"Конкурс презентаций" по истории: с древнейших времен до конца XIX века.
методическая разработка по истории по теме
В данной статье рассматривается возможность проведения открытого внеклассного мероприятия с использованием современных мультимедийных средств, получивших большую популярность в школе нового века. Конкурсная основа, игровая форма, обилие наглядных материалов, делают мероприятие увлекательным и полезным занятием, доступным как студентам, так и школьникам, изучающим всеобщую историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_prezentatsiy.docx | 306.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конкурс презентаций» по истории: с древнейших времён до конца XIX века.
А.Н. Колесникова
ФГОУ СПО «Амт», Г.Армавир, Краснодарский край.
Введение.
Начало нового века ознаменовалось кардинальными изменениями в подходах к преподаванию общественных дисциплин, одной из которых является история.
Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально-значимых качеств и призвана решить модернизация образования.
Все педагоги и методисты в один голос констатируют, что преподавать по старому уже невозможно, что наука ушла далеко вперёд и школа (к сожалению!) очень сильно отстаёт от современных технологий. Ни для кого не секрет, что до сих пор школьное образование в основном базируется на старых испытанных традиционных методах изложения материала и контроля знаний. Но в новых условиях обилия информации, интереса молодого поколения к компьютерным технологиям и т.п. это не слишком мотивирует учащихся к освоению новых знаний. Появление новых средств обучения, позволяют сделать его более эффективным. Речь идёт прежде всего о мультимедийных средствах обучения.
Использование в современном образовательном процессе средств ИКТ (информационных компьютерных технологий) продиктовано необходимостью построения перспективных моделей организации учебной деятельности и поиском новых подходов к оптимизации обучения разных возрастных групп. На уроке ученик не всегда может усвоить материал, излагаемый учителем, т.к. у всех разный темп и скорость восприятия информации. Именно ИКТ с заложенными в них дидактическими возможностями становятся эффективным средством для организации самостоятельной индивидуальной работы. Кроме того, они позволяют по-новому построить взаимоотношения преподавателя и студента, поставив последнего в отношения делового партнёрства, развить его творчество и инициативность.
Конечно, вопрос использования электронных образовательных ресурсов сложен и неоднозначен. При видимом удобстве представления предметной информации в мультимедийной форме вызывают опасение одно обстоятельство - неблагоприятное влияние компьютерных средств обучения на зрение учащегося. Все же остальные доводы могут быть использованы лишь в защиту этого метода работы.
Современные электронные продукты по различным разделам школьного курса истории предлагают пользователю многочисленные наборы мультимедийных ресурсов, систематизированных в разной логике и отвечающих различным задачам. Особенно интересны с точки зрения применения на уроке электронные учебники. Хотя и они не всегда отвечают задачам учебного процесса в старшей школе. Отметим следующие причины: обилие текстовой информации (часто не актуальной для учителя на уроке), скудность иллюстративного ряда, случайный подбор ресурсов, неудобство работы с ними. К неудобствам стоит отнести также жёсткую заданность логики изучения темы и представления материала, которая присутствует во многих электронных обучающих изданиях.
В этих условиях актуальным становится приспособление учебного процесса к меняющимся условиям, т.е. адаптация и преподавателя, и учащегося, и занятия к новым информационным технологиям. Одним из способов такой адаптации можно назвать разработку проектных заданий самими учащимися по конкретной заданной теме.
Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получить новые знания, а цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующей учебной литературы, так и на материалах в обилии представленных в Интернете.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Не следует забывать, что проектная деятельность учащихся отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта образовательного продукта (в нашем случае темы урока). Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий педагога и учащегося, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Презентация, являясь одним из способов воплощения метода проекта, основывается на принципе «обучение посредством деятельности». Участие в конкурсе презентаций развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность к соорганизации различных позиций; способность ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из различных источников, в том числе с использованием возможностей Интернета); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Работа над презентацией способствует воспитанию у ребят: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации; желание делать свою работу качественно (особенно этому способствует конкурсная основа мероприятия).
Необходимо отметить и роль учителя на всех этапах работы над презентацией. Она очень важна и именно от неё зависит качество подготовки и ценность дальнейшей совместной деятельности.
На начальном этапе важной становится выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполняемому проекту. От руководителя ожидается мудрое наставничество, консультирование по выбору тематики, помощь в подборке необходимых материалов, определение ориентира деятельности и главных ориентиров поиска.
На втором этапе (его можно назвать поисковым) учитель регулярно консультирует учащегося по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов, стимулирует умственную активность. Корректирует (если необходимо) оформление презентации на компьютере.
На итоговом этапе преподаватель оказывает помощь в разработке отчёта о работе, т.е. готовит выступающих к устной защите, отрабатывает умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей. Кроме того учитель выступает в роли эксперта на защите презентации, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого участника Конкурса.
Роль учащихся в подготовке проектов Презентаций определена в правилах Конкурса презентаций (см. ниже). Могу лишь добавить, что данная форма работы обычно находит среди них живой отклик: позволяет развить их творчество, показывает навыки работы с компьютерными программами, повышает интерес к предмету, развивает их речевые навыки.
Интерактивные методики преподавания являются эффективными при изучении многих тем обществоведческого курса и курса истории. В качестве примера предлагается разработка «Конкурса презентаций по истории с древнейших времён до конца XIX века».
Цели конкурса:
- Содействовать внедрению современных информационных технологий в образовательном процессе.
- Поддержать инновационную деятельность как учителя, так и учащегося в использовании мультимедиа технологий в профильной деятельности.
- Способствовать развитию новейших методик и технологий в преподавании общественных дисциплин (в данном случае – истории).
- Популяризовать современные мультимедийные продукты, ориентированные на формирование основных информационных компетентностей.
Предложенное мероприятие «Конкурс презентаций» помогает не только повторить и закрепить изученное на уроках истории, но и показать эрудицию учащихся, раскрыть их творческий потенциал, умения применять современные информационные технологии.
Всё перечисленное делает разработку Конкурса презентаций необходимым делом.
Конкурс презентаций
«История с древнейших времён до конца XIX века»
Цели и задачи мероприятия:
- в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учебного материала;
- закрепить и обобщить знания по дисциплине «История» с древнейших времён до конца XIX века и пополнить их;
- активизировать речевую деятельность учащихся; воспитать ответственное отношение к коллективному делу;
- развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету.
Оборудование: презентация, раскрывающая основные этапы конкурса; презентации учащихся, представленные на конкурс; карточки-тесты по темам презентаций; компьютер, проектор, листы экспертной оценки.
Условия конкурса
- Общие положения:
- Конкурс проводится в рамках предметной недели «Гуманитарных и общественных дисциплин» по различным темам дисциплины, включающим в себя как Отечественную, так и зарубежную историю с древнейших времён до конца XIX века.
- Конкурс является открытым. К участию в нём допускаются студенты 1-го курса всех специальностей ФГОУ СПО «АМТ».
- Порядок организации и сроки проведения Конкурса:
Конкурс проводится в два этапа – заочный и очный этап. Очный этап Конкурса проводится в рамках недели предметной комиссии.
Работы могут быть представлены по следующим номинациям:
- Выдающиеся деятели эпохи (правители, учёные, общественные и политические деятели).
- События, которые перевернули мир (Великое переселение народов, крестовые походы, образование варварских государств, Великие географические открытия, реформация и контрреформация в Европе и т.д.)
- Знаменитые битвы прошлого (отдельные сражения и войны).
Основные требования к презентации:
Наличие внешнего оформления:
- титульный лист с исходными данными студента;
- объём не менее 15 слайдов;
- основное содержание;
- список используемой литературы или ссылка на сайт.
В зависимости от выбранной номинации основное содержание работы может включать следующие пункты:
Выдающиеся деятели эпохи
- краткие сведения о происхождении;
- даты правления;
- основная политика;
- историческое значение деятельности.
События, которые перевернули мир
- хронологические рамки события;
- определение;
- содержание;
- историческое значение.
Знаменитые битвы прошлого
- дата или хронологические рамки;
- стороны битвы;
- карты и схемы, включая краткое описание события;
- историческое значение.
Очный этап конкурса проводится в форме публичной защиты творческой работы, где автор представляет устный доклад о состоянии знаний в области выполненной им работы. Регламент доклада 7 – минут; вопросы 3 – минуты. Оценку доклада проводит комиссия, в которую входят специалисты в соответствующей области - преподаватели истории и обществознания, информатики, географии.
Победители и призёры Конкурса награждаются грамотами установленного образца и поощряются досрочным выставлением зачёта по предмету, возможны денежные премии.
Очный этап.
- Демонстрация презентаций.
При демонстрации учитывается хронология событий и обязательное словесное сопровождение, излагающее основное содержание презентации. В завершение слушателям предлагаются вопросы к презентации для закрепления знаний по изложенной теме. Ответы болельщиков – бонус автору презентации (по принципу max и min)
Критерии к оцениванию ответов на тесты:
- 1 ответ – 2 балла;
- 2 ответа – 3 балла;
- 3 ответа – 4 балла;
- 4 ответа 5 баллов;
Баллы по всем тестам суммируются и выставляется средний балл
Критерии оценки для жюри:
- Соответствие требованиям – 5 - 10 баллов;
- Историческое содержание - 15 - 30 баллов;
- Правильность и чёткость комментариев – 7 - 15 баллов;
- Правильная постановка вопросов – 5 - 10 баллов;
- Максимум ответов на них – от 1 до 5 баллов;
- Оформление презентации
(иллюстрации, эффекты, читабельность) – 10 - 20 баллов;
- Оригинальность – 5 - 10 баллов.
- Подведение итогов. Награждение победителей.
В оценке конкурсантов принимали участие и зрители-студенты. Они тоже могли выказать поддержку одному из участников, голосуя за них на специальном бюллетене (голос может быть отдан только за 1 участника).
Предложенная методика может быть использована на повторительно-обобщающих уроках, как в среднеспециальном учебном заведении, так и в школе.
Колесникова Анна Николаевна, преподаватель гуманитарных и общественных дисциплин ФГОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум», г. Армавир, Краснодарский край.
Список литературы
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», - 2003. 360с.
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО Ч.I. – ОИЦ «Академия», - 2010. 302с.
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2010. 300с.
- Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времён до конца XIX в. 10 класс. «Русское слово», 2001. 330с.
- История.Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2010. 480с.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времён до конца XVII в. «Дрофа», 2001. 400с.
- Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10-11 классы. «Дрофа», 2001. 430с.
Фото к мероприятию
Слово предоставляется участникам
Зрители не бездействовали
Жюри выносит вердикт
Анкета для независимого жюри
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Турнир знатоков истории" (обобщающий урок по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века)
Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на уроках по курсу всемирной истории с древнейших времен до конца 19 века.Задачи урока:Способствовать закреплению знаний учащихся о мировом и...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
Данная программа предполагает изучение истории России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...
"Актуальные вопросы отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века" факультативный курс
Факультатив для 10 класса, составлен на основе программы курса истории в 10 классе, рассчитан на 34 часа, хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ....
Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.
Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...
План-конспект обобщающего урока по курсу истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра
План-конспект обобщающего урока по курсу Всеобщей истории с древнейших времен до конца 19 века. Урок-игра...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...