открытый урок по теме "Политика, политические режимы"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – практикум по обществознанию в 9 классе по теме «Политика, политические режимы».
Цель урока:
Создать условия для систематизации и обобщения учебного материала по разделу «Политика, политические режимы»
Задачи урока:
Предметные: развивать умения объяснять обществоведческие термины, применять их в нестандартных ситуациях, работать с документами и другой знаковой информацией (таблицами, диаграммами и др)
Метапредметные: формирование ключевых компетенций через систему общеучебных УУД
Личностные способствовать формированию познавательной мотивации у учащихся.
1 этап
Дорогие ребята, сегодня на уроке мы подведем итог по изученной нами разделу «Политика, политические режимы». Перед вами лежат листы – учета, которые нужно заполнить по ходу работы. На уроке у нас будут работать эксперты, которые так же будут оценивать вашу работу. Чтобы сдать зачет необходимо пройти несколько этапов. Желаю вам всем хорошо поработать.
1 тур.
блиц опрос (фронтальный опрос)
- Как называется наше государство? 1б
-по названию нашего государства что мы можем определить? 1б
- какие формы государства мы еще знаем? 1б
- какой политический режим существует в нашей стране? 1б
- каким образом граждане могут участвовать в политической жизни страны? 1б
- какие объединения гражданского общества существуют у нас в селе? 2б
- многопартийность в стране помогают или препятствуют развитию демократии в государстве? 2б
На листе учета поставьте баллы, которые вы заработали за 1 тур.
2 тур (работа в паре)
Один уч – эксперт
второй уч – экзаменуемый.
Задания: 3 уровневые. Эксперты садятся за отдельные столы, перед ними карточки( 1-3 эксперт), задания и критерии оценивания. У экзаменуемых оценочные листы.
1 уровень. Работа с карточками. Объяснить понятия: государство, партия, общественные движения, политические режимы, политика, формы государства, правовое государство, гражданское общество.
2 уровень: ответить на вопросы, заполнить пропущенные пробелы в схемах, в таблицах и др.
3 уровень: выполнить задания на обращение к социальным реалиям.
3тур групповая работа. На основе собственных знаний и работая с документом сформулируйте основные черты тоталитарного режима.
Тоталитарный режим
Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. При тоталитарном режиме государственная власть строго централизованна и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте. Для «идеального» тоталитаризма характерна однопартийная система или же существование под жестким контролем нескольких партий и «официальных» профсоюзов поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены, либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальный метод борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются террору: для их уничтожения, заключения в тюрьму, концлагерь обычно не требуется формальных юридических процедур. С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия. Активизируется деятельность различных силовых структур: армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило господствует монопольный контроль со стороны государства. На государственных предприятиях широко используется система внеэкономического принуждения к труду.
Характерные черты тоталитаризма:
1 2 3 4
Демократический режим.
«Демократия» в переводе с греческого означает «власть народа». Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличии от правления монарха или аристократов. В современной научной литературе термин чаще всего употребляется как форма устройства и функционирования любой организации, основанная на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решения большинством голосов, выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, установление прав и свобод граждан, легальное существование плюрализма, развитой двух или многопартийности.
Характерные черты демократического режима:
1 2 3 4
Выступление групп. Каждая группа задает вопросы противоположной группе, по заданной теме. Выставляется групповая оценка.
В листах учета – написано домашнее задание:
Напишите сочинение - рассуждение на тему «Какой режим существует в современной России?»
Или «какой режим по вашему мнению является наиболее справедливым»
4 тур индивидуальное задание
используя полученные знания на уроке составьте рассказ на тему «Жизнь семьи Ивановых при демократическом (тоталитарном) режиме, используя следующие термины: предприниматель, цензура, государство, контроль, СМИ, прибыль, иностранные партнеры, план, партия, выборы, репрессии, альтернативный кандидат, общество защиты бездомных животных, семья, митинг, отдых за границей, общественные движения, политические режимы, политика, правовое государство, гражданское общество, идеология и др.
Приложение. Задания на обращение к социальным реалиям:
1Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии
1) авторитарного режима
2) гражданского общества
3) местного самоуправления
4) политической системы
2 Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z —
1) политическая партия
2) профессиональный союз
3) гражданское общество
4) государство
3 В государстве П. в 2003 и 2013 годах были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие формы политической активности вы используете?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
2003 г., % | 2013 г., % | |
обращения к властям | 14 | 20 |
обращения в суд | 4 | 10 |
обращения в СМИ | 8 | 15 |
участие в митингах, демонстрациях | 15 | 16 |
участие в забастовках, акциях протеста | 23 | 15 |
готовность взяться за оружие, пойти на баррикады | 26 | 10 |
не участвую | 10 | 14 |
Результаты опросов, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В 2003 году в стране П. наблюдался высокий уровень политической нестабильности.
2) Уровень доверия населения СМИ как эффективному способу воздействия на власть в 2003 году был очень высок.
3) Большинство населения считает обращение в суд наиболее верным решением при необходимости защиты своих прав.
4) Угроза насильственного свержения власти не привела ни к каким существенным изменениям в политической ситуации в стране П.
5) За прошедшее между опросами десятилетие власти страны предприняли действия, направленные на снижение уровня недовольства населения государственной властью.
4 В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В общественном мнении страны растёт убеждённость в том, что органы власти действуют в соответствии с законом.
2) Уровень и качество жизни в стране Z возрастали на протяжении 10 лет.
3) В стране Z установился демократический режим.
4) В стране Z зафиксированы многочисленные факты нарушения властями прав и свобод граждан.
5) Правительству страны Z предстоит серьёзная работа в области обеспечения прав и свобод человека.
5 Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.
2) Молодёжь страны Z имеет возможность оказывать помощь, приносить пользу в различных сферах общественной жизни.
3) Девушек особенно волнуют проблемы защиты окружающей среды.
4) Большинство опрошенных не готовы оказывать безвозмездную помощь.
5) Участие в профессиональных объединениях не очень привлекательно как для юношей, так и для девушек.
Самоанализ урока:
Урок – зачет по обществознанию в 9 классе по теме «Политика, политические режимы».
Цель урока: Создать условия для систематизации и обобщения учебного материала по разделу «Политика, политические режимы»
Ожидаемые результаты:
Предметные: развивать умения объяснять обществоведческие термины, применять их в нестандартных ситуациях, работать с документами и другой знаковой информацией (таблицами, диаграммами и др)
Метапредметные: формирование ключевых компетенций через систему общеучебных УУД
Личностные способствовать формированию познавательной мотивации у учащихся.
Тип урока – урок зачет (проверка знаний учащихся). Урок соответствует требованиям ФГОС: деятельность учащихся направлена на формирование УУД, использовалась проектная, исследовательская технологии.
ФОПД: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: частично- поисковый, проектный.
Оборудование: карточки с познавательными заданиями, документы, листы учета учащихся.
Характеристика класса. Класс среднего уровня подготовленности, по уровню мотивации есть очень слабые ученики. Задания подбирались с учетом возрастных особенностей, дифференцированно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок: География и политическое устройство Великобритании
Активизация учащимися полученных страноведческих знаний с использование в устной речи структур в косвенной речи....
Открытый урок по обществознанию "Политические партии"
Тема урока: «Политические партии» Цели урока: 1.Сформировать определение политической партии, её функции, признаки и классификацию, определить наиболее эффектив...
Конспект урока по теме Политические режимы. Автор Журавлев А.А.
Конспект по предмету обществознание, 9 класс, Боголюбов...
Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс
Тема: Политические режимы (10 класс).Цели:Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демокра...
Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс
Презентация к уроку...
Ссылка на открытый урок. "Население и политическая карта Африки"
Фрагмент открытого урока в рамках районогог семинара учителей географии Лямбирского района....
Открытый урок по теме "Политическая элита и политическое лидерство"
Открытй урок по обществознанию в 11 классе по теме: Политическая элита и политическое лидерство". Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский пис...