Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Тема: Политические режимы (10 класс).
Цели:
Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.
Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.
Воспитательный аспект: формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.
Задачи урока:
· познакомить с формами политических режимов;
· развивать умения по обработке и структурированию информации;
· различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Технологии: ТРКМЧП.
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.
Основная деятельность на занятии:
- изучение и переработка информации в табличном виде
Оборудование и основные источники информации:
дидактический материал (задания, листы-опоры).
ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация
Прогнозируемые результаты:
Метапредметные:
- готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;
- информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.
- коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.
Предметные:
- знать политические режимы и их отличительные черты;
- формировать навыки преобразования текстовой информации в таблицу;
- формировать навыки работы в микрогруппе.
Список использованной литературы:
· Важенин А.Г. «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей» учебник – М.: «Академия», 2010.
· www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-rezhimy.html
· wikipedia.org/wiki/
· http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание
| Тема: Форма политического режима |
Компетенции | Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная |
Цель | Ознакомиться с формами политических режимов |
Стимул | По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности |
Задачная формулировка | Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление |
Источник информации | опорный конспект |
Инструмент проверки | Модельный ответ |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_usenko_s.s.docx | 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
«Политические режимы»
10 класс
Учитель истории и обществознания
Усенко Светлана Сергеевна
2015 г.
Тема: Политические режимы (10 класс).
Цели:
Образовательный аспект: уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.
Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.
Воспитательный аспект: формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.
Задачи урока:
- познакомить с формами политических режимов;
- развивать умения по обработке и структурированию информации;
- различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Технологии: ТРКМЧП.
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.
Основная деятельность на занятии:
- изучение и переработка информации в табличном виде
Оборудование и основные источники информации:
дидактический материал (задания, листы-опоры).
ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация
Прогнозируемые результаты:
Метапредметные:
- готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;
- информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.
- коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.
Предметные:
- знать политические режимы и их отличительные черты;
- формировать навыки преобразования текстовой информации в таблицу;
- формировать навыки работы в микрогруппе.
Список использованной литературы:
- Важенин А.Г. «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей» учебник – М.: «Академия», 2010.
- www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-rezhimy.html
- wikipedia.org/wiki/
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text
Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание
| Тема: Форма политического режима |
Компетенции | Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная |
Цель | Ознакомиться с формами политических режимов |
Стимул | По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности |
Задачная формулировка | Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление |
Источник информации | опорный конспект |
Инструмент проверки | Модельный ответ |
Учитель: Доброе утро. Я рада вас приветствовать на уроке. Сегодня мы не только будем разбирать новый материал, но и зарабатывать баллы, которые к концу урока превратятся в оценки.
Количество баллов | Оценка | Группа |
11- 9 баллов | 5 | |
8-6 баллов | 4 | |
5- 3 баллов | 3 |
Оценки вы получите не только групповые, но и индивидуальные. Но что б все было справедливо, я предлагаю выбрать в каждой группе человека честного, который будет осуществлять счет полученным группой баллам. А теперь внимание на экран.
Путин В.В. : «Думаю, что как минимум государственный деятель должен иметь голову. И, чтобы выстраивать межгосударственные отношения, нужно руководствоваться не эмоциями, а фундаментальными интересами своих стран"
У.Черчилль: «Демократия – худшая из всех форм правления, за исключением всех остальных».
Б. Муссолини: ««Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства. Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности».
А.Гитлер: «Кто хочет жить, тот должен бороться, а кто в этом мире вечной борьбы не хочет участвовать в драке, тот не заслуживает права на жизнь. Мир, основанный на победах меча, куда прочнее, нежели Мир, выклянчиваемый слезоточивыми старыми бабами пацифизма. Жизнь - это очередь за смертью, но некоторые лезут без очереди»
И.В.Сталин: «Одним страхом нельзя удержать власть. Ложь оказалась не менее необходимой. Вы слепцы, котята, что без меня будет, погибнет страна потому, что вы не можете распознать врагов ».
Учитель: - Что объединяет этих людей?
- Что является общим в их политической деятельности?
- Что является отличительным признаком?
Исходя из выше сказанного, назовите тему нашего урока. ( «Политические режимы») На уроке вы определите, что такое политический режим, рассмотрите какие виды политических режимов выделяют, научитесь определить вид политического режима, примените полученные знания на практике. А так же побудете в роли политологов и выявите – Какой политический режим наиболее идеален для общества?
Обратите внимание на таблицы. Заполните два первых столбца.
Тема урока: _______________________________________________
Таблица ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
Учитель: Из предложенных слов составьте определение понятия политический режим (проверка на доске, правильно 1 балл, не правильно 0 баллов). 2 минуты
1 группа.
реальное распределение, характеризует, и влияние в государстве, политической власти, и обществе, политический режим.
2 группа.
это определенный способ, политический режим, системы общества, который позволяет отличать, функционирования политической, одно государство от другого.
3 группа.
характеризуется как, политический режим, совокупность способов, осуществления, и методов государственной власти.
4 группа.
одна из форм, политический режим, средствами и методами, с характерными для нее целями, реализации политической власти, политической системы общества.
Учитель: А что входит в портрет государства?
«Портрет государства» будет незавершённым, если не охарактеризовать политический режим, т.е. методы и способы, при помощи которых государство осуществляет власть, или взаимодействие государства и населения. Иными словами политический режим – это политический порядок, сложившийся в обществе. История человечества знает разные виды режимов. Классификации политических режимов различны. В основу наиболее распространённой положен принцип соответствия или несоответствия представлению о демократическом государстве. Режим может быть демократическим и антидемократическим. Предположите, какие политические режимы будут классифицироваться как антидемократические, аргументируйте ответ (за правильный ответ команда ставит себе 1 балл).
2 задание в группах (выберете 5 наиболее красноречивых характерных черт режима,) (3 минуты – 2 балла).
1 группа.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Демократический режим. «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
- выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
- оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
- равноправие - все имеют равные гражданские и политические
- права и свободы, а также гарантии их зашиты;
- плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
Характерные черты режима:
- Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
- Народ – источник власти.
- Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
- Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
- Политический плюрализм.
- Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
- СМИ свободны от цензуры.
- Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
- Отсутствие какой-либо официальной идеологии.
2 группа.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Авторитарный режим. «Разрешено всё, кроме политики».
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) - политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:
- Отчуждение народа от власти.
- Сильная неограниченная власть главы государства.
- Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
- Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
- Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
- Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
- Существует цензура над СМИ.
- Существует официальная идеология.
- Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
Это интересно:
При авторитарном режиме часто существует дефицит продуктов и предметов быта. Их распределением занималось государство через талонную систему.
Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.
3 группа.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Тоталитарный режим. «Запрещено всё, что не приказано».
Тоталитари?зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Культ личности - это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Характерные черты режима:
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
- Культ личности вождя.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
Это интересно:
Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.
4 группа.
Фашистский режим.
«Государство – это национальный организм»
1. Мощный и продолжительный национализм.
2. Пренебрежение к общепризнанным правам человека.
3. Выявление врага.
4. Преимущественное положение вооруженных сил.
5. Сильная дискриминация по признаку половой принадлежности.
6. Контроль над СМИ.
7. Маниакальное увлечение национальной безопасностью.
8. Переплетение религия и правительства.
9. Защита корпораций - промышленная и деловая аристократия.
Учитель: Обобщим полученные знания. Заполните индивидуальную таблицу и сдайте ее учителю на проверку.(5 минут)
Фамилия, имя__________________________________
Основные характеристики режима | Демократический | Авторитарный | Тоталитарный | Фашистский |
Взаимоотношение народа и власти | ||||
Роль лидера | ||||
Партийная система | ||||
Действия оппозиции | ||||
Идеология | ||||
Роль силовых структур |
Анализирование и заполнение, после работы ( задание выполненное без замечаний- 5, с недочетами - 4, с факталогическими ошибками – 3-2 баллов).
Учитель: Вы уже имеете представления о политических режимах, а давайте посмотрим как ваши знания работают на практике. Необходимо проанализировать, определить и аргументировать политический режим государства (работа с карточками, защита, задание выполненное без замечаний 3 балла, с недочетами - 2балла, с факталогическими ошибками -0баллов, 5 минут).
1 группа. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите 2 аргумента в обоснование своего ответа.
2 группа. В стране У. гражданин был арестован за то, что высказал несогласие с официальной государственной идеологией. К какому типу относится политический режим страны У.? Аргументируйте свой ответ.
3 группа. Один из основателей политической науки, итальянский мыслитель Н. Макиавелли считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому правитель в целях удержания власти может, в случае необходимости, использовать любые средства, даже аморальные. Соответственно, получается, что безнравственная политика более эффективна и прагматична. Можно ли совместить реальную политику с моралью? Свой ответ аргументируйте.
4 группа. Прокомментируйте высказывание короля Генриха V из одной шекспировской пьесы: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность, какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не менее четырех признаков этого режима.
Учитель: Обратите внимание на таблицу ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
Допишите третий столбик, что я узнал сегодня на уроке (опрос учителя).
Подведение итогов выставление оценок.( учащиеся, которые следи за количеством баллов подходят к доске и определяют знаком место группы в таблице
Количество баллов | Оценка | Группа |
11- 9 баллов | 5 | |
8-6 баллов | 4 | |
5- 3 баллов | 3 |
Учитель раздает заполненные таблицы и комментирует оценки).
Учитель: Вы сегодня проанализировали материал по теме «Политические режимы» и научились применять на практике полученные знания и ответе на вопрос: «Какой политический режим наиболее идеален для общества?»
Учитель: Внимание на экран, сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами Ф. Рузвельт: «Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой».
Тема урока: _______________________________________________
Таблица ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
Тема урока: _______________________________________________
Таблица ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
Тема урока: _______________________________________________
Таблица ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
1 группа.
реальное распределение, характеризует, и влияние в государстве, политической власти, и обществе, политический режим.
2 группа.
это определенный способ, политический режим, системы общества, который позволяет отличать, функционирования политической, одно государство от другого.
3 группа.
характеризуется как, политический режим, совокупность способов, осуществления, и методов государственной власти.
4 группа.
одна из форм, политический режим, средствами и методами, с характерными для нее целями, реализации политической власти, политической системы общества.
1 группа.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Демократический режим. «Разрешено всё, что не запрещено законом».
Демократия (от греч. demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
- выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
- оппозиция - партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
- равноправие - все имеют равные гражданские и политические
- права и свободы, а также гарантии их зашиты;
- плюрализм - господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
Характерные черты режима:
- Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
- Народ – источник власти.
- Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
- Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
- Политический плюрализм.
- Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
- СМИ свободны от цензуры.
- Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
- Отсутствие какой-либо официальной идеологии.
2 группа.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Авторитарный режим. «Разрешено всё, кроме политики».
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) - политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:
- Отчуждение народа от власти.
- Сильная неограниченная власть главы государства.
- Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
- Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
- Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
- Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
- Существует цензура над СМИ.
- Существует официальная идеология.
- Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
Это интересно:
При авторитарном режиме часто существует дефицит продуктов и предметов быта. Их распределением занималось государство через талонную систему.
Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.
3 группа.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти
Тоталитарный режим. «Запрещено всё, что не приказано».
Тоталитари?зм (от итал. totalitario) - политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Культ личности - это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Характерные черты режима:
- Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
- Культ личности вождя.
- Отсутствие разделения властей.
- Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
- Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- Существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
- Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
- Существует только официальная государственная идеология.
Это интересно:
Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.
4 группа.
Фашистский режим.
«Государство – это национальный организм»
1. Мощный и продолжительный национализм.
2. Пренебрежение к общепризнанным правам человека.
3. Выявление врага.
4. Преимущественное положение вооруженных сил.
5. Сильная дискриминация по признаку половой принадлежности.
6. Контроль над СМИ.
7. Маниакальное увлечение национальной безопасностью.
8. Переплетение религия и правительства.
9. Защита корпораций - промышленная и деловая аристократия.
Фамилия, имя__________________________________
Основные характеристики режима | Демократический | Авторитарный | Тоталитарный | Фашистский |
Взаимоотношение народа и власти | ||||
Роль лидера | ||||
Партийная система | ||||
Действия оппозиции | ||||
Идеология | ||||
Роль силовых структур |
1 группа. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите 2 аргумента в обоснование своего ответа.
2 группа. В стране У. гражданин был арестован за то, что высказал несогласие с официальной государственной идеологией. К какому типу относится политический режим страны У.? Аргументируйте свой ответ.
3 группа. Один из основателей политической науки, итальянский мыслитель Н. Макиавелли считал, что люди по своей природе коварны. Поэтому правитель в целях удержания власти может, в случае необходимости, использовать любые средства, даже аморальные. Соответственно, получается, что безнравственная политика более эффективна и прагматична. Можно ли совместить реальную политику с моралью? Свой ответ аргументируйте.
4 группа. Прокомментируйте высказывание короля Генриха V из одной шекспировской пьесы: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Сущность, какого политического режима выражена данным высказыванием? Почему? Приведите не менее четырех признаков этого режима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Экология", 6 класс
Воспитание у детей бережного отношения к природе...
Открытый урок по теме "Древесина" 5 класс
В этом материале разработан урок по теме "Древесина" с разнообразными формами работы на уроке, проверке знаний....
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Конспект урока по теме Политические режимы. Автор Журавлев А.А.
Конспект по предмету обществознание, 9 класс, Боголюбов...
Открытый урок по теме: «Политические режимы» 10 класс
Презентация к уроку...
Открытый урок по теме "Политическая элита и политическое лидерство"
Открытй урок по обществознанию в 11 классе по теме: Политическая элита и политическое лидерство". Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский пис...
Открытый урок по теме "Политические партии и движения" в 9 классе
Открытый урок по предмету Обществознание по теме "Политические партии и движения" в 9 классе.Урок предназначен для углубленного изучения материала и подготовки к ОГЭ по предмету Обществознан...