В Афинских школах и гимназиях
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
архив содержит план-конспект урока по истории в 5 классе по требованиям ФГОС, а также презентацию к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_afinskih_shkolah_i_gimnaziyah.rar | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
План урока истории в 5 классе.
Тема урока: В афинских школах и гимназиях.
Цели: дать представление о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимназиях; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты: предметные: анализировать систему образования в афинских школах; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древней Греции; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, процессы, связи; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать роль и значение образования в афинских школах и гимназиях.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
- Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания: Игра «крестики-нолики»
1О | 2О | 3Х |
4О | 5Х | 6Х |
7Х | 8Х | 9Х |
- Верно ли, что Керамик – это главная площадь Афин, где афиняне ходили на рынок, а вечером проводили время с друзьями в лавках и портиках?
- Верно ли, что Акрополь – это район Афин, где жили и изготавливали гончарные изделия мастера гончарного дела?
- Верно ли, что амфора – это сосуд с двумя ручками для вина и масла?
- Верно ли, что пифос – это полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали стены?
- Верно ли что, вазы, изготавливаемые в гончарном районе Афин, называли краснофигурными и чернофигурными?
- Верно ли, что Акрополь – это холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя богини Афины?
- Верно ли, что лишь одна дорога вела на Акрополь?
- Верно ли, что в Акрополе находился храм богини Афины- Парменон?
- Верно ли, что кариатиды – это каменные фигуры юных девушек?
Проверим (слайд).
Бонус-задание: (по жребию). Ответьте на вопросы:
- Полис это - _________________
- Ареопаг – это________________
- Деймос – это_________________
- Мотивационно-целевой этап:
Древнегреческий философ Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.
-Можно ли согласиться с мнением Платона?
-Как вы думаете, была ли в Афинах сильная тяга к знаниям?
Если в странах Древнего Востока владеющих письменностью называли мудрецами, то в Древней Греции почти все мужчины-греки были грамотными. Почему же образование в разных странах так разнилось?
Мы изучаем древний город Афины, и предположите, какой будет наша сегодняшняя тема урока ( в афинских школах и гимназиях).
План урока:
- Рабы-педагоги
- Занятия в школе
- Посещение палестры
- В афинских гимназиях
Проблемный вопрос: Почему уровень образования в Древней Греции был столь высок?
- Работа по теме урока:
Итак, мы с вами вновь отправляемся в Древнюю Грецию, в Афины. Демократия Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры состояла в том, чтобы воспитать всесторонне развитого человека.
-Как вы понимаете выражение «всесторонне развитая личность»?
1. Рабы-педагоги.
Давайте познакомимся с теми, кто учил юных греков. (слайд)
-работая с текстом п. 1 §38, дайте характеристику древнегреческих педагогов и ответьте на следующие вопросы:
-с какого возраста дети в Древней Греции начинали обучение?
- Кого называли педагогами?
- Каковы были их обязанности?
- Педагоги нередко плохо говорили по-гречески. Почему?
- Кого называют педагогом в наши дни?
- Хотели бы вы попасть в учебные заведения Древней Греции, чтобы узнать, что они собой представляли и чему учили в них?
2. Занятия в школе.
Мы находимся в обычной школе Древней Греции. Представьте, что вы греческие ученики. В школу вас привели рабы-педагоги. Вы приветствуете учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Учитель призывает вас быть усердными, иначе последует наказание: «Не шалите, розги всегда лежат перед вами! Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опорой родины вашей и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать и читать, считать».
Ученики в школах писали на восковых дощечках специальной палочкой, которая называлась стилем (слайд). Ее острым концом выдавливали буквы, а тупым – затирали их, если допустили ошибку.
- С чего начиналось обучение грамоте? (с алфавита) (на слайде греческий и финикийский алфавит)
- Как вы думаете, у какого народа греки заимствовали свой алфавит?
- Какие новшества они в него внесли?
В греческих школах мальчики также изучали поэзию – заучивали наизусть отрывки из поэм.
- Вспомните, какие древнегреческие поэмы могли изучать мальчики? Назовите их авторов.
Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Его поэмы считались очень полезными для детей. Они давали много сведений по ведению хозяйства, а каждый афинянин должен был научиться управлять своим домом; они учили повиновению, а каждый гражданин должен был уметь повиноваться.
Преподавались также танцы и музыка. Мальчики овладевали искусством хорового пения, учились играть на музыкальных инструментах: флейте, кифаре, арфе, лире. (слайд). Всякий афинянин должен был уметь играть и петь.
Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали тех, кто работал за плату, поэтому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: «Он, верно, или умер, или сделался учителем». Они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям. Это не мешало им щедро одарять непослушных и невнимательных учеников палочными ударами, так что спина ученика делалась «пестрее шкуры змея» (слайд). В школах обучались только мальчики. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
- Физкультминутка:
- Посещение палестры. (слайд).
Когда мальчикам исполнялось 12 лет, они начинали посещать палестру. Так называлась гимнастическая школа. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом для упругости и гладкости, мальчики выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Учитель гимнастики, вооруженный тростью, уже поджидал своих учеников. Начинались упражнения – бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.
-Рассмотрите иллюстрацию на с. 183 учебника.
- Чем занимались мальчики в палестре?
-Кем является человек с палкой, стоящий в центре?
Занятия гимнастикой считалось важным делом, ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие войны, которые дрожат при морозе, слабеют от голода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В хорошую погоду мальчики тренировались под открытым небом в обширном дворе прямоугольной формы, а в ненастье – под крышей.
- 4. В афинских гимнасиях.
Юноши наиболее знатных родителей, достигшие шестнадцатилетнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимнасиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальная – беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов. Обучались в этих школах в основном взрослые люди.
Располагались гимнасии за городом, среди зеленых деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед (слайд). Здесь обучали умениям хорошо говорить и отстаивать свое мнение – красноречию. Выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимназии называли академиями.
- В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые и философы. Давайте посмотрим, как это происходило.
(выходят ученики, одетые в хитоны).
Аристотель. (слайд) Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 году до н.э. Мой родной город – Стагира во Фракии. Отец мой был придворным врачом при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул платоновскую Академию, произнеся фразу, которая стала крылатой: «Платон мне друг, но истина дороже». Я считал, что Земля – шар и находится она в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее.»
Гиппократ. (слайд) Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 году до н.э., врач в семнадцатом поколении. Я делал сложные хирургические операции и излечил тысячи людей. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1) приносить пользу, а не вред; 2) противоположное лечить противоположным; 3) щадить больного; 4) помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. Деятельность врача очень важна, я сравнивал ее со свечой : «Светя другим, сгораю сам».
Геродот. (слайд) Я Геродот. Греки называли меня «отцом истории». Мой главный труд по истории посвящен греко-персидским воинам. Родился я в 484 году до н.э. Мой родной город – Галикарнас. За участие в борьбе против правителя-тирана в своем городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока, подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей «Истории». Олимпиада закончилась, зрители разъехались по разным городам Греции и распространили мои рассказы. Я стал знаменит.
-Давайте поблагодарим древнегреческих ученых и философов за их вклад в развитие мировой науки.
VII. Закрепление изученного материала:
-Чтобы закрепить, выполним несколько заданий.
Задание №1. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду. Объясните свой выбор.
А) Стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка
Б) Гиппократ, Геродот, Перикл.
Задание №2. Найдите в тексте не менее 6 ошибок и исправьте их:
Афинскую школу посещали все дети с восьми лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занималсь борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды на различные науки.
- Рефлексия:
Что нового я узнал на уроке?
Что мне особенно понравилось?
Что вызвало затруднения?
- Домашнее задание:
§38, 1) написать мини-сочинение «Почему мне понравилось в древнегреческой школе?»
2) описать урок гимнастики по рисунку «В палестре»
3) ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя».
Аристотель. (слайд) Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 году до н.э. Мой родной город – Стагира во Фракии. Отец мой был придворным врачом при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул платоновскую Академию, произнеся фразу, которая стала крылатой: «Платон мне друг, но истина дороже». Я считал, что Земля – шар и находится она в центре мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг нее.»
Гиппократ. (слайд) Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 году до н.э., врач в семнадцатом поколении. Я делал сложные хирургические операции и излечил тысячи людей. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1) приносить пользу, а не вред; 2) противоположное лечить противоположным; 3) щадить больного; 4) помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. Деятельность врача очень важна, я сравнивал ее со свечой : «Светя другим, сгораю сам».
Геродот. (слайд) Я Геродот. Греки называли меня «отцом истории». Мой главный труд по истории посвящен греко-персидским воинам. Родился я в 484 году до н.э. Мой родной город – Галикарнас. За участие в борьбе против правителя-тирана в своем городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока, подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей «Истории». Олимпиада закончилась, зрители разъехались по разным городам Греции и распространили мои рассказы. Я стал знаменит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
Урок-путешествие с элементами ролевой игры....
В афинских школах. Урок-исследование в 5 классе
Урок-исследование "В Афинских школах" позволяет на основе документов провести урок в необычной форме. Презентация поможет в этом....
Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"
Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...
Урок по истории в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"
Тема урока:" В афинских школах и гимназиях" Цели урока: познакомить учащихся с системой образования в Афинах; Аргументировать клад древнегреческих ученых в копилку мировых на...
"В афинских школах и гимназиях"
Конспект урока по Истории Древнего Мира в 5 классе на тему "В афинских школах и гимназиях"...
Открытый урок в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"
На уроке ученики познакомятся с системой обучения в Древней Греции, проведут сравнение с современной школой....
Кроссворд по теме: «Афинская школа, гимансия. Афинский театр»
Кроссворд по теме: " Афинская школа, гимнасия. Афинский театр" подходит для проверки обучающихся 5 класса по 2-м темам истории Древнего Мира. Работа рассчитала на 13-15 минут....