Методическая разработка урока по истории "Образование национальных государств Италии и Германии в 50-60-е годы XIX века"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Данный урок построен с использованием методики "Взаимообмен заданиями" А.Ривина (КСО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_italii_i_germanii.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Образование национальных государств Италии и Германии в 50-60-е годы XIX века»
Цели урока:
Образовательные:
- показать процесс объединения Италии и Германии, завершившийся образованием Итальянского королевства (1861 г.) и Германской империи (1871 г.);
- продемонстрировать пути объединения Италии и Германии «сверху» и «снизу»;
- показать предпосылки и особенности объединительного движения в Италии и Германии.
Развивающие:
- продолжить работу над понятиями промышленный переворот, раздробленное государство, централизованное государство;
- развивать навыки сравнения, умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
- вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы;
Воспитательные:
- люди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель;
- понимать, что только единое государство может улучшить свое экономическое и политическое положение.
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают, что объединение германских государств необходимо для достижения успеха в процессе модернизации; понимают, почему роль лидера в движении за объединение Германии играла Пруссия. Учащиеся узнают, что борьба итальянского народа за национальное объединение своей страны привела к созданию Итальянского королевства, а это способствовало в дальнейшем становлению индустриального общества, хотя Италия еще долго оставалась «полупериферией Европы»; выделяют общие черты и различия национального объединения Германии и Италии.
Оснащение урока: Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.: учебник для 8 кл. М., 2016 Карты: «Объединение Италии», «Революции 1848—1849 гг. в Европе», «Объединение Германии».
Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 576—577 (Бисмарк и объединение Германии), С. 553—558 (Джузеппе Гарибальди. Карбонарии). Э. Войнич. Овод.
Репродукции картин: Заседание Франкфуртского парламента, портреты Вильгельма I, Отто фон Бисмарка, портреты Мадзини, Гарибальди, Кавура.
Класс: 9
Тип урока: комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А.Ривина (КСО). Суть методики сводится к следующему: ребята работают по карточкам с заданиями – индивидуально, потом они работают в парах и передают друг другу проработанную ими информацию. Затем в классе создаются малые группы таким образом, чтобы в каждую собирались ученики, работавшие над одной проблемой. Здесь они обсуждают предложенные им задания, готовят выступление перед классом.
Формы работы: проблемный, частично-поисковый метод.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний по теме:
Учитель просит вспомнить решения Венского конгресса 1814 г. по Германии и Италии. Вместо Священной Римской империи был создан Германский союз, состоящий из 35 государств и 4 вольных городов (Гамбург, Любек, Бремен и Франкфурт-на-Майне). Италия делилась на 8 частей. Почти вся Италия, кроме Пьемонта (Сардинского королевства) находилась под властью Австрии.
Цель – сохранение старых порядков (работа с картой).
Во Франкфурте-на-Майне заседал представительный орган Союза — бундестаг, но его решения не являлись обязательными для отдельных членов Союза.
Союз не ставил своей целью ни экономического, ни политического объединения немецкого народа, а являлся средством для сохранения старых порядков. К тому же Союз не мог стать прочным: сильнейшими его членами были Австрия и Пруссия, соперничавшие между собой за лидерство в Союзе, а в будущем и за лидерство в едином германском государстве.
Каковы цели создания Таможенного союза?
Создан в 1834 г. Таможенный союз (по инициативе Пруссии). Начало формирования экономического единства Германии при сохранении государственной раздробленности. На дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, сняли препятствия для свободной перевозки грузов. Но между двадцатью государствами таможенные границы еще сохранились, и перевозка через них товара стоила дороже, чем его доставка в Америку.
Учитель формулирует проблемное задание: Подумайте, какая главная политическая задача могла стоять перед немецким и итальянским народами в середине XIX в.?». Обычно учащиеся сразу определяют эту задачу, говоря, что главная цель - объединение страны. Учитель предлагает ребятам посмотреть, как эта проблема решалась в этих государствах.
Учитель проводит инструктаж.
В процессе работы ребята используют следующую карточку с алгоритмом, где описана определенная последовательность операций, которые необходимы и достаточны для выполнения задания.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
- Получи карточку с заданием.
- Подготовь тетрадь к работе:
а) напиши тему урока
- Выполни задание своей карточки самостоятельно или с консультацией.
А) внимательно изучи текст документа, ответь на задания к нему и напиши ответ в тетрадь.
Б) научись объяснять свое задание.
В) выполни дополнительное задание, если есть.
4. Расскажи партнеру по парте задание своей карточки, ответь на его вопросы, сделай необходимые записи в его тетрадь.
5. Выслушай объяснения товарища.
6. Задай по прослушанному материалу вопросы и проверь, как он сделал записи в твою тетрадь.
7. Если задания выполнены правильно, поблагодарите друг друга, если неправильно, то найдите и исправьте ошибку.
- Изучение нового материала.
Материал раскрывается в пределах учебника, но при этом можно привлечь тексты документов, показывающие, какие препятствия лежали на пути модернизации Германии, Италии и какие меры принимались для их устранения в области экономического развития. Учащиеся 1 варианта получают карточки № 1, 2, 3.
Карточка № 1. Немецкий экономист Ф. Лист о раздробленности Германии
Однако немцы все более и более сами себя ограничивают. Тридцать восемь таможенных и мытных линий в Германии парализуют внутренние сношения и действуют почти так же, как если бы каждый член человеческого тела был перетянут веревкой, чтобы воспрепятствовать крови переливаться из одного члена в другой. Ведя торговлю в Гамбурге с Австрией, в Берлине со Швейцарией, приходится проезжать через десять государств, изучать десять таможенных и местных порядков, уплачивать десять раз таможенную пошлину. А кто имеет несчастье жить на границе, где сталкиваются три или четыре государства, тот проводит всю свою жизнь среди враждебно настроенных таможенных и мытных чиновников; у него нет отечества. Это состояние представляется безотрадным для людей, которые хотели бы действовать и вести торговлю.
Они с завистью смотрят на великий народ, живущий по другую сторону Рейна, который ведет торговлю от Ла-Манша до Средиземного моря, от Рейна до Пиренеев, от границы Голландии до Италии, по свободным рекам и открытым столбовым дорогам, не встречая ни одного мытного чиновника.
Задания к документу: подумайте, как влияла раздробленность Германии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.
Карточка № 2. Из договора о Таможенном союзе (1833)
...Параграф 1. Существующие между... государствами таможенные объединения образуют на будущее время единый общий союз, устанавливающий общую таможенную и торговую систему и охватывающий все названные государства.
Параграф 2. В этот общий союз включаются все те государства, которые еще раньше по всей своей области... присоединились к таможенной и торгующей системе одного из договаривающихся государств...
Параграф 4. Во владениях договаривающихся государств должны быть согласованы законы о ввозных, вывозных и проходных пошлинах...
Параграф 6. После заключения настоящего договора между договаривающимися государствами наступает свобода торговли и сношений, а одновременно и общность во взимании пошлин...
Вопросы к документу: как создание Таможенного союза влияло на процесс модернизации Германии? Достаточно ли было этих условий для быстрого развития в ней индустриального общества?
Карточка № 3
«Промышленное производство и длина железных дорог в 50-х гг. (за 10 лет) выросли в 2 раза.
К 1860 г. Германия вышла на 3-е место в мировом промышленном производстве (после Англии и Франции).
Число ремесленных мануфактурных рабочих в Пруссии и других 5 крупных германских государствах составило 2 млн., а фабричных рабочих – 1,5 млн. человек».
Задание: на основе приведенных фактов сделайте выводы об особенностях экономического развития Германии в 50-60-е годы XIX в.».
Учащиеся 2 варианта получают карточки с заданиями по Италии.
Карточка № 1 «В Италии было много таможенных границ, при переезде через которые надо было платить сборы и пошлины: при перевозке товаров из Пармы в Модену — на расстояние в 37 миль — надо было 6 раз уплатить таможенные пошлины, а за товары, провозимые по реке По, таможенные пошлины платили 21 раз. Главной отраслью промышленности являлось производство шелка-сырца. На севере страны развивалось хлопчатобумажное производство ».
Вопросы к тексту: подумайте, как влияла раздробленность Италии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.
Карточка № 2 «Торговая буржуазия Италии была богаче и многочисленнее промышленной. В Милане имелось несколько десятков крупных фирм, ведущих торговлю с зарубежными странами. Среди торговой буржуазии видное место занимали хлеботорговцы, откупщики и банкиры. Многочисленны были различные слои интеллигенции: художники, адвокаты, музыканты, учителя, в большинстве люди нуждающиеся, не находящие в этой бедной стране применения своим силам.
Рабочий класс Италии состоял в основном из ремесленных подмастерьев, рабочих мануфактур и сезонных рабочих. Фабричный пролетариат был немногочисленным и получал нищенскую заработную плату. Рабочее движение чаще всего принимало форму голодных волнений. В больших итальянских городах скопились десятки тысяч полуголодных рабочих, которые вместе с крестьянством представляли собой опасность для существующих режимов».
Задание к тексту: подумайте, как влияла раздробленность Италии на процесс формирования индустриального общества. Свою точку зрения аргументируйте.
Карточка № 3 « В Италии, разделенной на 8 государств, господствовали дворянство, власть государей была неограниченной… Каждое государство имело свою денежную систему, свою систему мер и весов, собственные законы, таможенные границы. В 1839 г. в Италии была построена первая железная дорога. Начался промышленный переворот. В 1859 г. длина железных дорог – 1800 км. 50% железных дорог находилось в Пьемонте – единственном свободном государстве (Сардинское королевство), но ни одна из этих дорог не пересекала границ своего государства».
Задание к тексту: Как сказалось состояние раздробленности на дальнейшее развитие страны? Ответ аргументируйте.
Учитель просит по окончании работы ответить ребят на вопросы: как вы думаете, какие первоочередные задачи стояли перед Германией и Италией к середине XIX в.? Школьники отмечают, что разобщенность отдельных частей этих стран мешала внутренней торговле и развитию промышленности. Политическое объединение страны и уничтожение старого порядка становились главными условиями модернизации.
Выводы фиксируются в тетрадях. В 1834 г. По инициативе Пруссии был создан Немецкий таможенный союз, объединивший 18 государств.
Создание Таможенного союза имело большое значение для экономического объединения немецких государств: на дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, были сняты все таможенные ограничения в торговле, способствовало экономическому объединению Германии и дальнейшему развитию индустриального общества. Раздробленность Италии
и Германии являлась серьезным препятствием на пути дальнейшего развития индустриального общества.
Особенности объединительного движения в Германии и Италии
Ведущие социальные силы | Способы объединения | |
Германия | Прусские помещики, при поддержке буржуазии (Лидер: О.Бисмарк) | Объединение «сверху», путем войн и реформ, проводимых Пруссией |
Италия | Народные массы, либеральные помещики, буржуазия (Лидеры: К.Кавур, Д.Мадзини) | Объединение «снизу». Народная революция |
Итак, закреплена ведущая роль Пруссии в Северогерманском союзе.
Устранены препятствия для развития единой немецкой нации.
Ликвидирована политическая раздробленности.
Развитие хозяйства и культуры.
«Нужна ли вам единая и неделимая Италия во главе с конституционным королем Виктором Эммануилом?» На этот вопрос положительно ответило большинство избирателей Неаполитанского королевства, Сицилии и других областей. Так в 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство в составе Пьемонта и соединившихся с ним областей. Новое королевство насчитывало 22 млн. жителей. Однако процесс объединения страны еще не был завершен. Под властью Австрии осталась Венецианская область, а в Риме сохранялась светская власть папы, которую охраняли войска Наполеона III. Летом 1870 г. итальянская армия вошла в Вечный город. Вслед за армией прибыл и Виктор Эммануил II. Объединение Италии завершилось. Рим сделался столицей объединенного королевства
- Обобщение. Подведение итогов. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков литературы по теме "Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века"
На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...
Методическая разработка урока немецкого языка. «ПОЕЗДКА ВСЕМ КЛАССОМ ПО ГЕРМАНИИ». ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.
Thema: Klassenfahrt durch Deutschland. Цели урока:1. Проверить и закрепить знания...
учебно-методическая разработка урока "Конституция-основной закон государства"
Методическая раработка урока "Конституция-основной закон государства"...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Пасха в Германии".
Данный урок разработан для 8 класса (второй год обучения), изучающего немецкий язык как второй иностранный язык. Основная цель урока- развитие лингвострановедческих умений учащихся. На занятии предпол...
Методическая разработка урока обществознания на тему "Государство и его отличительные признаки"
Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру...
Методическая разработка урока «Образование российского централизованного государства»
Методическая разработка урока«Образование российского централизованного государства» Представлена технологическая карта урока с приложениями...
Методическая разработка урока "Страны и национальности"
Технологическая карта урока в 5 классе, учебник Spotlight, Module 2 A...