Программа дополнительного образования «Следопыт»
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Данная программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, имеет ценность для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе. Педагогическая целесообразность рабочей программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени. Занятия призваны помочь расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sledopyt-_programma_dopobrazovaniya.docx | 80.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
Г. Мичуринска тамбовской области
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска
№ ___ от ________________20__г
_________________ Е.В. Солончева
Программа дополнительного образования
«Следопыт»
для детей 11-14 лет
Срок реализации 2 года
Составитель: Дроздова Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
Рассмотрена на заседании МС
Протокол №__ от _______20____г.
Председатель МС___________ Е.В. Щекочихина
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, – единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Размышляя о нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом.
Актуальность:
Данная программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, имеет ценность для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе. Педагогическая целесообразность рабочей программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени. Занятия призваны помочь расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Цели программы.
1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины.
2.Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Задачи программы.
- Формирование знаний по истории Малой Родины.
- Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине
- Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
Срок реализации – 2 года
Учащиеся 5-8 классов (11–15 лет)
Количество детей в группе – 15 человек
Планирование рассчитано на 105 часов в учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания
Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности учатся ставить перед собой цель, идти к намеченной цели, видеть перспективу развития.
В процессе исследовательских работ работы у ребят возрастает мотивация к обучению. Обучащиеся совершенствуют навыки работы с литературой и историческими документами, повышают грамотность. Краеведение – это мощная платформа для формирования у школьников качеств, необходимых им как в учебе, так и во внеучебной деятельности.
Формы, методы краеведческой работы разнообразны, и, следовательно, разнообразны качества, развивающиеся у воспитанников в результате краеведческой деятельности. Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности обучащихся: лекции; семинарские занятия; практические занятия включающие в себя: поиск информации, сообщения, доклады, опрос информаторов, работа с архивными материалами, с статистическими данными, историческими документами, краеведческой литературой, и т.д. способствуют развитию многих качеств. Это и расширение кругозора, и умение владеть аудиторией, и навыки красивой культурной разговорной и лекторской речи, и логическое мышление, навыки само- и взаимоконтроля, и чувство уважения и бережного отношения к городу, краю, в котором они живут, умение работать в команде.
В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.
Формы и методы проведения занятий
- лекции;
- экскурсии;
- интерактивные программы;
- занятия — консультации;
- фотосессии;
- практические работы в библиотеке, краеведческом музее;
- домашние семейные творческие работы.
Планируемый результат
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей города, школы, своей семьи. Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала: изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Проходит содействие созданию архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.
Методы определения результативности:
Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Краеведение наука о родном крае. Техника безопасности во время экскурсий и походов. | 2 | 2 | 4 |
2 | Науки - помощницы в изучении истории края. | 4 | 6 | 10 |
3 | О чем рассказали книги. | 6 | 4 | 10 |
4 | Экскурсия в городскую библиотеку | 2 | 2 | |
5 | Откуда пошёл мой род? | 4 | 6 | 10 |
6 | Красотою славится наша земля. | 4 | 2 | 6 |
7 | Мичуринская земля | 6 | 4 | 10 |
8 | Мой город | 4 | 4 | 8 |
9 | История возникновения железнодорожной станции «Кочетовка» | 4 | 6 | 10 |
10 | Экскурсия в музей станции «Кочетовка» |
| 2 | 2 |
11 | Станция «Кочетовка» в годы Великой Отечественной войны | 6 | 4 | 10 |
12 | Деревни и села родного края | 2 | 2 | 4 |
13 | Символика Мичуринска | 2 | 2 | 4 |
14 | Экскурсия в Краеведческий музей | 2 | 2 | |
15 | Памятные места моего города | 5 | 4 | 9 |
16 | Итоговое занятие «Защита проекта «Я и мой город через 10 лет». | 2 | 2 | 4 |
Итого | 105 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | Вид деятельности | Оснащение | ||||
По плану | По факту | ||||||||
теория | практика | всего | |||||||
1 | Краеведение наука о родном крае. Техника безопасности во время экскурсий и походов. | 2 | 2 | 4 | Знакомство с программой кружка и основными методами работы в объединении. | Журнал инструктажа. Краеведческая литература. | |||
2. | Науки - помощницы в изучении истории края. | 4 | 6 | 10 | Просмотр и анализ схемы, решение тестовых материалов. Эвристическая беседа. | Схема «Вспомогательные исторические дисциплины». Презентация «Помощницы истории», раздаточный материал тестовый «Определи науку». Ноутбук. | |||
3 | О чем рассказали книги. | 6 | 4 | 10 | Ознакомление с приемами работы с литературой, архивными материалами, документальными данными, статистическими и другими печатными и рукописными материалами | Историческая литература. | |||
4 | Экскурсия в библиотеку | 2 | 2 | Знакомство учащихся с краеведческими материалами. | Вырезки из газет, книги о Тамбовском крае и г. Мичуринске. Ноутбук. | ||||
5 | Откуда пошёл мой род? | 4 | 6 | 10 | Оформление родословных. | Схемы «Родовое древо». Презентация «Как составить родовое древо». Книга памяти погибших в ВОВ. Ноутбук. | |||
6 | Красотою славится наша земля. | 4 | 2 | 6 | Ознакомление с природой края. Эвристическая беседа с учащимися о легендах нашего края. Составление сочинения о красоте природы края. | Презентация о природе. Ноутбук. | |||
7. | Мичуринская земля | 6 | 4 | 10 | Знакомство с природой края. Составление карты природных ресурсов нашего края. | Карта Тамбовского области , Ноутбук. | |||
8. | Мой город | 10 | 6 | 16 | Знакомство с историей возникновения города. | Газетные вырезки, результаты опроса информантов. Материалы сайта Википедия, городские сайты. Ноутбук. | |||
9. | История возникновения железнодорожной станции «Кочетовка» | 4 | 6 | 10 | Знакомство с историей станции. Изучение исторических источников. | презентация о Кочетовке Ноутбук. | |||
10. | Экскурсия в музей станции «Кочетовка» | 2 | 2 | 4 | Экскурсия в музей. | Фотоаппарат. Ноутбук. | |||
11. | Станция «Кочетовка» в годы Великой Отечественной войны | 6 | 4 | 10 | Работа с историческими источниками, документами из семейного архива. | Фотографии. Ноутбук. | |||
12. | Деревни и села родного края | 2 | 2 | 16 | Ознакомление с картой населенных пунктов нашего района. Определение их нахождения на карте.Выявление их значения в экономике района . Подготовка презентаций о населенных пунктах района. | Карта Мичуринского района. Сайты школ. Вырезки из газеты «Наше слово ». Ноутбук. | |||
13. | Символика Мичуринска | 2 | 2 | 4 | Изучение символики нашего города. Герб. Гимн. Выяснить историю их происхождения и смыслового содержания, авторов. Конкурс рисунков по теме: «Наш Герб» | Изображение герба и текст гимна. Ноутбук. | |||
14. | Экскурсия в Краеведческий музей | 2 | 2 | Изучение материалов музея. Обсуждение понравившихся экспонатов музея. | Музейные экспонаты. | ||||
15. | Памятные места моего города | 5 | 4 | 9 | Изучение газетных вырезок «Мичуринская правда». Сбор материала для памятного альбома. | Ноутбук. Вырезки из газеты «Мичуринская правда». | |||
16. | Итоговое занятие «Защита проекта «Я и мой город через 10 лет». | 2 | 2 | 4 | Составить проект «Я и мой город через 10 лет». Сообщение презентация. Видеофильм. | Ноутбук. Проекты. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Семейный архив, как исторический источник для составления родословной семьи. | 6 | 4 | 10 |
2 | Наука генеалогия | 4 | 2 | 6 |
3 | Знаменитые роды нашего города | 6 | 8 | 14 |
4 | Происхождение фамилий | 6 | 6 | 12 |
5 | Древо рода | 2 | 6 | 8 |
6 | Составления родословного древа | 4 | 6 | 10 |
7 | Виды и степени родства | 2 | 2 | 4 |
8 | Обычаи, традиции, праздники семьи | 8 | 12 | 16 |
9 | Оформление результатов исследования своей родословной | 4 | 6 | 10 |
10 | Расскажи нам о себе (представление результатов исследования) | 5 | 10 | 15 |
Итого | 105 |
2 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | Виды учебной деятельности | Оснащение | ||||
По плану | По факту | ||||||||
теория | практика | всего | |||||||
1 | Семейный архив, как исторический источник для составления родословной семьи. | 6 | 4 | 10 | Анализ учебной литературы по теме. Подготовка сообщения по теме. | Ноутбук. Интернет. | |||
2. | Наука генеалогия | 4 | 2 | 6 | Анализ учебной литературы по теме | Ноутбук, проектор, видеофильм, учебники по генеалогии. | |||
3 | Знаменитые роды нашего города | 6 | 8 | 14 | Знакомство с родословиями знаменитых родов нашего города | Ресурсы сети Интернет. Проектор, ноутбук, | |||
4 | Происхождение фамилий | 6 | 6 | 12 | Изучение учебной литературы по теме. Работа с историческими документами, подготовка сообщения по теме «Моя фамилия». Работа с источниками в сети Интернет. | Ресурсы сети Интернет. | |||
5 | Древо рода | 2 | 6 | 8 | Изучение архивных документов своей семьи. | Документы из семейного архива. | |||
6 | Составление родословного древа | 4 | 6 | 10 | Изучение принципов составления родословного древа | Ресурсы сети Интернет. | |||
7 | Виды и степени родства | 2 | 2 | 4 | Анализ документов из семейного архива. Изучение специальной литературы. | Документы из семейного архива | |||
8 | Обычаи, традиции, праздники семьи | 8 | 12 | 20 | Сбор информации о семейных традициях Тамбовского края, собственной семьи. | Ресурсы сети Интернет. | |||
9 | Оформление результатов исследования своей родословной | 4 | 6 | 10 | Создание презентаций, видеороликов, памятных альбомов. | Ноутбук. Интернет. | |||
10 | Расскажи нам о себе | 5 | 10 | 15 | Представление результатов исследования | Мультимедийный комплект |
Учебно-методическая литература.
- Алленова В.А., Мизис Ю.А. История тамбовского краеведения (ХIХв.- 30-е годы ХХ в.) – Тамбов, 2002.
- Белкин А.М. По страницам культурного прошлого: очерки… - Тамбов, 2005.
- Белкин А.М. Тамбовский край навеки в сердце. Краеведческие очерки, Тамбов, 2007г.
- Белых М.П. Сказания о Козловских храмах. – Липецк, 1998, 2001;
- козловские фамилии. – Мичуринск, 2005.
- Березнеговский С.А. История Тамбовской епархии. 1861.
- Блохин А.Ю. Очерки о строителях Тамбовщины, Тамбов, 1998 г.
- Блохин А.Ю. «Тамбов». Географический атлас. ГУ Геодезии и картографии при Совете министров СССР, Москва, 1990 г.
- Василенко С. Рахманинов. Ленинград,1961.
- Голованов С.И. «Город на Цне», ТКИ, 1960 г.
- Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Справочник-путеводитель (центральная часть). Тамбов,1999.
- Горелов А.А., Щукин Ю.К. Шли годы… Хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом за период с 1636 по 1918 годы. – Тамбов.2002.
- Добужинский М.В. «Здесь я начинал себя чувствовать художником…». Тамбовские впечатления. – Тамбов, 2001.
- Дубасов, И. И. Очерки из истории Тамбовского края [Текст] / И. И. Дубасов ; сост. Ю. А. Мизис. – Тамбов : Пролетар. светоч, 1994. – 176с. Дорожкина В.Т.. «Тамбовский край – ты часть моей России», 2002 г
- Дорожкина В. Я признаюсь тебе в любви, Тамбов. Тамбов,1975.
- Евгенов С.В. Жизнь на миру: очерки-воспоминания о газетчиках и поэтах. – М., 1967
- Евгенов С.В. Тамбовские рассветы: очерки, воспоминания. – Воронеж, 1970.
- Егорова О.И. Сборник песен для детей и юношества. – Тамбов, 1993.
- Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. – Воронеж, 1977.
- Емельянова Н.Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова. – Воронеж, 1984.
- Илешин Б.И. Музыкальные тропинки отчего края. – М., 1979.
- Ими гордится Тамбовская земля (выдающиеся люди Тамбовского края) [Текст] : справ. - указ. по материалам «Тамбовской энциклопедии» / сост. : Е. Е. Ишина, Ю. К. Щукин. - Тамбов : ТОИПКРО, 2005. – 91 с.
- История Тамбовского края: век ХХ-й [Текст] : учеб. пособие. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 91 с.
- История Тамбовского края: век ХХ-й [Текст]: учеб. пособие /под ред. А. А. Слезина. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 92 с. Казьмин О.А. «Рахманиновские места в Тамбове». Тамбов, 2002
- Калашников Д.В., Казьмин О.А. «В Ивановку я всегда стремился…».
- Сергей Рахманинов на Тамбовской земле. – Воронеж, 2003.
- Козловъ – Мичуринск. Прошлое и настоящее. – Мичуринск, 1990.
- Козловъ – Мичуринск. Выдающиеся люди нашего края. – Мичуринск, 1991.
- Козловъ – Мичуринск. Историко-культурное краеведение. Вып. 4-5. – Мичуринск, 1993. Королев Ю.А. Выдающиеся люди Тамбовского края: биографический справочник.- Тамбов, 1995.
- Кострикин В.К. Мичуринск и мичуринцы: избранные очерки. – Мичуринск, 2005.
- Кученкова, В. А. Усадьбы Тамбовской губернии [Текст] / В. А. Кученкова. – Тамбов : Пролетар. светоч, 2010. – 389 с. : ил. Кученкова В.А. «Тамбовские православные храмы», Тамбов, 1992 г.
- Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. – Тамбов. 1994.
- Кученкова В.А. Русские усадьбы: очерки. – Тамбов. 2003.
- Кучин И. «Тамбов на карте генеральной», Воронеж, Ц – Ч кн. изд., 1986 г.
Цифровые образовательные ресурсы
- Компьютер
- Сканер
- Копировальная техника
- Фотоаппарат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...