Рабочая программа курса "История ХХ века в лицах" 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Элективный курс по истории для учащихся 9 класса (17 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по истории 9 класс | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История ХХ века в лицах.
Рабочая программа элективного курса «История ХХ века в лицах» составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования на базовом уровне (приказ МО РФ ОТ 5 марта 2004 года № 1089)
- Примерная программа основного общего образования, допущенная Департаментом общеобразовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ 2004г
- Учебного плана МБОУ «Кочуновская ООШ»».
Программа составлена на основе авторских программ: Р.Г. Мананковой «История Отечества XX века – глазами очевидцев» и С.Н. Чермошенцевой «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи».
Цели:
- Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;
- Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
- Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определённых этапах её развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи:
- Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, формированию исследовательской компетенции.
- Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, а также приемов организации своей исследовательской деятельности и представления ее результатов.
- Способствовать формированию и развитию умения формулировать цели и задачи исследования, делать обобщения и выводы исходя из поставленных целей и задач на основе собранного исторического материала.
- Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
- Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
- формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.
Актуальность:
Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний учащихся по истории России, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.
Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:
Программа элективного курса «История ХХ века в лицах» ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. В рамках данного курса рассматриваются актуальные проблемы развития России на протяжении всего 20 века. Программа предполагает изучение программных вопросов на проблемном уровне, изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества XX века. Ориентация на проблемное изложение, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).
Программа курса «История XX века в лицах» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России. Курс ориентирует учащихся на социально-гуманитарный социально-экономический профиль обучения в дальнейшем. Вместе с тем содержание курса может представлять познавательный интерес и для учащихся, выбирающих другие профили обучения. Кроме того, курс поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по истории, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания.
Элективный курс «История России в лицах» рассчитан на 17 часов изучения в 9 классе, предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей России ХХ века. Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
- анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
- обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
- представление результатов своей исследовательской деятельности в виде выступлений на семинарах и конференциях различного уровня, написания эссе, создания презентаций;
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Реализация практической части элективного курса направлена на формирование и совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный курс способствует формированию как общеучебных умений и навыков, а также предметных и метапредметных компетенций.
Межпредметные связи.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Русский язык и литература» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Программа должна быть реализована в три этапа. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций, сообщений по курсу. Второй этап носит практический характер, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные»; научить отбирать интересный материал по определённой тематике, представленной в учебной программе для разработки проекта, написания эссе. Третий этап предполагает индивидуальную работу с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.
В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей они будут изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащиеся будут готовить отчётную работу.
Формы и методы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждение документов;
- беседы, семинары, практические работы, «мозговой штурм»;
- подготовка и защита проектов.
анализ исторической литературы и исторических источников,
эвристическая беседа, дискуссия (дебаты),
Измерители уровня подготовки учащихся:
- проблемные задания;
- исторические диктанты;
- обобщающие вопросы и задания;
- тесты;
- подготовка к участию в научно-практической конференции, конкурсах, олимпиадах;
- составление сравнительных таблиц, написание эссе по биографии какого-то исторического деятеля 20 века;
- презентации творческих работ.
Основные формы отчетности:
1.тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий, исследования-миниатюры),
2.творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты «Кто есть кто?», исследовательские работы и проекты, рефераты).
Изучение школьниками элективного курса «История XX века в лицах» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций:
Учебно-познавательная:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Информационная:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
- умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.
Гражданская:
- умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей.
Социально - коммуникативная:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
Основные знания:
углубленные знания по курсу истории России 20 века;
- знания основных событий, исторических личностей;
- умение соотносить деятельность исторических личностей, образы разных периодов и современное российское общество;
- умение разбираться в типологии лидерства, при ответе на вопрос: «Какими качествами должен обладать лидер?»;
- умение ребят осмысливать, оценивать и сравнивать прочитанное в разных источниках; разные подходы и точки зрения на любой исторический факт;
- знание правил ведения учебной дискуссии;
- умение составлять синхронистические и типологические таблицы;
- умение проводить причинно-следственные связи исторических событий.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;
возможность создания и демонстрации электронных презентаций;
наличие раздаточного материала (тексты исторических документов)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- предпосылки и причины изучаемых событий;
- основное содержание этих событий;
- альтернативы их развития;
- оценить роль личности и роль народа в развитии исторического процесса.
Основные умения и навыки:
- анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определённых аспектов истории России;
- владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
- работать с научно-популярной и справочной литературой (составление таблиц, схем и т. д.);
- владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
- сравнивать исторические события и исторических деятелей;
- анализировать и сопоставлять факты; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам XX века;
- выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий XX века;
- определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности.
Тематический план
Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции | Практикум | Семинар | |||
Введение. Роль личности истории. | 1 | 1 | Фронтальная беседа. Эссе. | ||
Россия в начале XX века. Николай II – Кровавый? | 1 | 1 | Аналитическая беседа. | ||
«Реформаторы начала 20 века – С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирский, П.А. Столыпин. Трагедия одиночества». | 1 | 1 | «Круглый стол». Составление типологической таблицы «Основные реформы 20 века». | ||
Александр Керенский: политик, оратор, артист. | 1 | 1 | Участие в семинаре. | ||
Ленин – портрет революционера. | 1 | 1 | Реферат. Урок – дискуссия. | ||
Гражданская война и ее «виновники». | 2 | 1 | 1 | Групповая работа. Сообщения. Эссе. | |
Сталин - портрет тирана. Сталинские репрессии, лагеря и тюрьмы. | 2 | 1 | 1 | Урок-суд. «Круглый стол». Составление текстов для хрестоматии по данной теме. | |
СССР во Второй мировой войне. Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 1 | 1 | Урок – исследование. Эссе. | ||
«Оттепель». Хрущёв – портрет разоблачителя. | 1 | 1 | Урок – обсуждение и сравнения. Реферат. | ||
«Застой» - глазами очевидцев и современников. Брежнев – портрет «застойного» генсека. | 1 | 1 | Урок – обсуждение и сравнения. «Круглый стол». | ||
Эпоха перемен. Горбачев и Ельцин. | 2 | 1 | 1 | Групповая работа. Составление типологической таблицы «Реформы 80 – 90-х гг. 20 века». | |
Путин и Медведев – президенты новой формации. | 1 | 1 | Урок – исследование. Дебаты. | ||
На службе Отечеству: учёные и деятели культуры XX века. | 1 | 1 | Сообщения. Составление типологической таблицы «Учёные 20 века». | ||
Выдающиеся современники: видные политические деятели, представители науки и культуры. Обобщение материала по всему курсу. | 1 | 1 | Защита рефератов, проектов. Составление таблицы «Современники». | ||
Итого | 17 | 4 | 6 | 7 |
Содержание программы курса
Введение (1 час)
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе.
Николай II (1 час)
Россия в начале XX века. Последний монарх династии Романовых. Николай II: человек и правитель. Роль Григория Распутина. Военные поражения. Революционные потрясения. Последние дни Романовых.
Российское реформаторство (1 час)
Что такое реформа? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформ «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
Революция и гражданская война 1917-1922 гг. (4 часа)
От Февраля к Октябрю. Два штаба, два враждебных лагеря. Популизм А.Ф. Керенского. В.И. Ленин – портрет пролетарского вождя. «Мы пойдем другим путем». Стеклянный саркофаг. Гражданская война и её участники. Белый и красный террор. Портреты Колчака, Деникина, Врангеля, Фрунзе, Тухачевского, Буденного. Причины поражения белых.
Трагедия 30-х годов (2 часа)
«Коба» - портрет тирана. Сталин – на вершине власти. «Кремлёвский отшельник». Великое прощание. Сталинские репрессии. Круги ада. Страшная 58-я. Архипелаг ГУЛАГ. Голод 30-х.
Великая Отечественная война. Великие полководцы (1 час)
СССР перед войной «Красная армия всех сильней». Трагизм и героизм начального этапа. Оружие победы: самый массовый автомат, лучший танк войны и др. Коренной перелом. Военные операции: «Уран», «Зимняя гроза», «Кольцо», «Цитадель», «Преднамеренная оборона», «Восточный вал». Нюрнбергский процесс.
Советский Союз в 1946-1991 гг. (3 часа) + Эпоха перемен (1992 – 1999 гг.) – (1 час)
«Холодная война». «Оттепель» - глазами очевидцев и современников. Хрущев – разоблачитель Сталина. Освоение целины. «Кукурузная эпопея». Карибский кризис. Падение с Олимпа. Пенсионер союзного значения.
«Застой». Брежнев – от гимназиста до генерального секретаря. Любитель поэзии и охоты. Болезнь и смерть.
Перестройка. Новое мышление. Гласность. Первый и последний президент СССР. Судьба реформатора.
«Шоковая терапия». Дефолт. Жаркая осень 1993. Осада Белого дома. Кровавое противостояние.
Ельцин – портрет эпохи распада СССР и рождения новой России.
Россия на рубеже XX – XXI вв. (1 час)
Новое место России в мире. Чеченская война. Размах терроризма в стране. Политические, экономические и социальные реформы. Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.
Достижения науки и культуры XX века (1 час)
Серебряный век. Социалистический реализм. Власть и наука. СССР – ядерная держава. Прорыв в космос. Советский и российский спорт. Кинематограф. Музыка и изобразительное искусство.
Итоговое занятие: История в лицах – выдающиеся современники (1 час)
Защита рефератов, проектов.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Список литературы для учителя:
- Манько А.В. Выдающиеся деятели XX века. Школьная пресса. Москва, 2004.
- Веко А.В. История России с древнейших времён до наших дней. Издательство «Современный литератор». Минск, 2001.
- Россия и мир. Часть 1 и 2. Издательство «Владос». Москва, 1994.
- История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Издательство политической литературы. Москва, 1991.
- Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории (XIX век). Издательство «Сфера». Москва, 2000.
- Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами её руководителей. Москва, 1991.
- Суровая драма народа. Издательство политической литературы. Москва,1989.
- Деникин А.И. Путь русского офицера. Издательство «Современник». Москва, 1991.
- Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
- История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах / сост. Г.А. Сушко, - Волгоград: Учитель, 2010.
- История: внеклассные мероприятия. 5 - 11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол» / авт.-сост. Н.В. Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История. 8 – 9 классы. Внеклассная работа. Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- История России на рубеже XIX – XX веков. 9 класс: элективные курсы / сост. Н.И. Чеботарёва. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10 – 11-х классов. – М.: Глобус, 2007.
Список литературы для учащихся:
- Энциклопедия Аванта + История России, в 3-х частях. М., 2002.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. М.: Олма – Пресс Образование, 2003.
- Энциклопедия «Кто есть кто в мире». М., 2004.
- История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва, - Волгоград: Учитель, 2004.
Материально-техническое обеспечение курса
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре УМК «Начальная школа «21 века» для 3 класса
Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоров...
Рабочая программа по истории России и средних веков в 6 классе
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца16 века и истории средних веков в 6 классе. Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, ...
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
Программа соответствует учебнику М.Ю.Брандта...
Рабочая программа по истории Средних веков в 6 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
Рабочая программа по всеобщей истории для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовател...
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
Программа курса истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить...
• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,
Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...