Конспект урока по теме Политические режимы. Автор Журавлев А.А.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Конспект по предмету обществознание, 9 класс, Боголюбов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_politicheskie_rezhimy._avtor_zhuravlev_a.a.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Политические режимы»
Разработал учитель истории и обществознания МОУ "Средняя школа №1"
Журавлев А.А.
Тип урока: урок освоения нового материала
Цель:
- раскрыть сущность и основные черты политических режимов,
- развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,
- формировать у учащихся отношение к политическим системам,
- коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация
Основные понятия: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
Речевая разминка.
II. Изучение нового.
Подготовка к восприятию темы.
Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:
- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.
- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.
- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.
После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».
И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»
ЦЕЛИ:
- узнать, что такое «политический режим».
- узнать виды политических режимов, их отличительные черты.
Запись темы и плана в тетрадь.
ПЛАН:
- Понятие «политический режим».
- Типы политических режимов. Их особенности.
1. Понятие «политический режим».
Работа по Карточке.
Задание №1. Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».
Политический режим – это ______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Политический режим – это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.
Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.
(Запись определения в тетрадь)
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».
(Запись готовой схемы в тетрадь).
2. Понятие «политическая власть».
Задание 3. Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.
Вопросы | Типы политических режимов | ||
тоталитаризм | авторитаризм | демократия | |
Кто правит? | |||
Каковы взаимоотношения власти и общества? | |||
Какие средства используются для осуществления власти? | |||
Примеры стран. |
(Запись таблицы в тетрадь)
Вопросы | Типы политических режимов | ||
тоталитаризм | авторитаризм | демократия | |
Кто правит? | правящая партия во главе с вождем | власть одной группы, одной партии, её лидер - общенациональный вождь | народ, избранные представители |
Каковы взаимоотношения власти и общества? | власть полностью бесконтрольной со стороны общества | права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей | власть подконтрольна обществу |
Какие средства используются для осуществления власти? | карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей | армия, церковь, поддерживаются традиции | выборы, референдумы |
Примеры стран. | фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея | государства Азии, Африки, Латинской Америки | Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки. |
III. Обобщение.
V. Закрепление.
Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.
Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.
Фронтальный опрос:
- Что означает слово «Политический режим»?
- Каковы основные типы политических режимов?
- Чем характеризуется тоталитарный режим?
- Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
- Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
Задание 3. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?
- республика
- уния
- авторитаризм
- монархия
Задание 4. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.
Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 5. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
Признак | Тип |
| А) демократический Б) тоталитарный В) авторитарный |
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
V. Итог урока.
1. Рефлексия.
Деятельность за урок | Сумма баллов | Оценка | ||||
д/з | Работа по карточке | Устные ответы | Фиксирование результатов в тетради | Сумма баллов | Оценка |
1-4 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-4 баллов | ||
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли". 6 класс
На уроке проводится анализ стихотворения, выявляются выразительные средства речи, создается атмосфера нетерпения бездумного отношения к природе....
Конспект урока на тему: "Политические партии и движения".
Конспект урока на тему: "Политические партии и движения". Обществознание 9 класс....
План-конспект урока на тему: "Политические системы англоговорящих стран"
Тема: Политические системы англоговорящих стран.Цели: познавательный аспект – знакомство с политическими системами Новой Зеландии и Австралии; развивающий аспект – развитие способности к репродук...
Презентация на тему Политические режимы. Автор Журавлев А.А.
Презентация на урок обществознания в 9 классе...
Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс
Тема: Политические режимы (10 класс).Цели:Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демокра...
Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс
Презентация к уроку...
Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...