"В афинских школах и гимназиях"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Калинина Татьяна Вахтанговна

Конспект урока по Истории Древнего Мира в 5 классе на тему "В афинских школах и гимназиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока69 КБ
Office presentation icon презентация к уроку309 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Истории Древнего Мира

Тема: В афинских школах и гимнасиях

Класс: 5

Номер урока (№): 4

Цель:

Образовательная:

- познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях

- сформировать представление о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию интереса к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям.

- способствовать формированию ценности и значимости образования и знаний в жизни человека

Развивающая:

- совершенствовать аналитические навыки учащихся:

- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать

- Способствовать развитию коммуникативных навыков

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедиа презентация, раздаточный материал, доска, учебник Всеобщая История. История Древнего мира: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 2-ое издание. – М.: Просвещение, 2013.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учеников. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Учащиеся приветствуют учителя. Староста класса называет присутствующих и отсутствующих.

2. Опрос домашнего задания

(Фронтальный устный опрос + индивидуальный письменный)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. А те, кто пишет карточки, в это время заполняют их и в опросе не участвуют

Предполагаемые ответы:

1. Керамик, Акрополь, Агора

2. Керамик – это район гончарных мастерских, Акрополь – это район, где находятся, различные храмы, Агора – это рыночная площадь

3. Они были узкими и неосвещенными. Там производили, амфоры и пифосы, а также чернофигурные и краснофигурные вазы.

4. На Агоре разговаривали, делали покупки, узнавали свежие новости. Туда могли ходить только мужчины.

5. За порядком следил Совет пятисот, им подчинялись смотрители и рыночная стража

6. Парфенон, Эрехтейон, храм Ники, скульптура Афины скульптора Фидия.

Учитель раздает 3 учащимся карточки, а остальных опрашивает.

Вопросы к учащимся:

1. Какие три района города мы с вами изучали на прошлом уроке?

2. И что же это за районы?

3. Как выглядели улицы в районе гончарных мастерских? Какую продукцию там производили?

4. Что делали на Агоре? И все ли могли туда ходить?

5. Кто следил за порядком на Агоре?

6. Помните ли вы храмы, находящиеся на Акрополе?

3. Переход к изучению нового материала.

На доске написан эпиграф:

Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ. (Платон древнегреческий философ)

Учитель его зачитывает  

Предполагаемый ответ:

Это высказывание про обучение, а значит урок у нас будет про греческую школу.

Учащиеся смотрят на доску.

Вопрос к учащимся: А как вы думаете, глядя на этот эпиграф, какова тема нашего с вами урока сегодня?

4. Изучение нового материала

Слово учителя: Правильно ребята, наш с вами урок будет называться: «В афинских школах и гимнасиях» (Слайд № 1)

Слово учителя: Сегодня мы с вами должны будем узнать, кто же раньше был педагогом, побывать в афинской школе, посетить палестру и афинскую гимназию. (Слайд № 2)

Итак, сейчас мы с вами все – таки поговорим кто же был учителем в то время. Вы внимательно слушаете, а после мы с вами поговорим. Далее следует рассказ учителя (Приложение № 1). (Слайд № 4)

Предполагаемые ответы:

1. Педагог – это состарившийся, или искалеченный раб, непригодный для физической работы.

2. Это учитель, тот кто нас учит

3. Учителя учат нас только в школе, они не носят наши вещи, не находятся с нами 24 часа в сутки, они не имеют права применять физические наказания, те, люди, которые хотели им быть.

Слово учителя: В Греции, как и у нас с вами много разных типов учебных заведений.

Предполагаемы е ответы: школа, университет, техникум.

Слово учителя: Сейчас мы с вами ребята, отправимся в школу.

Слайд № 5, 6. Учитель читает по нему и дает свои комментарии, поясняет, некоторые названия, например, говори, что арифметика, это та же самая математика.

Учащиеся открывают учебник на 183 странице и читают жалобу раздраженной матери, и отвечают на вопросы после прочтения.

Предполагаемый ответ: девочки не учились в школе, они получали знания от матерей. Раньше платили за обучение, использовали физические наказания. Обучение было платным. В школе  для письма,  использовали  специальные дощечки, покрытые воском. И специальные палочки, не писали ручкой.  Не все дети,  добросовестно относились к учёбе в школе.

Учитель комментирует определение – стиль, обращая внимание на доску.  (Стиль – металлическая или костяная палочка с острым концом)

Слово учителя: Мальчика с 12 лет могли продолжать образование и посещали еще 1 школу – школу борьбы - палестру. (гимнастическую).  Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином.  (Слайд №7)

Учитель, обращает внимание учащихся на доску, комментирует определение.

Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса(Слайд №8)

Слово учителя: а теперь давайте отдохнем и сделаем зарядку, которую делали греки.

Раз - подняться, потянуться,
 Два - нагнуться, разогнуться,
 Три - в ладоши три хлопка,
 Головою три кивка.
 На четыре - руки шире,
 Пять - руками помахать,
 Шесть - на место тихо сесть.

Слово учителя: Теперь наш с вами путь лежит в афинские гимнасии. Давайте откроем учебник на странице 184 и прочитаем пункт 4 параграфа, а затем ответим на вопросы

Предполагаемые ответы:

1. Школа для взрослых

2. Все взрослые афиняне, желающие продолжать образование.

3. Красноречию

Учащиеся читаю, то что написано на слайде № 8.

Учащиеся открывают тетради, и записывают в них, число, классная работа и тему урока

Учащиеся слушаю учителя

Учащиеся слушают рассказ учителя

После рассказа учащиеся отвечают на вопросы.

Вопросы для учащихся:

1. Кто же такой – педагог?

2. Кого сегодня называют педагогами?

3. А давайте с вами подумаем в чем же сходство между греческим педагогом и педагогом сейчас?

Вопрос к учащимся: А какие учебные заведения вы знаете?

Учащиеся слушают учителя и смотрят на слайды.

Задание к учащимся: Открываем учебники на 183 странице и читаем жалобу раздраженной матери и отвечаем на вопросы.

Вопрос к учащимся:  Что нового о древнегреческой школе,  вы узнали из этого сообщения?  Из этой жалобы ясно кто мог учиться в школе? И девочки тоже? Есть ли отличия от современной школы?

Учащиеся записывают определение с доски к себе в тетрадь.

Учащиеся слушают учителя и смотрят на слайд.

Учащиеся записывают определение в тетрадь, с доски

Учащиеся смотрят на слайд, и слушают комментарии учителя.

Учащиеся выполняют небольшую зарядку (комплекс спортивных упражнений)

Задание учащимся: открыть учебник на стр. 184 и прочитать 4 пункт параграфа

Вопросы к учащимся:

1. Что такое гимнасий?

2. Кто мог их посещать?

3. Чему учились в гимнасиях?

Задание учащимся: Учитель показывает слайд № 8 и просит учащихся прочитать, что там написано.

5. Закрепление

Учащиеся смотрят на доску и называют лишнее слово

Предполагаемый ответ:

Это автоматическая ручка,т. к. писали стилем на специальных дощечках.

Предполагаемы ответы: знак “+ ” – школа, праздник, стиль, арифметика, урок; знак “-” – бумага, хор, авторучка, история, театр, полис

Учитель зачитывает текст по предложению и учащиеся называют ошибки, допущенные в этом предложении.

Слово учителя: А теперь давайте подумаем чем же отличается образование в Спарте от образования в Афинах?

Предполагаемый ответ: в Афинах, человека стремились развивать не только физически, а также и духовно, и грамоте, т. е. стремились воспитать человека как всесторонне развитую личность. А в Спарте воспитывались только воины.

Слово учителя: А теперь давайте посмотрим, все ли понятия нашего сегодняшнего урока мы с вами разобрали и записали в тетрадь.

Учитель проверяет, сверяют ли учащиеся определения и комментирует их. (Слайд № 9)

Учитель обращает внимание на доску, где написана цепочка из 3 слов и просит учащихся убрать лишнее:

Логическая цепочка.

а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка;

Задание учащимся: отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся

Цепочка: Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;

Задание учащимся: Текст с ошибками. Исправить ошибки. ( Приложение № 2)

Задание учащимся: ответить на вопрос чем образование в Спарте, отличается от образования в Афинах.

Задание учащимся: Сверить записанные у себя в тетради определения с теми, что появляются на слайде

6. Рефлексия

(Прием – «Комплимент»)

Учитель предлагает детям поблагодарить того, кого они считают нужным за урок, сказать ему спасибо, или что-то приятное.

Учащиеся говорят друг другу «спасибо» и говорят комплименты

7. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание:  параграф 38, учить, ответы на вопросы после параграфа и творческое задание: написать письмо другу, ученика древнегреческой школы.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

\

Приложение № 1

Рассказ учителя

Педагог – в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка». В классический период это был домашний раб, который ежедневно сопровождал ребёнка в школу и следил за ним дома. В связи с этими постоянными обязанностями педагог становился воспитателем и оказывал большое влияние на формирование личности ребёнка.

Обычно это был раб, который ни на что другое не годен, - состарившийся или искалеченный. Не случайно афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!» Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, на площадку для спортивной борьбы, на какой-нибудь праздник, но шёл позади него, неся книги и таблицы или его музыкальные инструменты. На улице он следил за тем, чтобы мальчик ни с кем не говорил, шёл, опустив глаза и уступая дорогу взрослым. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам – нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться, нельзя класть ногу на ногу, чесаться следует незаметно, за столом полагается ничего не брать самому и не просить, если в комнату входят старшие, надо встать. Педагог должен быть суров: розга – основной метод его воспитания.

Приложение № 2

Текст с ошибками

Задание: прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в тексте

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В афинских школах и гимнасиях

Слайд 2

План урока Рабы – педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. В афинских гимнасиях.

Слайд 3

Задание на урок : Подумайте, чем отличается образование в Афинах от образования в Спарте?

Слайд 4

1. Рабы - педагоги До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. В семь лет ребенка пере- давали педагогу. Он водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлеж- ности и музыкальные инструменты. А дома обу- чал хорошим манерам.

Слайд 5

2. Занятия в школе Изучаемые предметы Письмо чтение счёт рисование пение игра на музыкальных инструментах

Слайд 6

В школе прививали любовь к стихам. Многие гордились тем, что выучили наизусть «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

Слайд 7

3. Посещение палестры С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу - палестру. Здесь они занима- лись гимнастикой, борьбой , бегом, прыжками,метанием копья и диска.

Слайд 8

В палестрах стояли статуи атлетов рабо- ты великих мастеров, таких как Мирон и Поликлет.

Слайд 9

4. В афинских гимнасиях Взрослые афиняне, желавшие продол- жить занятия гимнас- тикой и пополнить свои знания посеща- ли гимнасии. Которые располагались за горо- дом (руины гимнасия в Олимпии)

Слайд 10

Словарик Педагог – сопровождающий ребенка в школу. Палестра – школа для занятий гимнас- тикой. Гимнасий – школа для взрослых. Стиль – металлическая или костяная палочка для письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

Урок-путешествие с элементами ролевой игры....

В афинских школах. Урок-исследование в 5 классе

Урок-исследование "В Афинских школах" позволяет на основе документов провести урок в необычной форме. Презентация поможет в этом....

Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"

Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...

Урок по истории в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"

Тема  урока:" В афинских школах и гимназиях" Цели урока: познакомить учащихся с системой образо­вания в Афинах; Аргументировать клад древнегреческих уче­ных в копилку мировых на...

В Афинских школах и гимназиях

архив содержит план-конспект урока по истории в 5 классе по требованиям ФГОС, а также презентацию к нему...

Открытый урок в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"

На уроке ученики познакомятся с системой обучения в Древней Греции, проведут сравнение с современной школой....

Кроссворд по теме: «Афинская школа, гимансия. Афинский театр»

Кроссворд по теме: " Афинская школа, гимнасия. Афинский театр" подходит для проверки обучающихся 5 класса по 2-м темам истории Древнего Мира. Работа рассчитала на 13-15 минут....