рабочая программа по истории (6 класс, базовый уровень)
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе по истории
(6 класс, базовый уровень)
Данная рабочая программа по учебному предмету «История» ориентирована на учащихся 6 класса и реализуется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.)
- Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения от 23 марта 2010 года № 819.
- Учебный план МБОУ «Глинновская СОШ» на 2013-2014 учебный год (ФКГОС).
- Локальный акт МБОУ «Глинновская СОШ «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (ФКГОС)» и на основе следующих документов:
- Программы «История. 6-9 классы». Под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.-М.: Просвещение 2008 и Агибалова Е. В., Донской Г. М. «Всеобщая история. История Средних веков» под редакцией доктора исторических наук А. А. Сванидзе. - М.; Просвещение, 2008г.
- Инструктивно-методического письма «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса истории учащимися 6 класса в течение 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), составлена в соответствии с авторской программой и учебным планом школы. Авторская программа рассчитана на 68 часов.
Используется УМК под ред. Агибаловой Е. В., Донской, Г. М. «Всеобщая история. История Средних веков» под редакцией доктора исторических наук А. А. Сванидзе. - М.; Просвещение, 2005. – 272 с. И Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. «История России». - М.: Просвещение, 2008. – 256 с.) рекомендованный Минобрнауки РФ и департаментом образования Белгородской области к применению в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 год.
Предполагаемые формы контроля: тестирование, фронтальный опрос, с последующей беседой, тестовые задания в форме ГИА, входной, промежуточный и итоговый контроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ……………………………………………………………. 1
- СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………………… 2
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………… 3
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ …………………. 5
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ……………………………………. 5
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………………………. 10
- ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ……………………………………………. 16
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ………………………. 16
- ПОСОБИЯ ………………………………………………………………………… 17
- ПРИМЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ………………………………………………. 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
к рабочей программе учебного курса среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории по «Всеобщей истории и истории России с древности до конца XVI в.» 6 класс
Настоящая рабочая программа истории разработана на основе:
1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.)
2. Приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения от 23 марта 2010 года № 819.
3. Учебного плана МБОУ «Глинновская СОШ» на 2013-2014 учебный год (ФКГОС).
4. Локального акта МБОУ «Глинновская СОШ «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (ФКГОС)» и на основе следующих документов:
- Программы «История. 6-9 классы». Под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.-М.: Просвещение 2008 и Агибалова Е. В., Донской Г. М. «Всеобщая история. История Средних веков» под редакцией доктора исторических наук А. А. Сванидзе. - М.; Просвещение, 2008г.
- Инструктивно-методического письма «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году». федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. 6-9 классы», Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008 года.
Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:
- учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008;
- учебника «История средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Донского. – М.: Просвещение, 2008.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 6 класса
Класс | Объем учебного времени | История России | Всеобщая история | Резерв учебного времени |
6 класс | 68 часов | История России (с древности до XVI в.)- не менее 30 часов | Всеобщая история (до XV в. включительно)- не менее 30 часов | 8 часов |
Резерв учебного времени распределен: 6 часов на изучение курса истории России и 4 часа на изучение Истории средних веков.
Авторская программа по «Истории Отчества с древности до конца XVI в.» рассчитана на 34 часа, в соответствии с учебным планом школы 34 недели, то рабочая программа рассчитана на 68 часов. Рабочая программа по «Истории средних веков» рассчитана на 34 часа в соответствии с Инструктивно-методическим письмом «О преподавании истории и обществознания». В программу внесены изменения на основании Инструктивно-методического письма «О преподавании истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В 6 классе «История России» изучается с древности до XVI в., -34 часа. «История Средних веков» (до XV в. включительно). Предусмотрен входной, промежуточный и итоговый контроль. 2 итоговых тестирования – одно по Истории средних веков и 1 по Истории России.
В основные цели курса входит:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий — христианства и ислама.
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- расширение и обобщение знаний по истории;
- изучение истории через сравнение разных стран, хронологическую синхронизацию событий в мире, анализ конкретных событий и их влияния на историю;
- рассмотрение истории как многофакторного процесса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смысло-поисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией;
- профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематический план 6 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохожде ния | Примечание | ЦОР |
Раздел I. Раннее Средневековье (11 часов) | |||||
1 | Введение. Средние века: понятие и хронологические рамки. | 1 | 04.09 | Тест 2* | |
2 | Начало Средневековья. Великое переселение народов. | 1 | 07.09 | Тест 1* | |
3 | Народы Европы в раннее Средневековье. Образование варварских королевств. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Христианизация Европы. Светские правители и папы. | 1 | 11.09 | Тест 3, 4 | |
4 | Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Входной контроль | 1 | 14.09 | Тест 5 | |
5 | Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. (административный контроль - входной) | 1 | 18.09 | Тест 6 | |
6 | Культура раннего Средневековья. Культура Византии. | 1 | 21.09 | Тест 7 | |
7 | Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. | 1 | 25.09 | Тест 8, 9 | |
8 | Ранние славянские государства. | 1 | 28.09 | Тест 10 | |
9 | Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. | 1 | 02.10 | Тест 11 | |
10 | Арабская культура. | 1 | 05.10 | Тест 12 | |
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Раннее средневековье». | 1 | 09.10 | ||
Раздел II. Зрелое Средневековье (21 часов) | |||||
12 | Средневековое европейское общество. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Феодальная иерархия. | 1 | 12.10 | Тест 13 | |
13 | Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Аграрное производство. Феодальное землевладение. | 1 | 16.10 | Тест 14 | |
14 | Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. | 1 | 19.10 | Тест 15 | |
15 | Облик средневековых городов. Быт горожан. | 1 | 23.10 | Тест 16 | |
16 | Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | 1 | 26.10 | Тест 17 | |
17 | Крестовые походы: цели, участники, результаты. | 1 | 06.11 | Тест 18 | |
18 | Государства Европы в XII—XV вв. Сословно-представительная монархия. | 1 | 09.11 | Тест 19, 20 | |
19 | Образование централизованных государств в Англии, Франции. | 1 | 13.11 | ||
20 | Столетняя война: Ж. д'Арк. | 1 | 16.11 | Тест 21 | |
21 | Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). | 1 | 20.11 | Тест 22 | |
22 | Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Экономическое и социальное развитие европейских стран. | 1 | 23.11 | Тест 23 | |
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | 27.11 | Тест 24 | |
24 | Германия в XII-XIV вв. | 1 | 30.11 | Тест 25 | |
25 | Итальянские республики в XII-XIV вв. | 1 | 04.12 | Тест 26 | |
26 | Гуситское движение в Чехии | 1 | 07.12 | Тест 27 | |
27 | Византийская империя и славянские государства в XII-XIV вв. экспансия турок-османов и падение Византии | 1 | 11.12 | Тест 28 | |
28 | Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. | 1 | 14.12 | Тест 29 | |
29 | Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Раннее Возрождение: художники и их творения. Гуманизм. | 1 | 18.12 | Тест 30, 31 | |
30 | Развитие знаний о природе и человеке. Промежуточный контроль знаний | 1 | 21.12 | Тест 32 | |
Страны Востока в Средние века (2 часа) | |||||
31 | Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Япония в Средние века. (Промежуточный административный контроль) | 1 | 25.12 | Тест 33 | |
32 | Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. | 1 | 28.12 | Тест 34 | |
Государства доколумбовой Америки (1 ч.) | Тест 35 | ||||
33 | Государства доколумбовой Америки | 1 | 15.01 | Тест 36 | |
34 | Итоговое повторение Итоговый контрольный тест. | 1 | 18.01 | Тест 37 | |
История России | |||||
35/1 | Введение | 1 | 22.01 | ||
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ-2Ч | |||||
36/2-37/3 | Восточные славяне и их соседи. | 2 | 25.01 29.01 | Тест 3** | |
Русь в IX — первой половине XII в. (8ч) | |||||
38/4-39/5 | Формирование Древнерусского государства. | 2 | 01.02 05.02 | Тест 2* | |
40/6 | Первые русские князья. | 1 | 08.02 | ||
41/7 | Князь Владимир. Крещение Руси. | 1 | 12.02 | Тест 6* | |
42/8 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | 15.02 | ||
43/9 | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. | 1 | 19.02 | Тест 7* | |
44/10 | Культура Древней Руси. | 1 | 22.02 | Тест 10 | |
45/11 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | 26.02 | ||
Русь во второй половине XII—XIII в. (8ч)+2ч | |||||
46/12 | Раздробление Древнерусского государства. | 1 | 01.03 | Тест 9, 12* | |
47/13 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | 05.03 | Тест 13* | |
48/14 | Великий Новгород. | 1 | 07.03 | Тест 14* | |
49/15 | Галицко-Волынская земля. | 1 | 12.03 | ||
50/16 | Монгольское нашествие на Русь. | 1 | 15.03 | Тест 15* | |
51/17 | Борьба русских земель с западными завоевателями. | 1 | 19.03 | Тест 16* | |
52/18 | Русь и Орда | 1 | 22.03 | Тест 17* | |
53/19 | Русь и Литва. | 1 | 02.04 | Тест 18* | |
54/20 | Культура русских земель. | 1 | 05.04 | ||
55/21 | Родной край в древности | 1 | 09.04 | ||
Образование единого русского государства (7ч) | |||||
56/22 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | 1 | 12.04 | Тест 19* | |
57/23 | Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | 16.04 | ||
58/24 | Создание единого Русского государства. | 1 | 19.04 | Тест 20* | |
59/25 | Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. | 1 | 23.04 | ||
60/26 | Церковь и государство. (Итоговый административный контроль) | 1 | 26.04 | ||
61/27 | Культура и быт в XIV—начале XVI в. | 1 | 30.04 | Тест 21* | |
62/28 | Основные социальные слои Российского государства в XIV — начале XVI в. | 1 | 03.05 | ||
Московское государство в XIVв. (4ч) | |||||
63/29 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-ч гг. XIVв. | 1 | 07.05 | Тест 1 | |
64/30 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | 10.05 | Тест 4 | |
65/31 | Опричнина.
| 1 | 14.05 | Тест 5 | |
66/32 | Культура и быт в XVI в. | 1 | 17.05 | Тест 8 | |
67/33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого Русского государства». | 1 | 21.05 | ||
68-70/34 | Итоговое повторение. | 3 | 24.05,26,28.05 | ||
* Контрольные тесты составлены на основе К.В. Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История средних веков. 6 класс: - М.: ВАКО, 2011;
**К.В.Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История России. Второе полугодие. 6 класс: - М.: ВАКО, 2011.
На выполнение тематических тестов отводится 7-15 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Средние века: понятие и хронологические рамки. Раннее Средневековье. Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в.
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII—XIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Родной край в древности
ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV — начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Начало правления Ивана IV . Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политически е итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы контроля:
-самостоятельные работы;
- срезы знаний;
- тестирование;
Контрольное тестирование – 6.
Промежуточный и итоговый контроль. На выполнение контрольных тестов отводится 25-30 минут (за исключением итогового тестирования – 45 минут). Контрольные тесты составлены на основе К.В. Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История средних веков. 6 класс: - М.: ВАКО, 2011; К.В. Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс: - М.: ВАКО, 2010.
Согласно рекомендации автора тестов система оценивания результатов следующая:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
60-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0-40% - оценка «2».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, 2008; «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» - М.: Просвещение.
Е.В.Агибалов, Г.М.Донской «История средних веков». – М.: Просвещение, 2008.
К.В. Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История средних веков. 6 класс: - М.: ВАКО, 2011;
**К.В.Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История России. Второе полугодие. 6 класс: - М.: ВАКО, 2010.
Дополнительная литература:
для учителя:
- Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
- К.В.Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История России. Первое полугодие. 6 класс: - М.: ВАКО, 2010.
- К.В.Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История России. Второе полугодие. 6 класс: - М.: ВАКО, 2010.
- К.В. Волкова «Контрольно-измерительные материалы. История средних веков. 6 класс: - М.: ВАКО, 2011
- Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
- Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М.: Просвещение, 1989;
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;
- Н.Ю.Колесниченко «История России с древнейших времен до конца XVI в. поурочные планы. 6 класс: - Волгоград: Учитель, 2008.
- Короткова, М. В. История России IХ-XVIII в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. - М.: Дрофа, 2002;
- Т.В. Петрова «История России. Контрольно-тренировочные задания, проверочные тесты. 6 класс»: Волгоград: - Учитель, 2010.
- Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
- С.Н.Степанько»Всеобщая история. Средние века. Тесты. Контрольные вопросы. Задания»: Волгоград: - Учитель, 2009.
Для учащихся:
- Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. - М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2006;
- Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.
ПОСОБИЯ
- Комплекты таблиц демонстрационных по истории
- Карты историко-географические
- Универсальный портативный компьютер
- Цифровой проектор
- Экран настенный
- Лента времени
- Энциклопедия
- Исторические источники
- Иллюстрации по истории
- Галерея портретов исторических личностей
- Справочники по истории
- Учебно-методические комплекты по истории
- Задачники, банки заданий ЕГЭ по истории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 8 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 68 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ школы №3 ООП ООО, Федеральным...