Открытый урок в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"
план-конспект урока по истории (5 класс)
На уроке ученики познакомятся с системой обучения в Древней Греции, проведут сравнение с современной школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 191.61 КБ |
Предварительный просмотр:
- Мотивационно-целевой этап
Добрый день, ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древней Греции! Пожалуйста посмотрите на слайд и скажите что вы видите? (Школа)
Верно, это наша школа, куда мы ходим, что бы получать образование.
Как вы думаете, что изображено на следующей картинки?
Правильно, это греческая школа, где дети греков получали образование!
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Об образовании в Греции)
А что такое образование? (процесс получения знаний, умений навыков)
Где можно получить образование? (в школе, в гимназии, в институте)
Сформулируйте тему урока. Правильно, а если точнее, то «В Афинских школах и гимнасиях» Запишите тему в рабочие листы, которые лежат у вас столах. Подпишите пожалуйста их.
Подумайте, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?
Ребята, сегодня мы поговорим о греческой системе образования, о том, как велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование.
А что еще мы должны будем сделать с вами в конце урока, когда изучим тему?
Правильно, сравнить образование в Греции и современную школу.
Слайд с вопросом урока на доске
Какие общие и отличительные черты можно выделить между древнегреческой афинской и современной школами?
2. Работа по теме урока
1. Главная задача греческой культуры
Ребята! Мы с вами находимся в Древней Греции, в Афинском государстве.
Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры.
Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека.
Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”?
Правильно, физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие.
К воспитанию именно такого человека и стремились греки.
2. Образование в Древней Греции.
Сегодня мы поработаем в группах. У каждой группы лежат рабочие листы на которых написаны задания для каждой группы.
Итак, приступим к первому заданию – с помощью параграфа и дополнительного материала, каждой группе предстоит ответить на вопрос и записать ответ в рабочие листы. На выполнение этого задания я даю вам 3 минуты.
1 гр. Кто получал знания в Древней Греции? Где получали знания?
2 гр. Кого в Древней Греции называли педагогом? Дайте понятие педагог.
3 гр. Какие предметы изучали в греческих школах?
4 гр. Какой материал для письма греки использовали?
А теперь вместе составим схему «Система образования Древней Греции». Для этого я попрошу записать ответы вот на эти овальные листы прикрепить на доске свои ответы, а все остальные фиксируют схему в своих рабочих листах.
Итак, глядя на эту схему какие отличия греческого образования от нашего современного мы можем выделить?
А есть ли сходства?
3.2. А сейчас мы с вами посетим уроки в греческой школе.
Первый урок – это письмо.
Древнегреческий алфавит, письменность.
Нам трудно представить современную жизнь без письменности, - ведь она наилучший способ сохранения информации, передачи знаний. Ребята, посмотрите на табличку. Что мы здесь видим? (Алфавиты).
Скажите, алфавиты каких стран вы видете на слайде? (Слайд). Учащиеся соотносят алфавит и страны в трех колонках.
А как вы думаете, это что? (Древнегреческий алфавит)
Египет | Междуречье | Финикия | Греция |
Учитель: В X в. до н.э. финикийцы создали алфавит, состоявший из 22 знаков – букв. На основе этого алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы. Были уже гласные звуки.
В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.
Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.
Давайте и мы попоробуем изучить греческий.
У каждого ученика на парте лежит лист с греческим алфавитом.
Греческий алфавит
А теперь задание для групп: расшифровать слова, которые пришли к нам с Греции и написаны по греческий.
Задание группам.
Пишут на листах и крепят на магнитную доску.
Итак, все справились с заданием! Какой вывод можно сделать? Какой алфавит напоминает греческий? С каким алфавитом есть сходство?
Правильно, Их алфавит лег в основу латинского алфавита и стал прототипом европейских языков. Овладеть письмом можно было за короткий срок, поэтому все свободные мужчины Греции были грамотны. Греки любили и берегли книги.
Следующий предмет - Математика.
Ребята, что перед вами? Правильно цифры. Какую особенность вы наблюдаете? (буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.
На партах у групп лежат листы с цифрами. Предлагается по группам решить задачи с написанием решения греческими цифрами.
1 гр. Сколько лет прошло от завоевания Киром Вавилона до разгрома греками персов при Саламине? (538 г. до н.э.-480 г. до н.э. =58 лет)
Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв – цифр.
2 гр. Сколько прошло лет со дня победы греков в Марафонской битве до Саламинского сражения? (10 лет) записывают по-гречески.
3 гр. Что было раньше – марафонское сражение или первые олимпийские игры? На сколько? (Олимпийские игры раньше на 286 лет.)
4 гр. Сколько раз проводились Олимпийские игры в Древности от первых игр до их прекращения? ( 776 г. до н.э.+394г. н.э.=1170 лет , 1170/4=293 раза)
Урок гимнастики.
В Греции особое внимание уделялось физическому развитию. И мы с вами на уроке гимнастики тоже уделим внимание физическому развитию. Под музыку сделаем несколько упражнений.
А как сейчас называется урок, на котором вы занимаетесь физическим развитием?
Верно! А это значит, современное образование так же уделяет внимание физическому здоровью, как и много лет назад.
А вы знаете, под какую музыку мы делали упражнения?
Это национальный греческий танец Сиртаки. В Греции так же особое внимание уделяли развитию творческих способностей. Преподавали, танцы, музыку, искусство. А на каких уроках вы развиваете свои творческие способности? А только ли на уроке можно это делать? А где еще?
Верно, в современном образование активно развито дополнительное образование, что дает возможность каждому ребенку творчески развиваться.
3. Подведение итогов урока
Учитель: Вы справились сегодня со всеми заданиями по предметам в греческой школе.
Ну, нам пора возвращаться домой Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции.
Какие учебные заведения существовали в Афинах?
С какого возраста велось обучение?
Кто обучался в учебных заведениях?
Как переводится с греческого педагог?
А теперь давайте вспомним главный вопрос урока.
Какие общие и отличительные черты можно выделить между древнегреческой афинской и современной школами? Ответы детей.
Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Современное образование так же нацелено на воспитание всесторонне развитой личности.
Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства.
И для творческого развития я предлагаю завершить наш урок написанием стихотворения – синквейна по нашей теме. На слайде предоставлено правила написания синквейна. Итак, попрошу записать ваше стихотворение в рабочих листах. Даю вам 2 минуты.
Отлично, у вас получились замечательные синквейны!
4. Рефлексия
А сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. В ваших рабочих листах есть критерии оценивания. Пожалуйста поставьте рядом себе оценку.
Теперь предлагаю вам оценить наш урок: как вы себя ощущали, все ли было понятно на уроке. Для этого каждый возьмите магнитик и прикрепите под тем листочком, который описывает ваше состояние.
Молодцы! Я рада, что каждый узнал для себя, что то новое и вам понравился!
Домашнее задание
А сейчас обратите внимание на слайд, на котором представлено домашнее задание. Так же оно написано на ваших рабочих листах. Вам нужно будет выбрать одно из заданий и выполнить его.
Спасибо за урок!
Приложение
Греческий алфавит
Греческие цифры
Фамилия, Имя____________________________________________________
Рабочий лист. 1 группа
Тема урока_______________________________________________________
Цель урока______________________________________________________
_________________________________________________________________
- Работа с текстом §38, стр.181-184
Задание: Кто получал знания в Древней Греции? Где получали знания?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте схему
- Письмо
Расшифруйте слово
- Математика. Решите задачу, записав цифры по гречески.
Сколько лет прошло от завоевания Киром Вавилона (538 г. до н.э.) до разгрома греками персов при Саламине(480 г. до н.э)?
________-_________=_________
- Рефлексия. Составьте синквейн по теме урока
1 строка - одно существительное, главная тема
__________________________________
2 строка - 2 прилагательных, описывающих основную мысль
__________________________________
3 строка - 3 глагола, описывающих действие в рамках темы
______________________________________________
4 строка - фраза, выражающая отношение к теме
_______________________________________________
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме)
_______________________________________________
Критерии оценивания | Самооценка | Оценка учителя |
Правильно выполнял все задания, активно участвовал в работе группы – 5 Выполнял правильно, но допустил 1-2 ошибки – 4 Выполнял задания с ошибками, не участвовал обсуждениях группы – 3 Не выполнил – 2 |
Фамилия, Имя____________________________________________________
Рабочий лист. 2 группа
Тема урока_______________________________________________________
Цель урока______________________________________________________
_________________________________________________________________
- Работа с текстом §38, стр.181-184
Кого в Древней Греции называли педагогом? Дайте понятие педагог. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте схему
- Письмо
Расшифруйте слово
- Математика. Решите задачу, записав цифры по гречески.
Сколько прошло лет со дня победы греков в Марафонской битве(490 г. до н.э.) до Саламинского сражения(480 г. до н.э.)?
________-_________=_________
- Рефлексия. Составьте синквейн по теме урока
1 строка - одно существительное, главная тема
__________________________________
2 строка - 2 прилагательных, описывающих основную мысль
__________________________________
3 строка - 3 глагола, описывающих действие в рамках темы
______________________________________________
4 строка - фраза, выражающая отношение к теме
_______________________________________________
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме)
_______________________________________________
Критерии оценивания | Самооценка | Оценка учителя |
Правильно выполнял все задания, активно участвовал в работе группы – 5 Выполнял правильно, но допустил 1-2 ошибки – 4 Выполнял задания с ошибками, не участвовал обсуждениях группы – 3 Не выполнил – 2 |
Фамилия, Имя____________________________________________________
Рабочий лист. 3 группа
Тема урока_______________________________________________________
Цель урока______________________________________________________
_________________________________________________________________
- Работа с текстом §38, стр.181-184
Какие предметы изучали в греческих школах?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте схему
- Письмо
Расшифруйте слово
- Математика. Решите задачу, записав цифры по гречески.
Что было раньше – марафонское сражение (490 г. до н.э.) или первые олимпийские игры(776 г. до н.э.)? На сколько?
________-_________=_________
- Рефлексия. Составьте синквейн по теме урока
1 строка - одно существительное, главная тема
__________________________________
2 строка - 2 прилагательных, описывающих основную мысль
__________________________________
3 строка - 3 глагола, описывающих действие в рамках темы
______________________________________________
4 строка - фраза, выражающая отношение к теме
_______________________________________________
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме)
_______________________________________________
Критерии оценивания | Самооценка | Оценка учителя |
Правильно выполнял все задания, активно участвовал в работе группы – 5 Выполнял правильно, но допустил 1-2 ошибки – 4 Выполнял задания с ошибками, не участвовал обсуждениях группы – 3 Не выполнил – 2 |
Фамилия, Имя____________________________________________________
Рабочий лист. 4 группа
Тема урока_______________________________________________________
Цель урока______________________________________________________
_________________________________________________________________
- Работа с текстом §38, стр.181-184
Что использовали греки для письма? ___________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте схему
- Письмо
Расшифруйте слово
- Математика. Решите задачу, записав цифры по гречески.
Сколько раз проводились Олимпийские игры в Древности от первых игр (776 г. до н.э) до их прекращения(394г. н.э.)? _______+_________=_________
_________ /4=__________
- Рефлексия. Составьте синквейн по теме урока
1 строка - одно существительное, главная тема
__________________________________
2 строка - 2 прилагательных, описывающих основную мысль
__________________________________
3 строка - 3 глагола, описывающих действие в рамках темы
______________________________________________
4 строка - фраза, выражающая отношение к теме
_______________________________________________
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме)
_______________________________________________
Критерии оценивания | Самооценка | Оценка учителя |
Правильно выполнял все задания, активно участвовал в работе группы – 5 Выполнял правильно, но допустил 1-2 ошибки – 4 Выполнял задания с ошибками, не участвовал обсуждениях группы – 3 Не выполнил – 2 |
В афинской школе
Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами.
С семи лет начиналось обучение в школе. Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками.
...И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Их называли педагогами, что в переводе с греческого «сопровождающий, ведущий ребенка». Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки - стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть.
Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.
В школе мальчика, прежде всего, учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ему глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Сначала учили писать на восковых табличках, потом и на папирусе, на нем писали тушью заостренным тростником.
Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни "Илиады" и "Одиссеи". Разместившись вокруг него на низеньких скамеечках, мальчики внимательно слушали чтение.
В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой.
Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно. Тогда арифметика была сложным делом. Греки не знали цифр, подобных нашим, и обозначали их буквами алфавита.
С 12 лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метание копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» - борьба) Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы - гимнасии, принадлежавшие государству.
Τετράδιο
_________
Γεωγραφία
________
________
Гυμναστική
________
Рабочий лист. 2 группа
- Работа с хрестоматией . Стр. 234-235.
Задание: Кого в Древней Греции называли педагогом? Какую роль он играл в воспитании детей?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Написать слова по-гречески: МАМА (матер).
На отдельном листе.
- Решить задачу: Сколько прошло лет со дня победы греков в Марафонской битве до Саламинского сражения? Решение записать греческими цифрами на отдельном листе.
Рабочий лист. 3 группа
- Работа с хрестоматией . Стр. 234-235.
Задание: Какие предметы изучали в греческих школах?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Написать слова по-гречески: ПАПА (патер).
На отдельном листе.
- Решить задачу: Что было раньше – марафонское сражение или первые олимпийские игры? На сколько? Решение записать греческими цифрами на отдельном листе.
Рабочий лист. 4 группа
- Работа с хрестоматией . Стр. 234-235.
Задание: Какой материал для письма греки использовали?
Купцы из разных стран привезли материал для письма, который используется в их странах. Помогите разобраться какой материал, в какой стране использовали.
Свиток папируса, глиняная табличка, шелк, бамбук, бумага, пальмовые листья
Египет______________________________________________Междуречье_________________________________________Китай______________________________________________Индия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Написать слова по-гречески: ПОЛИС.
На отдельном листе.
- Решить задачу: Сколько раз проводились Олимпийские игры в Древности от первых игр до их прекращения? Решение записать греческими цифрами на отдельном листе.
Рабочий лист. 5 группа
Задание: В афинском порте Пирее можно встретить купцов из разных стран. Что они могут рассказать об обучении детей в других станах.
Как обучали детей в Египте, Индии, Междуречье? Кто обучался, кто были учителями, кого обучали, чему, где?
Египет______________________________________________Междуречье_________________________________________ Индия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Написать слова по-гречески: ДЕМОС.
На отдельном листе.
- Решить задачу: Сколько лет прошло от завоевания Киром Вавилона до разгрома греками персов при Саламине? Решение записать греческими цифрами на отдельном листе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ. Тема урока: Моделирование выреза горловины платья без воротника.
Моделирование выреза горловины платья без воротника...
Открытый урок В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫРЕЗА ГОРЛОВИНЫ ПЛАТЬЯ...
Открытый урок В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 8 КЛАССЕ.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫРЕЗА ГОРЛОВИНЫ ПЛАТЬЯ БЕЗ ВОРОТНИКА...
Урок по истории в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"
Тема урока:" В афинских школах и гимназиях" Цели урока: познакомить учащихся с системой образования в Афинах; Аргументировать клад древнегреческих ученых в копилку мировых на...
"В афинских школах и гимназиях"
Конспект урока по Истории Древнего Мира в 5 классе на тему "В афинских школах и гимназиях"...
В Афинских школах и гимназиях
архив содержит план-конспект урока по истории в 5 классе по требованиям ФГОС, а также презентацию к нему...
Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле
5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Планируемые результатыПредметные:Знать общественно-по...