Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Куц Людмила Васильевна

Программа курса  истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые вошли так или иначе в современную цивилизацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl.rpsr_.veka_.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18

Рабочая программа  по истории средних веков для 6 класса

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа курса  истории Средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые вошли так или иначе в современную цивилизацию.

Цель изучения курса:

  • освоение значимости периода Средневековья в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задача изучения курса:

  • формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации обучающихся в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;
  • овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках;
  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов;
  • развивать у учащихся способности выявлять общее и различия, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
  • формирование способности применять усвоенные знания  к условиям современной реальности и общения с разными людьми.

    Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделять необходимое внимание  наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России и нашего края.

      II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА  ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

        Планируемые предметные результаты освоения  содержания  курса истории Средних  веков включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов Европы, Азии, Африки и Америки  эпохи Средневековья как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории средних веков;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников данной эпохи.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» (32 ч.)

Введение (1 ч)

      Происхождение понятия «Средние века» (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. Раннее Средневековье (10 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4  ч)

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
      Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование
христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования.
      Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа.
Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

     Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

                                                                   Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

       Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
      Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская
иконопись.
      
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)

      Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
      Возникновение
Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» (1 ч.)

Раздел II. Расцвет Средневековья (12 ч)
Тема 4. Феодальное общество (2 ч)

      Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
      Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории.
Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5:  Средневековый город. ( 2 ч)

Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. (2 ч)

      Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X–XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.
      Причины и начало
Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Тема 7.  Разные судьбы государств ( 3ч)

      Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.
      Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского
парламента.
      Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в.

Тема 8. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (2  ч.)

      Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.  Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

 Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» (1ч.)

Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч.)
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч.)

      Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.

       Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Политика централизации Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фердинанда и Изабеллы.

       Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

                               Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. ( 2ч.)

      Польша в XIV–XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

      Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Раздел IV. Вдали от Европы (2 ч.)
Тема 11. Культура и государства Азии ( 1ч.)

      Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.
      Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.

Тема 12. Культура и государства Африки и Америки (1 ч.).

    Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.

      Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре»  (1 ч)  

Итоговое повторение (1 ч).

                               IV. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Перечень разделов, тем

Количество часов

Разбивка часов по видам занятий

Теоретические занятия: постановка и решение учебной задачи

Практические виды деятельности

Практи

кумы

Проекты

Творчес

кие работы

Контро

льные работы

Введение

1

1

Раздел I. Раннее Средневековье

10

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

4

2

2

Тема 2. Византия и славянский мир

3

1

1

1

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв.

2

2

Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье»

1

1

Раздел II. Расцвет Средневековья

12

Тема 4. Феодальное общество

4

2

1

1

Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв.

2

1

1

Тема 6. Разные судьбы государств

3

2

1

Тема 7. Культура Западной Европы в XI—XIII вв.

2

1

1

Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья»

1

1

 Раздел III. «Осень» Средневековья

6

Тема 8. Западная Европа в XIV—XV вв.

4

3

1

Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв.

2

1

1

Раздел IV. Вдали от Европы

2

Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки

2

1

1

Итоговое повторение «Значение Средних веков в истории человечества»

1

1

Проектная задача «Арт-пространство Калининграда: территория для жизни»

2

2

всего

34

V. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Учебная задача.

Раздел (общая тема), система уроков

Даты проведения

Количество часов

Оборудование

Основные виды учебной деятельности обучающихся  по предмету

Оценка результатов: контрольные виды деятельности

1

2

3

4

5

6

1.Введение

1

Уметь объяснить, для чего нужно изучать историю. Объяснить значение понятий Средние века, исторический источник. Уметь определять место Средневековья и его основные периоды на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе

Решение задач по хронологии

Раздел I.Раннее Средневековье (10 часов)

Тема 1.Западная Европа в раннее Средневековье (4 часа)

2.Великое переселение народов и образование германских государств.

1

Уметь показывать на карте основные направления переселения народов, границы варварских королевств. Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король.

3.Германские королевства на карте Западной Европы. Франки.

1

Уч.карта «Франкское государство в V –сер.IX в.»

Знать историю образования варварских королевств. Описывать образ жизни и быт германцев. Давать характеристику королю Хлодвигу. Уметь анализировать текст источника.

Смысловое чтение текста источника «Григорий Турский о Суассонской чаше» и его анализ

4.Христианская церковь в раннее  Средневековье.

1

Учебная презентация

Объяснять причины  и значение распространения христианства  в Западной Европе. Раскрывать значение понятий римский папа, епископ, монах, аббат, иерархия. Уметь составлять схемы.

Выполнение схемы «Устройство христианской церкви» 

5.Империя Карла Великого: ее возникновение, расцвет и распад

1

Уч.карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.»

Соотносить даты событий с веком. Уметь показывать на карте границы государства франков, империи Карла Великого. Составлять портрет исторического деятеля по алгоритму. Уметь работать  с текстами  источника по решению учебных задач. Выделять причины и следствия раздела империи. Рассказывать  о складывании феодальных отношений и сущности феодализма. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме.

Составление таблицы «Раздел империи Карла Великого»

6.Обобщение темы «Западная Европа в раннее Средневековье»

1

Актуализировать знания темы курса. Определять главные причинно-следственные связи исторических процессов. Показывать знания основных понятий и дат.

Выполнение контрольной работы  

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI -XI в.в. (3 часа)

7.Византийская империя в VI -XI в.в.

1

Учебная карта «Византийская империя и славяне в VI- XI в.в.»

Объяснять особенности исторического пути Византии. Уметь показывать на карте территориальные изменения Византийской империи. Составлять характеристику императора Юстиниана по алгоритму. Объяснять особенности государственного устройства империи.

8.Культура Византии

1

Учебная карта «Византийская империя и славяне в VI- XI в.в.»

Уметь раскрывать значение понятий икона, фреска, мозаика, базилика, алтарь, крестово-купольный храм. Рассказывать о культуре Византии. Составлять описание храма и иконы. Показывать взаимосвязь византийской и древнерусской культуры.

Составить описание Софийского собора или иконы (по выбору учащихся)

9.Образование славянских государств

1

Учебная карта «Византийская империя и славяне в VI- XI в.в.»

Уметь показывать на карте территорию «славянского мира». Называть причины образования славянских государств. Систематизировать полученную информацию из текста учебника. Составлять развернутый план параграфа.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Тема 3. Арабский мир в VI -XI в.в. (2 часа)

10.Арабский мир. Рождение новой религии.

1

Учебная карта «Арабы в VI- XI в.в.»

Изучать на карте особенности Аравии. Рассказать об образе жизни и занятиях жителей Аравии. Раскрыть понятия ислам, Коран, мусульманин, мечеть. Выделять черты новой религии арабов.

11.Арабский халифат и его распад

1

Учебная карта «Арабы в VI- XI в.в.»

Раскрывать значение понятия халифат. Объяснять причины и следствия арабских завоеваний. Характеризовать достижения арабской культуры. Составлять сообщение об арабских ученых и их достижениях.

Терминологический диктант

Раздел II. Расцвет Средневековья (12 часов)

Тема 4. Феодальное общество  (4 ч.)

12.Феодальное общество. Сеньоры и вассалы

1

    Схема «Феодальная иерархия»

Характеризовать положение трех основных сословий. Объяснять смысл отношений сеньоров и вассалов. Раскрывать значение понятий сословие, сеньор, вассал, рыцарь.

13.Рыцари, рыцарство и рыцарская культура

1

Учебная презентация

Раскрывать  значение рыцарства в жизни общества. Объяснять необходимость строительства замков. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении и развлечениях. Объяснять смысл кодекса рыцарской чести. Организовывать свою деятельность в группе.

Участие в  игре «Путешествие в замок  Камелот» ( по группам)

14.Средневековая деревня и ее обитатели

1

Учебная презентация

Объяснять смысл отношений сеньоров и зависимых крестьян. Анализировать положение земледельца, его быт и занятия, используя иллюстрации учебника.

15.Средневековый город

1

Учебная презентация

Учебная карта  атласа

Объяснять причины возникновения средневековых  городов. Раскрывать значение понятий цех, гильдия, шедевр, цеховой устав. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Составлять образный рассказ о средневековом городе на примере  г. Кнайпхоф (о. Канта). Уметь рассказать о занятиях и образе жизни горожан.

Написать мини-сочинение  «Один день из жизни горожанина»  (по выбору учащегося)

16. Католическая церковь: путь к вершине могущества

1

Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Объяснить причину разделения церквей. Называть причины появления движения еретиков. Рассказывать о событиях, связанных с  противостоянием  королей и пап. Раскрывать значение понятий таинства, инквизиция, индульгенция, кардинал, альбигойцы.

17.Крестовые походы

1

Учебная карта  «Крестовые походы»

Определять по карте направления Крестовых походов. Отбирать информацию  в различных источниках и представлять ее в форме таблицы. Составлять портрет исторического деятеля по алгоритму. Раскрывать значение понятия Крестовые походы.

Составить таблицу «Крестовые походы»

Тема 6. Разные судьбы государства (3 часа)

18.Франция: долгий путь к единству

1

Учебная карта «Западная Европа в XI – начале XIII в.»

Раскрывать значение понятий сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, централизованное государство, Генеральные штаты. Приводить  примеры усиления власти короля. Составлять портрет исторического деятеля по алгоритму.

Составить портрет одного из французских королей данной эпохи ( по выбору учащихся)

19.Англия: от Нормандского завоевания до парламента

1

Учебная карта «Западная Европа в XI – начале XIII в.»

Определять последствия завоевания норманнов. Уметь объяснять причины появления парламента. Группировать материал параграфа с целью анализа деятельности королевской власти. Уметь объяснять понятия парламент, Великая хартия вольностей.

20. Священная Римская империя: борьба с папством и ослабление императорской власти

1

Учебная карта «Западная Европа в XI – начале XIII  в.»

Объяснять противостояние папства и императоров. Приводить  примеры взаимоотношений  империи с Римом. Показывать направления  колонизации земель западных славян и их соседей (на примере пруссов). Объяснять причины ослабления императорской власти.

Тема 7. Культура Западной Европы  в XI – XIII в. (2 часа)

21.Образование, наука и образование

1

Учебная презентация

Раскрывать значение понятий университет, рационализм, схоластика. Показывать на карте первые университеты и рассказывать об университетском образовании и жизни студентов. Называть особенности средневековой науки.

22. Время соборов

1

Учебная презентация

Раскрывать значение понятия архитектурный стиль, собор. Сравнивать романский и готический стиль, называть и описывать памятники архитектуры  средневековой Европы. Характеризовать Кафедральный собор, знать историю его создания.

Составить текст мини-экскурсии  о Кафедральном соборе

23.Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья»

1

Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять основные экономические, политические и культурные процессы. Высказывать суждения о наследии Средневековья. Уметь составлять характеристики исторических деятелей, составлять описания объектов изучения.

Выполнить контрольную работу

Раздел III. «Осень» Средневековья (6 часов). Тема 8. Западная Европа в XIV – XV в.в. (4 часа)

24.Столетие бедствий

1

Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.»

Рассказывать об ухудшении условий жизни европейцев в XIV в. Выделять причины и итоги социальных выступлений (Жакерия, восстание У. Тайлера). Давать оценку освобождению крестьян от личной зависимости.

25. Самая долгая война в истории

1

Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.»

Показывать на карте основные события Столетней войны. Называть причины войны и объяснять цели воюющих сторон. Отбирать информацию и представить ее в виде таблицы. Дать характеристику Жанны д' Арк как исторического деятеля, используя различные источники информации.

Написать мини-сочинение «Жанна д' Арк – национальная героиня Франции»

26.Трудный путь к торжеству королевской власти

1

Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.»

Отбирать информацию о политике королей Франции и Англии в период дальнейшей централизации. Давать оценку действиям королей. Высказывать суждение о значении объединения Франции и итогах войны Алой и Белой розы.

27.Культура  Западной Европы в XIV – XV в.в.

1

Просмотр видео

Характеризовать миропонимание европейцев. Раскрывать значение понятий Возрождение, гуманизм. Составлять рассказ-описание по картине художника-гуманиста. Высказывать суждения о значении идей гуманизма.

Составить описание картины художника-гуманиста (по выбору учащегося)

Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа  в XIV – XV в.в.  (2 часа)

28. Польша и Чехия: время расцвета

1

Учебная карта «Западная Европа в XIV – XV в.в.»

Показывать расцвет Польши и Чехии. Показывать на карте направления агрессии Тевтонского ордена против Польши. Составлять схему сражения (на примере Грюнвальдской битвы). Объяснять причины Гуситских войн и определить их значение. Составить характеристику Я. Гуса. Организовывать свою деятельность в группе.

Работать  со схемой сражения. Составить  портрет исторического деятеля  (по выбору учащихся)

29. Усиление Османской империи

1

Показывать на карте направления завоеваний турок-османов и территорию их государства. Объяснять причины ослабления и падения Болгарии, Сербии. Уметь разъяснить историческую судьбу Византийской империи и влияние ее культуры на судьбы других народов.

Раздел IV. Вдали от Европы (2 часа)

Тема 10. Культура и государства Азии, Африки и Америки (2 часа)

30. Государства Азии: Индия, Китай, Япония, державы Чингисхана и Тимура

1

Учебная карта «Индия и Китай в Средние века»

Показывать на карте территории государств. Описывать основные занятия населения, систему управления и особенности религии. Отбирать информацию из текста учебника и вносить ее в таблицу.

Составление таблицы « В глубинах Азии»

31.Народы и государства Африки и Америки

1

Учебная презентация

Рассказывать о развитии африкнских народов в Средние века. Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать  о культуре и достижениях цивилизаций инков, ацтеков и майя. Выполнять и защищать мини-проекты.

Подготовить мини-проекты о достижениях цивилизаций инков, ацтеков и майя

32.Значение Средних веков в мировой истории и культуре

1

Иллюстративный материал

Систематизировать знания об эпохе Средневековья. Объяснять смысл понятия  « Средневековье». Характеризовать мир средневекового человека. Показывать отношения папства, королей  и общества в разные эпохи. Защищать проекты по выбранным темам.

Защита мини-проектов

                                                       

                                         VI. Учебно-методическое обеспечение программы

1.Ведюшкин В.А.История Средних веков. 6 класс: учеб.  для общеобразовательных учреждений /В.А.Ведюшкин; под ред. А.О.Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2011.

2. Ведюшкин В.А.История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь / В.А.Ведюшкин, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Ведюшкин В.А.История Средних веков. 6 класс: поурочные рекомендации / В.А.Ведюшкин, И.А.Ведюшкина. – М.: Просвещение, 2010.

4.Хрестоматия по истории средних веков. 6 класс. Часть 1,2/ Сост.М.Ю. Брандт.- М.,1998.

Интернет-ресуры по истории Средневековья

1.Интернет-ресурсы портала « Европейское Средневековье»: http://antology/rchgi/spb.ru/links/htm

2.Материалы по курсу «История средних веков» на сайте исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm

3. «Почемучка»: ответы на различные вопросы по истории Средневековье для школьников: http://pochemuchca.ru/srednev.html

4. «Мир ссылок»: коллекция на различные сайты, посвященные средневековой тематике:

http://mir-ssylok.narod.ru/vi sr.htm

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

Рабочая программа по истории средних веков 6 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематический план и требования к подготовке учеников....

Рабочая программа. История средних веков. 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2»    «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...

Рабочая программа ИСТОРИЯ Средних веков 6 класс

Рабочая программа  по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования истории...

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...