Рабочая программа курса "История ХХ века в лицах" 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Ледяйкина Василиса Георгиевна

Элективный курс по истории для учащихся 9 класса (17 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История ХХ века в лицах.

Рабочая программа элективного курса «История ХХ века в лицах»   составлена на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования на базовом уровне (приказ МО РФ ОТ 5 марта 2004 года № 1089)
  • Примерная программа основного общего образования, допущенная Департаментом общеобразовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ 2004г
  • Учебного  плана  МБОУ «Кочуновская ООШ»».

Программа составлена на основе авторских программ: Р.Г. Мананковой «История Отечества XX века – глазами очевидцев» и С.Н. Чермошенцевой «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи».

Цели:

  • Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей;
  • Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории;
  • Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определённых этапах её развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи:

  • Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, формированию исследовательской компетенции.
  • Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, а также приемов организации своей исследовательской деятельности и представления ее результатов.
  • Способствовать формированию и развитию умения формулировать цели и задачи исследования, делать обобщения и выводы исходя из поставленных целей и задач на основе собранного исторического материала.
  • Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
  • Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
  • формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода.

                                                             

     Актуальность:

   Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т. ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний учащихся по истории России, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т. п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

        Программа элективного курса «История ХХ века в лицах» ориентирована на расширение знаний учащихся  о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. В рамках данного курса рассматриваются актуальные проблемы развития России на протяжении всего 20 века. Программа предполагает изучение программных вопросов на проблемном уровне, изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества XX века. Ориентация на проблемное изложение, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения.  Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно).

Программа курса «История XX века в лицах» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России. Курс ориентирует учащихся на социально-гуманитарный социально-экономический профиль обучения в дальнейшем. Вместе с тем содержание курса может представлять познавательный интерес и для учащихся, выбирающих другие профили обучения. Кроме того, курс поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по истории, систематизировать  и углубить имеющиеся теоретические знания.

       Элективный курс «История России в лицах» рассчитан на 17 часов изучения в 9 классе, предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей России  ХХ века. Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.

 В процессе  обучения  учащиеся  приобретают   следующие   умения:

  • самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
  • анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
  • обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
  • представление результатов своей исследовательской деятельности в виде выступлений на семинарах и конференциях различного уровня, написания эссе,  создания презентаций;

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Реализация практической части элективного курса направлена на формирование и совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный курс способствует формированию как общеучебных умений и   навыков, а также предметных и метапредметных компетенций.

Межпредметные связи.

   Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

    Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Русский язык и литература» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Программа должна быть реализована в три этапа. Первый этап предполагает ознакомление с курсом, цикл лекций, сообщений по курсу. Второй этап носит практический характер, его главной целью является научить ребят составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Учёные»; научить отбирать интересный материал по определённой тематике, представленной в учебной программе для разработки проекта, написания эссе. Третий этап предполагает индивидуальную работу с учеником или группой ребят по каждому конкретному объекту изучения, и по видам отчетных работ учащихся.

В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей они будут изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащиеся будут готовить отчётную работу.

Формы и методы работы:

  • лекции с последующим опросом;
  • лекции с обсуждение документов;
  • беседы, семинары, практические работы, «мозговой штурм»;
  • подготовка и защита проектов.

анализ исторической литературы и исторических источников,

эвристическая беседа, дискуссия (дебаты),

Измерители уровня подготовки учащихся:

  • проблемные задания;
  • исторические диктанты;
  • обобщающие вопросы и задания;
  • тесты;
  • подготовка к участию в научно-практической конференции, конкурсах, олимпиадах;
  • составление сравнительных таблиц, написание эссе по биографии какого-то исторического деятеля 20 века;
  • презентации творческих работ.

Основные формы отчетности:

1.тетрадь  с  конспектами  и  заданиями (эссе, решение проблемных заданий, исследования-миниатюры),

2.творческие работы (электронные презентации, исторические  портреты, тексты «Кто есть кто?», исследовательские работы и проекты, рефераты).

Изучение школьниками элективного курса «История XX века в лицах» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетенций:

  Учебно-познавательная:

  • умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов;
  • умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Информационная:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
  • умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.

Гражданская:

  • умение формировать собственную  позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей.

Социально - коммуникативная:

  • умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
  • умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
  • умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.

Основные знания:

 углубленные знания по курсу истории России 20 века;

  • знания основных событий, исторических личностей;
  • умение соотносить деятельность исторических личностей, образы разных периодов и современное российское общество;
  • умение разбираться в типологии лидерства, при ответе на вопрос: «Какими качествами должен обладать лидер?»;
  • умение ребят осмысливать, оценивать и сравнивать прочитанное в разных источниках; разные подходы и точки зрения на любой исторический факт;
  • знание правил ведения учебной дискуссии;
  • умение составлять синхронистические и типологические таблицы;
  • умение проводить причинно-следственные связи исторических событий.

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;

возможность создания и демонстрации электронных презентаций;

наличие раздаточного материала (тексты исторических документов)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • предпосылки и причины изучаемых событий;
  • основное содержание этих событий;
  • альтернативы их развития;
  • оценить роль личности и роль народа в развитии исторического процесса.

Основные умения и навыки:

  • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся определённых аспектов истории России;
  • владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей;
  • работать с научно-популярной и справочной литературой (составление таблиц, схем и т. д.);
  • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
  • сравнивать исторические события и исторических деятелей;
  • анализировать и сопоставлять факты; аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам XX века;
  • выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий XX века;
  • определять собственную позицию по отношению к изучаемым вопросам и окружающей реальности.

Тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практикум

Семинар

Введение. Роль личности истории.

1

1

Фронтальная беседа. Эссе.

Россия в начале XX века. Николай II – Кровавый? 

1

1

Аналитическая беседа.

«Реформаторы начала 20 века – С.Ю. Витте, П.Д. Святополк-Мирский, П.А. Столыпин. Трагедия одиночества».

1

1

 «Круглый стол». Составление типологической таблицы «Основные реформы 20 века».

Александр Керенский: политик, оратор, артист.

1

1

Участие в семинаре.

Ленин – портрет революционера.

1

1

Реферат. Урок – дискуссия.

Гражданская война и ее «виновники».

2

1

1

Групповая работа. Сообщения. Эссе.

Сталин  - портрет тирана.

Сталинские репрессии, лагеря и тюрьмы.

2

1

1

Урок-суд. «Круглый стол». Составление текстов для хрестоматии по данной теме.

СССР во Второй мировой войне. Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1

1

Урок – исследование. Эссе.

«Оттепель».

Хрущёв – портрет разоблачителя.

1

1

Урок – обсуждение и сравнения. Реферат.

«Застой» - глазами очевидцев и современников.

Брежнев – портрет «застойного» генсека.

1

1

Урок – обсуждение и сравнения.

«Круглый стол».

Эпоха перемен.

Горбачев и Ельцин.

2

1

1

Групповая работа. Составление типологической таблицы «Реформы 80 – 90-х гг. 20 века».

Путин и Медведев – президенты новой формации.

1

1

Урок – исследование. Дебаты.

На службе Отечеству: учёные и деятели культуры XX века.

1

1

Сообщения. Составление типологической таблицы «Учёные 20 века».

Выдающиеся современники: видные политические деятели, представители науки и культуры.

Обобщение материала по всему курсу.

1

1

Защита рефератов, проектов. Составление таблицы «Современники».

Итого

17

4

6

7

Содержание программы курса

Введение (1 час)

Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе.

Николай II (1 час)

Россия в начале XX века. Последний монарх династии Романовых. Николай II: человек и правитель. Роль Григория Распутина. Военные поражения. Революционные потрясения. Последние дни Романовых.

Российское реформаторство (1 час)

Что такое реформа? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформ «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.

Революция и гражданская война 1917-1922 гг. (4 часа)

От Февраля к Октябрю. Два штаба, два враждебных лагеря. Популизм А.Ф. Керенского. В.И. Ленин – портрет пролетарского вождя. «Мы пойдем другим путем». Стеклянный саркофаг. Гражданская война и её участники. Белый и красный террор. Портреты Колчака, Деникина, Врангеля, Фрунзе, Тухачевского, Буденного. Причины поражения белых.

Трагедия 30-х годов (2 часа)

«Коба» - портрет тирана. Сталин – на вершине власти. «Кремлёвский отшельник». Великое прощание. Сталинские репрессии. Круги ада. Страшная 58-я. Архипелаг ГУЛАГ. Голод 30-х.

Великая Отечественная война. Великие полководцы (1 час)

СССР перед войной «Красная армия всех сильней». Трагизм и героизм начального этапа. Оружие победы: самый массовый автомат, лучший танк войны и др. Коренной перелом. Военные операции: «Уран», «Зимняя гроза», «Кольцо», «Цитадель», «Преднамеренная оборона», «Восточный вал». Нюрнбергский процесс.

Советский Союз в 1946-1991 гг. (3 часа) + Эпоха перемен (1992 – 1999 гг.) – (1 час)

«Холодная война». «Оттепель» - глазами очевидцев и современников. Хрущев – разоблачитель Сталина. Освоение целины. «Кукурузная эпопея». Карибский кризис. Падение с Олимпа. Пенсионер союзного значения.

«Застой». Брежнев – от гимназиста до генерального секретаря. Любитель поэзии и охоты. Болезнь и смерть.

Перестройка. Новое мышление. Гласность. Первый и последний президент СССР. Судьба реформатора.

«Шоковая терапия». Дефолт. Жаркая осень 1993. Осада Белого дома. Кровавое противостояние.

Ельцин – портрет эпохи распада СССР и рождения новой России.

Россия на рубеже XX – XXI вв. (1 час)

Новое место России в мире. Чеченская война. Размах терроризма в стране. Политические, экономические и социальные реформы. Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.

Достижения науки и культуры XX века (1 час)

Серебряный век. Социалистический реализм. Власть и наука. СССР – ядерная держава. Прорыв в космос. Советский и российский спорт. Кинематограф. Музыка и изобразительное искусство.

Итоговое занятие: История в лицах – выдающиеся современники (1 час)

Защита рефератов, проектов.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Список литературы для учителя:

  1. Манько А.В. Выдающиеся деятели XX века. Школьная пресса. Москва, 2004.
  2. Веко А.В. История России с древнейших времён до наших дней. Издательство «Современный литератор». Минск,  2001.
  3. Россия и мир. Часть 1 и 2. Издательство «Владос». Москва,  1994.
  4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Издательство политической литературы. Москва,  1991.
  5. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории (XIX век). Издательство «Сфера». Москва, 2000.
  6. Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами её руководителей. Москва, 1991.
  7. Суровая драма народа. Издательство политической литературы. Москва,1989.
  8. Деникин А.И. Путь русского офицера. Издательство «Современник». Москва, 1991.
  9. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2002.
  10. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах / сост. Г.А. Сушко, - Волгоград: Учитель, 2010.
  11. История: внеклассные мероприятия. 5 - 11 классы. Заочные путешествие и экскурсия, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол» / авт.-сост. Н.В. Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  12. История. 8 – 9 классы. Внеклассная работа.  Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  13. История России на рубеже XIX – XX веков. 9 класс: элективные курсы / сост. Н.И. Чеботарёва. – Волгоград: Учитель, 2007.
  14. Элективные курсы по истории России для профильного обучения учащихся 10 – 11-х классов. – М.: Глобус, 2007.

Список литературы для учащихся:

  1. Энциклопедия Аванта + История России, в 3-х частях. М., 2002.
  2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. М.: Олма – Пресс Образование, 2003.
  3. Энциклопедия «Кто есть кто в мире». М., 2004.
  4. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва, - Волгоград: Учитель, 2004.

Материально-техническое обеспечение курса

Интернет – ресурсы:

  1. http:// www.history.ru
  2. http:// www.historydok.edu.ru
  3. http://vschool.km.ru/repetitor.asp?subj=100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре УМК «Начальная школа «21 века» для 3 класса

Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоров...

Рабочая программа по истории России и средних веков в 6 классе

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца16 века и истории средних веков в 6 классе. Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, ...

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Программа соответствует учебнику М.Ю.Брандта...

Рабочая программа по истории Средних веков в 6 классах (Включая календарно-тематическое планирование)

Рабочая программа по всеобщей истории для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовател...

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Программа курса  истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...