Урок истории в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Субботина Надежда Васильевна

Тема урока: «Куликовская битва……..»

Предмет: история

Класс 6

 Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии

Цель урока: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Куликовская битва……..»

Предмет: история

Класс 6, дата проведения - 14.04.2018г.

Учитель Субботина Надежда Васильевна

 Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии

Цель урока: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.

Задачи урока:

1.Обучение умению самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы, и на этой основе анализа фактического материала и установление причин победы русского народа в Куликовской битве и ее значения.

2.Развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, применять школьные умения.

3. Воспитание чувства любви к Родине, осознание моральных качеств, необходимых ее защитникам.

УУД

ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. 

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint «Куликовская битва», анимационная карта «Куликовская битва», рабочие листы урока

Ход урока.  

 1.Орг. момент. Постановка задач

 Иллюстрация о  степи, на ветру колышется ковыль  

Остановись, прохожий. Прислушайся. Слышишь, как поёт поле. Как ветер перебирает серебряные струны ковыля. Как на своих крылах несёт песню. Песню памяти нашей. Слышишь, как стон разносится по земле русской. Слышишь топот копыт, слышишь ржание лошадей. Слышишь звон булата, свист стрелы. Прислушайся. Это твоя история. История твоей страны. История твоего народа. Прислушайся к себе, прохожий. Вспомни себя… шесть веков назад…

Учитель: Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого русского человека, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого.

Фронтальная беседа с классом:

1) Даты: 1223г.,1237-1240гг., 1240г.,1242г. (С какими именами соотносятся  вышеупомянутые даты).

2) Вспомним значение терминов: ярлык, дань, баскак.

3) - Что представляла  из себя Русь в XII-XIII вв?  

- Каков результат раздробленности Руси?

-Что происходит на Руси в первой половине XIVв.

-Что объединяет все эти вопросы?

 2. Изучение новой темы.

 8сентября 1380г. Чем замечателен этот день? (дети делают предположения)

Учитель. В этот день произошло незабываемое событие в истории нашей страны. Громадное войско Мамая двинулось на Русь. Но русское войско во главе с Дмитрием Ивановичем в ожесточенной сече разбили врага на Куликовом поле. Куликовской битве посвящается наш урок.

 Слайд 1.

Тема сегодняшнего урока: «Куликовская битва…». Обратите внимание, она сформулирована не полностью, к концу урока вы должны будете самостоятельно сформулировать тему в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями. ( запись темы    в тетрадях).

Что вы запомнили о Куликовской битве?

Что  вам хотелось бы узнать об этой битве? Сегодня на уроке вместе с вами постараемся  ответить на все ваши вопросы.

- Слайд 2.  

Спокойно катят свои волны Дон и впадающая в него Непрядва, тянутся вдаль необозримые поля, пересеченные кое-где руслами старых, пересохших рек... Куликово поле! Одно из древнейших полей сражений, навечно вошедших в героическую историю борьбы за честь и независимость нашей Родины.
На высоком Красном холме возвышается громадный памятник, сооруженный руками благодарных потомков - это стройная, сверкающая золоченой главкой чугунная 28 метровая колонна. Этот памятник посвящен Куликовской битве и славному полководцу Дмитрию Ивановичу Донскому.

Слайд 3. (задание)

В ходе сегодняшнего урока нам необходимо будет выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска)

 Перелистаем в памяти славные страницы истории, связанные со знаменитой Куликовской битвой...

Слайд 4.  

"Туда! За Дон!. настало время!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"

Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.

К. Ф. Рылеев "Димитрий Донской"

-Прослушаем небольшое сообщение о Мамае  и Дмитрии Ивановиче

Слайд 5.

Мамай.

С конца 50-х гг. 14 века в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось 25 ханов. В результате Золотая Орда разделилась на две части – западную и восточную. В западной части власть захватил хитрый и коварный военачальник Мамай. Он по своему усмотрению ставил и свергал ханов. К середине 70-х гг. Мамаю удалось на какое-то время прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды. Но он не имел права на ханский престол, так как не был потомком Чингисхана. Для того чтобы укрепить своё влияние, Мамаю необходимо было восстановить прежнее господство над Русью и тем самым доказать, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.

Дмитрий Иванович.

Выдающимся политическом успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внес огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению. В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык с суздальско-нижегородским князем, затем тверским. Он расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород). Силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы; заменил деревянные стены Московского Кремля белокаменными.

Дмитрий Иванович также стал готовиться к решающей схватке с врагом. Он увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями, послал далеко на юг сторожей разузнать намерения ордынцев, местоположение их главных сил, возможные пути похода на Русь.

В 1377г. московско-нижегородская рать во главе с московским воеводой князем Дмитрием Боброком Волынским совершила поход в ордынские земли на Средней Волге и взяла с них большой выкуп. В ответ ордынцы решили жестоко наказать Нижний Новгород и другие земли. Поход возглавил Араб-шах, по словам летописца, он был «свиреп очень и ратник великий». Он сумел нанести русскому войску жестокое поражение, а Нижний Новгород был разграблен ордынцами.

Чтобы закрепить успех, Мамай в 1378г. решил направить на Русь более многочисленную рать. Встреча русских и ордынских полков произошла 11 августа 1378г. на Рязанской земле у реки Вожа. Московский князь смело повёл в бой свои полки и разгромил ордынцев. Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного. Дмитрий решительно бросил вызов Орде – прекратил выплату дани. Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.

- Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием.)

Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом. Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. (Работа по карте) Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.

Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом. В 1380 году  страшная опасность нависла над нашей Родиной. Огромная ответственность легла на плечи князя московского. Как спасти Русь?  Покориться или взяться за оружие? (выслушиваю мнение учащихся).

- Как готовились, и какие цели ставили перед собой обе стороны?

Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, копившееся в Орде долгие годы.   В короткое время Мамай собрал огромное войско. В него вошли не только ордынские рати, но и полки подчинённых Орде народов Поволжья и Кавказа, а также нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы. Союзниками Мамая стали Литовское и Рязанское княжество, которые обязались прислать ему свои отряды. По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч человек.

Князь Дмитрий формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Как пишет летописец, ему удалось собрать небывалую для Руси того времени армию. Под его руководством объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. Он увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями, послал далеко на юг сторожей разузнать намерения ордынцев, местоположение их главных сил, возможные пути похода на Русь. Русское войско, по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевой рати – «от начала такой силы русской не бывало». Ядро русского войска составляли москвичи.

Имел Дмитрий и весьма точные сведения о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайло и рязанском князе Олеге, который проявил низость и предательство по отношению к Родине. Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение к Дону, навстречу Мамаю. На военном совете было принято решение переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле. В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно.

Слайд 6

 Пред битвой Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение от Сергия Радонежского, который пользовался в это время на Руси большим авторитетом – иллюстрация   «Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем».

Послушайте сообщение о деятельности Сергия Радонежского.

Выступление учащегося

Сергий Радонежский – игумен Троицкого монастыря, «великий старец», жизненный путь которого выглядит парадоксальным. Он бежал от общества – а в результате стал его духовным предводителем. История не запомнила даты его рождения, но она же сохранила его имя, его деяния, его землю. В 1340 году, придя на Маковец, близ Радонежа, сын обедневшего ростовского боярина Варфоломей Кириллович вместе со своим овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью. Здесь он соорудил маленькую Троицкую церковь – деревянный храм Пресвятой Троицы – и в воскресенье, 7 октября 1341 года принял пострижение и иноческое имя Сергия. 50 лет провел он в глубине лесов, в стенах основанного им монастыря. Наряду с дисциплиной души огромную роль в его жизни играл тот простой повседневный труд, без которого погиб бы он сам и его обитель. Сергий сам рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Прославившись своей скромностью и непритязательностью в повседневной жизни, умер Сергий одним из признанных духовных лидеров русской церкви. Над могилой его был построен собор, над росписями которого работал гениальный русский художник Андрей Рублев.  

Слайд 7.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. (каково значение деятельности С.Р) Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

Дмитрий сам выбрал место для сражения – Куликово поле.

Подумайте, откуда пошло это название. Заслушиваем предположения ребят.

 1.От названия птиц куликов

2.От «кулижков» - некоем весьма удалённом месте ( у чёрта на куличках) Д.Лихачёв

3.«кулиги» - ровное место, чистое и безлесое( по Далю)

4. Участок земли на берегу реки ( в излучине, по плёсу), используемый как сенокосное угодье ( по Словарю русского языка 11 – 17 веков)

По названию места сражения, сама битва стала называться Куликовской

Расположение русских войск на Куликовом поле

 Работа с картой.

-Почему именно это место было сражения. В чём его преимущество?

1)Поле с трёх сторон ограничено реками Дон и Непрядва

2)Рядом лес – можно поставить засадный полк и резерв

3)Татары не обойдут, но и русским отступать некуда – будут сражаться до последнего вздоха.

В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Это говорило о том, что князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

 А теперь закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения

Слайд 8.

 На слайде : репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»

  «Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие»

Открываем глаза. Рассеивается туман. Наступало утро 8 сентября 1380г. Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Около 11 часов, когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга. В этой битве не участвовали ни Ягайло, ни Олег, они были в одном дне пути, когда битва уже началась.

Итак, всё было готово к бою.

Слад 9.

На слайде: репродукция картины М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских – Пересвет, а со стороны татар – Челубей. Их поединок был недолог – сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Описать ход самой битвы, продолжавшейся около четырех часов, так же невозможно, как описать боль и смерть. «Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию», - утверждал Плутарх.  «Копья ломались, как солома, стрелы падали дождём, пыль закрывала лучи солнца, молниями сверкали мечи, а люди падали, как трава под косой. Кровь лилась, как вода,  и текла ручьями»- говорил летописец.

Видеофрагмент битвы (на доске воспроизводится реконструкция Куликовской битвы)

Слайд10. (Анимированная карта «Куликовская битва»)

Слайд 11.

Русский народ заплатил большую цену за эту победу, а река Дон была красной от пролитой крови. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». За победу над ордынцами князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.

Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.

- Известно ли вам такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает?

Слайд 12.
-
Что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве?

1.​ Москва стояла во главе борьбы против врагов.

2.​ Быстрый сбор народного ополчения и княжеских дружин.

3.​ Умелые действия разведки русского войска.

4.​ Правильный выбор места битвы.

5.​ Умелое построение русского войска.

6.​ Ожесточенность битвы.

7.​ Русские воины стоят насмерть.

8.​ Своевременный удар засадного полка.

9)Полководческий талант Дмитрия Донского

10)Патриотизм русских воинов

11)Единство

Слайд13.

Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань

Слайд14.

Каково значение Куликовской битвы? Что изменилось в сознании русских людей после победы над Мамаем? (ответы учащихся)

 1.Русский народ поверил в свои силы

2.Возрос авторитет Москвы

3. еще более подняла значение Москвы как центра объединения русских земель.

4.Укрепилась вера в неизбежность падения монгольского ига

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Звучит   спокойная мелодия, чтобы дети могли настроиться на творческое задание.

Выполните задание.

1.Дайте название сегодняшнему уроку.

Куликовская битва - ….. ( поле русской славы , день воинской славы, сила русского духа, торжество победы)

2. В результате урока мне открылись (я узнал):

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:

Д/з: пар.21 + дифференцированное задание: подобрать материал «Куликовская битва в искусстве» (сообщение, презентация), составить кроссворд

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. www.youtube.com. – фильм Куликовская битва.wmv. Производство : студия Михаила Канаева.
  2. Kaplyasveta.ru/illyustrirovannya –istoriya-rossii/-epizod-12-kulikovskaya-bitva.html
  3. www.encyclopaedia-russia.ru/aticle.php?id=239
  4. Images.yandex.ru

Самоанализ урока истории ,

проведенного в 6 классе МКОУ «Субботинская СОШ» Солнцевского района Курской области

Учитель: Субботина Н.В.

Дата проведения: 14.04.2018 г.

Тема урока:  «Куликовская битва».

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии

Цель урока: раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и выявить причины победы и значение Куликовской битвы.

Задачи урока

1.Обучение умению самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы, и на этой основе анализа фактического материала и установление причин победы русского народа в Куликовской битве и ее значения.

2.Развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, применять школьные умения.

3. Воспитание чувства любви к Родине, осознание моральных качеств, необходимых ее защитникам.

УУД

ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.

 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. 

Урок состоял из   структурных единиц, которые были логически связаны между собой:

-мотивационное начало урока.

-постановка темы и определение цели урока.

-актуализация опорных знаний.

-презентация.

-динамическая пауза.

-самостоятельная работа.

-домашнее задание.

-рефлексия.

Методические приёмы: работа с презентацией, работа с текстом учебника, работа с текстом документа, дискуссия, проблемные задания, рассказ, рабата с картой.

На уроке применяла следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная  работа. Использовала методы: словесные, наглядные, практические.

Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач.  

На уроке применяла элементы инновационных технологий:

здоровьесберегающая технология – на уроке присутствовала смена видов деятельности, динамическая пауза, интересная информация из жизни Дмитрия Ивановича, Сергия Радонежского, Мамая, нормированное использование средств ТСО.

ИКТ-технология – на уроке использовался компьютер как источник учебной информации, наглядное пособие, средство контроля.

  Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило формировать интерес к изучению исторического материала. Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение нового материала и отработку умений. Новое знание дети получили в результате работы с текстом учебника, терминами и иллюстративным материалом, под руководством учителя. Новые факты они пытались выразить своими словами. На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные и метапредметные связи (география, история), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. В завершении подвела итоги обсуждения новой темы. В результате активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (дети объяснили причины победы Дмитрия Ивановича на Куликовом поле, значение Куликовской битвы). Вместе с тем в будущем собираюсь уделять при изучении новой темы большего количества времени самостоятельному поиску учащимися нового материала, развитию их умений находить важное в тексте, работать в группе, делать самооценку, это моя цель для дальнейшего саморазвития.                     На уроке были созданы комфортные психологические условия для совместной деятельности ученика с учеником, для сотрудничества ученика с учителем. Была открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, т.е. рефлексия.      На уроке полностью соблюдались санитарно-гигиенические условия: кабинет проветривался, доска к началу урока была чистая, кабинет был чистым. Соблюдались начало и конец урока, время использовалось рационально. Дети были обеспечены учебниками и тетрадями.

 Считаю, что поставленные цели на уроке были реализованы.

Учитель истории                                         Субботина Надежда Васильевна

 

 .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....