МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!»(урок-ода)
учебно-методический материал по физике (9 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!», 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_urok_fiziki_eyo_velichestvo_mehanika_9_klass.docx | 338.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОН ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБУ ОО ЗО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
Г. МЕЛИТОПОЛЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПОВТОРИТЕЛЬНО - ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ
по теме: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!»
9 класс
Учитель Мифле-Чередниченко С.А.
г. Мелитополь, 2024
ФИЗИКА.
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК по теме:
«ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Осуществляется приветствие и обращение ко всем с просьбой обратить внимание на экран, где включается демонстрация с приглушенным звуком видеоролика о движениях разных тел. Во время демонстрации производится проверка присутствующих и общей готовности к уроку , а также организация включения в учебный процесс.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
Вопросы для фронтальной беседы демонстрируются на слайде презентации. Заслушиваются ответы обучающихся.
- Что продемонстрировалось в разных фрагментах видеоролика, что их объединяет? (Фрагменты демонстрируют разные виды движений).
- Как вы считаете: почему именно с демонстрации движений мы начинаем сегодняшний урок? О чем и почему, на ваш взгляд, сегодня должен пойти у нас с вами разговор?(Речь пойдет, пожалуй, о механическом движении).
- Предметом изучения какого раздела физики является механическое движение? (Механическое движение является предметом изучения механики).
- А в чем заключается основная задача механики (ОЗМ)? (Основная задача механики - определение положения (координат) движущегося тела в любой момент времени).
- Как вы считаете, насколько важным является умение решать основную задачу механики для разных видов движений? (Конечно, нет, нельзя) . Можно ли было бы запустить космический корабль или искусственный спутник Земли, точно попасть в цель при выстреле, проследить за самолетом из центра управления полетами или за плывущим судном с берега и т.д., без умения решать основную задачу механики?
Таким образом, сразу напрашивается вывод о важности и необходимости изучения механики как раздела физики, о важности умения решать основную задачу механики. Эта важность обоснована также тем, что в будущем, какую бы профессию вы не выбрали, да и просто в жизни, без знаний законов движений не обойтись! (связь с жизнью, политехническая направленность материала ).
Мы завершили изучение огромного раздела физики - раздела «Механика». И наша задача – повторить, обобщить и систематизировать все полученные нами знания и еще раз убедиться в необходимости и важности знаний законов разных видов движений.
Сообщается тема, цель и задачи урока под слайд на экране : «Повторительно обобщающий урок по теме: " Ее величество, механика!». Дату и тему урока обучающиеся записывают в тетрадях. |
В фронтальной беседе под. слайды презентации идет разбор следующих вопросов:
- Что называют механическим движением?(Механическое движение – это изменение положення тела относительно других тел. в пространстве с течением времени).
- И какие подразделы механики, изученные нами, нам предстоит сегодня вспомнить? На какие вопросы мы отвечали при их изучении?(Кинематика, динамика, статика, раздел о законах сохранения).
- Кинематика – раздел механики, изучающий механическое движение как? (без причин, которые его вызывают)
- Динамика – раздел механики, изучающий что?( причины движений).
- А что является предметом изучения статики? (условия равновесия тел).
- Раздел, изучающий законы сохранения в механике, какие конкретно законы изучает?(закон сохранения импульса и механической энергии).
Итак, сделаем выввод.
КАКОЙ основной вопрос в кинематике и динамике? («Как?» - в кинематике, «Почему?» - в динамике.)
КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА - ОСНОВНЫЕ ИЗ РАЗДЕЛОВ МЕХАНИКИ!
Изучая кинематику, мы научились отвечать на вопрос: «Как тело движется, как по изученным уравнениям решить ОЗМ». (Экспресс-демонстрация слайда с формулами кинематики ПРД, ПРУД, РАВНОМЕРНОГО КРИВОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ позволяет освежить их в памяти обучающихся).
Изучая динамику по ее основным законам научились понимать, почему тело движется так, а не как-то иначе. (Экспресс-демонстрация слайда с ЗАКОНАМИ НЬЮТОНА и ФОРМУЛАМИ СИЛ).
- Статика – раздел механики, изучающий условия чего? (условия равновесия тел).
- Раздел, изучающий законы сохранения в механике, какие конкретно законы изучает?(закон сохранения импульса и закон сохранения механической энергии).
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Все мы знаем, что изучить и понять что-то новое или подготовиться, например, к контрольной работе, легче, основываясь на уже имеющихся знаниях, причем не только по физике, но и по математике (межпредметные связи).
ДАВАЙТЕ-КА ВСПОМНИМ:
Повторение ранее изученных сведений проводится в форме фронтальной беседы. Демонстрируется серия слайдов «Вспомним…»
- Какие виды движений существуют по траектории?(По траектории различают прямо- и криволинейные движения.) А по характеру? Дайте их определения. (По характеру различают равномерное и неравномерное , в частности, равноускоренное, движения).
Прямолинейное равномерное движение (ПРД )– движение по прямой, при котором за равные промежутки времени тело совершает одинаковые перемещения(при прямолинейном неравномерном движении (ПНРД) - неодинаковые перемещения). | Прямолинейное равноускоренное движение (ПРУД) – движение по прямой, при котором за равные промежутки времени скорость тела изменяется одинаково. |
При знакомстве с разными видами движений мы имели дело с разными физическими величинами.
- Как в математике и в физике называют величины, которые имеют только числовое значение и не имеют направления?(скалярные).
- А имеющие направление?(векторные).
- По слайду «блиц-опрос» назовите векторные величины(скорость, перемещение, ускорение, сила) и скалярные(путь, маса).
- Чем отличаются модуль вектора от его проекции на ось?(модуль не может быть отрицательным, а проекция - может).
- Проекция какого вектора на рис. положительна, а какого - отрицательна? ()
- Какие законы лежат в основе динамики? (В основе динамики лежат три закона Ньютона:
Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению. |
- Для каких движений применяют и как формулируются І и ІІ законы Ньютона?(І - покой и прямолинейное равномерное движение; ІІ – для движений с ускорением).
А о чем говорит ІІІ закон Ньютона? (Тела ВЗАИМНО действуют друг на друга, силы появляются только парами)
- Какие виды сил в механике мы изучили? (Виды сил в механике - сила тяжести и всемирного тяготения, сила трения и упругости, вес, а в механике жидкостей и газов – архимедова сила). Заслушивается ответ под слайд ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ НА СООТВЕТСТВИЕ «название силы - формула или закон для расчета» (задание можно выполнить в группах по 2).
Аудитории можно также продемонстрировать несколько видеофрагментов без звука и предложить задание: дать название и определение для каждой силы, о которой идет речь в видеоролике ( фронтальная беседа, озвучивание видеофрагментов).
Записываются формульные выражения законов Ньютона и формулы сил. |
- А по каким правилам математики мы находили
равнодействующую всех сил, если их было несколько? (когда векторы направлены в одну сторону, их модули складываются, когда в разные – вычитаются, для вектроров, выходящих из одной точки под углом друг к другу – применяли правило параллелограмма). (ЗАДАЧИ –ВОПРОСЫ О РЕПКЕ, ПЕРЕТЯГИВАНИИ КАНАТА, ЛЕБЕДИ-ЩУКЕ-РАКЕ).
ДЕЛАЕМ ВЫВОД(УЧИМСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ): если есть нескомпенсированная сила, что возникнет у тела?(УСКОРЕНИЕ или ДЕФОРМАЦИЯ). А в каком состоянии будет находиться тело при компенсации сил? (ПОКОЙ ИЛИ ПРД).
- Поскольку математика - язык физики, скажите: какие виды математических зависимостей между величинами мы встречали при изучении механики? Назовите графики этих зависимостей. (Виды математических зависимостей: линейная – график прямая, прямо пропорциональная – график прямая, проходящая через ноль, обратно пропорциональная – график гипербола, квадратичная – график парабола.)- (межпредметные связи).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
А теперь давайте глубже рассмотрим материал изученного раздела.
- Вспомним сначала основные формулы кинематики (индивидуальный письменный опрос) – 3 чел. на доске воспроизводят формулы кинематики ПРД, ПРУД и РАВНОМЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО ОКРУЖНОСТИ, дают определения этим движениям). Одновременно в форме индивидуального устного опроса(1 чел.) или фронтальной беседы вспоминаем содержание основных понятий кинематики и динамики(словарная работа) - под слайды «блиц – опрос» /путешествие по основным понятиям/ - словарь основных терминов кинематики и динамики: материальная точка, система отсчета, траектория, путь, перемещение; сила, инертность, масса, инерция, равнодействующая сила, деформация.
После заслушивания ответов по формулам, учащиеся не просто переписывают с доски формулы кинематики, а заполняют обобщающую таблицу (работа с таблицей) – располагая формулы расчета кинематических характеристик ПРД и ПРУД в нужных ячейках таблицы) (индивидуально-коллективная форма работы). По формулам равномерного движения по окружности проводят аналогию с недавно выученным колебательным движением. |
После этого происходит повторение графиков зависимости кинематических величин от времени тоже путем заполнения обобщающей таблицы (фронтальный устный разбор, работа с графиками, работа с таблицей). Углубление умения их объяснять и применять при расчетах происходит в процессе решения графических задач. Демонстрируется слайд: «решаем графические задачи - графическая естафета». Она станет итогом работы с графическим представлением ПРД и ПРУД после разбора заполнения обобщающей таблицы по графикам с целью сравнения, установления сходства и расхождений в движениях различных тел, выявления причинно-следственных связей и т.д., Заслушиваются краткие комментарии по графическим задачам (после обсуждения в группах по 2)
После графических задач переходим к решению задач расчетных как по кинематике, так и по динамике . Демонстрируется слайд: «решаем расчетные задачи». Пока вместе с аудиторией один ученик решает на доске задачу достаточного уровня по кинематике, другой - по карточке решает задачу достаточного уровня по динамике (индивидуально-коллективная форма работы).
Краткое условие и решение задач предлагается записать в тетрадь. |
По желанию можно предложить решить на оценку задачи высокого уровня по карточкам (индивидуальная форма работы).
И снова в фронтальной беседе под слайды презентации разбираем ряд вопросов:
- Ну а какие величины обладают УНИКАЛЬНЫМ СВОЙСТВОМ СОХРАНЯТЬСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ? (импульс замкнутой системы тел и полная механическая энергия в замкнутой системе при отсутствии трения).
- Какие 2 вида механической энергии нам знакомы? Каковы их формульные выражения? Какой вид имеет закон сохранения механической энергии? (Потенциальная - энергия взаимодействия: ;. Кинетическая - энергия движения:: Полная мех энергия тела: . Закон сохранения мех. энергии: или )
- А какое из важнейших проявлений закона сохранения импульса позволило человечеству осуществить прыжок в космос?
( или
, )
реактивное движение(движение тела за счет отделения части его массы) (политехническая подготовка, связь с жизнью).
Демонстрируется слайд: «Ее величество, механика! ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ…». Вниманию обучающихся представляются имена выдающихся ученых, внесших свой вклад в развитие механики. И как подведение итога, заслушивается содержание сообщения - выполнение опережающего задания,
ОПЕРЕЖДАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовка сообщения об успехах СССР и России в освоении космоса. ГОВОРЯ О РЕАКТИВНОМ ДВИЖЕНИИ, НЕЛЬЗЯ НЕ СКАЗАТЬ ОБ УСПЕХАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И РОССИИ В ОСВОЕНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА!(Патриотическое воспитание). Именно на многоступенчатых ракетах были сделаны первые шаги человечества в космос: 4 октября 1957 г. советские ученые вывели на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. — космический корабль «Восток», на борту которого был первый в мире советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Прошло всего 60 лет, а мы уже не можем представить свою жизнь без космоса: спутниковое телевидение и спутниковая связь, система GР8 и спутниковый Интернет, надежный прогноз погоды и спутниковые карты. |
При наличии времени можно решить КОМБИНИРОВАННУЮ ЗАДАЧУ высокого уровня на законы сохранения(индивидуально-коллективная форма работы) или ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ЗАДАЧУ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Подводя итог урока, я хочу услышать ваше мнение выполнили ли мы поставленную нами задачу - не только повторить и обобщить изученный материал важнейшего раздела физики, но и проследить: действительно ли уметь решать основную задачу механики так важно для изучения, понимания и применения разнообразных движений. Как вы считаете удалось нам доказать важность и необходимость знаний по механике в жизни, а у кого-то - в овладении будущей профессией? Заслушиваются ответы.. Делается анализ работы на уроке, сообщаются оценки.
Сообщается домашнее задание:
- повторить теоретический материал раздела в соответствии с опорными конспектами;
- заполнить предоставленную обобщающую таблицу по графикам и решить графическую задачу;
- решить расчетные задачи соответствующего уровня сложности - расчетную задачу по кинематике и по динамике достаточного уровня а также (по желанию) - задачу высокого уровня. (Разноуровневость решаемых задач – дифференциация в обучении.)
Даются комментарии по выполнению домашнего задания.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НА УРОКЕ
Задача графическая № 1
Качественно охарактеризуйте движение тела по графику: а) установите соответствие между описанием движения тела и соответствующей ему областью графика… 1. равномерное движение в направлении оси Ох; 2. покой; 3. равноускоренное движение в направлении оси Ох (вперед), при котором модуль скорости возрастает(разгон); 4. равноускоренное движение в направлении, противоположном оси Ох (назад):
Задача графическая № 2
Установите соответствие между графиком проекции скорости тела и графиком ускорения:
Задача расчетная № 1
Автомобиль, начальная скорость которого 72 км/ч, начал тормозить с ускорением, модуль которого равен 0,5 м / с2. Найдите тормозной путь автомобиля и время торможения.
Задача расчетная № 2
Упряжка собак равномерно тянет по горизонтальной дороге сани массой 500 кг. Коэффициент трения равен 0,1. С какой силой собаки действуют на сани?
Задача расчетная высокого уровня № 1
В показанной на рисунке системе на наклонной плоскости, образующей угол с горизонтом, находится тело 1 . К нему нитью, перекинутой через неподвижный блок, привязано тело 2. .Найдите путь, пройденный телом 1 за время , если коэффициент трения этого тела о плоскость равен . массы 1-го и 2-го тел соответственно равны и . Нить и блок можно считать невесомыми, нить – нерастяжимой, трением в блоке пренебречь.
Задача высокого уровня № 2
Винтовка массой М подвешена горизонтально на двух параллельных нитях. При выстреле в результате отдачи она отклонилась вверх на высоту Н. Масса пули m. Определить скорость вылета пули из винтовки.
ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ДОМА
Задача графическая
Охарактеризовать движение по графику:
Задача расчетная № 1
Электропоезд, отходящий от станции, в течение 0,5мин двигался с ускорением 0,8 м/с2. Определить путь, пройденный за это время и скорость в конце этого пути.
Задача расчетная № 2
Автобус массой 10т, трогаясь с места, приобрел на пути в 50м скорость 10м/с. Найти коэффициент трения, если сила тяги 14кН.
Задача высокого уровня
Пуля, летящая горизонтально, попадает в шар, подвешенный на очень легком жестком стержне, и застревает в нем. Масса пули в 1000 раз меньше массы шара. Расстояние от точки подвеса стержня до центра шара 1м. Найти скорость пули, если известно, что стержень с шаром отклонился после выстрела на угол 100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.
Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ. В ходе урока п...
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"
Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс
Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...