Рабочая программа по всеобщей истории для 7 - 9 классов
календарно-тематическое планирование по истории (7, 8, 9 класс) на тему
Программа по всеобщей истории 7 - 8 класса составлена на основе программы по история авторов А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной, 9 класса на основе программы по история автора О. С. Сороко-Цюпы и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по всеобщей истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vseobshchey_istorii_7-9.docx | 91.63 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по всеобщей истории для 7 - 9 классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ЦО№6
Программа по всеобщей истории 7 - 8 класса составлена на основе программы по история авторов А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной, 9 класса на основе программы по история автора О. С. Сороко-Цюпы и в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по всеобщей истории.
В 9 классе за счёт школьного компонента добавлен 1 ч на изучение истории. В связи с этим появляется возможность увеличить изучение истории новейшего времени до 34 ч.
Цели для 7 класса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;
- о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.
Задачи:
Образовательные:
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нов го времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы период Нового времени; изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Развивающие:
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией.
Воспитательные: высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России, мира; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Цели для 8 класса: учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за период 19-нач 20 века;
- о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
- преимуществах эволюционного пути развития перед революционным;
- причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества
- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.
Задачи:
Образовательные:
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Новго времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы период Нового времени; изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Развивающие:
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией.
Воспитательные: высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России, мира; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Цели для 9 класса:
- усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимодействии и хронологической преемственности с российской историей;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Задачи:
формирование у девятиклассников морально-ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в XX — начале XXI в.;
- овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием места и роли России во всемирно-историческом процессе и значения этого периода для неё; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, язык и культуру;
- воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;
образовательные
- воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира;
- развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у девятиклассников умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.
Программа в 7 классе рассчитана на 29ч при 2 ч в неделю во втором полугодии.
Программа в 8 классе рассчитана на 29ч при 2 ч в неделю во втором полугодии.
Программа в 9 классе рассчитана на 34 ч при 1 ч в неделю в течение года.
2.Учебно – тематический план 7 класс
№ П/П | Наименование раздела, темы | Количество часов | Количество часов регионального компонента |
1 | Вводный урок. От Средневековья к Новому времени. | 1 | |
2 | Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.Реформация. | 13 | |
3 | Первые революции Нового времени. Международные отношения. | 4 | |
4 | Эпоха просвещения. Время преобразований. | 9 | |
5 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 1 | |
6 | Урок обобщения: »Мир в первый период Нового времени» | 1 | |
Итого | 29 |
Учебно – тематический план 8 класс
№ П/П | Наименование раздела, темы | Количество часов | Количество часов регионального компонента |
1 | ЧАСТЬ1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в. Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху | 14 6 | |
2 | Тема 2. Строительство новой Европы | 8 | |
3 | ЧАСТЬ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже 19 – 20 вв. Успехи и проблемы индустриального общества. ( 4 ч) Европа: время реформ и колониальных захватов (4 ч) | 13 4 | |
4 | Тема 4. Две Америки (3 ч) | 3 | |
5 | Тема 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (4 ч) | 4 | |
6 | Тема 6. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 ч) | 1 | |
7 | Тема 7. Художественная культура XIX столетия (1 ч) | 1 | |
8 | Урок обобщения: »Мир в первый период Нового времени» | 1 | |
резерв | 1 | ||
Итого | 29 |
Учебно – тематический план 9 класс
№ П/П | Наименование раздела, темы | Количество часов | Количество регионального компонента |
1 | Введение. Новейшая история как историческая эпоха | 1 | |
2 | РАЗДЕЛ I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в. | 17 | |
3 | РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. | 15 | |
4 | Обобщение. Заключение | 1 | |
5 | итого | 34 |
3.Содержание программы.
7 класс
ПРОГРАММА НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV—XVIII в.
Введение (1ч)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Глава 1. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.(13 ч)
Эпоха Великих географических открытий Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии, "книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная>и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф.-Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения*.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма*. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и контрреформация в Европе Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Глава 2 Первые революции Нового времени. Международные отношения.(4ч)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ • жизни*. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славцая революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн* и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Глава 3 ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (9 ч)
Западноевропейская культура XVIII в. Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж--Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж- Б. С. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых ..гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства. ■
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской цивилизации.(1 ч)
Традиционные общества Востока.. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Урок обобщения «Мир в эпоху раннего Нового времени» (I ч)
8 класс
ЧАСТЬ 1 . СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В XIX в.
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (6 ч)
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества.
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии.
Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. К- Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I Интернационал.
Тема 2. Строительство новой Европы (8 ч)
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революции /1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К- Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.
Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.
ЧАСТЬ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (15 ч)
Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже 19 – 20 вв. Успехи и проблемы индустриального общества. ( 4 ч)
Европа: время реформ и колониальных захватов (4 ч)
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов»; Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности, экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Внешняя политика. Колониальные захваты.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция—.первое светское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи, «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. Две Америки (3 ч)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (4 ч)
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тай- иинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857— 1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Тема 6. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 ч)
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Тема 7. Художественная культура XIX столетия (1 ч)
Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе Натурализм. Э. Золя. Р. Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф. X. Гойя, Э. Делакруа. Реализм в живописи. О. Домье, Г. Курбе, Ж- Ф. Милле. Импрессионизм. К. Моне,. Скульптура. О. Роден. Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В ван Гог. Музыка. Ф. Шопен, Д. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси. Архитектура и градостроительство. Рождение кино.
Обобщение (1 ч) Резерв (1ч)
9 класс
Введение. Новейшая история как историческая эпоха (1 ч)
Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX. столетия. [Образ XX в. в воспоминаниях его современников.]1 Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.
РАЗДЕЛ I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в. (17 ч)
Тема 1. Страны Европы и США в 1900—1918 гг.
Первая мировая война
Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. [Технические изобретения, изменившие жизнь людей в передовых странах Европы и США.] Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и' США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. [Социальные реформы в ведущих странах Европы и США в конце XIX — начале XX в.] Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в. [Быт и образ жизни европейцев и североамериканцев в условиях массового промышленного производства.]
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. [Причины прорыва США в экономическом развитии. Факторы экономического роста в Германии, экономической стабильности в Великобритании и экономического отставания во Франции, Италии и Австро-Венгрии.] Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.
Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. [Религиозные и националистические партии и движения.] Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. [Особенности политического развития в Европе и США в начале XX в.] Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. [Политики-профессионалы: Ллойд Джордж, Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и др.]
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военнополитических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. [Локальные конфликты конца XIX — начала XX в. как предвестники «Великой войны».] Рост националистических настроений в европейском обществе.
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Таврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. [Важнейшие битвы и военные операции 1914—1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны.] Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. [Морально-психологические последствия войны.]
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. [Программа «14 пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования.] Новая карта Европы по Версальскому мирному договору [Другие договоры бывших противников и союзников.] Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги Наций.] Вашингтонская конференция (1921 —1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.
Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии
Социальные последствия Первой мировой войны. [«Потерянное поколение».] Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). [Участие широких масс в политике как развитие демократии и как угроза вовлечения масс в реакционные, стихийные движения.] Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. [Рабочие и социал -демо- кратические партии — путь от оппозиции до формирования правительства.] Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Коммунистического Интернационала (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. [Революции в Германии, Австрии и Венгрии: общее и особенное. Международная роль Октябрьской (1917 г.) революции.]
Развитие международных отношений в 1920-е гг. [Генуэзская (1922 г.) международная конференция. Советско-германские пере говоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические последствия.] Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. [Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.).]
Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества. [Культ наживы на фоне экономического подъема в США и «закат Европы» как мироощущение европейцев первого послевоенного десятилетия. Кумиры и символы 1920-х гг.]
Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. [Человек и общество в условиях мирового экономического кризиса.] Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. [Неолиберализм и кейнсианство — идеология и практика государственного регулирования экономики.] Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20—30-е гг. XX в.
Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. [Г Гувер и его политика в годы Великой депрессии.] Ф. Рузвельт — политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. [Реакция американского общества на «новый курс» и отношение к Ф. Рузвельту как к государственному деятелю.] Внешняя политика США в 1930-е гг.
Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. [Н. Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Великобритании.] Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936—1939 гг.) во Франции. [JI. Блюм.] Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Еврйпы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920—1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. [Б. Муссолини.] Особенности итальянского фашизма.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. [А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч».] Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. [Немецкое общество в эпоху Третьего рейха.] Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936—1939 гг.). [Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев.] Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности испанского фашизма.
Международное положение СССР в 1930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. [Дискуссии историков о роли тайных соглашений
в истории Второй мировой войны и о политике СССР накануне войны.] Провал идеи коллективной безопасности.
Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.
Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового., хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. [Синьхайская революция (1911 —1912 гг.) в Китае.] [Кемалистская революция (1918—1923 гг.) в Турции.] Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.
[Социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XX в.— путь реформ. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя политика Японии — пять войн за полвека.]
[Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две гражданские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война (1928—1937 гг.) в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг.]
[Индия — британская колония в первой половине XX в. Умеренное и радикальное общественно-политические течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.]
Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. [Мексиканская революция 1910—1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации.] [Кубинская революция 1933 — 1934 гг. и ее итоги. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция — реформы — диктатура — революция.]
Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки
Причины и характер Второй мировой войны (1939—1945 гг.).
Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939— июне 1941 г. [Основные направления внешней политики1 СССР на начальном этапе Второй мировой войны и их результаты.] Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. [Холокост.] Движение Сопротивления и его герои.
Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав го- сударств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. [Ф. Рузвельт. У. Черчилль, И. Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр.]
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944—1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма,. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. [Атомные бомбардировки США городов Японии (1945 г.): их цели и результаты.] Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. [Договор с Австрией.] Сепаратный договор с Японией. [Проблема заключения мирного договора между СССР и Японией.] Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945—1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности. [Токийский процесс (1946—1948 гг.) над главными японскими военными преступниками.]
РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. (15 ч)
Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. [Преследование инакомыслящих. Маккартизм.] «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. [Локальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.]
Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945—1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. [Бретон-Вудские соглашения.] Либерализация мировой торговли. [Создание ГАТТ, затем ВТО.] Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. [Неокейнсианство — массовому производству должно соответствовать массовое потребление.] Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.
Причины экономического кризиса 1974—1975 гг. и 1980— 1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу,
его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. [Ценности постиндустриального (информационного) общества.] Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970—1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформист - ский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX — начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. [«Декларация принципов» об основных целях деятельности и ценностях социалистических и социал-демократических партий.] [Международное профсоюзное движение.] Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX —• начале XXI в.
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX — начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского, общества и отражение, в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив. [Примеры деятельности международных социальных движений, основанных на инициативе отдельных граждан. «Врачи без границ», «Гринпис».]
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие
США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — сверхдержава в конце XX — начале XXI в. [США в эпоху президентов Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-младшего.)
ВКС (Новейшая история): Внутренняя и внешняя политика США между двумя мировыми войнами. Участие США во Второй мировой войне.
Великобритания. «Политический маятник» 1950—1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. [Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение самоуправления — «деволюция». Конституционная реформа.] Приоритеты внешней политики Великобритании. [М. Тэтчер, Э. Блэр.]
Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. [Либеральный курс В. Жискар Д’Эстена.] Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти — опыт Ф,-Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж — инициатор европейской интеграции. [Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак.]
Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. [Мафия и коррупция. Операция «чистые руки».] Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии. [«Богатый» Север и «бедный» Юг — региональные проблемы Италии.] [С. Берлускони.]
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945—1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949—1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.— ФРГ). Историческое соревнование двух социально- экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии. [Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль — первый канцлер объединенной Германии. Завершение 16-летней эпохи правления христианских демократов. Приход к власти социал-демократов в коалиции с «зелеными» (выборы 1998 и 2002 гг.). Г. Шнейдер — прагматичная политика «нового центра».] [К. Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер.]
Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь).
Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). [Неудавшиеся попытки реформ.] Революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв.
Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация.
Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатскб-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970—1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в му- сульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. [Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стагнирующие регионы Африки к югу от Сахары.] Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.
Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Китай. Гражданская война (1946—1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949—1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. [Советско-китайские отношения в 1945—1980-е гг.] Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. [Дж. Неру, И. Ганди.] Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.
Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. [Революции, военные режимы и диктатуры в истории стран Латинской Америки второй половины XX в.] [Че Гевара.] Варианты модернизации в странах Латинской Америки. [Национал-реформистские и левонационалистические политические силы.] Региональная экономическая интеграция. [Финансовые кризисы и долговая проблема.] Демократизация в латиноамериканских странах — тенденция в конце XX — начале XXI в.
Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных; отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. [Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе'(ОБСЕ).] Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX — начале XXI в. [Международные и региональные конфликты, способы их регулирования во второй половине XX — начале XXI в.]
Тема 7. XX век и культура
Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. [Философия жизни — А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Учение о психоанализе — 3. Фрейд. Учение о творческой интуиции — А. Бергсон.] Науки об обществе в начале XX в. [М. Вебер.]
Новая художественная система — от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX — начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления — импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления — абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.
Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин).
Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк — новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.
Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.
Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж- Деррида). Осмысление проблем информационного общества.
Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»),
Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью- Йоркская (1945—1960 гг.) и европейская (1945—1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США — главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок- и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства.
Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1 ч)
Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.
Повторение. Обобщение 1ч
4. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
7 класс
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
— определять и объяснять понятия;
— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
— рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
— анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
— определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
— обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;
— определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
— уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
— осуществлять самоконтроль и самооценку.
8 класс
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
- рассматривать общественные явления в развитии;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи;
- определять личную точку зрения, уметь её формулировать и учиться аргументировать, осуществлять оценочные суждения
- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности
9 класс
Учащиеся должны овладеть умениями:
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
- рассматривать общественные явления в развитии;
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры;
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи;
- определять личную точку зрения, уметь её формулировать и учиться аргументировать, осуществлять оценочные суждения
- анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
5. Перечень учебно – методического обеспечения
7 класс
Реквизиты программы | УМК | |
Ученика | Учителя | |
Стандарт основного общего образования по всеобщей истории; Программа «Новая история 7-8» А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной | Учебник «Всеобщая история нового времени 1500-1800» А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов М, Просвещение 2013 | «Новая история 7 класс поурочные планы по учебнику Юдовской А. Я., Баранова П. А., Ванюшкиной Л. М.» |
8 класс
Реквизиты программы | УМК | |
Обучающихся | Учителя | |
Стандарт основного общего образования по истории; Программа «Новая история 7-8 кл.» под ред. А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной | Учебник «Всеобщая история нового времени 1800-1913» А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов М, Просвещение 2013 | «Новая история 1800 – 1913» поурочные планы по учебнику Юдовской А. Я. |
9 класс
Реквизиты программы | УМК | |
Обучающихся | Учителя | |
Стандарт основного общего образования по истории; Программа «Новейшая история 9 кл.» под ред. О. С. Сороко-Цюпы | Учебник О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» Просвещение 2013г. | К. А. Соловьев «Поурочные разработки по новейшей истории 20 –нач 21 века 9 класс М., «ВАКО» 2008г. |
6. Литература
1.В. Бутромеев «История в лицах. Новое время»
2.Ю. Е. Ивонин, Л. И. Ивонина «Властители судеб Европы: императоры, короли, министры 16-18вв.» Смоленск «Русич» 2004
3. А. В Загорский «Япония и Китай: Пути общественного развития.»«,М. 1991
4. О. Егер «Всемирная история» Т 4 М., 1999
5 Сборник документов по истории Нового времени под редакцией В. Г. Сироткина М., 1990
6.Новая история стран Европы и америки/ под ред. И. М. Кривогуза, Е. Е. Юровской М., 1998
7.Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. М. 1995
Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М. 1992
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории 7 класс
№ урока | Содержание | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Вводный урок. От Средневековья к Новому времени. | Стр.4-7 | Истор. карта | ||
2 | Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.Реформация. (13) Технические открытия и выход к Мировому океану. | Пар. 1 | презентация | ||
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Колониальные захваты. | Пар.2 | Истор. карта | ||
4 | Усиление королевской власти в 16-17вв. Абсолютизм в Европе. | Пар.3 | презентация | ||
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику. Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в Европе 16-17вв. | Пар.4 | |||
6 | Новые ценности преобразуют общество. | Пар.5,6 | |||
7 | Эпоха Возрождения. Гуманизм. | Пар.7, 8-9 | Подбор репродукций | ||
8 | Рождение европейской науки. | Пар.10 | Подбор репродукций | ||
9 | Урок повторения «Мир в начале нового времени» | ||||
10 | Начало Реформации в Европе. М. Лютер. | Пар.11 | презентация | ||
11 | Распространение Реформации. Контрреформация. Ж. Кальвин. И. Лойола. Религиозные войны. | Пар.12 | Истор. карта | ||
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | Пар.13 | |||
13 | Религиозные войны во Франции и укрепление абсолютной монархии. Утверждение абсолютизма. | Пар.14 | |||
14 | Повторение по теме:»Реформация и контрреформация» | ||||
15 | Первые революции Нового времени. Международные отношения. (4) Нидерландская революция. | Пар.15 | Истор. карта | ||
16 | Английская буржуазная революция. | Пар.16 | Истор. карта | ||
17 | Путь к парламентской монархии. | Пар.17 | |||
18 | Международные отношения в 16-18вв. | Пар.18-19 | Истор. карта | ||
19 | Эпоха просвещения. Время преобразований. (10) Эпоха Просвещения. | Пар.20 | Подбор репродукций | ||
20 | Мир художественной культуры Просвещения. | Пар.21 | Подбор репродукций | ||
21 | Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот в Англии и его социальные последствия. | Пар.22 | |||
22 | Английские колонии в Северной Америке. | Пар.23 | Истор. карта | ||
23 | Война за независимость и образование США. | Пар.24 | Истор. карта | ||
24 | Великая французская революция. Причины и начало революции. | Пар.25 | Истор. карта | ||
25 | От монархии к республике. | Пар.26 | Истор. карта | ||
26 | От якобинской диктатуры к 18 брюмеру Наполеона Бонапарта. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. | Пар.27 | Истор. карта | ||
27 | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации 1ч Начало европейской колонизации. | Выборочно пар.29-30. | Истор. карта | ||
28 | Повторение по теме: «Эпоха Просвещения. Время преобразований.» | ||||
29 | Урок обобщения: »Мир в первый период Нового времени» | ||||
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории 8 кл
№ урока | Содержание | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Становление индустриального общества (6 ч) Индустриальная революция. | П 1, 2 | Истор карта | ||
2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире. | П 3, 4 | |||
3 | Возникновение научной картины мира. | П 5, 6 | |||
4 | Технический прогресс в Новое время. | П 5, 6 | |||
5 | Художественная культура в 19 веке. | П 7, 8 | |||
6 | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. | П 9, 10 | |||
7 | Строительство новой Европы. ( 8 ч) Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. | П 11 | Истор карта | ||
8 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Священный союз. | П 12 | |||
9 | Англия: сложный путь к великому процветанию | П 13 | Истор карта | ||
10 | Франция Бурбонов | П 14 | Истор карта | ||
11 | Европейские революции 19 в. Франция: революция 1848 г.: и Вторая империя | П 15 | |||
12 | Национальные идеи и образование единых государств в Германии О. фон Бисмарк | П 16 | презентации | ||
13 | Образование единого государства в Италии. | П 17 | |||
14 | Война, изменившая карту Европы. Парижская Коммуна. | П 18 | |||
15 | Страны Западной Европы на рубеже 19 – 20 вв. Успехи и проблемы индустриального общества. ( 4 ч) Германская империя в конце 19 – нач 20 вв. | П 19 | Истор карта | ||
16 | Великобритания6 конец Викторианской эпохи. | П 20 | Истор карта | ||
17 | Франция: Третья республика. | П 21 | Истор карта | ||
18 | Социальный реформизм 2 пол 19 – нач 20 века. Италия: от Австрийской империи к Австро - Венгрии | П 22, 23 | Истор карта | ||
19 | Две Америки (3 ч) США в 19 веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Гражданская война в США. А. Линкольн. | П 24 | Истор карта | ||
20 | США в конце 19 в. | П25 | Истор карта | ||
21 | Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в 19 в. | П26 | |||
22 | Традиционные общества в 19 веке: новый этап колониализма. (4 ч) Начало модернизации в Японии. | П 27 | презентации | ||
23 | Китай: сопротивление реформам. | П 28 | |||
24 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | П 29 | |||
25 | Африка: континент в эпоху перемен. | П 30 | |||
26 | Международные отношения в конце 19 – нач 20 века. Международные отношения в конце 19 – нач 20 века. | П 31 | Истор карта | ||
27 | Художественная культура XIX столетия Духовный кризис индустриального общества на рубеже 19 20 вв. Культурное наследие Нового времени. | презентация | |||
28 | Обобщение: «История Нового Времени» | ||||
29 | резерв |
Календарно-тематическое планирование по всеобщей истории 9 кл
№ урока | Содержание | Домашнее задание | Оборудование | Дата проведения урока | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение. Новейшая история как историческая эпоха. | введение | Истор карта | ||
2 | Новейшая история. Первая половина 20 в..(17ч) Индустриальное общество в начале 20 в. | § 1 | |||
3 | Политическое развитие в начале 20 в. | § 2 | |||
4 | «Новый империализм». Причины, участники 1 Мировой войны. | § 3 | Истор карта | ||
5 | Первая мировая война: основные этапы военных действий, итоги. Версальско-Вашингтонская система. Лига Наций. | § 4 | Истор карта | ||
6 | Мир после 1 мировой войны. Последствия войны: революционный подъём в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. | § 5 | Истор карта | ||
7 | Ведущие страны Запада в 1920-е гг. : от стабилизации к экономическому кризису. США и страны Европы. | § 6 | |||
8 | Мировой экономический кризис 1929 – 1933гг. Пути выхода. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг. | § 7 | |||
9 | «Новый курс» в США. | § 8 | |||
10 | Демократические страны Европы в 1930-е гг.Великобритания, Франция. | § 9 | Истор карта | ||
11 | Тоталитарные режимы в 1030-е гг. Италия, Германия, Испания. Фашизм Б. Мусолини. Национал – социализм. А. Гитлер. Милитаризм. | § 10 - 11 | Истор карта | ||
12 | Восток в первой половине 20 в. М. Ганди. Сунь Ятсен. | § 12 | |||
13 | Латинская Америка в первой половине 20 в. | § 13 | |||
14 | Культура и искусство первой половины 20 в. | § 14 | Презентации | ||
15 | Международные отношения в 1930-е гг. Пацифизм и милитаризм в 1920 -1930-х гг. Военно – политические кризисы в Европе и на дальнем Востоке. | § 15 | Истор карта | ||
16 | Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф. Д. Рузвельт, И. В. Сталин, У. Черчиль | § 16 | Истор карта | ||
17 | Новый порядок на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны. | § 16 | Истор карта | ||
18 | Урок повторения по теме:»Новейшая история 1 половина 20 в.» | ||||
19 | Новейшая история 2 половины 20 века. Послевоенное мирное урегулирование. Создание ООН. «Холодная война». Создание военно-политических блоков. | 17§ | Истор карта | ||
20 | Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970 гг. Формирование смешанной экономики. | § 18 | |||
21 | Кризисы индустриального общества 1970 -1980-х гг. Становление информационного общества. | § 19 | Презентации | ||
22 | Политическое развитие. Эволюция политической идеологии во 2 половине 20 в. | § 20 | |||
23 | Гражданское общество. Социальное движение. Социальное государство. «Общество потребления.» | § 21 | |||
24 | Соединённые Штаты Америки. | § 22 | Политическая карта | ||
25 | Великобритания | § 23 | Политическая карта | ||
26 | Франция Италия | § 24 § 25 | Политическая карта | ||
27 | Германия: раскол и объединение. | § 26 | Политическая карта | ||
28 | Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. | § 27 | |||
29 | Авторитаризм и демократия в Латинской Америке 20 вв. | § 28 | |||
30 | Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. | § 29 | |||
31 | Международные отношения. Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. | § 30 | Политическая карта | ||
32 | Культура 2 половины 20 в. Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Научно – техническая революция. | § 31 | |||
33 | Глобализация и её противоречия. Мир в начале 21 века. | § 32 | Политическая карта | ||
34. | Обобщение. Заключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по всеобщей истории 9 класс
Рабочая программа составлена по авторской программе Занкова...
Рабочая программа по всеобщей истории 7 класс
Рабочая программа по всеобщей истории с добавлением тем по антикоррупционной политики в 7 классе....
рабочая программа по всеобщей истории 6 классы
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения для основной школы...
Рабочая программа по Всеобщей истории 9 класс
Данная рабочая программа составлена к учебнику Л.Н. Алексашкиной. Она содержит календарно-тематическое планироание и проверочные материалы....
Рабочая программа по всеобщей истории 7 класс
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. ...
рабочая программа по Всеобщей истории 8 класс
рабочая программа по Всеобщей истории 8 класс...
Рабочая программа по всеобщей истории 7 класс
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы ЮдовскойА.Я., Ванюшкиной Л.М. «Пр...