Рабочая программа по истории (10 класс, базовый уровень)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории (10 класс, базовый уровень) ориентирована на УМК: Сахаров А.Н История России, часть 1 и 2, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений; Загладин Н.В, Симония Н.А Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века, учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_10_klass.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 10 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
- Авторской программы курса «История России с древнейших времён до конца XIX в.» для 10 класса общеобразовательных учреждений Сахарова А.Н., Боханова А. Н., Козленко С. И. (4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008 года);
- Авторской программы курса «Всеобщая история» (10-11 класс)
Загладина Н.В., Козленко С.И., Загладиной Х.Т. (4-е изд., перераб.-М. :
ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 года);
- Учебного плана ОУ;
- Положения о рабочей программе.
Рабочая программа по истории (10 класс базовый уровень) состоит из двух курсов: история России и всеобщая история.
Рабочая программа по истории позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Изучение истории в полной средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основными задачами являются:
- сформулировать у старшеклассников целостное представление о процессах и тенденциях мирового развития;
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
-воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважение к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной и поликонфессиональной России;
-развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим к событиям и явлениям прошлого, а также умение аргументированно выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
-овладение учащимися умениями и навыками поисками и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников.
А также показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.
Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до начала XVII века. Ч.1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений - 10-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 г.
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVIII – XIX века. Ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений - 10-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012 г.
- Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа - всего 70, 2 часа в неделю. История России – 46 ч., всеобщая история – 24 ч.
Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: уроки систематизации и закрепления знаний, деловые игры, уроки-дискуссии, уроки изучения нового материала, уроки промежуточной аттестации, устные и письменные ответы, составление и выполнение тестовых заданий по типу ЕГЭ, заполнения сравнительных таблиц, выступления с сообщениями и докладами, подготовка и защита презентаций, творческие работы учащихся, написание эссе, сочинений. Для контроля знаний, умений и навыков используется текущий, промежуточный контроль в форме тестирования, устных и письменных опросов. С целью подготовки к ЕГЭ используются задания по типу КИМов ЕГЭ по истории.
Рабочая программа предусматривает формы и методы работы в рамках здоровьеориентированного образовательного процесса: соблюдение санитарно-гигиенических норм, подготовка кабинета к работе, рациональная организация труда учащихся, смена видов учебной деятельности, физкультминутки и динамические паузы, гимнастика (для глаз, дыхательная и другие), определённый темп урока. Доброжелательность учителя к ученикам, использование эмоциональной разрядки способствуют на уроке созданию благоприятного психологического климата, созданию ситуации успеха. Основными формами работы являются практические занятия, самостоятельная работа. Используется самоконтроль, словесная и отметочная система оценивания.
С целью подготовки к ЕГЭ используются задания по типу КИМов ЕГЭ по истории, составление и выполнение тестовых заданий, написание исторического сочинения.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
-периодизацию всемирной и отечественной истории;
-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-историческую обусловленность современных общественных процессов;
-особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
уметь:
-проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
- Содержание программы
Всеобщая история.
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, теория модернизации, формационная теория.
Основные понятия и термины: принцип историзма, конкретно-исторического анализа, научной объективности, формация, цивилизация, локальная цивилизация, стадии мирового цивилизационного развития, стадии роста, первобытно-общинный строй, рабовладельческая формация, феодальное общество, азиатский способ производства, капиталистическая и коммунистическая формации, история Древнего мира, Средних веков, Новое и Новейшее время.
Раздел 1
Предцивилизационная стадия истории человечества (2 часа)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция. Изменения в кладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Основные понятия и термины: ранний палеолит, мезолит, неолит, энеолит, австралопитеки. Питекантропы, синантропы, гейдельбегрский человек, неандерталец, кроманьонец. Матриархат, патриархат, расы людей, наскальная живопись.
Раздел 2
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 часов)
Архаичные цивилизации древности и особенности их материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Значение рабовладения в Древнем мире. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопления знаний.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима.
Возникновение религиозной картины мира. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древних цивилизациях Востока. Утверждение органического представления об обществе. Циклическое и линейное восприятие исторического времени. Мировоззренческие особенности раннего христианства.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры. Духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Возрождение имперской идеи и образование централизованных государств. Роль Церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Своеобразие европейской средневековой цивилизации, характер её развития. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского традиционного общества в XIV - XV вв. Предпосылки начала процесса модернизации.
Основные понятия и термины: фараон, жрец, военная деспотия, варна, каста, зороастризм, буддизм, конфуцианство, архонт, ареопаг, демократия, остракизм, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, центурия, пролетарий, народный трибун, фаланга, стоики, киники, легион, всадники, цезарь, варвары, конунги, гунны, христианство, колоны, Вселенский собор, арианство, родовые и соседские общины, домен, сеньор, вассал, суверен, военная демократия, ислам, меджлис, Коран, сунна, шариат, джихад, халиф, мулла, шииты, сунниты, суфизм, дервиши, стратег, уния, инквизиция, Крестовый поход, индульгенция, кортесы, парламент, Генеральные штаты. Реконкиста, Жакерия, джентри, майя, ацтеки.
Раздел 3
Новое время: эпоха модернизации (10 часов)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Изменение роли технологических и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в Эпоху Возрождения и Реформации. Конфессиональный раскол европейского общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности, её идеологических и правовых основ. Возникновение концепции государственного суверенитета.
Буржуазные революции XVII – XIX вв. Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Становление гражданского общества. Возникновение классических идеологических доктрин: либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Формирование в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира – от научной революции XVII в. к торжеству позитивизма в XIX в. Культурное и философское наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV- середине XIX в. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Основные понятии и термины: мануфактуры (смешанные, рассеянные, централизованные), огораживание, эпоха Возрождения, секуляризация, иезуиты, Англиканская церковь, абсолютизм, луддизм, ваххабизм, сипаи, «Бостонское чаепитие», «Билль о правах», третье сословие, якобинцы. Федераты, жирондисты, революционный террор, термидорианский режим, континентальная блокада, гражданское сознание, национальное самосознание, чартизм, тайпины, «опиумные» войны, модернизация, синтоизм, даймё, доктрина Монро, гомстеды, зависимое государство, доктрина открытых дверей, ихэтуани, либерализм, утилитаризм. Консерватизм, утоптческий социализм, анархизм.
История России с древнейших времён до конца XIXвека
Введение. (1 час). История России – часть мирово й истории. Источники по истории Отечества. Структура курса истории России в 10 классе. Учебная литература по предмету. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Раздел 1. Наше Отечество в древности (2 часа)
Тема 1. Происхождение славян. Их соседи и враги.
Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы, их расселение. Распад общности индоевропейцев на восточную, западноевропейскую. Славянскую и балтскую группы народов. Славянство как древнейшая и неотъемлемая часть европейского сообщества народов. Вторжение индоевропейцев на новые земли. Смешение индоевропейцев с местным населением.
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Первые нашествия на восточных славян. Нашествие ираноязычных кочевников – скифов. Греческие колонии и скифы.
Соседи восточных славян. Формирование мира балтов. Угро-финнские народы. Предки адыгов. Осетин (аланов) и других горских народов. Тюркоязычные племена Южной Сибири.
Великое переселение народов с конца IV в. Участие славян в Великом переселении народов. Демографический взрыв славянского населения на больших пространствах Восточной Европы в V – VI вв.
Крупные перемены в составе общества славян: усиление роли племенных вождей и старейшин, складывание вокруг них дружин, появление богатых и бедных.
Формирование двух крупных восточнославянских образований – склавинов и антов. Славянский вождь Кий. Формирование славянского центра в Приильменье.
Борьба восточных славян с аварами и хазарами в VI – VII вв.
Славянские народы и болгары. Волжская Булгария. Болгары на Балканском полуострове. Начало славянской Болгарии на Балканах.
Раздел 2. Древняя Русь (5 часов)
Тема 2. Восточнославянские племена в VIII – VIII вв.
Формирование из родственных племён восточных славян крупных племенных союзов в VIII в. Совершенствование общественных отношений. Влияние местоположения и природных условий на развитие отдельных восточнославянских племён.
Предпосылки формирования древнерусского государства. Первые признаки государственного во времена антов и Кия. Причины исчезновения ранних государственных образований.
Распад родовой общины. Развитие соседской общины. Складывание к концу VIII в. чёткой иерархии общества. Роль военного духа в единстве общества. Рост стремлений сделать власть наследственной.
Развитие ремесла, рост городов, торговые связи как экономическая основа появления государства в восточно-славянских землях.
Торговые пути. Зарождение пути «из варяг в греки».
Язычество восточных славян. Связь религии восточных славян с природой и их занятиями.
Тема 3. Становление Древнерусского государства.
Появление в восточнославянских землях (в Среднем Поднепровье во главе с Киевом и в северо-западном районе во главе с Ладогой и Новгородом) племенных союзов и межплеменных группировок как начальной восточнославянской государственности. Военные походы восточных славян в IX в. Аскольд.
Проблема варягов в историографии. Норманнская теория создания Русского государства. Позиции норманистов и антинорманистов сегодня. Происхождение слова «Русь».
Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Военная победа новгородского Севера над киевским Югом – начало единого русского государства. Князь Олег, его политика по объединению славянских земель. Противоборство кочевым племенам. Принятие Олегом титула великого князя. Поход на Византию 907 г.
Княжение Игоря. Походы Игоря на Византию. Полюдье и гибель Игоря. Правление княгини Ольги. Система сбора дани при Ольге. Внешняя политика княгини Ольги. Крещение Ольги.
Правление князя Святослава. Продолжение политики Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. Внешняя политика Святослава. Святослав – «Александр македонский Восточной Европы». Смерть Святослава. Борьба за власть. Ослабление единства Руси.
Приход к власти Владимира Святославича – новая победа Русского Севера над Русским Югом. Укрепление единства Русской земли. Активная внешняя политика Владимира. Противоборство печенегам. Владимир как организатор русского войска.
Крещение Руси. Причины необходимости крещения Руси. Выбор крещения по византийскому обряду. Процесс крещения Руси. Двоеверие. Значение христианизации Руси.
Тема 4. Расцвет Руси. XI – первая треть XII в.
Правление Ярослава Мудрого. Междоусобицы на Руси. Смерть Владимира Святославича. Борьба за великокняжеский престол. Ослабление центральной власти. Святые Борис и Глеб. Приход к власти Ярослава мудрого. Укрепление системы управления страной. «Русская правда» - первый на Руси писанный свод законов. Развитие культуры Руси в годы правления Ярослава Мудрого. Внешняя политика Ярослава Мудрого: расширение границ Руси, укрепление международных связей, победа над печенегами, взаимоотношения с Византией.
Русское общество в XI в. Система управления страной. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия: структура, вооружение, порядок боевых действий. Города. Торговля. Система церковной религиозной жизни. Монастыри. Первые восстания на Руси: 1024 г. – в Суздальской земле, 1068 г. – в Киеве. «Русская правда» Ярославичей.
Междоусобица сыновей Ярослава Мудрого. Борьба с половцами. Продолжение междоусобицы при внуках Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. Восстание 1113 г. в Киеве. Приход на великокняжеский престол Владимира Мономаха. Политика Владимира Мономаха: прекращение внутренней борьбы в русском обществе, новая «Русская правда», воссоздание единства Руси, военные походы, укрепление международного положения Руси. Мстислав Великий.
Тема 5. Политическая раздробленности Руси.
Распад Древнерусского государства. Распря Мономашичей. Юрий Владимирович Долгорукий. Причины распада древней Руси: усилившаяся экономическая мощь различных русских земель; огромная территория, различные природные и экономические особенности отдельных её частей. Постоянные княжеские разделы земель. Значение древнерусского государства в истории страны.
Политическая раздробленность Руси – закономерный этап в истории страны. Сохранение сил, которые содействовали единению страны: власть великих князей, влияние Русской православной Церкви, существование внешней опасности.
Русские княжества XII- XIII вв.: Киевское, Чернигово-северское, Галицко-Волынское, Владимиро-суздальское, Господин Великий Новгород.
Возникновение Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо и расцвет Владимиро-Суздальской Руси.
Тема 6. Культура Руси в X- начале XIII в.
Культура народа – часть его истории. Единство культуры восточных славян. Взаимообогащение культуры восточных славян и их соседей. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси культуры языческого мира и культуры христианской.
Письменность, грамотность, школа. Летописи. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Фольклор. Быт народа. Зарождение русской цивилизации.
Раздел 3. От Руси к России (13 часов)
Тема 7. Борьба Руси за независимость в XIII в.
Монголо-татарское нашествие на Русь. Монголо-татары. Развитие феодальных отношений и зарождение государства у монголов. Военизированный характер монгольской государственности. Чингисхан. Завоевания монголов. Битва на Калке. Нашествия на Русь. Причины военного поражения русских княжеств. Монголо-татарское иго. Ограниченная автономия русских княжеств. Итоги монголо-татарского нашествия и установления ига.
Натиск врагов на северо-западных границах России. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва 1240 г. Александр Невский. Ледовое побоище 1242 г.
Возрождение Руси. Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Восстания против власти монголов во второй половине XIII в. Карательные ордынские экспедиции. Миграция населения Руси. Причины быстрого роста населения Северо-Восточной Руси. Роль Русской Православной Церкви в подъёме Руси. Монастыри в хозяйственной колонизации Северо-Восточной Руси.
Возрождение крестьянства. Восстановление и рост городов. Рост слобод. Развитие посадского населения.
Формирование системы зависимости людей друг от друга на основе права владения землёй. Её роль в укреплении экономической мощи края, усилении княжеской власти и одновременно обострении социальных противоречий.
Возвышение новых русских центров (западные и центральные русские земли – Полоцкое, Смоленское и другие княжества, земли в междуречье Оки и Волги).
Усиление Великого Новгорода. Появление Литовско-Русского государства.
Лидерство Тверского княжества на рубеже XIII-XIV вв. Князь тверской Михаил Ярославич. Первый московский князь Даниил.
Тема 8. Возвышение Москвы.
Борьба Москвы и Твери за первенство. Князь московский Юрий Даниилович. Разделение Руси на два враждующих лагеря – во главе с Тверью и Москвой. Иван Данилович Калита. Политические, социальные, территориально-географические предпосылки возвышения Москвы.
Продолжение политики Ивана Калиты и его сыновьями – Семеном Гордым и Иваном Красным. Противоборство Москвы и Литвы.
Открытая борьба с Ордой. Битва на реке Воже в 1378 г. Куликовская битва 1380 г. Дмитрий Донской. Владимир Андреевич серпуховской. Историческое значение Куликовской битвы. Поход 1382 г. Тохтамыша на Москву.
Тема 9. В борьбе за единство и независимость.
Правление Василия I Дмитриевича. Обострение отношений Московского княжества и Литвы. Расширение земель Московского княжества. Поход Тимура на Русь. Противостояние Руси полчищам Едигеевой рати. Грюнвальдская битва. Роль Русской православной Церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский.
Феодальная война на Руси. Борьба за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, её этапы. Юрий звенигородский. Василий II. Итоги войны, её роль в дальнейшем развитии русских земель.
Тема 10. Образование Русского централизованного государства.
Иван III. Расширение земель Московского государства. Подчинение Новгорода. Марфа Борецкая. Освобождение от ордынского ига. Иван III – государь всея Руси. Продолжение присоединение земель под властью великого князя. Включение Тверского княжества в состав единого русского государства.
Формирование новой системы управления страной. Структура центральных и местных органов власти. «Судебник» 1497 г.
Выход России на международную арену. Противоборство русского государства и Швеции. Успехи Ивана III в борьбе с Литвой и Ливонским орденом.
Формирование многонационального государства. Складывание великорусской народности.
Хозяйство и люди. Крестьянство. Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъёма сельского хозяйства, укрепления военной мощи государства. Города, ремёсла. Торговля в условиях централизованного государства.
Россия XIV-XV вв. в сравнении с Западом.
Государство. Русская Православная Церковь. Превращение Русской Православной Церкви в автокефальную в середине XV в. Ереси. "Москва - Третий Рим".
Культура и быт в XIV-XV вв. Летописание. Создание исторических сочинений. Жития, сказания и "хождения". Зодчество. Краснокирпичный Московский Кремль. Новая русская живопись. Фольклор. Отражение в фольклоре общерусских событий. Существенные изменения быта богатых людей.
Правление Василия III. Увеличение личной власти монарха, факторы, его обусловившие: необходимость сплочения народа вокруг государя в условиях внешней угрозы и преодоления зависимости от иноземных сил; влияние порядков, существовавших в Орде. Складывание системы приказов. Зарождение бюрократии. Усиление армии.
Наступательная внешняя политика Василия III (возвращение Смоленска, попытка овладения волжским путём).
Тема 11. Россия в XVIв.
Борьба за власть в юные годы Ивана IV. Первое боярское правительство. Правление Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Иван IV. Венчание на царство. Восстание 1547 г. реформы Избранной рады. "Судебник" 1550 г. "Стоглав".
Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казани и Астрахани. Борьба с Крымским ханством. Ливонская война. Присоединение Сибири.
Сущность опричнины. Опричный террор. Конец опричнины. Влияние опричнины на жизнь страны. Конец династии Рюриковичей.
Новые явления в русской культуре. Расширение масштабов русской культуры. Расширение масштабов русской культуры. Отражение в фольклоре героических личностей бурной поры XVI в. Рост числа грамотных людей. Начало русского книгопечатания. Рождение публицистики. Новые явления в архитектуре, живописи, музыке. Влияние расширяющихся контактов с иностранными государствами на жизнь верхних слоев общества.
Раздел 4. Россия в XVII столетии (8 часов)
Тема 12. Смутное время.
Сущность и причины Смуты рубежа XVI - XVII вв.
Приход к власти Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова: поддержка хозяйства служилого класса дворян, развитие просвещения; рост городского строительства.
Новые народные беды. Неурожаи первых лет XVII в. Попытки правительства Годунова ослабить воздействие стихийных бедствий на жизнь населения. Рост грабежей и разбоев. Восстание 1603 г. под руководством Хлопка Косолапа.
Поход Лжедмитрия I на Москву. Смерть Б.Годунова. Восстание в Москве. Приход Лжедмитрия к власти. Правление Лжедмитрия и его гибель
Кризис общества и государства в России. Боярский царь Василий Шуйский. Попытка перехода России от самодержавия и деспотизма к боярскому коллективному правлению. Гражданская война. Поход повстанцев на Москву. Иван Болотников. Поражение народного восстания. Лжедмитрий II. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Свержение Шуйского. "Семибоярщина". Приход поляков в Кремль.
Патриотическая позиция средних веков населения России. Первое ополчение. Патриарх Гермоген. Бои ополченцев в Москве.
Открытое объявление Сигизмунда III о претензиях на русский трон. Захват Новгорода шведами. Неудачные попытки ополченцев овладеть Москвой. Распад Первого ополчения.
Второе ополчение. Ведущая роль Русской Православной Церкви в мобилизации сил народа. Кузьма Минин. Князь Дмитрий Пожарский. Создание Второго ополчения. Поход ополченцев. "Ярославское стояние". Совет всей земли - правительство Второго ополчения. Освобождение Москвы. Причины победы Второго ополчения.
Избрание Михаила Романова на царство. Необходимость сильной центральной власти. Решение Земского собора об Избрании царем Михаила Романова. Подвиг Ивана Сусанина.
Тема 13. Новые черты старой России.
Россия после Смуты. Последствия Смуты. Возрождение самодержавия. Личность Михаила Романова. Войны с Польшей и Швецией
Частичное восстановление сельского хозяйства. Развитие сельских промыслов. 1620 - 1630-е гг. - рубежные в развитии российской промышленности: появление первых крупных предприятий в России (Пушечный и Хамовные дворы, восстановление и рост Печатного двора в Москве, оружейные дворы и мастерские в Туле, железоделательное и соледобывающее производство в Предуралье).
Восстановление международных связей России. Возрождение внешней торговли. Политика правительства по отношению к вновь присоединенным народам.
Укрепление военной мощи страны и внешняя политика. Рост финансирования армии. Начало привлечения в армию наёмников из других стран. Полки иноземного строя. Строительство оборонительных сооружений.
Дипломатическая активность. Ведение боевых действий: Смоленская война 1632-1634 гг. и подписание Поляновского мира между Россией и Речью Посполитой. Захват казаками крепости Азов.
Первые годы правления Алексея Михайловича. Уложение 1649 г. Противоречия российской жизни во второй половине XVII в. : новые явления в экономике на фоне отсутствия вольнонаёмного труда. свободного предпринимательства и эксплуатации колоний. Использование властями крепостных крестьян в освоении новых земель. Развитие сельского хозяйства по экстенсивному пути.
Начало складывания всероссийского рынка. Зарождение мануфактур. Особенности российских мануфактур. Рост торговли. Москва - центр торговых связей. Развитие торговых центров в различных частях страны. Укрепление купеческого сословия.
Сословный строй. Господствующее положение феодалов. Процесс сближения вотчины с поместьем. Церковные феодалы и феодальные корпорации - монастыри. Рост численности посадских людей. Категории крестьянского сословия, их положение. Сословия и развитие рыночных отношений.
Социальные протесты. Рост социального напряжения в стране. Соляной бунт. Медный бунт. Казацко-крестьянское восстание конца 1660-начала 1670-хгг. С.Т.Разин.
Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Рост противоречия между церковью и государством. Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество. Ревнители благочестия. Протопоп Аввакум. Разрыв между царём и Никоном. Смещение Никона. Усиление царской власти. Возвышение роли царя в представлении народа.
Укрепление армии. Использование солдатских, рейтарских, драгунских полков – полностью профессиональных войск.
Рост внешнеполитических связей. Отношения с Польшей. Положение на украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России.
Народы России в XVII в. Рост территории страны. Влияние на жизнь народов их включения в состав России. Окончательное присоединение Сибири. Землепроходцы и первооткрыватели. И.В.Москвитин. С.И.Дёжнёв. В.Д.Поярков. Е.П.Хабаров. Освоение Дальнего Востока. В.В.Атласов.
Россия накануне преобразований. Правление Фёдора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. И приход Софьи к власти. Правление Софьи. Приход к власти Петра.
Культура и быт России в XVII в. Развитие культуры на переломе эпох. Противоречивая роль Церкви в общем развитии культуры. Борьба против западной (латинской) культуры. Влияние колонизационных процессов на развитие русской культуры.
Народная культура. Новые культурные веяния. Развитие городской жизни –носителя новых культурных процессов. Приток в Россию иностранных специалистов.
Формирование великорусской нации – важная причина сдвигов в области русской культуры. Образование. Научные знания. Литература. Архитектура. Рождение русского театра. Живопись, влияние европейской живописи на творчество русских художников, появление портретной живописи. Музыка. Зарождение классического профессионального музыкального искусства.
Незначительное влияние сдвига во всех областях русской культуры на жизнь народа. Новые веяния в области быта в жизни высших слоёв городского населения.
Раздел 5. Россия в XVIII столетии (8 часов).
Тема 14. Эпоха Петра I.
Мужание Петра. Азовские походы. Великое посольство.
Внешняя политика Петра I. Северная война. Нарвское сражение 1700 г. Битва у Лесной. Полтавское сражение. Прутский поход. Военные действия в Финляндии. Сражения на море. Ништадский мир. Провозглашение России империей. Значение победы России в Северной войне. Персидский поход.
Реформы Петра I. Опора на мощь неограниченной власти монарха, дальнейшее закрепощение крестьянства, методы насилия.
Реформы в области экономики: создание тяжелой промышленности. Привлечение в промышленность частного капитала, решение задачи снабжения промышленных предприятий рабочей силой, развитие ремесла и торговли, политика протекционизма, развитие сельского хозяйства.
Реформа армии и флота: рекрутская повинность; становление национальной регулярной армии, система полевой подготовки войск, новое вооружение и порядок ведения боя, создание военно-морского флота.
Реформы государственного устройства: новая система высших органов власти и управления, введение губерний, магистраты, «Табель о рангах» 1722 г.
Перемены в положении сословий.
Новшества культуры и быта. Развитие науки. Литература и искусство.
«Птенцы гнезда Петрова».
Царь и народ. Личность Петра I. Создание абсолютистской, крепостнической, сильной европейской державы – главный результат преобразований Петра I. Рост национального и государственного самосознания населения. Формирование в многонациональной стране российской государственной общности людей, объединяющей разные народы.
Методы проведения петровских реформ. Усиление налогового гнёта на население. Народные восстания. Астраханский бунт 1705 г. Восстание в Башкирии 1707 г. Восстание под предводительством К.Булавина.
Оппозиция в верхах общества. Заговор против царя. Царевич Алексей. Вопрос о престолонаследии.
Тема 15. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в.
Эпоха дворцовых переворотов. Положение России после смерти Петра I. Преемники императора. Борьба за власть. Екатерина I. Пётр II. Власть «верховников». Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. Иван Антонович.
Правление Елизаветы Петровны. Приход к власти. Реформы в области экономики. Подъём промышленности и торговли. Процесс формирования национальной буржуазии. Жесткая политика в области религии и национальных отношений.
Внешняя политика России в 1740-1750-е гг. Участие России в Семилетней войне. П.А.Румянцев. П.С.Салтыков.
Народные возмущения.
Пётр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот. Приход к власти Екатерины II.
Тема 16. Расцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II.
Россия в первое время правления Екатерины II. Раздача дворянам государственных земель, населенных крестьянами. Правление Екатерины II – противоречивая борьба между идеалами просвещённого абсолютизма и российской реальностью. Наступление на права крестьян. Личность Екатерины II. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II.
От либерализации централизации власти. Усиление центральной власти. Расцвет дворянской империи.
Восстание Пугачева. Армия восставших. Ход восстания. Причины поражения и значение восстания.
Укрепление дворянского государства. Отказ Екатерины II от либеральных попыток облегчить участь крестьян. Реформа местного управления 1775 г. Создание единообразной для всей империи судебной системы. Городская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономика и население России во второй половине XVIII в. Рост территории и населения. Превращение России в самое большое государство мира. Вмешательство государство в экономику. Крепостничество как тормозящий фактор развития России. Рост промышленности. Изменения в сельском хозяйстве, Факторы влияния на рост российской торговли. Состояние финансов.
Жизнь и хозяйство народов России. Вхождение новых народов в состав России. Разные стадии цивилизационного развития народов страны. Общие черты развития национальных районов России. Формирование национальной политики правительства: уважение национальных особенностей народов, представление полной свободы для их вероисповедания, установление опредёлённых налоговых льгот для местного населения по сравнению с русскими переселенцами. Освобождение от ряда повинностей.
Внешняя политика России.
Проблемы внешней политики России: борьба с Польско-Литовским государством за древние русские земли, обеспечение выхода к Балтийскому морю, выход к Чёрному морю и пути их решения.
Русско-турецкие войны. А.В.Суворов. Г.А.Потёмкин. Ф.Ф.Ушаков. Освоение Новороссии и Крыма.
Разделы Польши.
Культура и быт россиян во второй половине XVIII в.
Особенности российской культуры. Взаимопроникновение достижений русской культуры былых времён и новых культурных веяний. Влияние культуры на формирование российского общества, пробуждение национального самосознания. Интернациональный характер новых культурных ценностей в условиях многонациональной России. Влияние иностранцев на становление российской цивилизации.
Образование и просвещение народа. Сеть общеобразовательных школ. Введение системы народного образования в 1780-е гг. Московский университет М.В.Ломоносова. Наука. Техническая мысль. И.И.Ползунов. Научные экспедиции.
Литература и искусство. Всё более светский характер литературы. Формирование русского литературного языка. Классицизм. Г.Р.Державин. Понятие реализма в искусстве. Д.И.Фонвизин Барокко и классицизм в архитектуре. В.И.Баженов М.Ф.Казаков. В.В.Растрелли.
Переход от условности иконописи к реалистическим полотнам в живописи. А.П.Антропов. Ф.С.Рокотов. Скульптура. Э.М.Фальконе. Ф.И.Шубин.
Появление профессионального драматического театра. Ф.Г.Волков. Музыкальное искусство. Д.С.Бортнянский.
Новое в быту россиян XVIII в.
Раздел 6. Россия в XIX столетии (8 часов).
Тема 17. Россия в первой четверти XIX в.
Россия на рубеже веков: территория. Население. Экономическое развитие. Российское государство. Российская бюрократия. Сословный строй. Крепостная система. Роль российских городов в жизни страны. Место России в мире.
Первые годы правления Александра I. Реформаторские шаги императора в начале правления: некоторая либерализация русской жизни. Ликвидация Тайной канцелярии, указы о праве покупки земель купцами, мещанами, государственными крестьянами и крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости. Указ о вольных хлебопашцах. Прекращение практики раздачи государственных крестьян в частную собственность.
Изменения в области образования.
Негласный комитет. Учреждение министерств с системой единоначалия. М.М.Сперанский и его проекты.
Внешняя политика России. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Битва при Аустерлице. Влияние поражения русско-австрийской армии на соотношение сил в Европе. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Новая антифранцузская коалиция. Тильзитский мир. Война России со Швецией. Включение Финляндии в состав России. Война с Ираном и Турцией. Включение в состав России Закавказья и Молдавии.
Отечественная война 1812 г. Вторжение войск Наполеона в Россию. Соотношение сил. Планы сторон. Этапы войны. Российские полководцы М.И.Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П.Ермолов, Н.Н. Раевский, М.А. Милорадович, П.А.Коновницын, Д.С. Дохтуров, М.И.Платов. Смоленское сражение. Бородинская битва. Вступление Наполеона в Москву. Пожар Москвы. Значение Тарутинского манёвра. Народная война. Партизанское движение. Контрнаступление русской армии. Изгнание войск Наполеона из России.
Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз, роль России в нём.
Жизнь России в послевоенный период. Эмоциональный подъём в русском обществе под воздействием победы в Отечественной войне. Сохранение крепостного права, абсолютистского режима, самодержавия, отстранённости народа от решения судеб страны. Возникшие надежды на существенные перемены и инертность русской жизни. Положение народных масс, армии. Восстание Семеновского полка. Военные поселения. А.А.Аракчеев Спор о личности А.А.Аракчеева в историографии. Внутренняя политика правительства: ужесточение мер направленных на пресечение крестьянских побегов от помещиков, создание проекта освобождения крестьян от крепостного права и проекта Конституции России. Н.Н.Новосильцев.
Создание выборной представительной власти в Финляндии. Конституционная реформа в Польше.
Движение декабристов. Предпосылки движения. Отличия движения декабристов от всех предшествовавших ему выступлений против власти в России. Состав тайных организаций. Программные установки декабристов. «Конституция» Н.М.Муравьёва. «Русская правда» П.И.Пестеля. События 14 декабря 1825 г. Причины поражения декабристов. Влияние движения декабристов на русское общество.
Тема 18. Российская империя при Николае I.
Внутренняя политика Николая I. Личность императора Николая Павловича. Преобразования в государственном управлении: образование новых министерств, создание Третьего отделения Собственной Его Величества Канцелярии. Кодификация законодательства. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.
Крестьянский вопрос. Закон об обязательных крестьянах. Министерство государственных имуществ. П.Д.Киселёв.
На страже империи. А.Х.Бенкендорф. С.С.Уваров. Теория официальной народности.
Внешняя политика Николая I. . Польское восстание. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848-1849 гг. Политика России на Кавказе. Кавказская война. Имам Шамиль. Сущность «восточного вопроса». Войны с Персией и Турцией. Крымская война. Ход боевых действий. Оборона Севастополя. В.А.Корнилов. П.С.Нахимов. Итоги Крымской войны.
Общественная и духовная жизнь России. Славянофилы и западники. А.С. Чичерин, К.Д. Кавелин. Русская Православная Церковь. Преподобный Серафим Саровский и митрополит московский Филарет. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский.
Тема 19. Россия в 1860-1870-е гг.
Реформы Александра II. Личность императора. Необходимость реформ. Нарастающее отставание России от ведущих стран мира. Обострение социально-экономической и общественно-политической ситуации в России после поражения в Крымской войне.
Отмена крепостного права. Проекты отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Личное освобождение крестьян. Временнообязанные. Отрезки. Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на реформу. Дискуссии современников о значении реформы. Реформа в освещении историографии.
Земская, городская, судебная и военная реформы.
Изменение системы образования.
Значение реформ 1860-1870-х гг.
Россия после отмены крепостного права. Сельское хозяйство. Постепенные положительные изменения условий хозяйственной деятельности в деревне. Рост продуктивности сельскохозяйственного производства. Отработки. Роль сохранённой общины в жизни крестьян.
Развитие торговли и промышленности. Формирование экономической политики под руководством М.Х. Рейтерна в условиях модернизации России. Строительство железных дорог.
Положение в стране к началу 1880-х гг. Народнический террор. "Земля и воля" 1860-х гг. Основные направления в народничестве, его идеология. Действия народников. Появление террористических организаций. Нечаевщина. "Земля и воля"1870-х гг.Раскол "Земли и воли": "Народная воля" и "Чёрный передел". Террор. Убийство Александра II.
Тема 20. Россия в 1880-1890-е гг.
Россия в годы правления Александра III. Личность императора. Основные направления внутренней политики. Строгая регламентация социальной жизни. Принятие законов, составивших основу российского рабочего законодательства. Политика поощрения индустрии. Поддержка помещичьих хозяйств. Мировые посредники. Институт земских начальников. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Новое городовое положение. Корректировка судопроизводства. Усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
Процесс возвращения России статуса полноправной великой державы. Европейская политика. Образование русско-французского союза. Отношения России с Англией и со странами Азии.
Государственно-социальная система России в конце XIX в. Самодержавная монархия. Наследственность царской власти. Ритуал церковного освящения царской власти. Российские сословия, их положение в обществе и роль в жизни страны. Причины сохранения сословного строя. Управление Российской империей.
Основное содержание с распределением курса по разделам
№ | Раздел | Количество часов |
Введение | 1 | |
Древний мир | 4 | |
Мир в эпоху раннего средневековья | 8 | |
Эпоха классического средневековья | 13 | |
Европа и Россия в XVΙ – XVΙΙ вв | 12 | |
Россия и мир в XVΙΙΙ в. | 12 | |
Мир в конце XVIII-XIX вв. | 10 | |
Россия в XΙX в | 10 | |
Итого | 70 |
Список литературы
1.Введение христианства на Руси.-М.,1987
2.Зимин А.А.Опричнина Ивана Грозного.-М.,1982
3.Личман Б.В. История России с древнейших времен до наших дней.-М., 1995
4.Очерки русской культуры XIX в: Общественно-культурная среда.-М.,1998
5.Павленко Н.И.Пётр Великий.-М.,1990
6.Российское законодательство X-XX веков.- М., 1989
7.ТихомировМ.Н.Древняя Русь.-М.,1975
8.Хрестоматия по истории России. А. Орлов, издательство «Проспект»,2009г
9.Что нужно знать о народах России: Справочник.-М.,1999
10.Чулков Г.И Императоры: психологические портреты.-М.,1991
Календарно-тематическое планирование интегрированного курса по истории (10 класс)
(70 часов)
№ п/п | Дата проведения | Темы разделов, уроков | Кол-во часов | Основные понятия и термины | Домашнее задание |
1 | Введение. История в системе гуманитарных наук. Пути и методы познания истории. История России - часть мировой истории. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний | 1 | Цивилизация, принципы историзма, конкретно-исторического анализа, формация, цивилизация, локальная цивилизация | Часть 1 §§1, §2 - § 3, С.3-6 (история России) | |
Древний мир | 4 | ||||
2 | Первобытная эпоха. Неолитическая революция. | 1 | Ранний палеолит, поздний палеолит, неолит, энеолит, австралопитек, питекантроп, синантропы, неандерталец, кроманьонец | § §4-§5, конспект (всеобщ.) | |
3 | Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации | 1 | Фараон, жрец, военная деспотия, каста | §6, § 7-§8,конспект | |
4 | Города-государства Греции и Италии | 1 | Полис, демократия, народный трибун | §9,§10, конспект | |
5 | Возвышение Рима | 1 | Патриции, плебеи, республика, цезарь, народный трибун, сенат | §11, конспект | |
Мир в эпоху раннего средневековья | 8 | ||||
6 | Мир эпохи Средневековья (V—X вв.) | 1 | Домен, сеньор, вассал, суверен, военная демократия | § 14, конспект | |
7 | Экспансия ислама | 1 | Ислам, Коран, сунна, шариат, джихад, халиф, мулла, харадж, сунниты, шииты, дервиши | §15,конспект | |
8 | Индоевропейцы. Исторические корни славян. Восточнославянские племена в VIII-IX вв. | 1 | Союз племен, соседская община, язычество, норманнская теория | §1-2, вопросы | |
9 | Становление Древнерусского государства. Первые русские князья. Правление князя Святослава. | 1 | Раннефеодальное государство, раннефеодальная монархия, феодальная рента, вотчина, бояре, «лествичная система», вече, дружина, полюдье, погосты, дань | §3-4, карта и вопросы | |
10 | Древнерусское государство при Владимире. | 1 | Православие, засечная линия | §5 конспект | |
11 | Правление Ярослава Мудрого. | 1 | Феодальная рента, вотчина, бояре, Русская Правда | §6, вопросы | |
12 | Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах. | 1 | Правда Ярославичей | §7, вопросы | |
13 | Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | Устав Владимира Мономаха | §8, вопросы | |
Эпоха классического средневековья | 13 | ||||
14 | Политическая раздробленность Руси. | 1 | Феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, аристократия, корпоративные интересы | §9-10, карта, вопросы, доклады | |
15 | Культура Руси в X -начале XIII в. | 1 | Культура, фольклор, былины, житие, летопись, изборник, крестово-купольный храм, икона, иконописью мозаика, фреска, «слово», башнеобразный храм | §11, таблица | |
16 | Повторительно-обобщительный урок «Древняя Русь». | 1 | |||
17 | Западная Европа в XΙΙ – XΙΙΙ вв. Общественно-политическое развитие государств Европы | 1 | Инквизиция, крестовый поход, индульгенция | §19, §20-21, вопросы | |
18 | Духовная жизнь европейского Средневековья | 1 | Схоластика, готический стиль, романский стиль | § 25,вопросы | |
19 | Монголо-татарское нашествие на Русь | 1 | Монгольское завоевание, кочевой феодализм, ордынское иго | §12, карта и вопросы | |
20 | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. | 1 | §13, карта и вопросы | ||
21 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | феодальная война | §14, вопросы и карта | |
22 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. | 1 | §15, вопросы и карта | ||
23 | Междоусобная война на Руси | 1 | Феодальная война | §16, вопросы и карта | |
24 | Образование Русского централизованного государства | 1 | Централизованное государство, сословно-представительная монархия, Земский собор, заповедные лета | §17-18,вопросы и карта | |
25 | Социально-экономическое развитие Московской Руси в XVIв. | 1 | §19, вопросы, доклады | ||
26 | Культура и быт в XIV –XVIвв. | 1 | Великие Минеи четьи, Домострой, публицистика, книгопечатание, шатровая архитектура | §23-24 | |
Европа и Россия в XVΙ – XVΙΙ вв | 12 | ||||
27 | Новое время: эпоха перемен. Великие географические открытия. Завоевание Америки. | 1 | Причины Великих географических открытий, Новое время | § 24, таблица | |
28 | Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации. | 1 | Эпоха Возрождения, Реформация, протестантизм | §25, вопросы, конспект | |
29 | Абсолютизм, религиозные войны и новая система международных отношений в Европе | 1 | Абсолютизм, монархия, парламент | § 26, конспект | |
30 | Приход к власти Ивана IV.Реформы 1550-х гг. | 1 | Царь, приказы, Избранная рада, кормление, стрельцы, иосифляне, нестяжатели, патриаршество, казачество | §20, вопросы | |
31 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | §.21, карта | ||
32 | Опричнина. Последние годы Грозного царя. | 1 | Опричнина, заповедные лета | §.22,вопросы | |
33 | Начало Смуты. Кризис общества и государства. | 1 | Смутное время, самозванство, крестьянское восстание Централизованное государство, сословно-представительная монархия, Земский собор, заповедные лета | §25-26, вопросы
| |
34 | Спасители России. | 1 | Крестоцеловальная запись, Семибоярщина, Совет всей земли, интервенция, национальный подъем, ополчение | §27, вопросы, карта | |
35 | Россия после Смуты. Царствование Михаила Романова. | 1 | мануфактура, всероссийский рынок, протекционизм | § 28, вопросы и карта | |
36 | «Бунташный век». | 1 | Медный бунт, Соборное уложение, раскол, старообрядчество | §30, таблица | |
37 | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. | 1 | Консолидация общества, полки «иноземного строя», Соборное уложение, белая свобода, тягло, ясак | §29, 31-32, вопросы | |
38 | Культура и быт России в XVII в. | 1 | Академия, сатирическая повесть, обмирщение культуры, светскость, московское барокко | §.34, сообщения | |
Россия и мир в XVΙΙΙ в. | 12 | ||||
39 | Эпоха Петра I. Северная война. | 1 | Регулярная армия, рекрутский набор, Великое посольство | §.1 (ч.II), вопросы и карта | |
40 | Реформы Петра 1. | 1 | Абсолютизм, империя. Император, Табель о рангах, Сенат, Святейший Синод | §2, вопросы и таблица | |
41 | Государство и общество в эпоху Петровских реформ. | 1 | Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать | §3, вопросы | |
42 | Первые буржуазные революции | 1 | §29, конспект | ||
43 | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм | 1 | Эпоха Просвещения, гражданское общество, либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм | §30, конспект | |
44 | Война за независимость в Северной Америке | 1 | § 34, конспект | ||
45 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | Кондиции, олигархия, фаворитизм | §4-5, вопросы | |
46 | Расцвет дворянской империи. | 1 | Просвещенный абсолютизм Уложенная комиссия | §6, вопросы и карта | |
47 | Экономика и население России во второй половине XVIIIв.
| 1 | Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, месячина | §8, вопросы | |
48 | Внешняя политика России. | 1 | Антинаполеоновская коалиция | §7, карта | |
49 | Культура и быт России во второй половине XVIII века | 1 | Ассамблеи. Кунсткамера, цифирные школы, политес, Обсерватория, академическая экспедиция, Барокко, классицизм | §9, сообщения, подготовка к к\р | |
50 | Повторительно-обобщительный урок «XVIII век в истории России и мира» | 1 | |||
Мир в конце XVIII-XIX вв. | 10 | ||||
51 | Великая французская революция и ее последствия для Европы | 1 | Абсолютизм, монархия, | § 35-36, конспект | |
52 | Промышленный переворот в Англии и его последствия | 1 | Промышленный переворот, мануфактура, завод, биржа, предприниматель-капиталист | § 37, конспект | |
53 | Страны Европы: облик и противоречия промышленной эпохи. | 1 | § 38, конспект | ||
54 | Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX века | 1 | § 39, конспект | ||
55 | Наука и искусство в XVIII — XIX вв. | 1 | § 40, конспект | ||
56 | Страны континентальной Европы в период промышленного | 1 | Национальное самосознание, гражданское сознание | § 41-42, конспект | |
57 | Страны западного полушария в XIX в. | 1 | Народно-освободительная борьба | § 43, конспект | |
58 | Мир Востока в XVIII в.: наступление колониальной системы | 1 | Опиумные войны», ихэтуани доктрина открытых дверей, | § 44-45, конспект | |
59 | Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Завершение колониального раздела мира. | 1 | модернизация | § 46-47, конспект | |
60 | Эволюция системы международных отношений в Новое время | 1 | §48, конспект | ||
Россия в XIX в. | 10 | ||||
61-62 | Россия на рубеже веков. Первые годы правления Александра I. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.
| 2 | Политический строй, самодержавие, абсолютизм, Непременный совет, Негласный комитет, Конституция, вольные хлебопашцы, министерства, реформы, разделение властей. Тильзитский мир, Отечественная война ,Венский конгресс, Священный Союз | §.11, вопросы §12-13, карта и вопросы | |
63 | Россия в послевоенный период. Движение декабристов. | 1 | Восстание, государственный переворот | §.14, таблица | |
64 | Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война | 1 | Охранительная политика, цензура, бюрократизм, теория официальной народности, кодификация законов, обязанные крестьяне, начало промышленного переворота | §15-16, 17 таблица | |
65 | Общественная и духовная жизнь России. Русская культура в XIX в. | 1 | Сословность образования, романтизм, классицизм, реализм, критический реализм | §18-20, § 26-27, сообщения | |
66 | Великие реформы. Экономическое развитие России после отмены крепостного права | 1 | Земства, «гласные», курия, имущественный ценз; городская: дума, управа, голова; всеобщая воинская повинность | §21-22, вопросы | |
67 | Общественно-политическое развитие России в 1860-1880-е гг. | 1 | Революционер, «хождение в народ», народничество: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое; «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел | §23-24, таблица | |
68-69 | Внешняя политика России в 1860-1880-е гг. | 1 | §25, подготовка к к\р | ||
70 | Повторительно-обобщительный урок «Россия и мир в XIX веке» | 1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень. Составлена на основе программы под редакцией Волобуева О. В.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематический план....
Рабочая программа по истории 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа включают материал по Всеобщей истории и истории России.Данная программа предназначены для учащихся 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень). Программа "История Росс...
рабочая программа по истории (6 класс, базовый уровень)
Аннотация к рабочей программе по истории(6 класс, базовый уровень) Данная рабочая программа по учебному предмету «История» ориентирована на учащих...
Рабочая программа по истории 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по истории составлена на основе ФГОС СОО от 17 мая 2012 года, основной общеобразовательной программы среднего общего образования МАОУ "Гимназия №1" (от 25 августа 201...
Рабочая программа по истории. 10 класс. Базовый уровень.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемые результаты....
Рабочая программа по истории 5 класса (базовый уровень).
Материал может быть использован для составления календарно - тематического планирования в 5 классе....
Рабочая программа по истории 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по истории 10 класс (базовый уровень)...