Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Программа курса истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые вошли так или иначе в современную цивилизацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.rpsr_.veka_.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые вошли так или иначе в современную цивилизацию.
Цель изучения курса:
- освоение значимости периода Средневековья в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задача изучения курса:
- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации обучающихся в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;
- овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках;
- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов;
- развивать у учащихся способности выявлять общее и различия, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
- формирование способности применять усвоенные знания к условиям современной реальности и общения с разными людьми.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделять необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России и нашего края.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Планируемые предметные результаты освоения содержания курса истории Средних веков включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов Европы, Азии, Африки и Америки эпохи Средневековья как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории средних веков;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников данной эпохи.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (32 ч.)
Введение (1 ч)
Происхождение понятия «Средние века» (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
Раздел I. Раннее Средневековье (10 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч)
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования.
Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)
Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» (1 ч.)
Раздел II. Расцвет Средневековья (12 ч)
Тема 4. Феодальное общество (2 ч)
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Тема 5: Средневековый город. ( 2 ч)
Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. (2 ч)
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X–XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
Тема 7. Разные судьбы государств ( 3ч)
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.
Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в.
Тема 8. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (2 ч.)
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» (1ч.)
Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч.)
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч.)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.
Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Политика централизации Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фердинанда и Изабеллы.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. ( 2ч.)
Польша в XIV–XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
Раздел IV. Вдали от Европы (2 ч.)
Тема 11. Культура и государства Азии ( 1ч.)
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.
Тема 12. Культура и государства Африки и Америки (1 ч.).
Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.
Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре» (1 ч)
Итоговое повторение (1 ч).
IV. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Перечень разделов, тем | Количество часов | Разбивка часов по видам занятий | ||||
Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи | Практические виды деятельности | |||||
Практи кумы | Проекты | Творчес кие работы | Контро льные работы | |||
Введение | 1 | 1 | ||||
Раздел I. Раннее Средневековье | 10 | |||||
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье | 4 | 2 | 2 | |||
Тема 2. Византия и славянский мир | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. | 2 | 2 | ||||
Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» | 1 | 1 | ||||
Раздел II. Расцвет Средневековья | 12 | |||||
Тема 4. Феодальное общество | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв. | 2 | 1 | 1 | |||
Тема 6. Разные судьбы государств | 3 | 2 | 1 | |||
Тема 7. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. | 2 | 1 | 1 | |||
Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» | 1 | 1 | ||||
Раздел III. «Осень» Средневековья | 6 | |||||
Тема 8. Западная Европа в XIV—XV вв. | 4 | 3 | 1 | |||
Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. | 2 | 1 | 1 | |||
Раздел IV. Вдали от Европы | 2 | |||||
Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки | 2 | 1 | 1 | |||
Итоговое повторение «Значение Средних веков в истории человечества» | 1 | 1 | ||||
Проектная задача «Арт-пространство Калининграда: территория для жизни» | 2 | 2 | ||||
всего | 34 |
V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Учебная задача. Раздел (общая тема), система уроков | Даты проведения | Количество часов | Оборудование | Основные виды учебной деятельности обучающихся по предмету | Оценка результатов: контрольные виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Введение | 1 | Уметь объяснить, для чего нужно изучать историю. Объяснить значение понятий Средние века, исторический источник. Уметь определять место Средневековья и его основные периоды на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе | Решение задач по хронологии | ||
Раздел I.Раннее Средневековье (10 часов) | |||||
Тема 1.Западная Европа в раннее Средневековье (4 часа) | |||||
2.Великое переселение народов и образование германских государств. | 1 | Уметь показывать на карте основные направления переселения народов, границы варварских королевств. Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король. | |||
3.Германские королевства на карте Западной Европы. Франки. | 1 | Уч.карта «Франкское государство в V –сер.IX в.» | Знать историю образования варварских королевств. Описывать образ жизни и быт германцев. Давать характеристику королю Хлодвигу. Уметь анализировать текст источника. | Смысловое чтение текста источника «Григорий Турский о Суассонской чаше» и его анализ | |
4.Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | Учебная презентация | Объяснять причины и значение распространения христианства в Западной Европе. Раскрывать значение понятий римский папа, епископ, монах, аббат, иерархия. Уметь составлять схемы. | Выполнение схемы «Устройство христианской церкви» | |
5.Империя Карла Великого: ее возникновение, расцвет и распад | 1 | Уч.карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.» | Соотносить даты событий с веком. Уметь показывать на карте границы государства франков, империи Карла Великого. Составлять портрет исторического деятеля по алгоритму. Уметь работать с текстами источника по решению учебных задач. Выделять причины и следствия раздела империи. Рассказывать о складывании феодальных отношений и сущности феодализма. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме. | Составление таблицы «Раздел империи Карла Великого» | |
6.Обобщение темы «Западная Европа в раннее Средневековье» | 1 | Актуализировать знания темы курса. Определять главные причинно-следственные связи исторических процессов. Показывать знания основных понятий и дат. | Выполнение контрольной работы | ||
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI -XI в.в. (3 часа) | |||||
7.Византийская империя в VI -XI в.в. | 1 | Учебная карта «Византийская империя и славяне в VI- XI в.в.» | Объяснять особенности исторического пути Византии. Уметь показывать на карте территориальные изменения Византийской империи. Составлять характеристику императора Юстиниана по алгоритму. Объяснять особенности государственного устройства империи. | ||
8.Культура Византии | 1 | Учебная карта «Византийская империя и славяне в VI- XI в.в.» | Уметь раскрывать значение понятий икона, фреска, мозаика, базилика, алтарь, крестово-купольный храм. Рассказывать о культуре Византии. Составлять описание храма и иконы. Показывать взаимосвязь византийской и древнерусской культуры. | Составить описание Софийского собора или иконы (по выбору учащихся) | |
9.Образование славянских государств | 1 | Учебная карта «Византийская империя и славяне в VI- XI в.в.» | Уметь показывать на карте территорию «славянского мира». Называть причины образования славянских государств. Систематизировать полученную информацию из текста учебника. Составлять развернутый план параграфа. | Самостоятельная работа с текстом учебника | |
Тема 3. Арабский мир в VI -XI в.в. (2 часа) | |||||
10.Арабский мир. Рождение новой религии. | 1 | Учебная карта «Арабы в VI- XI в.в.» | Изучать на карте особенности Аравии. Рассказать об образе жизни и занятиях жителей Аравии. Раскрыть понятия ислам, Коран, мусульманин, мечеть. Выделять черты новой религии арабов. | ||
11.Арабский халифат и его распад | 1 | Учебная карта «Арабы в VI- XI в.в.» | Раскрывать значение понятия халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры. Составлять сообщение об арабских ученых и их достижениях. | Терминологический диктант | |
Раздел II. Расцвет Средневековья (12 часов) | |||||
Тема 4. Феодальное общество (4 ч.) | |||||
12.Феодальное общество. Сеньоры и вассалы | 1 | Схема «Феодальная иерархия» | Характеризовать положение трех основных сословий. Объяснять смысл отношений сеньоров и вассалов. Раскрывать значение понятий сословие, сеньор, вассал, рыцарь. | ||
13.Рыцари, рыцарство и рыцарская культура | 1 | Учебная презентация | Раскрывать значение рыцарства в жизни общества. Объяснять необходимость строительства замков. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении и развлечениях. Объяснять смысл кодекса рыцарской чести. Организовывать свою деятельность в группе. | Участие в игре «Путешествие в замок Камелот» ( по группам) | |
14.Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Учебная презентация | Объяснять смысл отношений сеньоров и зависимых крестьян. Анализировать положение земледельца, его быт и занятия, используя иллюстрации учебника. | ||
15.Средневековый город | 1 | Учебная презентация Учебная карта атласа | Объяснять причины возникновения средневековых городов. Раскрывать значение понятий цех, гильдия, шедевр, цеховой устав. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Составлять образный рассказ о средневековом городе на примере г. Кнайпхоф (о. Канта). Уметь рассказать о занятиях и образе жизни горожан. | Написать мини-сочинение «Один день из жизни горожанина» (по выбору учащегося) | |
16. Католическая церковь: путь к вершине могущества | 1 | Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснить причину разделения церквей. Называть причины появления движения еретиков. Рассказывать о событиях, связанных с противостоянием королей и пап. Раскрывать значение понятий таинства, инквизиция, индульгенция, кардинал, альбигойцы. | |||
17.Крестовые походы | 1 | Учебная карта «Крестовые походы» | Определять по карте направления Крестовых походов. Отбирать информацию в различных источниках и представлять ее в форме таблицы. Составлять портрет исторического деятеля по алгоритму. Раскрывать значение понятия Крестовые походы. | Составить таблицу «Крестовые походы» | |
Тема 6. Разные судьбы государства (3 часа) | |||||
18.Франция: долгий путь к единству | 1 | Учебная карта «Западная Европа в XI – начале XIII в.» | Раскрывать значение понятий сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, централизованное государство, Генеральные штаты. Приводить примеры усиления власти короля. Составлять портрет исторического деятеля по алгоритму. | Составить портрет одного из французских королей данной эпохи ( по выбору учащихся) | |
19.Англия: от Нормандского завоевания до парламента | 1 | Учебная карта «Западная Европа в XI – начале XIII в.» | Определять последствия завоевания норманнов. Уметь объяснять причины появления парламента. Группировать материал параграфа с целью анализа деятельности королевской власти. Уметь объяснять понятия парламент, Великая хартия вольностей. | ||
20. Священная Римская империя: борьба с папством и ослабление императорской власти | 1 | Учебная карта «Западная Европа в XI – начале XIII в.» | Объяснять противостояние папства и императоров. Приводить примеры взаимоотношений империи с Римом. Показывать направления колонизации земель западных славян и их соседей (на примере пруссов). Объяснять причины ослабления императорской власти. | ||
Тема 7. Культура Западной Европы в XI – XIII в. (2 часа) | |||||
21.Образование, наука и образование | 1 | Учебная презентация | Раскрывать значение понятий университет, рационализм, схоластика. Показывать на карте первые университеты и рассказывать об университетском образовании и жизни студентов. Называть особенности средневековой науки. | ||
22. Время соборов | 1 | Учебная презентация | Раскрывать значение понятия архитектурный стиль, собор. Сравнивать романский и готический стиль, называть и описывать памятники архитектуры средневековой Европы. Характеризовать Кафедральный собор, знать историю его создания. | Составить текст мини-экскурсии о Кафедральном соборе | |
23.Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» | 1 | Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять основные экономические, политические и культурные процессы. Высказывать суждения о наследии Средневековья. Уметь составлять характеристики исторических деятелей, составлять описания объектов изучения. | Выполнить контрольную работу | ||
Раздел III. «Осень» Средневековья (6 часов). Тема 8. Западная Европа в XIV – XV в.в. (4 часа) | |||||
24.Столетие бедствий | 1 | Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.» | Рассказывать об ухудшении условий жизни европейцев в XIV в. Выделять причины и итоги социальных выступлений (Жакерия, восстание У. Тайлера). Давать оценку освобождению крестьян от личной зависимости. | ||
25. Самая долгая война в истории | 1 | Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.» | Показывать на карте основные события Столетней войны. Называть причины войны и объяснять цели воюющих сторон. Отбирать информацию и представить ее в виде таблицы. Дать характеристику Жанны д' Арк как исторического деятеля, используя различные источники информации. | Написать мини-сочинение «Жанна д' Арк – национальная героиня Франции» | |
26.Трудный путь к торжеству королевской власти | 1 | Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.» | Отбирать информацию о политике королей Франции и Англии в период дальнейшей централизации. Давать оценку действиям королей. Высказывать суждение о значении объединения Франции и итогах войны Алой и Белой розы. | ||
27.Культура Западной Европы в XIV – XV в.в. | 1 | Просмотр видео | Характеризовать миропонимание европейцев. Раскрывать значение понятий Возрождение, гуманизм. Составлять рассказ-описание по картине художника-гуманиста. Высказывать суждения о значении идей гуманизма. | Составить описание картины художника-гуманиста (по выбору учащегося) | |
Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV – XV в.в. (2 часа) | |||||
28. Польша и Чехия: время расцвета | 1 | Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.» | Показывать расцвет Польши и Чехии. Показывать на карте направления агрессии Тевтонского ордена против Польши. Составлять схему сражения (на примере Грюнвальдской битвы). Объяснять причины Гуситских войн и определить их значение. Составить характеристику Я. Гуса. Организовывать свою деятельность в группе. | Работать со схемой сражения. Составить портрет исторического деятеля (по выбору учащихся) | |
29. Усиление Османской империи | 1 | Показывать на карте направления завоеваний турок-османов и территорию их государства. Объяснять причины ослабления и падения Болгарии, Сербии. Уметь разъяснить историческую судьбу Византийской империи и влияние ее культуры на судьбы других народов. | |||
Раздел IV. Вдали от Европы (2 часа) | |||||
Тема 10. Культура и государства Азии, Африки и Америки (2 часа) | |||||
30. Государства Азии: Индия, Китай, Япония, державы Чингисхана и Тимура | 1 | Учебная карта «Индия и Китай в Средние века» | Показывать на карте территории государств. Описывать основные занятия населения, систему управления и особенности религии. Отбирать информацию из текста учебника и вносить ее в таблицу. | Составление таблицы « В глубинах Азии» | |
31.Народы и государства Африки и Америки | 1 | Учебная презентация | Рассказывать о развитии африкнских народов в Средние века. Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре и достижениях цивилизаций инков, ацтеков и майя. Выполнять и защищать мини-проекты. | Подготовить мини-проекты о достижениях цивилизаций инков, ацтеков и майя | |
32.Значение Средних веков в мировой истории и культуре | 1 | Иллюстративный материал | Систематизировать знания об эпохе Средневековья. Объяснять смысл понятия « Средневековье». Характеризовать мир средневекового человека. Показывать отношения папства, королей и общества в разные эпохи. Защищать проекты по выбранным темам. | Защита мини-проектов |
VI. Учебно-методическое обеспечение программы
1.Ведюшкин В.А.История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.А.Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2011.
2. Ведюшкин В.А.История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь / В.А.Ведюшкин, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2010.
3. Ведюшкин В.А.История Средних веков. 6 класс: поурочные рекомендации / В.А.Ведюшкин, И.А.Ведюшкина. – М.: Просвещение, 2010.
4.Хрестоматия по истории средних веков. 6 класс. Часть 1,2/ Сост.М.Ю. Брандт.- М.,1998.
Интернет-ресуры по истории Средневековья
1.Интернет-ресурсы портала « Европейское Средневековье»: http://antology/rchgi/spb.ru/links/htm
2.Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm
3. «Почемучка»: ответы на различные вопросы по истории Средневековье для школьников: http://pochemuchca.ru/srednev.html
4. «Мир ссылок»: коллекция на различные сайты, посвященные средневековой тематике:
http://mir-ssylok.narod.ru/vi sr.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
Рабочая программа по истории средних веков 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа. История средних веков. 6 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2» «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
Рабочая программа ИСТОРИЯ Средних веков 6 класс
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования истории...
Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"
Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...
Рабочий лист по Всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках.
Краткое описание методической разработки Рабочий лист предназначен для обучающихся 6 классов, учителей истории и обществознания, родителей. Тема в рабочей программе: "Становление средневековой Евр...