"В афинских школах и гимназиях"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Конспект урока по Истории Древнего Мира в 5 классе на тему "В афинских школах и гимназиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 69 КБ |
презентация к уроку | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Истории Древнего Мира
Тема: В афинских школах и гимнасиях
Класс: 5
Номер урока (№): 4
Цель:
Образовательная:
- познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях
- сформировать представление о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию интереса к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям.
- способствовать формированию ценности и значимости образования и знаний в жизни человека
Развивающая:
- совершенствовать аналитические навыки учащихся:
- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать
- Способствовать развитию коммуникативных навыков
Тип урока: комбинированный
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедиа презентация, раздаточный материал, доска, учебник Всеобщая История. История Древнего мира: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 2-ое издание. – М.: Просвещение, 2013.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Активизация познавательной деятельности учащихся |
1. Орг. момент | Учитель приветствует учеников. Проверяет присутствующих и отсутствующих. | Учащиеся приветствуют учителя. Староста класса называет присутствующих и отсутствующих. |
2. Опрос домашнего задания (Фронтальный устный опрос + индивидуальный письменный) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. А те, кто пишет карточки, в это время заполняют их и в опросе не участвуют Предполагаемые ответы: 1. Керамик, Акрополь, Агора 2. Керамик – это район гончарных мастерских, Акрополь – это район, где находятся, различные храмы, Агора – это рыночная площадь 3. Они были узкими и неосвещенными. Там производили, амфоры и пифосы, а также чернофигурные и краснофигурные вазы. 4. На Агоре разговаривали, делали покупки, узнавали свежие новости. Туда могли ходить только мужчины. 5. За порядком следил Совет пятисот, им подчинялись смотрители и рыночная стража 6. Парфенон, Эрехтейон, храм Ники, скульптура Афины скульптора Фидия. | Учитель раздает 3 учащимся карточки, а остальных опрашивает. Вопросы к учащимся: 1. Какие три района города мы с вами изучали на прошлом уроке? 2. И что же это за районы? 3. Как выглядели улицы в районе гончарных мастерских? Какую продукцию там производили? 4. Что делали на Агоре? И все ли могли туда ходить? 5. Кто следил за порядком на Агоре? 6. Помните ли вы храмы, находящиеся на Акрополе? |
3. Переход к изучению нового материала. | На доске написан эпиграф: Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ. (Платон древнегреческий философ) Учитель его зачитывает Предполагаемый ответ: Это высказывание про обучение, а значит урок у нас будет про греческую школу. | Учащиеся смотрят на доску. Вопрос к учащимся: А как вы думаете, глядя на этот эпиграф, какова тема нашего с вами урока сегодня? |
4. Изучение нового материала | Слово учителя: Правильно ребята, наш с вами урок будет называться: «В афинских школах и гимнасиях» (Слайд № 1) Слово учителя: Сегодня мы с вами должны будем узнать, кто же раньше был педагогом, побывать в афинской школе, посетить палестру и афинскую гимназию. (Слайд № 2) Итак, сейчас мы с вами все – таки поговорим кто же был учителем в то время. Вы внимательно слушаете, а после мы с вами поговорим. Далее следует рассказ учителя (Приложение № 1). (Слайд № 4) Предполагаемые ответы: 1. Педагог – это состарившийся, или искалеченный раб, непригодный для физической работы. 2. Это учитель, тот кто нас учит 3. Учителя учат нас только в школе, они не носят наши вещи, не находятся с нами 24 часа в сутки, они не имеют права применять физические наказания, те, люди, которые хотели им быть. Слово учителя: В Греции, как и у нас с вами много разных типов учебных заведений. Предполагаемы е ответы: школа, университет, техникум. Слово учителя: Сейчас мы с вами ребята, отправимся в школу. Слайд № 5, 6. Учитель читает по нему и дает свои комментарии, поясняет, некоторые названия, например, говори, что арифметика, это та же самая математика. Учащиеся открывают учебник на 183 странице и читают жалобу раздраженной матери, и отвечают на вопросы после прочтения. Предполагаемый ответ: девочки не учились в школе, они получали знания от матерей. Раньше платили за обучение, использовали физические наказания. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. И специальные палочки, не писали ручкой. Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе. Учитель комментирует определение – стиль, обращая внимание на доску. (Стиль – металлическая или костяная палочка с острым концом) Слово учителя: Мальчика с 12 лет могли продолжать образование и посещали еще 1 школу – школу борьбы - палестру. (гимнастическую). Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. (Слайд №7) Учитель, обращает внимание учащихся на доску, комментирует определение. Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса(Слайд №8) Слово учителя: а теперь давайте отдохнем и сделаем зарядку, которую делали греки. Раз - подняться, потянуться, Слово учителя: Теперь наш с вами путь лежит в афинские гимнасии. Давайте откроем учебник на странице 184 и прочитаем пункт 4 параграфа, а затем ответим на вопросы Предполагаемые ответы: 1. Школа для взрослых 2. Все взрослые афиняне, желающие продолжать образование. 3. Красноречию Учащиеся читаю, то что написано на слайде № 8. | Учащиеся открывают тетради, и записывают в них, число, классная работа и тему урока Учащиеся слушаю учителя Учащиеся слушают рассказ учителя После рассказа учащиеся отвечают на вопросы. Вопросы для учащихся: 1. Кто же такой – педагог? 2. Кого сегодня называют педагогами? 3. А давайте с вами подумаем в чем же сходство между греческим педагогом и педагогом сейчас? Вопрос к учащимся: А какие учебные заведения вы знаете? Учащиеся слушают учителя и смотрят на слайды. Задание к учащимся: Открываем учебники на 183 странице и читаем жалобу раздраженной матери и отвечаем на вопросы. Вопрос к учащимся: Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этого сообщения? Из этой жалобы ясно кто мог учиться в школе? И девочки тоже? Есть ли отличия от современной школы? Учащиеся записывают определение с доски к себе в тетрадь. Учащиеся слушают учителя и смотрят на слайд. Учащиеся записывают определение в тетрадь, с доски Учащиеся смотрят на слайд, и слушают комментарии учителя. Учащиеся выполняют небольшую зарядку (комплекс спортивных упражнений) Задание учащимся: открыть учебник на стр. 184 и прочитать 4 пункт параграфа Вопросы к учащимся: 1. Что такое гимнасий? 2. Кто мог их посещать? 3. Чему учились в гимнасиях? Задание учащимся: Учитель показывает слайд № 8 и просит учащихся прочитать, что там написано. |
5. Закрепление | Учащиеся смотрят на доску и называют лишнее слово Предполагаемый ответ: Это автоматическая ручка,т. к. писали стилем на специальных дощечках. Предполагаемы ответы: знак “+ ” – школа, праздник, стиль, арифметика, урок; знак “-” – бумага, хор, авторучка, история, театр, полис Учитель зачитывает текст по предложению и учащиеся называют ошибки, допущенные в этом предложении. Слово учителя: А теперь давайте подумаем чем же отличается образование в Спарте от образования в Афинах? Предполагаемый ответ: в Афинах, человека стремились развивать не только физически, а также и духовно, и грамоте, т. е. стремились воспитать человека как всесторонне развитую личность. А в Спарте воспитывались только воины. Слово учителя: А теперь давайте посмотрим, все ли понятия нашего сегодняшнего урока мы с вами разобрали и записали в тетрадь. Учитель проверяет, сверяют ли учащиеся определения и комментирует их. (Слайд № 9) | Учитель обращает внимание на доску, где написана цепочка из 3 слов и просит учащихся убрать лишнее: Логическая цепочка. а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка; Задание учащимся: отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся Цепочка: Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок; Задание учащимся: Текст с ошибками. Исправить ошибки. ( Приложение № 2) Задание учащимся: ответить на вопрос чем образование в Спарте, отличается от образования в Афинах. Задание учащимся: Сверить записанные у себя в тетради определения с теми, что появляются на слайде |
6. Рефлексия (Прием – «Комплимент») | Учитель предлагает детям поблагодарить того, кого они считают нужным за урок, сказать ему спасибо, или что-то приятное. | Учащиеся говорят друг другу «спасибо» и говорят комплименты |
7. Домашнее задание | Учитель дает домашнее задание: параграф 38, учить, ответы на вопросы после параграфа и творческое задание: написать письмо другу, ученика древнегреческой школы. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники |
\
Приложение № 1
Рассказ учителя
Педагог – в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребёнка». В классический период это был домашний раб, который ежедневно сопровождал ребёнка в школу и следил за ним дома. В связи с этими постоянными обязанностями педагог становился воспитателем и оказывал большое влияние на формирование личности ребёнка.
Обычно это был раб, который ни на что другое не годен, - состарившийся или искалеченный. Не случайно афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!» Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, на площадку для спортивной борьбы, на какой-нибудь праздник, но шёл позади него, неся книги и таблицы или его музыкальные инструменты. На улице он следил за тем, чтобы мальчик ни с кем не говорил, шёл, опустив глаза и уступая дорогу взрослым. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам – нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться, нельзя класть ногу на ногу, чесаться следует незаметно, за столом полагается ничего не брать самому и не просить, если в комнату входят старшие, надо встать. Педагог должен быть суров: розга – основной метод его воспитания.
Приложение № 2
Текст с ошибками
Задание: прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в тексте
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Рабы – педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. В афинских гимнасиях.
Задание на урок : Подумайте, чем отличается образование в Афинах от образования в Спарте?
1. Рабы - педагоги До семи лет мальчики из богатых семей, ничем кроме игр не занимались. В семь лет ребенка пере- давали педагогу. Он водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлеж- ности и музыкальные инструменты. А дома обу- чал хорошим манерам.
2. Занятия в школе Изучаемые предметы Письмо чтение счёт рисование пение игра на музыкальных инструментах
В школе прививали любовь к стихам. Многие гордились тем, что выучили наизусть «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.
3. Посещение палестры С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу - палестру. Здесь они занима- лись гимнастикой, борьбой , бегом, прыжками,метанием копья и диска.
В палестрах стояли статуи атлетов рабо- ты великих мастеров, таких как Мирон и Поликлет.
4. В афинских гимнасиях Взрослые афиняне, желавшие продол- жить занятия гимнас- тикой и пополнить свои знания посеща- ли гимнасии. Которые располагались за горо- дом (руины гимнасия в Олимпии)
Словарик Педагог – сопровождающий ребенка в школу. Палестра – школа для занятий гимнас- тикой. Гимнасий – школа для взрослых. Стиль – металлическая или костяная палочка для письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"
Урок-путешествие с элементами ролевой игры....
В афинских школах. Урок-исследование в 5 классе
Урок-исследование "В Афинских школах" позволяет на основе документов провести урок в необычной форме. Презентация поможет в этом....
Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"
Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...
Урок по истории в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"
Тема урока:" В афинских школах и гимназиях" Цели урока: познакомить учащихся с системой образования в Афинах; Аргументировать клад древнегреческих ученых в копилку мировых на...
В Афинских школах и гимназиях
архив содержит план-конспект урока по истории в 5 классе по требованиям ФГОС, а также презентацию к нему...
Открытый урок в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"
На уроке ученики познакомятся с системой обучения в Древней Греции, проведут сравнение с современной школой....
Кроссворд по теме: «Афинская школа, гимансия. Афинский театр»
Кроссворд по теме: " Афинская школа, гимнасия. Афинский театр" подходит для проверки обучающихся 5 класса по 2-м темам истории Древнего Мира. Работа рассчитала на 13-15 минут....