Рабочая программа по предмету «История» в 6 классе (базовый уровень)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Илясова Олеся Валериевна

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии с  основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Крутовская СОШ» и авторских программ: «Всеобщая история 5 -9 классы» (А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. М.: Просвещение, 2012), « История России. 6-9 классы» (А.А. Данилова, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. М.: Просвещение, 2017).

Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6kl_ist_fgos.docx76.51 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Крутовская средняя общеобразовательная школа»

г.о. Серебряные Пруды  Московской области

                           Утверждено

                 приказом директора

    от «___»_________20__ №_____

Рабочая программа

по предмету «История»

в  6 классе (базовый уровень)

на 2017-2018 учебный год

Илясовой Олеси Валериевны

                                              с.Крутое

Рабочая программа по истории для 6 класса составлена в соответствии с  основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Крутовская СОШ» и авторских программ: «Всеобщая история 5 -9 классы» (А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. М.: Просвещение, 2012), « История России. 6-9 классы» (А.А. Данилова, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. М.: Просвещение, 2017).

Рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучаемый научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

                Обучаемый получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 часов)

Введение. Живое Средневековье

Что изучает история Средних веков. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

ИСТОРИЯ РОССИИ. (40 ч)

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Тематическое планирование по истории Средних веков

Наименование раздела

Количество часов

резервное время

итого

Что изучает история Средних веков

1

1

Тема 1. Становление средневековой Европы

4

4

Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках.

2

2

Тема 3. Арабы в 6-11 веках

1

1

Тема 4.Феодалы и крестьяне

2

2

Тема5.Средневековый город в Западной и Центрально Европе

2

2

Тема 6.Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы

2

2

Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века)

6

6

Тема 8. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках

2

2

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

3

3

Тема 11. Народы Азии, Африки и Америки в Средние века

2

2

Итоговое повторение

1

1

Всего

28

Тематическое планирование по истории России

Наименование раздела

Количество часов

резервное время

итого

Введение. Наша Родина — Россия

1

1

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

5

Русь в IX — первой половине XII в.

11

11

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

5

Русские земли в середине XIII — XIV в.

9

9

Формирование единого Русского государства

9

9

Итого

40

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

(кол-во часов)

Характеристика основной деятельности обучающегося

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические  сроки прохождения

Примечание

1

Что изучает история Средних веков

Раскрывают значения терминов «средние века», «исторические источники». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

1

04.09-08.09

Глава 1. Становление средневековой Европы (6-11 века) -4 часа

2

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Показывают перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивают действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.  Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

1

04.09-08.09

3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Объясняют причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.  С помощью карты рассказывают о внешней политике Карла Великого. Сравнивают политику Карла и Хлодвига.  Составляют характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том, почему его называли Великим. Комментируют последствия Верденского раздела

1

11.09-15.09

4

Феодальная раздробленность в Западной  Европе в IX – XI вв.

Объясняют причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивают королевскую власть во Франции, Германии и Англии.

1

11.09-15.09

5

Англия в раннее Средневековье

Показывают  на карте территории европейских государств раннего Средневековья.

1

18.09-22.09

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках

6

Византия при Юстиниане. Культура Византии

Показывают на карте местоположение Византии, называть еѐ соседей.  Сравнивают управление государством в Византии и империи Карла Великого.

1

18.09-22.09

7

Образование славянских государств.

Составляют логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывают, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши

1

25.09-29.09

Глава 3. Арабы в VI-XI веках 1 ч

8

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата

Изучают по карте особенности Аравии. Рассказывают об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.  Сравнивают образ жизни арабов и европейцев.  Называют различия между исламом и христианством

1

25.09-29.09

Глава 4. Феодалы и крестьяне 2 ч

9

Средневековая деревня и ее обитатели

Группируют информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.  Объяснтяю, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.  Анализируют положение земледельца, его быт и образ жизни.  Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа.  Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

1

02.10-06.10

10

В рыцарском замке.

Доказывают, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.  Объясняют смысл феодальных отношений. Анализируют роль замка в культуре Средневековья.  Рассказывают о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

1

02.10-06.10

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 ч

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

Составляют рассказ по иллюстрациям к параграфу.  Устанавливают связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделяют условия возникновения и развития городов.  Подготовливают проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).  

1

09.10-13.10

12

Торговля в Средние века

С помощью карты определяют центры ремесла и торговли. Анализируют, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе

1

09.10-13.10

Глава 6.Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы – 2 часа

19.09-23.09

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Характеризуют положение и образ жизни трѐх основных сословий средневекового общества.  Объясняют причины усиления королевской власти.  Рассказывают о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.

1

16.10-20.10

14

Крестовые походы.

Определяют по карте путь Крестовых походов,  комментируют его основные события.  Устанавливают связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.  Объясняют цели различных участников Крестовых походов.  

1

16.10-20.10

Глава 7.Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века) – 6 часов

15

Как происходило объединение Франции.

Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.  Объясняют причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.  Отбирают материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).

1

23.10-27.10

16

Что англичане считают началом своих свобод

Рассказывают о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.  Группирут материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.  Выявляют новизну реформ Генриха II Плантагенета.  Объясняют причины появления Великой хартии вольностей и еѐ значение для развития страны.  Характеризуют парламент с позиции сословного представительства.

1

23.10-27.10

17

Столетняя война

Находят и показывают на карте основные места военных сражений.  Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.

1

06.11-10.11

18

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии

Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.  Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.

1

06.11-10.11

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Находят на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нѐм государства.  Объясняют причины и особенности Реконкисты.  Характеризоуют сословномонархические централизованные государства Пиренейского полуострова.  Сравнивают кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии

1

13.11-17.11

20

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 – 15 веках

Находят на карте и комментировать местоположение страны, отдельных еѐ частей. Объясняют особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.  Анализируютсостояние страны с появлением Золотой буллы.  Определяют причины ослабления императорской власти.

1

13.11-17.11

Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках 2 ч

21

Гуситское движение в Чехии.

Характеризуют Чехию в XIV в. Рассказывают об отношении общества к католической церкви.  Выделяют главное в информации о Яне Гусе.  Оценивают поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.  Называют итоги и последствия гуситского движения

1

20.11-24.11

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Находят и показывают на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.  Объясняют, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.  Указывают причины усиления османов.  

1

20.11-24.11

Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века 3 ч

23

Образование, философия, литература  

Объясняют причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.  Объясняют значение понятия «корпоративное общество».  Находят аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.  Излагают смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.  Оценивают образование и его роль в средневековых городах.

1

27.11-01.12

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

Составляют рассказ описание по картине художника.  Объясняют значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.  Высказывают мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.  Составляют описание образа нового человека с позиции Петрарки

1

27.11-01.12

25

Научные открытия и изобретения.

Доказывают, что в XIV в. стали преобладать практические знания.  Объясняют связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.  Рассказывают о значении изобретения книгопечатания.  Сопоставляют представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.

1

04.12-08.12

Глава 10. Еароды Азии, Африки и Америки в средние века -2 часа

26

Средневековая Азия: Индия,  Китай, Япония.

Комментируют местоположение Китая.  Сравнивают достижения страны в разные эпохи правления.  Характеризуют восстание Красных повязок.  Обсуждают достижения культуры и искусства в паре, малой группе.  Составляют сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составляют и рассказывают «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.

1

04.12-08.12

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Объясняют особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывают об устройстве обществ доколумбовой Америки.  Сравнивают культуру майя ацтеков и инков.  Показывают уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывают на карте территорию расселения народов Центральной Африки.  Выделять своеобразие африканской культуры.

1

11.12-15.12

Повторение 1 ч

28

Итоговое повторение. Наследие средних веков в истории человечества.

Объясняют смысл понятия «Средневековье».  Раскрывают сущность феодальных отношений.   Сравнивают отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объясняют, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.

1

11.12-15.12

29

Введение. Наша Родина - Россия

Используют историческую карту, объясняют своеобразие геополитического положения России;

Называют и кратко характеризуют источники, рассказывающие об истории России;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

18.12-22.12

Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности 5 ч

30

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Описывают облик и орудия труда древних людей,  (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводят примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливают причинно-следственные связи (на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условий мест их обитания);

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

1

18.12-22.12

31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Описывают условия жизни, занятия, социальную организацию земледельческих и кочевых племён, появления первых городов (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводят примеры распада первобытного строя;

Устанавливают причинно-следственные связи (на основе информации о производящем хозяйстве и распаде первобытнообщинного строя).

1

25.12-27.12

32

Образование первых государств

Показывают древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья;

Актуализируют знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря;

Раскрывают смысл понятий «государство», «народ»;

Описывают  жизнь народов древних государств (на основе работы с текстом учебника и дополнительными источниками);

Приводят примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;

Устанавливают причинно-следственные связи (на основе информации об истории древних государств).

1

11.01-12.01

33

Восточные славяне и их соседи

Раскрывают смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество, колонизация;

Показывают на карте направления расселения славян, крупнейшие племенные союзы восточных славян;

Рассказыватют об условиях жизни восточных славян, используя текст и иллюстрации в учебнике, историческую карту.

1

15.01-19.01

34

Повторительно-обобщающий урок по главе I « Народы и государства на территории нашей страны в древности»

Участвовуют в работе группы (анализировать информацию из разных источников), в презентации работы группы;

Осуществляют самооценку и взаимооценку

1

15.01-19.01

Глава II. Русь в IX — первой половине XII в 11 ч

35

Первые известия о Руси

Раскрывают смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;  

Высказывают и аргументировать мнение о происхождении славян;

Показывают на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из варяг в греки»;

Описывают  занятия, облик руссов;

Высказывают мнение об этимологии слова «русь» (на основе работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации);

1

22.01-26.01

36-37

Становление Древнерусского государства

Объясняют, почему первые русские князья были иноплеменниками. Объясняют смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье. Показывают на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизируют материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы). Приводият примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

2

22.01-26.01

29.01-02.02

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси

Раскрывают смысл понятий: митрополит, епископ;

Показывают на карте  оборонительные рубежи на юге, возведенные Владимиром, Корсунь;

Характеризуютвнутреннюю и внешнюю политику Владимира;

Называют причины, дату принятия христианства на Руси  (на основе работы с текстом учебника);

Считают, сколько лет существует христианство в нашей стране;

Составляют краткую характеристику Владимира Святославовича;

Дают оценку значению принятия христианства на Руси.

1

29.01-02.02

39

Русское государство при Ярославе Мудром

Раскрывают смысл понятий: династический брак, усобица;

Составляют схему «Борьба за власть между сыновьями Владимира» (на основе текста учебника);

Показывают на карте  территорию Руси при Ярославе;

Характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Ярослава.

1

05.02-09.02

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Раскрывают смысл понятий: княжеские усобицы, раздробленность, ростовщик, устав;

Показывают на карте  территорию Руси при Ярославичах;

Сравнивают положение Руси при Ярославе Мудром и при Ярославичах;

Высказывают мнение о значении Любеческого съезда князей;

Характеризуют внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;

1

05.02-09.02

41

Общественный строй и церковная организация на Руси

Раскрывают смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, закуп, рядович, смерд, люди, общество, митрополит, монастырь, резиденция, епископ;

Рассказывают о положении отдельных групп населения на Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

1

12.02-16.02

42

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

Раскрывают смысл понятий: мозаика, фреска, миниатюра, житие, граффити, самобытность;

Описывают памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивают их с Софийским собором в Константинополе, объясняют причины сходства и различия;

Описывают произведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика).

1

12.02-16.02

43

Повседневная жизнь населения

Раскрывают смысл понятий: слобода, образ жизни;

Решают проблемные задания;

Характеризуют образ жизни различных слоев древнерусского населения;

Участвовуют в работе группы, осуществлять презентацию результата групповой работы.

1

19.02-22.02

44

Место и роль Руси в Европе.

Участвовуют в работе группы (анализировать информацию из разных источников), в презентации работы группы;

Определяют место Руси в системе европейских государств;

Характеризуют основные направления внешней политики Руси.

1

19.02-22.02

45

Повторительно-обобщающий урок по главе II «Русь в IX — первой половине XII в.»

Актуализируют и систематизируют информацию по теме «Древняя Русь в VIII - первой половине XI вв.»;

Выполняют практические и проверочные задания (в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок;

Высказывают суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества.

1

26.02-02.03

Глава III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)

46

Политическая раздробленность на Руси

Раскрывают смысл понятий: политическая раздробленность, уделы;

Показывают на карте крупнейшие княжества Руси XII- начала XIII вв.;

Составляют схему «Причины политической раздробленности» (на основе информации учебника);

Называют хронологические рамки периода раздробленности;

Называют и раскрывают причины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника).

1

26.02-02.03

47

Владимиро-Суздальское княжество

Показывают на карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;

Характеризуют особенности географического положения, социально-политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества

Систематизируют информацию (на основе работы с текстом составлять таблицу).

1

05.03-09.03

48

Новгородская республика

Раскрывают смысл понятий: республика, тысяцкий, владыка, посадник;

Показывают  Новгородской земли;

Характеризуют особенности географического положения и социально-политического и культурного развития Новгородской земли;

Рассказывают об особенностях политической жизни Новгородской республики;

Характеризуют берестяные грамоты как исторический источник;

Анализировать документ (по вопросам, с.122).

1

05.03-09.03

49

Южные и юго-западные русские княжества

Раскрывают смысл понятий: князь, боярин;

Показывают на карте территории;

Характеризуют особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств;

Участвовуют в работе группы (с информацией об особенностях Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств);

1

12.03-16.03

50

Повторительно-обобщающий урок по главе III « Русь в середине ХII — начале XIII в.»

Актуализируют и систематизируют информацию по изученному периоду;

Характеризуют общие черты и особенности развития  Руси и Западной Европе;

Высказывают суждения о значении периода раздробленности для современного общества;

Выполняют тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности (в т.ч. по образцу заданий ОГЭ);

Осуществляют анализ работы и коррекцию ошибок.

1

12.03-16.03

Глава IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (9 ч)

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира

Показывают на карте направления походов монгольских завоевателей;

Изучают материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;

Высказывают мнение о причинах поражения русско-половецких войск в битве на реке Калке;

Объясняют причины успехов монголов;

Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

1

19.03-23.03

52

Батыево нашествие на Русь

Показывают на карте направления походов Батыя, города, оказавшие особенно ожесточенное сопротивление;

Изучают материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы, видеоинформацию), сопоставляют и обобщают содержащуюся в них информацию;

Составляют хронологическую таблицу основных событий, связанных с походами Батыя на Русь.

1

19.03-23.03

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Показывают на карте места сражений новгородских войск со шведскими войсками и крестоносцами;

Рассказывают на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище;

Характеризуют значение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;

Составляют характеристику Александра Невского, используя дополнительные источники информации.

1

04.04-06.04

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Показывают на карте границы, основные части, крупнейшие города Золотой Орды;

Раскрывают смысл понятий: хан, баскак, ярлык, «ордынский выход»;

Объясняют, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;

Называют и характеризуют повинности населения русских земель.

1

04.04-06.04

55

Литовское государство и Русь

Показывают на карте территорию Великого княжества Литовского;

Характеризуют политику литовских князей;

Объясняют причины быстрого роста территорий Литвы за счет русских земель;

Высказывают мнение о значении присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

1

09.04-13.04

56

Усиление Московского княжества

Показывают на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества;

Выделяют и называют следствия объединения  земель вокруг Москвы;

Начают составление схемы «Династия Московских князей»;

Высказывают и аргументировать оценочное мнение деятельности Ивана Калиты.

1

09.04-13.04

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Выделяют основные понятия: манёвр;

Показывают на карте место Куликовской битвы;

Рассказывают о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, картосхемы;

Высказывают аргументированное суждение о значении Куликовской битвы;

Называют дату, высказывают мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша. Оценивают историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия.

1

16.04-20.04

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

Называют характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);

Раскрывают смысл понятий: канон, архитектурный ансамбль, эпос;

Характеризуютвлияние ордынского нашествия на развитие русской культуры;

Выявляют общее и особенное в развитии культуры разных княжеств;

Работают с текстами документов, отвечать на вопросы по текстам.

1

16.04-20.04

59

Повторительно-обобщающий урок по главе  IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

Актуализируют и систематизируют исторический материал по теме «Русские земли  в середине XIII-XIV вв.»;

Характеризуют общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;

Выполняют проверочные задания по истории России данного периода;

Осуществляют коррекцию знаний.

1

23.04-27.04

Глава V. Формирование единого Русского государства (9ч)

60

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Раскрывают смысл понятий: централизация;

Показывают на исторической карте государства Европы и русские княжества;

Сравнивают главные причины централизации на Руси и в Европе;

Соотносят информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта).

1

23.04-27.04

61

Московское княжество в первой половине XV в.

Раскрывают смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди;

Показывают на исторической карте расширение территории Московского княжества;

Характеризуют социально-экономическое и политическое развитие;

Выделяют главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I);

Объясняют причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного.

1

30.04-04.05

62

Распад Золотой Орды и его последствия

Раскрывают смысл понятий: транзитная торговля, ясак;

Показывают на исторической карте новые государства на рубежах Руси;

Характеризуют социально-экономическое и политическое развитие новых государств;

Выделяют главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о Тимуре, Улу-Мухаммеде);

Объясняют причины и последствия распада Золотой Орды.

1

30.04-04.05

63

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Раскрывают смысл понятий: Боярская дума, воевода, герб, кормление, держава, местничество, налоги, скипетр;

Показывают на исторической карте территорию Московского государства, р. Угра;

Характеризуют политическое устройство   русского государства при Иване III;

Указываютхронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

1

07.05-11.05

64

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Раскрывают смысл понятий: догмат, автокефалия;

Определяют роль православной церкви в становлении российской государственности;

Характеризуют взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;

Объясняют значение выражения «Москва - Третий Рим».

1

07.05-11.05

65

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Раскрывают смысл понятий: казаки, пожилое, посадские люди, чин, привилегии;

Характеризуют социальное развитие Русского государства  XV века;

Объясняют причины и значение принятия судебника  Иваном III;

Работают в группе (с информацией о положении различных слоев населения), осуществлять презентацию результатов групповой работы;

Выделяют (в тексте учебника) и называть основные признаки социальных групп, характеризовать их.

1

14.05-18.05

66

Формирование культурного пространства единого Российского государства

Объясняют понятия: поэма, регалии;

Составляют таблицу «Культура Руси в XV в.»;

Характеризуют основные жанры религиозной и светской литературы данного периода;

Характеризуют стилевые особенности творчества Андрея Рублева, Дионисия (на основе текста и иллюстраций учебника).

1

14.05-18.05

67

Повторительно-обобщающий урок по главе V   «Формирование единого Русского государства»

Актуализируют и систематизируют исторический материал по теме «Формирование единого Русского государства»;

Характеризуют общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в западной Европе;

Высказывают суждения о значении наследия XV вв. для современного общества.

1

21.05-25.05;

28.05

68

Итоговое повторение

Выполняют проверочные задания по истории России данного периода (в т.ч. по типологии ОГЭ);

Осуществляют коррекцию знаний

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

1

21.05-25.05;

28.05

Согласовано                                                                                         Рассмотрено

с заместителем директора по УВР                                      на методическом  совете  школы                          

____________/  О.А Горностаева /                                ____________/Г.А. Блажнова/

«____»______________20___г.                                                    Протокол № ____

                                                                                               «____»_____20   ___г                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....

Рабочая программа по истории 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа включают материал по Всеобщей истории и истории России.Данная программа предназначены для учащихся 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень). Программа "История Росс...

рабочая программа по истории (6 класс, базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе по истории(6 класс, базовый уровень)        Данная рабочая  программа по учебному предмету «История» ориентирована на учащих...

Рабочая программа по истории (10 класс, базовый уровень)

Рабочая программа по истории (10 класс, базовый уровень) ориентирована на УМК: Сахаров А.Н История России, часть 1 и 2, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; Загладин Н.В, Симония Н.А ...

Рабочая образовательная программа история 10 класс (базовый уровень 70 часов)

Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего образования по истории России 2004 г. Эта программа предназначена для преподавания для 10 –х классах  и охватывает...

Рабочая программа по истории 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по истории  составлена на основе ФГОС СОО от 17 мая 2012 года, основной общеобразовательной программы среднего общего образования МАОУ "Гимназия №1" (от 25 августа 201...

Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемые результаты....