ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С КОСМОСОМ. МОЖНО ПРОВЕСТИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ, А МОЖНО ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ. АКТЕРЫ СТАРШЕГО ЗВЕНА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospominanie_o_budushchem.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспоминания о Будущем
Театрализованное представление
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя игра эрудитов — «Воспоминания о будущем», — как вы уже, конечно, догадались, связана с космосом.
В игре принимают участие две команды. Точнее — два экипажа в таком составе: командир, штурман, биолог, психолог и лингвист.
Ведущий представляет команды эрудитов.
Наше жюри, простите, центр управления полетом через несколько минут отправит оба экипажа в фантастическое космическое путешествие.
Ведущий представляет жюри.
А теперь позвольте представить вам нашего гостя — легендарного космического путешественника, автора всемирно известных звездных дневников — Иона Тихого.
Ион Тихий. Здравствуйте, друзья! Я не опоздал? Вы знаете, совершенно нет времени. Еле вырвался сейчас с Сейшельских островов — там вышло новое издание моих «Звездных дневников».
Ведущий. Спасибо, Ион, что выкроили для нас пару часов. У нас ваши «Звездные дневники» тоже нарасхват. Скажите, а все, что у вас там написано, это правда?
Ион Тихий. Я бы ответил так: «Это не ложь!»
Ведущий. Гм... Ну что ж, я принимаю ваш ответ, Ион, я на-
деюсь, вы поможете нам провести эту игру «Воспоминания о будущем»? (Смотрит на часы.) Через 14 минут у нас старт.
Ион Тихий. Отлично. Ведь я только и делаю в моих дневниках, что вспоминаю о будущем.
Ведущий. Тогда начнем предстартовую разминку.
Ион Тихий. Позвольте мой дорожный саквояж. (Распаковывает саквояж.) Здесь у меня кое-что из моей знаменитой коллекции, а также черновые записи будущих звездных дневников. Ну вот, например, что у меня в руке?
Ведущий. Ничего...
Ион Тихий. Я бы сказал иначе. Это все, что осталось от мухи, которая упала на поверхность с высоты, не поверите, 1 мм! Где произошла эта трагедия, как по-вашему?
Правильный ответ. Существуют такие звезды-карлики, где масса, равная массе Солнца, занимает объем, равный объему Земли, на нейтронной же звезде это соотношение в 10 раз больше. На такой звезде создается ужасающая сила тяготения. На нейтронной звезде падение с высоты в одну стотысячную миллиметра равносильно падению с высоты 1 км на Земле.
Ион Тихий. Вот видите, это, конечно, не правда, но и не ложь. Продолжим разминку. Вы знаете, что я большой любитель путешествий во времени. Помните, я даже был директором Программы Телехронной Оптимизации Глобального Исторического Прошлого. Улучшал, так сказать, историю. Но, для того чтобы путешествовать в прошлое, мне не обязательно нужен хроноцикл, достаточно и обычного телескопа.
Ведущий. Итак, вопрос: как можно путешествовать во времени с помощью телескопа?
Правильный ответ. Согласно современным космологическим представлениям, Вселенная расширяется, причем галактики разбегаются со скоростями, пропорциональными расстояниям до них («эффект Хаббла»). Следовательно, галактики представляются нам такими, какими они были в далеком прошлом, поскольку свету, идущему от них, требуется значительное время, чтобы до нас дойти.
Ведущий. Итак, разминка окончена, спасибо. Ион Тихий, как вы считаете, готовы команды к космическому путешествию?
Ион Тихий. Без сомнения.
Ведущий. А что об этом думают в центре управления полетом?
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. Чем мы займемся теперь?
Ион Тихий. Полагаю, выбором космического корабля.
Ведущий. Ну что ж, согласен. Каждая команда должна нам рассказать, на каком космическом корабле она собирается отправиться в путешествие за пределы Солнечной системы.
Здесь возможна дискуссия: каждая команда предлагает свой проект космического корабля и задает вопросы соперникам. Этот конкурс можно предложить командам в виде домашнего задания.
Возможны следующие варианты ответа:
Вариант I. Создать корабль в виде сферического бака, содержащего огромное количество замороженного дейтерия (тяжелого водорода), причем дейтерий может быть извлечен из атмосферы Юпитера. Внутри большого термоядерного реактора дейтерий будет превращаться в гелий, за счет чего корабль получит нужный импульс. Скорость такого корабля могла бы быть около 6 тыс. км/с, но и в таком случае путешествие до ближайшей к нам звезды, Альфы Центавры (расстояние до нее несколько больше 40 000 млрд км), заняло бы по крайней мере 200—300 лет.
Вариант II. Предполагается использовать водород, которым заполнено все межзвездное пространство. Если бы удалось собрать необходимое количество газа для непрерывного пополнения запасов горючего и достигнуть, таким образом, скорости, близкой к скорости света, то путешествие до Альфы Центавры, могло бы быть выполнено всего одним поколением астронавтов. Разворот корабля был бы осуществлен с помощью галактического магнитного поля.
Вариант III. Предусматривается создание на астероидах мощнейших лазеров, которые должны превращать солнечную энергию в сверхинтенсивные узконаправленные лучи света. Свет «дул» бы в громадный, диаметром в сотни километров, «парус» корабля. Давление излучения обеспечило бы необходимый импульс при отправлении в сторону необъятного межзвездного пространства.
Во всех трех случаях мы имеем дело с разумным подходом к возможностям современной развивающейся технологии, и речь вовсе не идет о реализации проекта в обозримом будущем.
Ион Тихий. Вы знаете, у меня тоже созрела изящная идея космического корабля.
Ведущий. Да?
Ион Тихий. Строим в межпланетном пространстве на границах Солнечной системы огромный небоскреб на прочной плите, тысяч на 100 полезного веса. Затем под плитой взрываем весь потенциал водородных бомб и тем самым подталкиваем корабль в сторону Альфы Центавры. Сразу две цели достигнем: вырываемся за пределы Солнечной системы и — уничтожаем ядерное оружие далеко от нашего дома! Как идея?
Ведущий. Сверхзадача мне нравится, достойна Иона Тихого! Передаю слово центру управления полетом.
Жюри оценивает итоги конкурса.
Ведущий. Итак, команды, то есть экипажи, к полету готовы.
Председатель жюри. Объявляю минутную готовность.
Ион Тихий. Одну минуточку! Пока мы еще на Земле, я предлагаю штурманам взять с собой в космос сувениры. Лично я всегда беру с собой какие-нибудь вещицы, которые делают каюту космолета более уютной. Я захватил с собой некоторые из предметов, побывавших со мной в далеких галактиках.
Штурманы подходят к столу, на котором стоят сувениры Иона Тихого — самовар, патефон, свеча в подсвечнике, маятниковые часы, пипетка, роликовая доска.
Ведущий. Пожалуйста, уважаемые штурманы, выберите себе сувениры, которые вам больше нравятся.
Ребята по очереди выбирают сувениры. Они должны разобрать все перечисленные предметы.
Председатель жюри. Объявляю пятисекундную готовность. Внимание! Пять, четыре, три, два, один... Старт!
Ведущий. Летим?
Ион Тихий. Летим.
Ведущий. Итак, наш космический звездолет вышел на земную орбиту.
Ион Тихий. А мы переходим к следующему конкурсу. Пожалуйста, уважаемые штурманы, расскажите нам, можно ли будет использовать по назначению те сувениры, которые вы захватили с собой?
В этом конкурсе участвуют только штурманы. В случае затруднений с ответом они могут попросить помощь у своей команды, но жюри, конечно, учтет это при подведении итогов.
Правильный ответ. Вскипятить воду в самоваре можно, хотя в невесомости процесс нагревания будет более долгим, чем на Земле, так как более горячая вода не будет подниматься вверх.
Однако налить воду в чашку в невесомости невозможно.
Пользоваться патефоном невозможно, так как игла не будет прижиматься к пластинке.
Маятниковые часы идти не будут из-за отсутствия силы тяжести. На других планетах пользоваться маятниковыми часами можно лишь в случае, если ускорение свободного падения на них равно земному.
Свеча в невесомости загорится, но быстро погаснет, так как горячий воздух не будет подниматься вверх. Кислород, окружающий фитиль, выгорит, и свеча погаснет.
Пипеткой можно воспользоваться, так как ее «принцип действия» основан на разности давлений.
Прокатиться на роликовой доске в невесомости нельзя из-за отсутствия силы тяжести.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. Продолжаем наш полет. Ион, что, на ваш взгляд, самое интересное в космических полетах?
Ион Тихий. Сначала я скажу, что самое важное в космических полетах. Однажды я попал в область космических магнитных вихрей, и железные наконечники шнурков моих туфель так прочно прилипли к стальному полу, что я и шага не мог сделать...
Ведущий. Забавно.
Ион Тихий. Сейчас и мне забавно, а тогда мне грозила голодная смерть.
Ведущий. И как же вы выпутались из этой переделки?
Ион Тихий. Очень просто! В Справочнике Астронавта советуют в подобных случаях снять туфли!
Ведущий. Значит, самое важное...
Ион Тихий. Самое важное — это знания, которые необходимо всегда иметь при себе.
Ведущий. Ну, а самое интересное?
Ион Тихий. Самое интересное — это новые формы жизни, которые можно обнаружить на других планетах.
Ведущий. Наш звездолет как раз находится в системе звезды Г-28-18. Около этой звезды вращаются две планеты — одна планета «горячая», находится примерно на орбите Меркурия, а вторая, «холодная», на орбите Юпитера. Воды на планетах, судя по всему, нет. Как вы думаете, можно ли, тем не менее, обнаружить жизнь на этих планетах?
Ион Тихий. Этот вопрос вы адресуете мне?
Ведущий. Нет. Этот вопрос нашим биологам.
Ведущий разыгрывает между командами конверты с заданиями. В одном конверте красный кружок — он обозначает горячую планету, а в другом конверте голубой кружок — он обозначает холодную планету. После этого биологи дадут ответы на вопрос, поставленный ведущим.
Правильный ответ. На холодных планетах фоном жизни могут быть аммиак, метан и водород. Аммиак кипит при температуре -33,4°, метан -161,6°, водород - при -253°. «Длинными молекулами жизни» на холодных планетах могли бы быть липиды на фоне метана и водорода или же нуклеиновые кислоты и белки на фоне аммиака.
На самых горячих планетах «длинными молекулами жизни» могли бы быть соединения фтора: фторсиликионы на фоне фторсиликиона — цепочки атомов кремния вперемешку с атомами кислорода. Можно представить себе жизнь, основанную на фтороуглеродах на фоне серы (сера кипит при температуре 445°).
Известный американский астроном Саган предположил, что Юпитер мог бы быть местом обитания гигантских упорядоченных организмов вроде огромных шаров, наполненных водородом и плавающих в атмосфере планеты. Эти организмы могли бы питаться веществами, которые выносятся из недр планеты мощными восходящими потоками. Не исключены случаи каннибализма. Знаменитое Красное Пятно на Юпитере могло бы в этом случае оказаться идеальным местом для обитания этих организмов, что, в свою очередь, могло бы объяснить его окраску.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. Дорогой Ион, мы знаем, что вы страстный коллекционер. Из каждого своего путешествия вы привозите массу экспонатов. Я вспоминаю фразу из вашего XX путешествия: «Я не распаковал еще половину чемодана с привезенными образцами, а руки у меня уже отнимались...».
Ион Тихий. Да-да! Приятно, что вы помните. Вы знаете, у меня замечательная зоологическая коллекция. Особенно много видов мне попалось на одной из планет, напоминающих Землю,- в Крабовидной туманности... А какие имена я им дал! Зурялик обыкновенный! Глокая куздра... А бамбуш! Это я вам скажу!..
Ведущий. Интересно было бы взглянуть на них.
Ион Тихий. Нет ничего проще. Ребята их легко нарисуют.
Ведущий. Каким же образом? Они ведь вряд ли их видели.
Ион Тихий. Но ведь я сказал, какие имена им дал!
Ведущий. Имя — это не фотография!
Ион Тихий. Напрасно вы так считаете. Библейский Адам, поверьте мне, назвал тигра тигром только потому, что тот был похож на тигра! Вот и я назвал зурялика только потому, что тот был похож на зурялика. А как был похож на бамбуша бамбуш! А глокая куздра? Типичная куздра, только глокая.
Ведущий. Убедили. Рисуем зурялика обыкновенного,
глокую куздру и бамбуша. Пожалуйста, лингвисты и психологи, беритесь за дело.
Ребята подходят к планшетам и приступают к выполнению задания. Каждая команда получает три таблички: «Зурялик обыкновенный», «Глокая куздра», «Бамбуш». После того как рисунки будут закончены, капитаны прикрепляют таблички к рисункам, т. е. угадывают, кто есть кто. Затем психологи комментируют свои рисунки. При этом ведущий может задать дополнительные вопросы: в какой мере название — фантастические наборы звуков — помогает нам «увидеть» незнакомое фактическое существо? (Эффект «звукосимволизма».) Как графически мы отличаем «доброе» животное от «злого» ? (По антропологическим чертам и т. д.) Хорошо, если ребята или ведущий вспомнят, что «глокую куздру» придумал советский языковед, академик Л. В. Щерба.
Ион Тихий (рассматривает рисунки). Я же говорил: вот это зурялик! Главное ведь зурялистое в нем нарисовать...
Ведущий. Ион, а вам случалось попадать на планету, где жизнь находилась только... ну, скажем, в середине эволюционного процесса к разумным формам?
Ион Тихий. Сколько раз!
Ведущий. И что же вы тогда делали?
Ион Тихий. Оставлял там какую-нибудь «штучку», чтобы через пару сотен тысяч лет ученые поломали себе голову, искусственного она или естественного происхождения.
Ведущий. А какую это «штучку»?
Ион Тихий. Вы знаете, «штучки» были самые разные. В одном месте я даже оставил свои «Звездные дневники». Может быть, это потом будет Евангелие от Иона Тихого. Давайте предложим ребятам передать послание от землян будущим братьям по разуму! Как это сделать? Что должно входить в него? В какой момент своего развития будущая цивилизация должна получить это послание, этот знак?
Ведущий. На курсе нашего звездолета как раз обнаружена планета, очень напоминающая Землю. Разумной жизни здесь пока еще нет. По планете разгуливают чудовищные динозавры, но, я думаю, за несколько миллионов лет эволюция сделает свое дело.
Правильный ответ. Послание не должно быть получено будущей цивилизацией слишком рано — иначе оно не будет понято. Наилучшее место — естественный спутник планеты.
Можно попытаться передать информацию в шифре ДНК - цепочках наследственности.
После ответов ребят ведущий может предложить им рассмотреть этот вопрос под другим углом зрения. Речь идет о периодически обсуждаемой в печати гипотезе о космических пришельцах. Как пришельцы, если они побывали на Земле, должны были передать будущей цивилизации весть о себе?
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. Ион, а вам приходилось сталкиваться с представителями более развитых цивилизаций?
Ион Тихий. Только однажды. Во сне. Помните, я описал это в VIII путешествии? Мне приснилось, что более развитые цивилизации принимают Землю в Организацию Объединенных Планет. Это было ужасно... Меня там как «унасекомили»! Проснулся я в холодном поту... Нет, я против такого контакта!
Ведущий. И все же многих, и меня в том числе, интересует вопрос: каковы возможные последствия для Земли контакта с более развитым сознанием? Я понимаю, что вопрос этот совсем не прост, но тем не менее прошу команды высказаться по этому поводу.
Ребята по очереди отвечают на поставленный вопрос.
Правильный ответ. Вопрос этот носит дискуссионный характер. Существуют самые разные точки зрения на рассматриваемую проблему.
Одни считают, что при контакте более развитая цивилизация
всегда растворяет в себе менее развитую. Примеры — участь индейцев Америки, аборигенов Австралии.
Другая точка зрения заключается в том, что космические контакты могут подстегнуть развитие менее развитых цивилизаций, помочь им избежать «тупиков роста».
Ведущий. Наше фантастическое путешествие закончилось, звездолет благополучно возвратился на Землю.
А игра продолжается!
После такого интересного полета необходимо провести пресс-конференцию. Каждой команде разрешается задать по два вопроса капитану соперников!
Команды проводят пресс-конференцию.
Оценивается остроумность вопросов и ответов. После этого жюри подводит итоги конкурса и всей игры.
Ведущий. Дорогой Ион, многочисленные почитатели ваших историй, наверное, хотели бы написать вам, но не знают вашего адреса. Дайте его нам, пожалуйста.
Ион Тихий. Увы, я не могу этого сделать. У меня нет дома. Знаете, очень часто, когда я мотаюсь из угла в угол нашей Вселенной, я мечтаю о своем доме где-нибудь в тихом уголке нашей Земли... Я даже стихи сочинил об этом. Хотите, прочту?
Ведущий. Конечно, Ион. Я не знал, что вы и стихи пишете.
Ион Тихий. Я сам не знал. Ну, слушайте:
Человеку нужен Дом.
Остальное все потом.
Хорошо улиткой быть,
Вместе с домиком ходить.
Хорошо все создал бог,
Только домик дать не смог.
Но его винить не след:
У него ведь мамы нет.
Нет и не было, ему
Дом, как видно, ни к чему.
Он ведь в тыще разных мест
Одинок, как божий перст.
Ну, а я бы в доме жил.
Я бы друга пригласил.
Человеку нужен друг —
Так, как Геку нужен Чук.
А когда бы друг пришел,
Я бы стул ему нашел.
В доме нужен венский стул,
Чтоб служил как верный мул.
В доме нужен попугай,
Чтоб ругался невзначай.
Скатерть белая нужна,
Кошка — рыжая княжна...
Я б жену себе завел,
Чтобы мыла в доме пол,
Чтобы я ей помогал
И покоя с ней не знал.
И детишек, мал-мала,
Мне бы жизнь тогда дала.
И я, старый, лысый Ион,
Ел бы устриц, пил бульон.
...Человеку нужен Дом.
Остальное все потом.
Ведущий. Ну что ж, Ион, тогда, кроме увлекательных путешествий, я желаю еще вам своего земного Дома, куда бы вы могли всегда возвращаться.
Ион Тихий. Спасибо. Это было бы очень хорошо.
Ведущий. Закончилась наша игра! Мы благодарим всех ее участников, прощаемся с Ионом Тихим. Какие у вас планы, Ион?
Ион Тихий. Планы, те же: путешествовать, писать, затем издаваться, а затем переиздаваться! До встречи на страницах «Звездных дневников» Иона Тихого!
Литература
Азимов, А. Вид с высоты. — М., 1965.
Томилин, А. Н. Занимательно об астрономии. — М., 1970.
Энциклопедический словарь юного астронома. — М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История в воспоминаниях. соавторы: КудиноваН.Т. ЯрулинаЕ.Н. Ковтун И.Л. и др. В кн.: Тихоокеанский государственный университет. В трех книгах. Книга третья ─ М.: РИА «БИ-АРТ-Груп», 2008
Книга выпущена к 50-летию Тихоокеанского государственного университета. Автор входила в рабочую группу по подбору материалов книги. В в III томе книги. помещены материалы предоставленные, ...
Конспект занятия по дополнительному образованию "Воспоминания о лете"
У каждого человека есть свое любимое время года. Но лето, пожалуй, самое любимое! Как хочется зимой теплых летних деньков. Данное занятие вернет детей в лето. Создавая композицию о лете, дети совершен...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Воспоминание о Коста"
Работа содержит не только интересный материал по биографии основоположника осетинской литературы, поэта, просветителя - Коста Левановича Хетагурова, но и включает в себя...
Урок литературы в 7 классе М.И.Цветаева "Воспоминания". Отец и его музей (по учебнику Р.Н.Бунеева).
Методическая разработка урока литературы в 7 классе с использование структурно-логических схем (литература Р.Н. Бунеев)...
Классный час на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях наших земляков, Орловой Эльвиры Петровны и Воробьёва Владимира Васильевича», проведённый в 8 – 9 классах.
Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок. Следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных соо...
Воспоминания о конкурсе "Учитель Года 2012-2013Г"
Совсем недавно завершился конкурс "Учитель года 2012-2013г". Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех участниц за благоприятную обстановку в конкурсной программе. Каждый педагог поддержи...
Вечер воспоминаний "Учительская династия Алёшечкиных"
В настоящий момент российское общество остро ощущает дефицит гуманности, духовности, таких простых норм, как милосердие, порядочность, доброе отношение к Родине, труду, коллективу, природе...