Олимпийские игры в древности (урок)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; историей появления Олимпийских игр.
Давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry_v_drevnosti_-_kopiya.docx | 142.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.Шаворова Т.А., учитель истории МБОУ «Первомайская ООШ»
Предмет. История
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема. «Олимпийские игры в древности»
Продолжительность урока. 45 мин
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.
3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.
Планируемые результаты:
Предметные: знать - историю появления Олимпийских игр,
уметь – давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия».
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия,дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. |
Мотивация к учебной деятельности. Определение темы и задач урока | Эпиграф к уроку : Победишь – своей победы напоказ не выставляй, Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь, В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. Архилох (древнегреческий поэт) вопросы: - какое слово встречается чаще всего? - в каких областях, сферах нашей жизни человеку очень важна победа? - что означают эти слова, что нам хотел сказать автор? -Какое отношение к спорту имеют, кольца, изображенные на рисунке? (Приложение 1) С 7 по 23 февраля 2014 г. XXII Олимпийские игры прошли в нашей стране. - В каком городе? Парад спортсменов на церемонии открытия возглавили греки. - Почему именно греческие спортсмены? Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте цели и задачи урока. По ходу изучения нового материала, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? | Учащиеся находят ключевое слово «победа», отмечают, что победа важна в спорте Это символ Олимпийских игр, самых главных спортивные соревнований, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле Сочи Потому что именно Греция – Родина Олимпийских игр Олимпийские игры в древности Когда состоялись первые Олимпийские игры. Где состоялись. Как проходили. Как награждали победителей | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Демонстрируют знания по пройденному материалу. Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
Изучение нового материала Знакомство с историей возникновения и прохождения Олимпийских игр в Древней Греции | Как вы думаете, почему игры называются Олимпийскими? Ответ на вопрос мы найдем на карте в учебнике Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? Что мы о ней знаем? До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса - главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» - Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва? -Что послужило причиной появления Олимпийских игр? Существует несколько версий. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. До н.э. Сколько лет назад? 1 группа работает над вопросом - «Когда и где они зародились?» 2 группа работает над вопросом - «Как греки готовились к играм?» 3 группа работает над вопросом - «Как происходили Олимпийские игры?» 4 группа работает над вопросом - «Что содержала программа Олимпийских игр?» 5 группа «Как чествовали победителей игр на родине? Организует выступление групп. На основе изученного материала обобщить выводы и ответить на вопрос « Особенности проведения Игр в древности Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза. Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город. - Когда же вновь возродились Олимпийские игры? Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции Приложение 1 Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . Девиз: “Быстрее, выше, сильнее” | Работа по карте Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей. гора Олимп На ней жили греческие боги 1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы. 2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. 3. Игры были честными. Сообщения учащихся. Приложение 2 Работа с лентой времени. (2793 г.) Работа в группах Приложение 3 Выступление групп. Разъяснение информации самими учащимися. | Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем; Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Физкультминутка | Древние греки уделяли большое внимание спорту. Последуем их примеру | ||
Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой | Организует работу по заполнению таблицы «Верите ли вы?» | Заполнение таблицы Самопроверка Приложение 4 | Коммуникативные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу; Оценивание качества и уровня усвоения. |
Рефлексия | Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в начале урока: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником» Оценивание -Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. В заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, т.к. он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. На столе у Вас лежат смайлики. Если вам было интересно, и вы считаете, что план урока был выполнен, возьмите весёлый смайлик Ну, а если в течении урока были непонятные моменты и урок совсем не зажег в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то поднимите грустный Приложение 5 | Ответы учащихся | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |
Домашнее задание | Объясняет выполнение домашнего задания 1.Заполнить таблицу: «Сходство и различия Олимпийских игр древности и современности». (Приложение 6) 2.По выбору: Сообщение «Современные герои олимпиад» или Составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя . | Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать.
|
Приложение 1
Приложение 2
Сообщения учащихся.
1 ученик: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.
3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Приложение 3
Задания для групп
1 группа
«Когда и где они зародились?»
1) прочитать в учебнике в §33 пункт «Праздник, объединявший эллинов»
2) изучить дополнительные материалы
3) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в пустую графу
2 группа
«Как греки готовились к играм?»
1) прочитать текст в учебнике в § 33 пункт «Подготовка к играм»
2) изучить дополнительные материалы
3) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу
3 группа
«Как происходили Олимпийские игры?»
1) прочитать текст в учебнике в § 33 , в пункте «Пять незабываемых дней» абзацы 1,2,3.
2) изучить дополнительные материалы
3) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом
4 группа
«Что содержала программа Олимпийских игр?»
1) прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 3 абзаца на стр.151 до последнего абзаца в пункте.
2) изучить дополнительные материалы
3) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом
5 группа
«Как чествовали победителей игр на родине?»
1) прочитать текст в § 33 на стр. 153 один последний абзац в пункте «Пять
незабываемых дней» и в пункте 5 «Возращение в родной город» 1ый абзац и пункт «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и 2 последних абзаца
2) изучить дополнительные материалы
3) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом
Приложение 4
Верите ли вы? | Да/нет |
Олимпийские игры в древности проводились один раз в четыре года. | |
В Олимпийских состязаниях могли участвовать мужчины и женщины. | |
В распоряжении олимпийских судей были помощники, которые назывались «палочниками». | |
В борьбе нельзя было толкать противника, применять подножку | |
Атлеты - прыгуны прыгали, держа в руках предметы, похожие на современные гантели. | |
В состязаниях колесниц победителем считался не наездник, а владелец лошадей. | |
Участников, занявших на играх второе и последующие места, не отмечали и не награждали. | |
На мраморных плитах, которые выставлялись в Олимпии, высекалось не только имя победителя-олимпионика, но и имя его матери. |
Приложение 5
Приложение 6
Критерии сравнения | Древние игры
| Современные игры |
Периодичность проведения | ||
Время проведения | ||
Место проведения | ||
Участники | ||
Продолжительность | ||
Количество состязаний |
Список использованной литературы:
- Библиотека по культурологии - Праздники в Древней Греции - http://www.countries.ru/library/ant/grhol.htm
- Древний мир – Античные Олимпийские игры - http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01. htm
- Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские Игры. М., 1958.
- Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981
- Поль Гиро. Частная и общественная жизнь греков.,М, 1999г.
- Чесноков Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.
- Шебель Т. Олимпия и ее игры: Пер. с нем. Л., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Урок по истории Древней Греции в 5 классе...
Урок по теме "Олимпийский игры в древности"
Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция) ...
Открытый урок Олимпийские игры в древности
Олимпийские игры в древности...
Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)
Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...
Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса
Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...
Методическая разработка урока по теме: «Олимпийские игры в древности» Урок истории в 5 классе.
урок открытия новых знаний...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Методическая разработка урока истории в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....