Разработка урока истории. Признаки первобытно-общинного строя, неолитическая революция
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Урок истории в 10 классе
УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015
Тема: Предыстория: признаки первобытно-общинного строя, неолитическая революция
Используемая педагогическая технология: развитие критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 259.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории
Учитель: Иващенко Л.Е.
Класс: 10
УМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015
Тема: Предыстория: признаки первобытно-общинного строя, неолитическая революция
Используемая педагогическая технология: развитие критического мышления
Цель урока: узнать гипотезы происхождения человека, факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы, направления эволюции человеческого рода.
Духовно-нравственный компонент урока: осознание важности изучения предыстории, проблемы «откуда мы взялись».
Ключевые термины:
Историческая память, исторический процесс, цивилизационные теории, антропология, теория модернизации, предыстория, первобытность, неолитическая революция
Наглядный материал:
Ч.Дарвин: эволюционная теория Находки человеческих останков Homo habilis 2 млн. л. назад Homo erectus 700 тыс. л. назад Homo sapiens 100 тыс. л. назад К.Маркс: Труд сделал из обезьяны человека – теория модернизации Находки каменных орудий Палеолит 2 млн. л. – 12 тыс. л. назад Мезолит 12 тыс. л. – 7 тыс. л. назад --неолитическая революция -- Неолит 7 тыс. л.- 3 тыс. л. назад |
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Актуализация знаний | Предлагает обучающимся сформулировать ключевые тезисы теории эволюции с опорой на обществоведческие и естественнонаучные знания. Предлагает обучающимся назвать основные биологические признаки человека. Фиксирует признаки на доске | Выдвигают предположения, корректируют высказывания друг друга, фиксируют тезисы теории эволюции в тетрадях. Могут быть приведены следующие положения в разных формулировках (см. прил. 1) Называют основные признаки человека как вида: прямохождение, развитый головной мозг, развитая кисть, речь |
Проблематизация | Знакомит обучающихся с фрагментом работы Ч.Дарвина, основоположника эволюционной теории (см. прил.2). Предлагает ответить на вопрос, озвученный Ч.Дарвином, используя учебные знания и личный опыт. Провоцирует обучающихся на дискуссию. | Читают текст, анализируют его содержание. Дают аргументированный ответ на главный вопрос отрывка в тетради. По желанию озвучивают свои записи. Допустима корректная критика аргументов других обучающихся. |
Теоретическая часть | Демонстрирует обучающимся изображения (верхний ряд приложение 3). Предлагает обучающимся ответить на вопрос: какое из изображений отражает более высокую ступень эволюции человек и почему? Указывает на связь предположений обучающихся и исторического знания. Демонстрирует обучающимся археологические находки (нижний ряд приложение 3), которые позволили художникам сложить образы первобытного человека. | Дают аргументированный ответ на вопрос учителя. Сопоставляют свои ответы с понятием «исторический процесс». |
Рефлексия | Предлагает обучающимся самостоятельно в тетради изложить ключевую идею урока. | Формулируют и фикисируют в тетради изученное на уроке |
Домашнее задание: прочитать материал §§1,2 ИЛИ найти ошибки в изречении «Историки доказали, что человек произошел от обезьяны» ИЛИ составить терминологический словарь по теме «Предыстория» в тетради.
Приложение 1. Ключевые тезисы теории эволюции Ч.Дарвина
1. Биологические виды представляют собой совокупность биологических признаков. Эти признаки могут приобретаться и утрачиваться со временем
2. Если бы живые организмы не истреблялись, они заселили бы всю планету, но разные виды конкурируют друг с другом за ограниченное количество ресурсов
3. В борьбе за ресурсы побеждают самые приспособленные особи, имеющие признаки, оказавшиеся адаптивными к конкретной среде обитания
4. Естественный отбор представляет собой процесс выживания и преимущественного размножения приспособленных представителей популяции
5. Применительно к отдельным изолированным разновидностям в различных условиях жизни, естественный отбор приводит к расхождению их признаков и, в итоге, к образованию нового вида.
Приложение 2
Был ли первобытный человек достоин носить это имя в то время, когда ему были известны лишь немногие самые грубые ремёсла и когда его речь была крайне несовершенной, зависит от определения, которое мы даем этому слову. В ряду форм, нечувствительно переходящих одна в другую от какого-либо обезьянообразного существа до человека в его современном состоянии, было бы невозможно точно указать, которой именно из этих форм следует впервые дать наименование “человека”.
Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. [Электронный ресурс] URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/DARWIN/DESCENT/RACE.HTM
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".
Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

Урок истории в 11 классе Тема: Февральская революция – воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?
Урок изучения нового материала по теме "Февральская революция" построен с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Учащиеся сами ставят цель урока. С...

урок по окружающему миру на тему " Неолитическая революция." 6 класс
познакомить школьников с понятием " неолитическая революция";сформировать новое понятие "селекция растений", "селекция животных";вместе с учащимися установить результаты и последствия неолитической ре...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису.. Правительс...

Рабочий лист урока истории по теме «Парламент против короля. Революция в Англии», 7 класс
Рабочий лист урока для самостоятельного изучения материалов параграфа...

Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»
Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения....

Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме:"Английская революция"
Данная методическая разработка урока истории в 7 классе по теме:"Английская революция" содержит конспект урока и презентацию....