Открытый урок по теме "Политическая элита и политическое лидерство"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Молокшонова Светлана Сыреторовна

Открытй урок по обществознанию в 11 классе по теме: Политическая элита и политическое лидерство". Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский писатель и политик Шарль Монталамбер сказал: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами», то есть данным высказыванием автор хотел сказать, что, даже не имея прямого отношения к своей власти, каждый человек должен интересоваться политической ситуацией в стране и в мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskaya_elita_i_politicheskoe_liderstvo.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Политическая элита и политическое лидерство

Класс: 11

Цели урока:

Образовательные:  дать характеристику понятия «политическая элита»; выявить  способы её рекрутирования; выяснить особенности формирования политической элиты России, рассмотреть их виды и функции; рассмотреть основные признаки, типы политического лидерства; определить основные качества политического лидерства; рассмотреть характерные черты политических лидеров России.

Развивающие: развивать навыки работы с документом, умение выделять главное в изучаемом объекте; Продолжить отработку заданий 10 (определение понятия) и 24 (составление сложного плана) согласно кодификатору заданий ЕГЭ по обществознанию 2022 г.

Воспитательные: выявить оценочные суждения учащихся о личностных качествах политического лидера; дать оценку действий известных политических лидеров с точки зрения морали и права.

Средства обучения: учебник под ред. Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень». - М.; Просвещение, 2018., презентация, кодификатор ЕГЭ- 2022 по обществознанию.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: эвристическая беседа, практическая работа, работа в группах.

Требования к уровню подготовки учащихся: знать понятия политики и власти, уметь характеризовать особенности политического поведения.

Ход урока

Ⅰ. Организационный этап: приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

   Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:

а) дать определение понятия «политика»

б) что такое «политическая власть»

в) привести возможные характеристики политического поведения;

г) выявить отличия политического поведения от политической активности.

ⅠⅠ. Работа по теме урока

Вступительное слово учителя: - Ребята, мы начинаем рассматривать на наших уроках вопросы социально политического развития современного общества. Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский писатель и политик Шарль Монталамбер сказал: «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами», то есть данным высказыванием автор хотел сказать, что, даже не имея прямого отношения к своей власти, каждый человек должен интересоваться политической ситуацией в стране и в мире. И прежде чем начать урок, предлагаю вашему вниманию рисунок (Слайд 1) и, глядя на него, подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 2)

Что объединяет всех этих людей? (Ответы учащихся). – А что их отличает? (разные уровни власти – президент, премьер министр, лидеры партий, главы регионов и муниципалитетов). Что в ней мы должны узнать, чтобы тема стала для нас понятна? На какие вопросы найти надо ответ?

Существует мнение, что «не все люди могут быть политиками, но все могут оценивать их деянии». Сегодня мы остановимся на теме, посвященной политической элите и политическому лидерству.

Записываем тему урока: «Политическая элита и политическое лидерство»

План урока:

  1. Политическая элита
  2. Политическое лидерство
  3. Роль политического лидера
  4. Типы лидерства. (Слайд 3)

Познакомившись с содержанием урока, наверное, каждый и вас задается вопросом: Зачем мне нужна эта информация?

И на него мы постараемся ответить в конце урока.

- Скажите, пожалуйста, кого мы называем «элитой»? (Ответы учащихся)

Слово «элита» имеет французское происхождение, дословно – «лучший», «отборный». (Слайд 4) Под элитой обычно подразумевают лучших представителей общества. Часто употребляется понятие «политическая элита», пожалуйста, прочитайте определение политической элиты. Политическая элита – группа или совокупность групп, занимающих привилегированное престижное положение в обществе, в связи с участием в принятии решений, связанных с использованием государственной власти.

Самостоятельная работа

Задание 1. Работая с п. 1 § 25 учебника сформулируйте и запишите понятие:

1) Политическая элита - ___________________________________________________________

Задание 2. Составьте таблицу

Представители теорий элитных групп  (Слайд 5, 6)

Ф.И. создателя теории

Характеристика теорий

 1. Г. Моска

2. В. Парето

3. Учёные-политологи XX века

(Проверка выполнения задания)

Найдите, пожалуйста, признаки политической элиты. Помните, что признак – это основная характеристика предмета, понятия. Запишите свои варианты в тетрадь.

(Обучающиеся называют свои варианты (можно спросить 1-3 обучающихся), затем демонстрируется слайд 5 презентации с верными ответами.)

Признаки политической элиты: (Слайд 7)

1. власть

2. влияние

3. привилегированное положение

4. престиж

5. принятие важных для страны решений.   

 В политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, лидеры партий, главы региональных администраций, руководители крупных общественно-политических организаций. Кроме политической элиты выделяют еще экономическую (олигархи, крупные предприниматели), информационную, научную элиту. В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют правящую элиту и неправящую (или контрэлиту). К правящей элите относятся лица, участвующие в управлении государством. К неправящей, соответственно, те кто, обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к управлению.

Самостоятельная работа 

Задание 4. Работая с п. 1 § 25 учебника, составьте перечень:

Элитные группы, оказывающие влияние на принятие политических решений:

1) _______________________

2) _______________________

3) _______________________

4) _______________________

5) _______________________

6) _______________________

Задание 5. Ответьте на вопрос

- Как рекрутируется (формируется) политическая элита?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От какого слова образовано слово «рекрутирование»? (Ответы учащихся)

 Рекрутирование – формирование, набор, от слова «рекрут» - лицо, приятое на военную службу.

Как мы с вами определим значение выражения «рекрутирование политической элиты»? Ожидаемый ответ: формирование, набор, процесс вхождения в политическую элиту.

Итак, два основных способа рекрутирования политической элиты

1. Закрытая система отбора. Отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. Набираются представители определенной соц. группы, учитывается возраст рекрутируемых, образование карьера. Чаще всего в тоталитарных, авторитарных государствах.

2. Как вы думаете, как называется вторая? Противоположная по смыслу – открытая система. Какие признаки, как вы думаете? Возможность продвижения представителей различных соц. групп, рабочие, интеллигенция, большее значение придается выборам, высокая конкурентность, большую роль играют личные качества. Открытая система рекрутирования элит характерна для демократического общества (слайд  презентации).

Какая система рекрутирования характерна для современной России? (Ожидаемый ответ: открытая с элементами закрытости). Какая система рекрутирования характерна для СССР? России до революции 1917 г.? (Ожидаемые ответы: преимущественно закрытая система рекрутирования была характерна для революционной России и СССР). (Слайд 8)

- Как вы считаете, можем ли мы обойтись без политической элиты? (Возможны различные варианты ответов, допустима небольшая дискуссия по данной проблеме)

Политологи пришли к выводу: мы не можем без политической элиты. Деление на правящее меньшинство (политическая элита) и большинство, которое подчиняется меньшинству, закономерно. Общество не может обойтись без людей, управляющих массами. Почему? (Ответы учащихся)

Какие же задачи решает политическая элита, или по-другому, (Слайд 9) какие функции она осуществляет:

  1. анализ интересов различных социальных групп;
  2. выдвижение политических идей и выработка политической идеологии; определение целей и направлений развития общества и государства;
  3. создание механизма реализации политических идей;
  4. формирование кадрового аппарата органов управления и институтов политической системы;
  5. выдвижение политических лидеров.

2. Политическое лидерство

 Изучая историю, вы узнали о людях, за которыми шел народ, которые управляли государствами. Как их называют?  (Ответы учащихся: их называют лидерами, от английского руководитель, ведущий). (Слайд 10)

Самостоятельная работа.  Работая с п. 2 § 25 учебника, выполните задания:

Задание 1. (Слайд 11) Сформулируйте и запишите понятия:

1) Лидер - _________________________________________

2) Политическое лидерство - ________________________

3) Политический лидер - ____________________________

Задание 2. Составьте сравнительную таблицу «Политическое лидерство» (Слайд 12)

Политический лидер

Политический руководитель

1)

2)

3) и т.д.

1)

2)

3) и т.д.

Лидер имеет влияние на других людей.

Политический лидер – это человек, во-первых, имеющий постоянное, широкое, охватывающее все общество влияние, подкрепленное авторитетом и личными качествами; во-вторых, человек, обладающий должностным статусом, предполагающим обладание властью – король, президент, глава политической партии .

Таким образом, главные признаки политического лидерства – влияние на большие группы людей, наличие многочисленных сторонников, последователей и наличие официального властного статуса (слайд  презентации).

Скажите, пожалуйста, кого в современной России можно назвать политическими лидерами? (Ответы учащихся: руководители государства и политических партий – В.В. Путин, Д.А. Медведев, В.Ф. Жириновский, Г.А. Зюганов, )

3. Роль политического лидера

Политический лидер является, как мы видели, ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Являясь субъектами политики, лидеры выполняют важную роль в политической жизни современного общества. Каковы же его ролевые функции?

Самостоятельная работа. Работая с п.3 § 25, используя схему на стр.277,  (Слайд 13) составьте перечни:

1.  Ролевые функции политического лидера

   (сначала запишите функцию, затем  ее объяснение):

1) _______________________

2) _______________________

3) _______________________

4) _______________________

5) _______________________

2. Качества политического лидера, при отсутствии которых его деятельность не

        будет успешной:

1) ____________________

2) ____________________

3) ____________________

4) и т.д.

(Проверка выполнения задания)

4. Типы лидерства

В политологии существуют различные подходы к определению типов лидерства.

(Работа в группах)

Задание для 1 группы:  Составьте классификации типов лидерства:

1.1. Тип лидерства, основанный на различии (Слайд 14)  масштабов лидерства:

1) ___________________

2) ___________________

3) ___________________

Задание для 2 группы:

1.2. Тип лидерства, основанный на различиях стиля лидерства:

1) ___________________

2) ___________________

3) ___________________

Задание для 3 группы:

1.3. Типология немецкого учёного М. Вебера:

1) ___________________

2) ___________________

3) ___________________

Задание для 4 группы:  Составьте таблицу

Стили типов лидерства и их характерные черты

Стиль типа лидерства

Характеристика

1. Демократический стиль

2. Авторитарный стиль

3. Традиционное лидерство

4. Легальное (основанное на

    законе) лидерство

5. Харизматическое лидерство

Какими качествами должен обладать политический лидер? (Ожидаемые ответы: ум, воля, смелость и т.д.) Затем вместе с обучающимися формулируются и записываются в тетрадь основные качества лидера.

1. острый ум, воля, смелость, решительность

2. честность, верность общественному долгу

3. общительность, умение ориентироваться в политической обстановке

4. управленческие способности, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между политическими силами

5. ораторское искусство, чувство юмора

Не каждый политический лидер обладает этими качествами. Чем полнее они представлены, тем успешнее он управляет организацией

Скажите, пожалуйста, какой лидер прошлого или настоящего обладает в наибольшей степени этими качествами?

3.4. Характерные черты политических лидеров России: политические портреты В.В. Путина и В.Ф. Жириновского (работа в малых группах, практическая работа). Слайд 15)

Сейчас мы с вами рассмотрим характерные черты двух политических лидеров России, ярких личностей. Кого бы вы назвали ярчайшими звездами на политическом небосклоне нашей страны? Обучающиеся называют свои варианты, среди которых скорее всего будут В.В. Путин и В.Ф. Жириновский. Сейчас мы с вами  подробно поговорим о двух выдающихся политических лидерах нашей страны: В.В. Путине и В.Ф. Жириновском. Учащиеся делятся на две группы (самостоятельно или с помощью учителя).

Пожалуйста, внимательно изучите материал, содержащий биографическую справку и данные СМИ о каждом лидере. Подумайте, к какому типу вы отнесете данного лидера, выясните, какими качествами, необходимыми для политического лидера, он обладает, а какими - нет. Естественно, вы можете привлекать свои знания, почерпнутые в СМИ, впечатления о каждом лидере.

Каждой группе раздается материал: задание и биографические данные:

 первой группе – памятка «Характеристика политического лидера» и биография В.В. Путина, второй группе – памятка «Характеристика политического лидера» и биография В.В. Жириновского). Дается время на изучение материала (5-10 минут).

(Выступление учащихся)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА

1. Тип лидерства

2. Качества политического лидера

2.1. острый ум, воля, смелость, решительность

2.2. честность, верность общественному долгу

2.3. общительность, умение ориентироваться в политической обстановке

2.4. управленческие способности, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между политическими силами

2.5. ораторское искусство, харизма, чувство юмора

3. Насколько успешно лидер справляется со своей ролью?

4. Вывод.

 (После того, как каждая группа пояснит свою точку зрения, проводится общее обсуждение проблемы с элементами дискуссии. Далее необходимо провести самооценку и оценку работы каждой группы. Учитель подводит итог урока).

ⅠⅠⅠ. Закрепление полученных знаний

Тестовые задания ЕГЭ-2022

  1. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны:
  1. В демократическом обществе отсутствуют политические элиты.
  2. Механизм пополнения или изменения состава политической элиты зависит от сложившегося политического (государственного) режима.
  3. Политическая элита –это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.
  4. Политическая элита – это лишь определённая часть широких элитарных слоёв общества в целом.
  5. Принятие политических решений в любом государстве осуществляется исключительно в интересах политической элиты.

Ответ:________________________

  1. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны:
  1. Политическим лидерством называют способность определенного лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, социальную группу, организацию.
  2. Авторитет и влияние политического лидера харизматического типа, как правило, основаны на вере народа в особый дар лидера, его сверхъестественную способность эффективно решать все проблемы.
  3. Демократический тип политического лидерства характеризуется тем, что выполняя все функции, лидер опирается на активность подчинённых, учитывает их мнение.
  4. Рационально-легальное лидерство основано на традиции, вере подчиненных, то что, власть законна, поскольку она существовала всегда.
  5. Политический лидер вырабатывает политический курс, в той или иной мере  отражающий реалии жизни общества.

   Ответ:______________

  1. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.  

(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Подведение итога занятия.

Что вы узнали сегодня?

1). Признаки, функции политической элиты

2). Сущность понятия «политическое лидерство»

3). Роль политического лидера

4). Особенности политической элиты и политических лидеров России

Домашнее задание: параграф, выполнить задания рубрики «Задания», вопросы 1, 3.

БИОГРАФИЯ В.В. ПУТИНА

Путин Владимир Владимирович (род. в 1952 г.) – российский государственный деятель. Родился в Ленинграде, отец - мастер на вагоностроительном заводе, мать – санитарка.

Окончил юридический факультет ОГУ.

С 1975 по 1992 г. – на службе в органах госбезопасности.

В 1970-е гг. становится мастером спорта по самбо и мастером спорта по дзюдо.

В 1997 г. начал карьеру в Москве. В 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. С августа 1999 г. председатель правительства РФ. Успешно боролся с чеченским сепаратизмом,

В 2000 г. был избран президентом РФ, был на этом посту по 2008 г. Вновь стал президентом в 2012 г.

Провел целый ряд реформ по повышению роли государства, укреплению вертикали власти, укреплению международных позиций РФ. Кандидат экономических наук. Владеет немецким и английским языками (3).

1. Биржанова Ж.А. Психологический портрет В.В. Путина (4). Многих аналитиков, биографов, психологов этот человек привлекает своей незаурядной личностью, своим прошлым в КГБ, достаточной сдержанностью своей человеческой натуры, что весьма нехарактерно для традиционных лидеров России. Владимир Владимирович был всегда отличником - и в школе, и в университете. К числу его достижений также относятся и спортивные. Путин вспоминает, что еще в детстве возникла мечта получить такую профессию и такой статус, когда один человек влияет на судьбы многих. Вначале это была разведка, а теперь - пост президента.

Сильное качество Путина - хорошая память, особенно зрительная. По отдельным рассказам можно предполагать, что она приближается к феноменальной. Иногда он ею даже бравирует. Излишек памяти мог привести к развитию цитатной внутренней речи. На все случаи жизни Путин имеет цитаты из книг и фильмов, которые иногда озвучивает, иногда, усмехаясь, проговаривает про себя. Благодаря таланту психологической гибкости Путин воспринимается каждым человеком как «свой парень». На многих фото Путин «исполняет» разные роли. Вот он в каске шахтера хлопает в ладоши, а вот - в кабине штурмана надевает шлем - серьезен, сосредоточен, внимателен к внутренним ощущениям. Человек, увидев его впервые в форме пилота, может сказать, что он - летчик, в каске - шахтер, с бокалом шампанского – светский лев. Такие ассоциации возникают в тех редких случаях, когда человек «входит, вживается в роль». Можно было бы предположить, что над ним хорошо поработали имиджмейкеры, однако без его природных данных это было бы невозможно.

2. Рейтинг В.В. Путина по данным Левада-центра (5). Согласно опросу, в январе 2013 года деятельность Путина на посту президента одобрили 62 процента опрошенных, что на 3 процента ниже декабрьских показателей и является самой низкой цифрой с января 2011 года. При этом, Путин остается самым популярным политиком в стране среди 5-6 политиков, которым в наибольшей степени доверяют опрошенные.

БИОГРАФИЯ В.В. ЖИРИНОВСКОГО

Жириновский Владимир Вольфович (род. в 1946 г.) – российский политический деятель. Родился в Алма-Ате.

Окончил юридический факультет Института стран Азии Африки при МГУ.

Доктор социологических наук. Доктор философских наук (диссертация по теме «Прошлое, настоящее и будущее русской нации»).

29 декабря 2000 г. Указом Президента РФ В.В.Путина за заслуги в укреплении российской государственности и активную законотворческую деятельность Владимиру Жириновскому присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Владимир Вольфович в совершенстве знает четыре иностранных языка – французский, турецкий, английский и немецкий (3).

Жириновский Владимир Вольфович. Биография (6). С апреля 1967 г. В. Жириновский стал заниматься политикой. Его первая политическая акция состояла в том, что он направил письмо в ЦК КПСС на имя Л.И.Брежнева, в котором изложил свое мнение о необходимости реформ в области образования, сельского хозяйства, городского управления.

На рубеже 1980-х-1990-х гг. активно занимался общественно-политической деятельностью, принимал участие в диспутах, заседаниях, политических съездах, проявил себя как оратор.

В 1989 г. участвовал в создании либерально-демократической партии, с апреля 1990 г. – председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР).

В 1991 г., совершив рекордный для начинающего политика взлет, занял третье место на выборах президента России. Набрав почти 8 процентов голосов, он пропустил вперед только Ельцина и Рыжкова. Не последнюю роль в достижении этого результата сыграли обещания Жириновского снизить цены на водку. Последующие действия Владимира Вольфовича были не менее экстравагантны. Например, он обратился к тогдашнему спикеру Верховного Совета Руслану Хасбулатову с призывом разогнать «антирусское и антигосударственное» правительство Бориса Ельцина и взамен предложил свой собственный теневой кабинет, где министром безопасности был писатель Эдуард Лимонов, а курировать сферу культуры поручалось лидеру панк-группы «ДК» Сергею Жарикову.

В 1995 г. Жириновский получил членство в рядах Государственной Думы, и до сего дня сохраняет неизменным это положение. 5 июня 2001 г. Владимир Жириновский представил журналистам полное собрание своих сочинений в 55-ти томах.

Популярность В. Жириновского стабильно высока, его выступления (например, в передаче «Поединок») находят народную поддержку.

Наталья Кожина. Жириновский: мы должны отказаться от использования иностранной рабочей силы (7).

Недавние заявления Владимира Жириновского о том, что челябинский метеорит – не метеорит вовсе, а происки врагов, вызвали разные реакции в обществе. Одни посмеялись над бурным воображением Владимира Вольфовича, другие посчитали точку зрения политика любопытной. Зато мнение лидера ЛДПР в отношении мигрантов вряд ли вызывает у кого-то улыбку, позиция жёсткая и конкретная: в России необходимо ввести визовый режим.

Наталья Кожина: Если бы вам сейчас представилась возможность вывести действующую власть на прямой разговор и сказать обо всех её ошибках, что бы вы сказали?

Владимир Жириновский: Губернаторов нужно назначать, никаких выборов, нигде в Европе этого не делается. И обеспечить свободные выборы. Запретить коммунистическую идеологию и левые партии. Пресекать действия любых иностранных разведок, чтобы никто нам здесь революции не готовил. Снять все ограничения на малый бизнес. Всем русским дать паспорта. Ввести визовый въезд, чтобы никаких наркотиков у нас не было из Средней Азии. По всем вопросам можно делать по-другому, но мы не у власти, мы можем только советовать, рекомендовать, критиковать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство"

Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство" 11 класс...

Политическая элита и политическое лидерство.

Политическая элита и политическое лидерство....

Политическая элита и политическое лидерство.

Задания (в ЕГЭ формате) для работы с материалом параграфа....

Политическая элита и политическое лидерство.

Презентация на тему "Политическое лидерство"...

Политическая элита и политическое лидерство 11 класс

Презентация к уроку обществознания....

Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»

Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...

Политическая элита и политическое лидерство. Конспект урока

Ссылка на отзывы об уроке .https://vk.com/wall-13323303_6005Тип урока  усвоения новых знаний Тема «Политическая элита. Политическое лидерство» На уроке используются формы и методы , п...