Рабочая программа к учебнику А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Авторская программа Л.А.Пашкина
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена по авторской программе Л.А.Пашкиной к учебнику А.Н.Сахарова, Н.В.Загладина "История с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Расчитана на 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_ist.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
Класс 10 а
Составитель: Мурашкина В.В., учитель истории
Учебный год 2017-2018
г. Бородино
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена на основе:
- примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории. М. Просвещение. 2009.
- Авторской программы Л.А. Пашкиной. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ» Базовый уровень 10-11 КЛАССЫ. Москва, «Русское слово» 2015 Освоение курса истории на базовом уровне способствует достижению главной цели исторического образования в школе: «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности». Эта общая цель определяет задачи курса: • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире; • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе;
• воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности; • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма; • формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни; • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
Общая характеристика учебного предмета
Истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества. Содержание курса ориентировано на формирование и развитие ценностно- смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира, давать оценку - в том числе моральную- тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно
искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся. В основу структуризации курса истории на базовом уровне авторами были положены принцип блочно-тематической организации учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и российской истории. Основной акцент при структурировании учебного материала сделан на прослеживании причинно- следственных связей между событиями и явлениями, причем логика построения курса делает возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную систематизацию и обобщение изученного материала.
Место предмета в учебном плане
«История», согласно Федеральному базисному плану, входит в состав учебных предметов, являющихся обязательными для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. На изучение курса истории на базовом уровне базисным планом отводится 140 часов: в 10 и 11 классах по 70 часов из расчёта 2 часа в неделю. Из 70 часов около 40 приходится на изучение курса истории России, т.е. не менее 55% учебного времени.
Требования к уровню подготовки учеников
Методической основой преподавания истории на ступени среднего (полного) общего образования, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся.
Личностными результатами освоения курса истории на базовом уровне являются: • сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; • сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметными результатами освоения учющимися курса являются: • умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
На предметном уровне в результате освоение курса истории на базовом уровне учащиеся научатся: • характеризовать этапы становления исторической науки; • раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике; • формулировать принципы периодизации истории развития человечества; • определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; • датировать важнейшие события и процессы мировой истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития человечества; • характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе; • анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; • готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике; • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; • вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
учащиеся получат возможность научиться: • объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов; • проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий; • использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.
Основное содержание предмета
Раздел 1.Пути и методы познания истории. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
Раздел 2.От первобытной эпохи к цивилизации. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Неолитическая революция. Цивилизации Древнего мира и Средневековья. Архаичные цивилизации древности. Античные цивилизации Средиземноморья. Возникновение религиозной картины мира.
Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века. Возникновение исламской цивилизации. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Становление и развитие сословно – корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Традиционное общество на Западе и Востоке. Славяне в раннем Средневековье. Образование Древнерусского государства. Расцвет Древней Руси. Социально-экономическое развитие Древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Культура Руси Х – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации. Католический мир на подъеме. Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии. Монгольское нашествие на Русь. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. Западная Европа в XIV – XV вв. Европейская культура, наука и техника в Средние века. Мир за пределами Европы в Средние века. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. Междоусобная война на Руси.
Раздел 4. Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.). На заре новой эпохи. Западная Европа: новый этап развития. Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе. Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана IV Грозного. Культура и быт России в XIV—ХVI вв. Смутное время на Руси. Россия при первых Романовых. Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVII в.
Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Государства Азии в XVII—XVIII вв. Россия при Петре I. Россия в период дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи в России. Могучая внешнеполитическая поступь Российской империи. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Культура и быт России XVIII в.
Раздел 6. Россия и мир в конце XVIII – XIX веках. Война за независимость в Северной Америке. Французская революция и её последствия для Европы. Европа и наполеоновские войны. Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. Россия и Священный Союз. Тайные общества. Реакция и революции в Европе 1820—1840-х гг. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Россия при Николае I. Крымская война. Воссоединение Италии и объединение Германии. Россия в эпоху реформ Александра II. Правление Александра III. Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в. Власть и оппозиция в России середины – конца XIX в. Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Золотой век русской культуры.
Перечень учебно – методического обеспечения.
1. Л.А. Пашкина. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ». Базовый уровень. 10-11 КЛАССЫ. Москва, «Русское слово». 2015.
2. А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин «История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ А.Н. Сахаров, Н.В.Загладин. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
3. Н.В. Загладин, Н.А. Симония «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Н.В.Загладин, Н.А.Симония. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
4. Н.В.Зайцева. История. 10 класс: поурочные планы к учебнику Н.В.Загладина: Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века/ авт.-сост. Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. М.Н.Чернова. История России с древнейших времен до конца XIX века. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 10 класс/ М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен». 2012.
Интернет-ресурсы:
http://www.world-history.ru
http://rulers.narod.ru
http://www.ostu.ru
http://www.hrono.ru
http://www.istorya.ru
http://adjudant.ru
http://www.magister.msk.ru
http://hero-1812.narod.ru
http://grandwar.kulichki.net
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Пути и методы познания истории | 3 | Уметь: - называть в хронологической последовательности этапы развития человечества, называть их хронологические рамки. - объяснять особенности познания прошлого. - характеризовать теории исторического развития - выявлять положительные и отрицательные стороны марксистской концепции истории, теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития |
2 | От первобытной эпохи к цивилизации | 7 | Знать: - античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Уметь: - излагать ключевые события эпохи Античности. |
3 | Русь, Европа и Азия в Средние века | 19 | Знать: - особенности христианской средневековой цивилизации в Европе, динамику ее развития. Уметь: - проследить процесс формирования системы крупного землевладения. Знать славянские племена и их соседей. Их культуру и быта, верования. Знать причины распада Руси, взаимоотношения князей в это время. Уметь работать с картой. Знать причины возрождения. Роль Москвы в централизации русских земель. Роль Дмитрия Донского в этом. Значение Куликовской битвы. |
4 | Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.) | 12 | Знать кем, когда и как были сделаны географические открытия. Уметь работать с картой. Знать новые религиозные течения, их основные постулаты. Знать реформы Ивана IV и их, значение, влияние на социально-экономическое и политическое развитие страны. |
5 | Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации | 10 | Знать: - технический прогресс, промышленный переворот, кап. отношения, индустриальное общество, крупное машинное производство. - развитие капиталистических отношений и социальной структуры Знать: - промышленное производство и его влияние на общество. Уметь: - определять особенности и противоречия раннего индустриального общества - выявлять положительные и отрицательные черты индустриального общества - признаки промышленного переворота. Знать новые явления хозяйственной жизни, появление мануфактур, наемного труда, ориентация ремесла на внутренний рынок, сословный строй при первых Романовых. Причины народных выступлений. |
6 | Россия и мир в конце XVIII – XIX веках | 19 | Знать особенности первых десятилетий послепетровской эпохи, отступление от петровских планов и продолжение традиций ПетраI, основные тенденции соц.-политического и экономического развития страны. Внешняя политика: направления и результаты. Знать либеральные начинания Александра I; замыслы и результаты. Противостояние консервативных и либеральных идей. Знать понятия: Россия и «Священный союз».»Восточный вопрос» в российской политике. Россия и революция в Западной Европе. Крымская война: значение, последствия. Уметь объяснять значение реформ Александра II. Последствия его внешней политики. Знать причины контрреформ Александра III. |
Итого | 70 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № темы | Раздел, тема | дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Пути и методы познания истории. | |||||
1 | 1 | Этапы развития исторического знания | 3.09 | ||
2 | 2 | Основы исторической науки | 3.09 | ||
3 | 3 | Россия во всемирной истории | 10.09 | ||
От первобытной эпохи к цивилизации | |||||
4 | 1 | У истоков рода человеческого | 10.09 | ||
5 | 2 | Государства Древнего Востока | 17.09 | ||
6 | 3 | Культура стран Древнего Востока | 17.09 | ||
7 | 4 | Цивилизация Древней Греции | 24.09 | ||
8 | 5 | Древнеримская цивилизация | 24.09 | ||
9 | 6 | Культурно-религиозное наследие античной цивилизации | 1.10 | ||
10 | 7 | Повторение по теме «От Первобытной эпохи к цивилизации» | 1.10 | ||
Русь, Европа и Азия в Средние века | |||||
11 | 1 | Европа в эпоху раннего Средневековья | 8.10 | ||
12 | 2 | Рождение исламской цивилизации | 8.10 | ||
13 | 3 | Славяне в раннем Средневековье | 15.10 | ||
14 | 4 | Образование Древнерусского государства | 15.10 | ||
15 | 5 | Расцвет Древней Руси | 22.10 | ||
16 | 6 | Социально-экономическое развитие Древней Руси | 22.10 | ||
17 | 7 | Политическая раздробленность Руси | 29.10 | ||
18 | 8 | Культура Руси Х – начала XIII в. | 29.10 | ||
19 | 9 | Католический мир на подъеме | 12.11 | ||
20 | 10 | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии | 12.11 | ||
21 | 11 | Монгольское нашествие на Русь | 19.11 | ||
22 | 12 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского | 19.11 | ||
23 | 13 | Западная Европа в XIV-XV вв. | 26.11 | ||
24 | 14 | Европейская культура, наука и техника в Средние века | 26.11 | ||
25 | 15 | Мир за пределами Европы в Средние века | 3.12 | ||
26 | 16 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 3.12 | ||
27 | 17 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского | 10.12 | ||
28 | 18 | Междоусобная война на Руси | 10.12 | ||
29 | 19 | Повторение по теме «Русь, Европа и Азия в Средние века» | 17.12 | ||
Россия и мир на рубеже нового времени (конец XV – начало XVII в.) | |||||
30 | 1 | На заре Нового времени | 17.12 | ||
31 | 2 | Западная Европа: новый этап развития | 24.12 | ||
32 | 3 | Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе | 24.12 | ||
33 | 4 | Образование русского централизованного государства | 14.01 | ||
34 | 5 | Правление Ивана IV Грозного | 14.01 | ||
35 | 6 | Культура и быт России в XIV-XVI вв. | 21.01 | ||
36 | 7 | Смутное время на Руси | 21.01 | ||
37 | 8 | Россия при первых Романовых | 28.01 | ||
38 | 9 | Экономическое и общественное развитие России в XVII в. | 28.01 | ||
39 | 10 | Россия накануне преобразований | 4.02 | ||
40 | 11 | Культура и быт России в XVII в. | 4.02 | ||
41 | 12 | Повторение по теме «Россия и мир на рубеже Нового времени» | 11.02 | ||
Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации | |||||
42 | 1 | Промышленный переворот в Англии | 11.02 | ||
43 | 2 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | 18.02 | ||
44 | 3 | Государства Азии в XVII-XVIII вв. | 18.02 | ||
45 | 4 | Россия при Петре I | 25.02 | ||
46 | 5 | Россия в период дворцовых переворотов | 25.02 | ||
47 | 6 | Расцвет дворянской империи в России | 4.03 | ||
48 | 7 | Могучая внешнеполитическая поступь Российской империи | 4.03 | ||
49 | 8 | Экономика и население России во второй половине XVIII в. | 11.03 | ||
50 | 9 | Культура и быт России XVIII в. | 11.03 | ||
51 | 10 | Повторение по теме «Россия и мир в индустриальную эпоху» | 18.03 | ||
Россия и мир в конце XVIII – XIX веках | |||||
52 | 1 | Война за независимость в Северной Америке | 18.03 | ||
53 | 2 | Французская революция и ее последствия для Европы | 1.04 | ||
54 | 3 | Европа и наполеоновские войны | 1.04 | ||
55 | 4 | Россия в начале XIX в. Отечественная война 1812г. | 8.04 | ||
56 | 5 | Россия и Священный союз. Тайные общества. | 8.04 | ||
57 | 6 | Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. | 15.04 | ||
58 | 7 | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи | 15.04 | ||
59 | 8 | Страны Западного полушария в XIX в. Гражданская война в США | 22.04 | ||
60 | 9 | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | 22.04 | ||
61 | 10 | Россия при Николае I. Крымская война | 29.04 | ||
62 | 11 | Воссоединение Италии и объединение Германии | 29.04 | ||
63 | 12 | Россия в эпоху реформ Александра II | 6.05 | ||
64 | 13 | Правление Александра III | 6.05 | ||
65 | 14 | Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX в. | 13.05 | ||
66 | 15 | Власть и оппозиция в России середины – конца XIX в. | 13.05 | ||
67 | 16 | Наука и искусство в XVIII-XIX вв. | 20.05 | ||
68 | 17 | Золотой век русской культуры | 20.05 | ||
69 | 18 | Повторение по теме «Россия и мир в конце XVIII-XIX вв.» | 27.05 | ||
70 | 19 | Повторение по теме: «История с древнейших времен до конца XIX в.» | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс
Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу. Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
Данная программа предполагает изучение истории России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...
Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс
Данная рабочая тетрадь составлена по материалам учебника Е.В. Пчелова История России с древнейших времен до конца XVI в. для систематизации учебного материала по темам курса. Тетрадь можно использоват...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...