В афинских школах. Урок-исследование в 5 классе
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Соколова Оксана Ивановна

Урок-исследование "В Афинских школах" позволяет на основе документов провести урок в необычной форме. Презентация поможет в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v_afinskikh_shkolakh.ppt655 КБ
Microsoft Office document icon dokumenty.doc43 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1. Из «Народного постановления» III в. до н. э (Милет)

«Согласно предложению Совета, народ постановил следующее: так как Эвдем, сын Таллиона, …заявил о своем намерении дать 10 талантов серебра (60 000 драхм) на воспитание детей свободных граждан… то милетцы постановили, чтобы Эвдем был прославлен за свое рвение на столь прекрасном поприще …

Кто пожелает стать … учителем грамоты, пусть заявит об этом … в комиссию по народному образованию... Список лиц, подавших эти заявления, комиссия по народному образованию вывешивает в галерее Антиоха 28 числа этого же месяца…

Пусть поставят на площадке треножник и алтарь для воскурений, а жрец Гермеса и жрец Муз… пусть совершают воскурение ладана в честь Гермеса, Муз и Аполлона.

Затем члены комиссии по народному образованию имеют передать секретарю совета имена тех, от которых поступили заявления, а тот вызывает их по одному…и  приводят их к присяге.

Присяга для учителей грамоты такая: «Клянусь Аполлоном и Музами, что никого из милетских граждан не склонял я подавать за меня на выборах свой голос …».  Затем из числа выступивших кандидатов пусть выбирают и назначают 4 учителей грамоты. Плата положена каждому учителю по 40 драхм. Причитающееся жалование положено выплачивать каждое первое число, а если не выплатят, то повинны они внести 500 статеров (1000 драхм) в доход храма Гермеса и Муз.

Остатки от расходуемых на школьные дела денег, за уплатой жалованья, должны поступать в распоряжение членов комиссии по народному образованию с тем, чтобы на эти деньги они отправляли возможно лучшего быка Дидимейскому Аполлону каждые пять лет к празднику Дидимей, а в остальные годы к празднику Боегий…

Каждое 5 число каждого месяца пусть мальчики будут освобождены от занятий…»

2. Из Теосского документа (3 век до н.э.):

«Для того чтобы все свободные мальчики могли получать такое воспитание, какое предначертал в своем заявлении Полидор, сын Онессима, давший на это дело 34 000 драхм, пусть каждый год во время выборов… производят выборы учителей грамоты для обучения мальчиков и девочек.

Должны быть выбраны два учителя гимнастики, с платой каждому по 500 драхм в год.

Должен быть выбран также учитель музыки, играющий на кифаре гребнем или просто пальцем, и в вознаграждение ему должно платить по 700 драхм в год. Обучать он должен только тех, кто через год поступит в состав эфебов, музыке и игре на кифаре. ..

Учителей фехтования, стрельбы из лука и метания копья назначают члены комиссии по народному образованию, вместе с попечителем гимнасия, представляя их на утверждение народному собранию. Эти учителя должны обучать эфебов и тех мальчиков, которые, как указано выше, обучаются музыке.

В вознаграждение имеют получить учителя стрельбы из лука и метания копья по 250 драхм, фехтования – 300 драхм в год. Учитель фехтования должен давать уроки, по крайней мере, два месяца в году.

За тем, чтобы мальчиков обучали наукам, как следует, пусть надзирает член комиссии по народному образованию и попечитель гимнасия , как это положено каждому из них по закону.

Школьные испытания, которые прежде устраивались в гимнасии, теперь учителя грамоты и музыки должны устраивать в здании городского совета».

3. Жалоба раздраженной матери учителю на прогульщика сына.

(из веселой пьесы Геронда, поэта, III в. до н. э.)

 «Да благословят тебя, Ламприск, любезные музы … Вели рабу поднять этого негодяя себе на плечи и дай ему такую порку, чтобы его скверная душа осталась на одних губах. Он совершенно разорил меня, бедную, своей игрой в «орла и решетку»…

Спроси-ка его, где квартира его учителя – куда мне каждое тридцатое число приходится идти с платой, не скоро найдется он ответить тебе…

 Бедная доска, которую я исправно натираю воском каждый месяц, лежит сиротой у ножки его, а если и возьмет когда-либо в руки, то и тогда ничего путного не напишет, а только весь воск соскоблит.

В грамоте он ни аза не разберет, если ему не твердить пять раз одно и то же; намедни отец заставил его разбирать по складам слово «Марон» – так этот грамотей Марона превратил в Симона, так что я сама себя прозвала дурой за то, что вместо того, чтобы учить его пасти ослов, даю ему хорошее воспитание, думая найти в нем подспорье в черный день.

А попробуй-ка посильнее постращать его – так он или три дня не знает порога нашего дома, или взберется на крышу и сидит там, вытянув ноги и опустив голову, точно мартышка. И не столько его самого жалко, сколько черепиц, которые крошатся точно хворост, так что при приближении зимы меня заставляют платить по три полушки за каждую черепицу...»

4. «Культурная жизнь древнегреческих городов»

( Э. Цибарт, 1916г.)

«Войдя в круглый портик, мы увидим налево вход на нижнюю террасу, а справа – лестницу, ведущую на среднюю террасу …По ней ежедневно поднималась наверх пергамская молодежь, и мы последуем за ней, чтобы заглянуть в школьные помещения. Прежде всего мы попадаем в гимнасий мальчиков... Это большая треугольная площадка, разделенная поперечной стеной на две части. Мы не должны ожидать, что найдем здесь много классных комнат: ведь учение большею частью происходило на открытом воздухе. … Здесь, в скалистой стене, можно еще различить одиннадцать ниш. В них стояли скамьи для отдыха в тени во время перерывов. Об украшении ниш обычно заботились сами школьники, что видно еще и теперь в двенадцатой нише. В ней стояла мраморная стэла больше двух метров вышины со списком 178 мальчиков, которые, по случаю их перехода в класс эфебов, принесли присягу царевичу Атталу, сыну царя Эвмена II…

…. Посреди террасы стоит маленький коринфский храм, который, вероятно, был посвящен одному из гимнасических богов, Гермесу или Гераклу, так как уроки закона божьего проходили в греческом гимнасий всегда практически, путем посещения храма и жертвоприношения богам, покровителям юношества.»

Протагор,  греческий ученый (IV в. до н.э.)

«Сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают её посещать»

Менандр, афинский драматург (IV в. до н.э.)

«Кого не будут бить, тот останется невоспитанным».

Фалес, греческий философ и математик (VI в. до н.э.)

«Как только ребенку удается ускользнуть из рук кормилицы, им овладевают педагог, учителя грамоты, музыки и рисования. Впоследствии к этому присоединяются еще учителя счета, землемерия и верховой езды. Уже с раннего утра ему приходится быть на ногах и никогда у него нет свободного часа».

Надгробный памятник II в. до н. э., воздвигнутый в Родосе.

Надпись:

«Признательные ученики учителю Глерониму»

 На памятнике дано изображение двух сцен, на одной из которых мы видим Глеронима, окруженного пятью учениками, а на другой - его же, отправляющегося в далекий загробный путь. Пояснительная надпись свидетельствует, что учитель вел элементарное обучение детей на протяжении пятидесяти двух лет.

На гробнице был также помещен и список его учеников.



Предварительный просмотр:

Тема урока-исследования: ______________________________________________________

Гипотеза:

(с греч.) – предположение, догадка

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. ____________________________                    2. __________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                       ____________________________________

______________________________                       ____________________________________

3. ____________________________                    4. __________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                       ____________________________________

______________________________                       ____________________________________

5. ____________________________                    6. __________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                       ____________________________________

______________________________                       ____________________________________

______________________________                       ____________________________________

_______________________________                     ____________________________________

_______________________________                     ____________________________________

7. ____________________________                    8. __________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                       ____________________________________

______________________________                       ____________________________________

9. ____________________________                    10. __________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                        ___________________________________

______________________________                       ____________________________________

______________________________                       ____________________________________

ИТОГ урока: верна ли оказалась наша гипотеза?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Презентация к уроку "в афинских школах и гимнасиях", 5 класс

Презентация к уроку по всеобщей истории для 5 класса. Есть специальные задания для закрепления материала....

Тест " В Афинских школах и гимнасиях". 5 класс.История.

Тест к уроку истории  в 5 классе  по теме : " В Афинских школах и гимнасиях"...

Урок- исследование в 7 классе по теме: "Класс насекомые.Отряды: Чешуекрылые.Равнокрылые.Двукрылые. Блохи"

изучение особенностей отрядов.Урок- исследование направлен на достижение личностных,метапредметных, предметных результатов....

Урок-исследование в 5 классе "Афинская демократия при Перикле"

Урок построен на основе использования технологии развития критического мышления и проблемного обучения.  К уроку прилагается технологическая карта, которая позволяет выделить и зафиксировать глав...