"110 лет СКОШ №486. Воспоминания Годлевской"
статья по истории на тему
«Свои воспоминания посвящаю дорогим мне учителям, с которыми мне посчастливилось
работать в начале моей педагогической деятельности; многих, уже, к несчастью, не стало.» Годлевская А.И. 1997 год
Москва СКОШ №486
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godlevskaya-vospom.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Свои воспоминания посвящаю дорогим мне учителям, с которыми мне посчастливилось
работать в начале моей педагогической деятельности; многих, уже, к несчастью, не стало.» Годлевская А.И. 1997 год
Москва СКОШ №486
В небольшом одноэтажном особнячке с палисадником, отгороженном небольшим забором от улицы ( ныне Ульяновской), в доме № 51, в 1907 году группой учителей – энтузиастов во главе с Верой Александровной Селиховой и ее братом Вадимом Александровичем Тимофеевым при поддержке коммунистки Землячки был создан класс – приют для обучения и воспитания умственно отсталых детей.
( На основе этого приюта была открыта школа № 486.)
Позднее школе было передано здание на углу Библиотечной и Большой Андроньевской улицы .Здание было 3-х этажным, с пристройками, в которых размещалась слесарная мастерская и общежитие для технического персонала.При здании школы имелся двор, обнесенный глухим забором.
Здание по Ульяновской улице было отдано под коммунальную квартиру для учителей, работающих в школе.
До 60-х годов там проживали Мария Павловна Данилова, завуч школы и Туркова Мария Егоровна с семьей, нянечка школы. В здании школы на Библиотечной улице было 8 учебных классов, занятия проводились в две смены; две швейных мастерских, столярная мастерская, физкультурный зал.
В столярной мастерской под руководством Глухова Николая Михайловича
дети изготовляли табуретки и кухонные столы. Николай Михайлович был добрым и очень ласковым с детьми, невозмутимым и отзывчивым.
В слесарной мастерской дети изготовляли металлические коробки для кинопленок.
Учительская и кабинет директора были маленькие, да и коллектив учителей был небольшой. Кабинет директора был мрачным из- за темных занавесок и небольшого окна,
Учительская тоже выглядела мрачновато. . Кабинет завуча и медкабинет находились в одном помещении.
В школе на 3 этаже был огромный актовый зал со сценой, в нем было много окон с цветами. В столовой умещалось два стола; она была теплой и уютной. Сейчас трудно представить , как там умудрялись кормить детей, ведь наполняемость была 24-25 человек, там никогда не было сутолоки.
Перед войной 1941-1945 года директором школы стала дочь с Веры Александровны Селиховой Ольга Леонидовна Селихова. Она возглавила коллектив учителей, своих ровестников учителей дефектологов, людей старой закалки, культурнейших, строгих , исполнительных.
Почти все учителя знали французский язык.
В стенах нашей школы вопросы дисциплины никогда не стояли. Все учителя знали свое дело, уважали директора школы и были ее друзьями. Коллектив школы был одной семьей: все праздники, дни рождения проводили со своими родственниками или в стенах школы или на дому у кого – нибудь из учителей. К новоселью готовился весь коллектив, все оказывали помощь друг другу.
В 1956 году в школе работали чудесные учителя:
Штукатурова Екатерина Алексеевна – учитель математики, добрейший человек, скромный, отзывчивы ,всю свою жизнь посвятивший детям.
Панина Антонина Петровна – учитель младших классов проработала в школе
До конца своих дней.( Портрет Антонины Петровны хранится в школьном музее)
В 1941 году Штукатурова Екатерина Алексеевна и Панина Антонина Петровна с сыновьями и 50-ю учениками выехали из Москвы в Мордовию,
в эвакуацию.
Поселились в здании местной школы; работали на земле: собирали урожай овощей. Все надеялись на скорое возвращение домой. Никто не взял с собой зимнюю одежду. Школа, где жили дети с педагогами, плохо отапливалась. Местные жители и власти помогали детям выжить. В 1942 году, весной в Мордовию приехала Селихова Ольга Леонидовна с гостинцами для детей,
наладила работу в колхозе. Дети старались работать, были послушными.
Учителя в эвакуации были и няньками, и поварам, и прачками и воспитателями! Вскоре все дети и учителя возвратились в Москву, получив разрешение на въезд в столицу.
А в Москве, в годы ВОв школа продолжала работать. В швейной мастерской под руководтвом Гофман Анны Филипповны девочки шили сумки для противогазов, маскировочные халаты для лыжников, рукавицы, белье.
Слесарной мастерской руководил в годы ВОв Байдер Михаил Борисович.
Дети изготовляли противотанковые бутылки с горючей смесью, выполняли заказы фронта, вносилили свой вклад в победу над фашистами. Также дети работали в госпитале № 4635, где проводили массаж для раненых, читали стихи, писали письма, поздравительные открытки на фронт. За работу в годы Вов школа получила благодарность от Министерства здравоохранения.
В школе работали учителя младших классов:
Звонарева Вера Васильевна - председатель месткома школы;
Воронова Людмила Ильинишна-талантливый педагог, создавшая прекрасный коллектив учащихся (организованные и хорошо подготовленные).
Карковская Мария Иосифовна – учитель истории. Она с любовью проводила свои уроки, учебный материал преподносила детям доступно, интересно.Дети любили ее уроки.В своей маленькой комнате, рядом с институтом Склифасовского она собирала всех сотрудников, кто желает отведать фруктов с Кавказа.
Григоровская Варвара Васильевна – учитель русского языка; строгая, подтянутая, любящая детей, она всегда говорила, что учитель должен быть актером – эмоционально, заинтересованно прививать детям любовь к русскому языку. Много лет она была завучем школы ( до 1955 года)
Скрябина Анна Осиповна – учитель географии и заведующая слесарной мастерской. Добрая и отзывчивая , она не владела дисциплиной в классе.
Уроки ее были интересными, но дети не слушали ее, часто хулиганили, ,шумели. Так, однажды ,я присутствовала у нее на уроке, и вижу что на стекле двери появляется рубль.. В то время в школе были два хулигана:
Жафаров и Рыжов. Так Жафаров выманивал рублем своего товарища из класса, где проходил урок географии.
Анна Иосифовна была близкой подругой Ольги Леонидовны Селиховой.
Фонягин Иван Васильевич – биолог школы, учитель с большой буквы, он умел делать все: развел в школе сад цветов, играл на пианино, скрипке,
Трубе ,чудесно рисовал, создал школьный духовой оркестр. В доме Учителя проходили выставки его работ – пейзажей. Школьный оркестр часто
выступал перед ребятами и педагогами в школе, других школах, на выставках детских работ. Любимым произведением детей, исполняемым оркестром был марш « Прощание славянки»
Племянница Ивана Васильевича-
Завьялова Татьяна Александровна работала в нашей школе учителем русского языка, а с 1964 года стала завучем школы. Ее отец тоже работал в нашей школе учителем русского языка непродолжительное время.
Данилова Мария Павловна – дефектолог, учитель русского языка, завуч школы до 1964 года .Очень добрая , пунктуальная, экономная женщина;,имела много друзей. Она опекала всех нуждающихся, всем помогала,дружила с Екатериной Алексеевной Штукатуровой.
Александра Тимофеевна Кошкина -– учитель русского языка.Как она умела выслушать собеседника, помочь в горе и порадоваться в счастье.
Ушкин Михаил Васильевич работал в школе учителем физкультуры.
Ушкина Вера Ивановна пришла в школу в 1957 году после окончания школы
Десятилетки и стала работать пионервожатой. Вскоре она получила класс и работала учителем русского языка.
Хохлова Еликанида Ивановна – учитель начальных классов с 1952 года,позже стала работать учителем математики.
Картошкина Антонина Петровна – учитель физкультуры с 1956 года.
Малышева Зинаида Федоровна –работала учителем русского языка,
С 1974 по1976 год была директором школы после ухода Ольги Леонидовны Селиховой.
С 1976 по 1983 год –директор школы – Ивановская Нонна Николаевна.
Вагшуль Ирина Вадимовна работала учителем швейного дела, мы с ней
готовились празднованию 50 – летия школы: выставка детских работ, торжественный вечер.С этим заданием мы справились на отлично, получив благодарность школы и РАНО.
Попова Елена Николаевна работала в школе бухгалтером.Позже она стала учителем глубоко умственно отсталых детей.
В школе кассиром работал Трифон Леонтьевич по совместительству.Он был звонарь в Саввино – Сторожевском мужском монастыре,что под Звенигородом.Это был несколько странный, но очень добрый человек.
Хачатурьянц Леонид Леонович работал в нашей школе учителем слесарного дела и мастером слесарной мастерской. Он был любимцем всего коллектива школы: отзывчивый, энергичный , любящий детей сумел создать изумительный коллектив учащихся. В мастерскую учителя отдавали наиболее трудных детей и там они хорошо работали.
При 486 школе были созданы филиалы: в Капотне, Текстильщиках, в Перерве .В 1963 году школа получила здание по Товарищескому переулку под номером 3, эти филиалы были переданы другим школам. Директор нашей школы Ольга Леонидовна Селихова .пригласила работать Евгению
Васильевну Кузнецову с трудными детьми (имбецилами).
Мечтой Ольги Леонидовны Селиховой было создание школы для глубоко
умственно отсталых детей. Эта мечта осуществилась: школа № 486 стала
единственной в России, где учатся такие дети.
Октябрь 1997 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ МСКОУ СКОШ VIII ВИДА
Анализ уровня социализации учащихся МСКОУ СКОШ VIII вида....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
История в воспоминаниях. соавторы: КудиноваН.Т. ЯрулинаЕ.Н. Ковтун И.Л. и др. В кн.: Тихоокеанский государственный университет. В трех книгах. Книга третья ─ М.: РИА «БИ-АРТ-Груп», 2008
Книга выпущена к 50-летию Тихоокеанского государственного университета. Автор входила в рабочую группу по подбору материалов книги. В в III томе книги. помещены материалы предоставленные, ...
Конспект занятия по дополнительному образованию "Воспоминания о лете"
У каждого человека есть свое любимое время года. Но лето, пожалуй, самое любимое! Как хочется зимой теплых летних деньков. Данное занятие вернет детей в лето. Создавая композицию о лете, дети совершен...
ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С КОСМОСОМ. МОЖНО ПРОВЕСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ, А МОЖНО ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ. АКТЕРЫ СТАРШЕГО ЗВЕНА....
Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида..
Занятие по лечебной физической культуре для 4 класса в СКОШ 8 вида.По теме:"Осанка"....
Сценарий литературно-музыкального вечера "Воспоминание о Коста"
Работа содержит не только интересный материал по биографии основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя - Коста Левановича Хетагурова, но и включает в себя...