вопросы:
- Кто осуждал продажу индульгенций, называл папу главным мошенником и призывал народ изгнать из страны чужеземцев. /Ян Гус/
- Вождь древних франков, основатель государства /Хлодвиг/
- Земля с крестьянами, дававшаяся за военную службу в средние века. /Феод/
- Под чьим руководством была снята осада Орлеана во время Столетней войны? /Жанна д'Арк/
- Глава католической церкви. /Римский папа/
- Собрание представителей сословий в Англии. /Парламент/
- Скандинавы, совершавшие набеги на Европу в IX-XΙ вв. /Норманны/
- Столица Восточной Римской империи. /Византия/
- Объединение мастеров одной специальности. /Цех/
- Церковный суд, созданный для борьбы с еретиками. /Инквизиция/
- Длительная война между Англией и Францией. /Столетняя война/
- Средневековое государство у арабов. /Арабский Халифат/
- Походы на восток, организованные католической церковью. /Крестовые походы/
- По какой лестнице никто никогда не ходил? /Феодальной/
- Войны чешского народа против католической церкви и засилья немцев. /Гуситские войны/
- Конный воин в средневековой Европе. /Рыцарь/
- Почему крестьянское восстание во Франции называется Жакерия? /Крестьян во Франции называли Жаками/
- Кто был предводителем восстания в Англии? /Уот Тайлер/
Конкурс «Лишняя буква»
Условие задания: даются слова, но там перемешаны буквы, а одна буква лишняя (из лишних букв мы должны получить новое слово).
Ребята должны составить и объяснить все слова. За каждое слово 1 балл. За объяснение 1 балл. За итоговое слово – 2 балла.
Конкурс ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КВАДРАТЫ ПО ХРОНОЛОГИИ
Ребятам учитель показывает хронологические квадраты, а они должны ответить – что произошло в этом году. За каждую дату 1 балл.
Дата читается по указанным стрелкам.
1054 г. – Разделение христианской церкви на западную и восточную
1066г. – Завоевание Англии герцогом Нормандии
1096 г. – Первый крестовый поход
1099 г. – Взятие крестоносцами Иерусалима
1204 г. – Взятие крестоносцами Константинополя – столицы Византийской империи
1265 г. – Созыв первого парламента в Англии
1302 г. – Созыв Генеральных Штатов во Франции
1381 г. – Восстание Уота Тайлера
1419 г. – Начало гуситских войн в Чехии
1429 г. – Освобождение Орлеана
1492 г. – Открытие Америки Колумбом
Конкурс «Что такое?» необходимо дать определение понятию.
Что такое: феод, натуральное хозяйство, оброк, барщина, город, ярмарка, крестовые походы, сословия, сеньор, вассал – 1 балл за ответ
"Впредь от настоящего часа, я, Раймонд. Не обману Бернара ни в том, что касается его тела, и не лишу его жизни, не захвачу в плен. И не отниму у тебя ни городов твоих, ни замков, ни феодов, какие имеешь и впредь с моей помощью приобрести можешь". (Клятва вассала сеньору). – 2 балла
1) О каком событии идет речь? Когда оно произошло?
1. На дверях церкви в Виттенберге был помещен список, содержащий 95 пунктов, которые обличали римско-католическую церковь и её священнослужителей.
Реформация; 1517 год.
2. Вооруженная парижская толпа осадила тюрьму, являвшуюся символом королевского произвола. Гарнизону крепости было предложено капитулировать
Штурм Бастилии в Париже; 14 июля 1789 г.
3. Стране грозила потеря независимости. Богатые люди на свои деньги снаряжали суда, горожане записывались в отряды добровольцев для отражения испанского десанта. Королева верхом на лошади объезжала войска, обещая победить или умереть со своим народом.
Разгром Непобедимой Армады, 1588 год.
4. Резня началась в Париже в ночь перед праздником и продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Всего было убито до 30 тыс. человек.
Варфоломеевская ночь; 24 августа 1572 г.
5. Это была первая общеевропейская война, поскольку в ней участвовали почти все страны Европы, объединенные в две мощные коалиции.
Тридцатилетняя война; 1618-1648 гг.
2) О каком направлении в философии, науке, культуре идет речь?
1. Это идейное течение было направлено против феодальных порядков. Его представители пытались просветить народ и увлечь его на борьбу за новое, буржуазное устройство общества.
Эпоха Просвещения
2. Это эпоха в истории развития европейских народов в XIV – XVI вв., связанная с подъемом искусства, литературы, науки. Основными принципами культуры данной эпохи были гуманизм и реализм.
Эпоха Возрождения.
3) О каком историческом деятеле идет речь?
1. Знаменитый разбойник и непревзойдённый стрелок из лука скрывался со своими молодцами, одетыми в зелёные плащи с капюшонами в королевском лесу не подалёку от города Неттингема
(Робин Гуд).
2. И вот король явился, как было приказано, и остался внутри второго кольца стен. Там, сняв королевские одеяния, без злаков королевского достоинства, без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера в ожидании приговора римского папы
(Генриха IV).
3 Он завершил создание новой картины мира, открытые им законы носили универсальный характер – их можно было применить к любому явлению. За заслуги в развитии науки восхищенные современники избрали его членом Королевского общества. Он стал академиком, не достигнув еще и 30 лет.
И. Ньютон
4. Он разработал учение о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия по образцу английской.
Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье.
5. Это был человек проницательного ума и сильной воли, отважный, строгий к себе, не падавший духом в дни самых тяжелых поражений. Характерно, что, став главнокомандующим, он отказался от жалованья на все годы войны.
Дж. Вашингтон
6. Этот политический деятель восемнадцать лет управлял государством и, как он считал, приняв государство «умирающим», оставил его «торжествующим». После него осталось «Политическое завещание».
Кардинал Ришелье, первый министр Людовика XIII
7. Этот испанский дворянин служил офицером, получил тяжелое ранение и решил посвятить себя служению Богу и борьбе с еретиками. С несколькими единомышленниками основал новый орден, девизом которого были слова: «Всё во славу Бога!».
Игнатий Лойола; основал орден иезуитов в 1537 г.
8. Один из сторонников Реформации утверждал, что надо усердно трудиться ради накопления богатств. Кто разбогател, тот «Божий избранник», ему обеспечена дорога в рай; если же человек терпит убытки и неудачи в делах, значит, Бог обрёк его на адские муки.
Жан Кальвин; кальвинистская церковь.
9. Когда началась революция, ему было 20 лет. Перед ним, корсиканцем, человеком без денег и без связей, революция открыла возможность проявить себя благодаря своим талантам. После побед в Италии и Египетского похода он стал национальным героем.
Наполеон Бонапарт.
4) Как назывался документ, в каком году он был принят?
1.Конгресс в Филадельфии принял документ, который провозглашал равенство всех людей в правах и идею власти народа.
Декларация независимости США; 4 июля 1776 г.
5) О каком государстве идет речь?
1. Семь провинций заключили военно-политический союз против Испании, через несколько лет войны они провозгласили о создании этого государства .
Республика Соединенных провинций (Голландия).
2. Это государство первым в Европе установило конституционную парламентскую монархию в конце XVII века.
Англия.
6) Как называлась эта политика, в каких странах она проводилась?
Эта политика была вызвана желанием властей предотвратить вторжение европейцев в страну и стремлением сохранить нетронутые старые традиции и феодальные порядки.
Политика «закрытия»; Китай и Япония
Конкурс капитанов. Капитанам выдается список вопросов, на которые они должны дать ответы. 1 балл за каждый верный ответ.
1. Как звали человека, открывшего Америку? (Христофор Колумб)
2. Что такое огораживания? (Насильственный сгон крестьян с земли и превращение её в пастбище для овец).
3. Королями какой страны были Фердинанд и Изабелла, снаряжавшие морские экспедиции? (Испания).
4. Кого называли новыми дворянами? (Джентри – те кто, стал вести хозяйство на буржуазный лад).
5. Что такое абсолютизм? (Ничем неограниченная монархия).
6. Чья экспедиция доказала, что земля шар? (Фернан Магеллан).
7. Как называется эпоха, когда создали свои шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти? (Возрождение, или Ренессанс).
8. Назовите автора произведения «Ромео и Джульетта». (Уильям Шекспир).
9. В какой стране Европы изобрели печатный станок? (Германия).
10. В какой стране правила династия Валуа? (Франция).
11. Что такое Генеральные штаты? (Собрание представителей разных сословий во Франции, парламент).
12. Как в 16-17 веках называлось предприятие нового типа, основанное на ручном труде? (Мануфактура).
13. Кто такой регент? (Временный правитель при несовершеннолетнем монархе).
14. Что такое «славная революция»? (Бескровный переворот в Англии 1688 года, приход к власти Вильгельма Ш Оранского).
15. Что такое ересь? (Религиозное учение не соответствующее официально существующим религиям, преследуемое и запрещённое в стране).
16. Кто такие «круглоголовые»? (Сторонники английского парламента в революции 1640-53 г.г.).
17. Чем прославился «Майский цветок»? (Корабль, на котором английские пуритане, преследуемые английскими властями прибыли в Северную Америку и основали там первое поселение).
18. Что такое «конституция»? (Основной закон государства, «устройство»).
Кроссворд.
РЕМОНСТРАЦИЯ – ПРОТЕСТ
| р | е | ф | о | р | м | а | ц | и | я | ||
| д | е | к | л | а | р | а | ц | и | я | ||
|
| м | о | н | о | п | о | л | и | я | ||
п | р | о | с | в | е | щ | е | н | и | е | ||
к | о | н | к | у | р | е | н | ц | и | я | ||
с | а | м | у | р | а | й | ||||||
т | е | р | р | о | р | |||||||
б | у | р | ж | у | а | з | и | я | ||||
| б | а | р | о | к | к | о |
|
| |||
| ц | и | в | и | л | и | з | а | ц | и | я | |
| и | н | к | в | и | з | и | ц | и | я |
| |
| я | к | о | б | и | н | е | ц |
1). Реформация – это движение за переустройство церкви.
2). Декларация – это официальное заявление, документ, провозглашающий какие-то нормы от лица партии, государства.
3). Монополия – исключительное право на производство или продажу продукции.
4). Просвещение – это историческая эпоха в развитии европейской культуры, основанное на рационализме и вере в человека.
5). Конкуренция – это соперничество между предпринимателями, борьба за достижение лучших результатов.
6). Самурай – сословие японских воинов.
7). Террор – карательная политика, применение насилия, меры устрашения.
8). Буржуазия – это предприниматели, один из классов Нового времени, капиталистического общества.
9). Барокко – архитектурный стиль, склонный к излишествам, пышности, украшениям («причудливый»).
10). Цивилизация – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе развития.
11). Инквизиция – католический церковный суд, преследующий еретиков.
12). Якобинец – представитель одного из политических клубов революционной Франции.
КОНКУРС «ИЗОБРЕТЕНИЯ»
1. В какое-то время в газетах некой страны появились протесты граждан: «Птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортиться и скиснет… лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами, воздух отравлен запахом; скот, пасущийся на полях умрет от страха при этих отвратительных звуках и свистках».
О чем говориться в этом отрывке, кто изобретатель и в какой стране это изобрели?
Ответ: Стефенсон – «отец» паровоза - Англия.
2. Она была дешевой и доступной для любого – «модель Т». Для ее изготовления создали и использовали передвижной сборочный конвейер.
О чем говориться в этом отрывке, кто изобретатель и в какой стране ?
Ответ: В США Генри Форд наладил массовое производство автомобиля
Итоги урока
Учитель объявляет победителей игры анализируются допущенные ошибки. Капитаны оценивают работу каждого участника команды. Выставляются итоговые оценки за урок. В заключении можно обратить внимание учащихся на ключевые моменты изученных разделов Всемирной истории.
“Гордится славою своих предков
Не только можно, но и должно!
Не уважать оной –
Есть постыдное малодушие”.
(А. С. Пушкин)
Домашнее задание
Написать эссе «Интересная личность Всемирной истории».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс
Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу. Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...
Рабочая программа.Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) 10 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 10 класса включает в себя: пояснительную записку, основное содержание по учебному предмету, требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты, литер...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в 6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...
"Конкурс презентаций" по истории: с древнейших времен до конца XIX века.
В данной статье рассматривается возможность проведения открытого внеклассного мероприятия с использованием современных мультимедийных средств, получивших большую популярность в школе нового века. Конк...
"Актуальные вопросы отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века" факультативный курс
Факультатив для 10 класса, составлен на основе программы курса истории в 10 классе, рассчитан на 34 часа, хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ....
Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.
Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...