Программа дополнительного образования «Следопыт»
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Дроздова Елена Николаевна

Данная программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании,  вынуждают общество опираться на то, имеет ценность  для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.  Педагогическая целесообразность рабочей программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.  Занятия призваны помочь расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sledopyt-_programma_dopobrazovaniya.docx80.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №19»

Г. Мичуринска тамбовской области

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска

№  ___ от ________________20__г

_________________ Е.В. Солончева                              

Программа дополнительного образования

«Следопыт»

для детей 11-14 лет

Срок реализации 2 года

Составитель: Дроздова Елена Николаевна,

 учитель истории и обществознания

Рассмотрена на заседании МС

Протокол №__ от _______20____г.

Председатель МС___________ Е.В. Щекочихина

Пояснительная записка

  Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, – единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Размышляя о нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом.

Актуальность:

Данная программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании,  вынуждают общество опираться на то, имеет ценность  для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.  Педагогическая целесообразность рабочей программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.  Занятия призваны помочь расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

     Цели программы.

1.Приобщать учащихся к истории Малой Родины. 

2.Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.

Задачи программы.

  • Формирование знаний по истории Малой Родины.
  • Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине
  • Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.

Срок реализации – 2 года

Учащиеся 5-8 классов (11–15 лет)

Количество детей в группе – 15 человек

Планирование рассчитано на 105  часов в учебный год.

Описание ценностных ориентиров содержания

Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

         В процессе исследовательских работ  работы у ребят возрастает мотивация  к обучению. Обучащиеся  совершенствуют навыки работы с литературой  и историческими документами, повышают грамотность. Краеведение – это мощная платформа для формирования у школьников качеств, необходимых им как в учебе, так и во внеучебной деятельности.

         Формы, методы краеведческой работы разнообразны, и, следовательно, разнообразны качества, развивающиеся у воспитанников в результате краеведческой деятельности. Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности обучащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия включающие в себя: поиск информации, сообщения, доклады, опрос информаторов, работа с архивными материалами, с статистическими данными, историческими документами, краеведческой литературой, и т.д. способствуют развитию многих качеств. Это и расширение кругозора, и умение владеть аудиторией, и навыки красивой культурной разговорной и лекторской речи, и логическое мышление, навыки само- и взаимоконтроля, и чувство уважения и бережного отношения к городу, краю, в котором они живут, умение работать в команде.

     В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Формы и методы проведения занятий

  • лекции;
  • экскурсии;
  • интерактивные программы;
  • занятия — консультации;
  • фотосессии;
  • практические работы в библиотеке, краеведческом музее;
  • домашние семейные творческие работы.

Планируемый результат

Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей города, школы, своей  семьи.  Предполагается, что школьники научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.

Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала:  изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Проходит содействие созданию архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Методы определения результативности:

Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Краеведение наука о родном крае. Техника безопасности во время экскурсий и походов.

2

2

4

2

Науки - помощницы в изучении истории края.

4

6

10

3

О чем рассказали книги.

6

4

10

4

Экскурсия в городскую библиотеку

2

2

5

Откуда пошёл мой род?

4

6

10

6

Красотою славится наша земля.

4

2

6

7

Мичуринская  земля

6

4

10

8

Мой город

4

4

8

9

История возникновения железнодорожной станции «Кочетовка»

4

6

10

10

Экскурсия в музей станции «Кочетовка»

 

2

2

11

Станция «Кочетовка» в годы Великой Отечественной войны

6

4

10

12

Деревни и села родного края

2

2

4

13

Символика Мичуринска

2

2

4

14

Экскурсия в Краеведческий музей  

2

2

15

Памятные места моего города

5

4

9

16

Итоговое занятие «Защита проекта «Я и мой город через 10 лет».

2

2

4

Итого

105

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество

часов

Дата

Вид деятельности

Оснащение

По плану

По факту

теория

практика

всего

1

Краеведение наука о родном крае. Техника безопасности во время экскурсий и походов.

2

2

4

Знакомство с программой кружка и основными методами работы в объединении.

Журнал инструктажа. Краеведческая литература.

2.

Науки - помощницы в изучении истории края.

4

6

10

Просмотр и анализ схемы, решение тестовых материалов.  Эвристическая беседа.

Схема «Вспомогательные исторические дисциплины».  Презентация «Помощницы истории», раздаточный материал тестовый «Определи науку».  Ноутбук.

3

О чем рассказали книги.

6

4

10

Ознакомление с приемами работы с литературой, архивными материалами, документальными данными, статистическими и другими печатными  и рукописными материалами

Историческая литература.

4

Экскурсия в библиотеку

2

2

Знакомство учащихся с краеведческими материалами.

Вырезки из газет, книги о Тамбовском крае и г. Мичуринске.

Ноутбук.

5

Откуда пошёл мой род?

4

6

10

Оформление родословных.

Схемы «Родовое древо».  Презентация   «Как составить родовое древо». Книга памяти погибших в ВОВ.  Ноутбук.

   6

Красотою славится наша земля.

4

2

6

Ознакомление с природой края. Эвристическая беседа с учащимися о легендах нашего края. Составление сочинения о красоте природы края.

Презентация о природе.  Ноутбук.

7.

Мичуринская  земля

6

4

10

Знакомство с природой края. Составление карты природных ресурсов нашего края.

Карта Тамбовского области , Ноутбук.

8.

Мой город

10

6

16

Знакомство с историей возникновения города.

Газетные вырезки, результаты опроса  информантов. Материалы сайта Википедия, городские сайты.

Ноутбук.

9.

История возникновения железнодорожной станции «Кочетовка»

4

6

10

Знакомство с историей станции. Изучение исторических источников.

презентация о Кочетовке  Ноутбук.

10.

Экскурсия в музей станции «Кочетовка»

2

2

4

Экскурсия в музей.

Фотоаппарат.  Ноутбук.

11.

Станция «Кочетовка» в годы Великой Отечественной войны

6

4

10

Работа с историческими источниками, документами из семейного архива.

Фотографии.  Ноутбук.

12.

Деревни и села родного края

2

2

16

Ознакомление с картой населенных пунктов  нашего района. Определение их нахождения на карте.Выявление их значения в экономике  района .  Подготовка презентаций о населенных пунктах района.

Карта Мичуринского района. Сайты школ. Вырезки из газеты «Наше слово ».  Ноутбук.

13.

Символика Мичуринска

2

2

4

Изучение  символики нашего города. Герб. Гимн. Выяснить  историю их происхождения и смыслового содержания, авторов. Конкурс рисунков по теме: «Наш Герб»  

Изображение герба и текст гимна.  Ноутбук.

14.

Экскурсия в Краеведческий музей  

2

2

Изучение материалов музея. Обсуждение понравившихся экспонатов музея.

Музейные экспонаты.

15.

Памятные места моего города

5

4

9

Изучение газетных вырезок     «Мичуринская правда». Сбор материала для памятного альбома.

Ноутбук.  Вырезки из газеты «Мичуринская правда».

16.

Итоговое занятие «Защита проекта «Я и мой город через 10 лет».

2

2

4

Составить проект «Я и мой город через 10 лет». Сообщение  презентация. Видеофильм.

Ноутбук. Проекты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Семейный архив, как исторический источник для составления родословной  семьи.

6

4

10

2

Наука генеалогия

4

2

6

3

Знаменитые роды нашего города

6

8

14

4

Происхождение фамилий

6

6

12

5

Древо рода

2

6

8

6

Составления родословного древа

4

6

10

7

Виды и степени родства

2

2

4

8

Обычаи, традиции, праздники семьи

8

12

16

9

Оформление результатов исследования своей родословной

4

6

10

10

Расскажи нам о себе (представление результатов исследования)

5

10

15

Итого

105

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

Дата

Виды учебной деятельности

Оснащение

По плану

По факту

теория

практика

всего

1

Семейный архив, как исторический источник для составления родословной  семьи.

6

4

10

Анализ учебной литературы по теме.  Подготовка сообщения по теме.

Ноутбук. Интернет.

2.

Наука генеалогия

4

2

6

Анализ учебной литературы по теме

Ноутбук, проектор,  видеофильм, учебники по генеалогии.

3

Знаменитые роды нашего города

6

8

14

  Знакомство с родословиями знаменитых родов нашего города

Ресурсы сети Интернет. Проектор, ноутбук,

4

   Происхождение фамилий

6

6

12

Изучение учебной литературы по теме. Работа с историческими документами,  подготовка сообщения по теме «Моя фамилия». Работа с источниками в сети Интернет.

Ресурсы сети Интернет.

5

Древо рода

2

6

8

Изучение  архивных документов своей семьи.  

Документы из семейного  архива.

6

Составление родословного древа

4

6

10

   Изучение принципов составления родословного древа

Ресурсы сети Интернет.

7

Виды и степени родства

2

2

4

Анализ документов из семейного архива. Изучение специальной литературы.

Документы из семейного  архива

8

Обычаи, традиции, праздники семьи

8

12

20

Сбор информации о семейных традициях Тамбовского края, собственной семьи.

Ресурсы сети Интернет.  

9

Оформление результатов исследования своей родословной

4

6

10

Создание презентаций, видеороликов, памятных альбомов.

  Ноутбук. Интернет.

10

Расскажи нам о себе

5

10

15

 Представление результатов исследования

Мультимедийный комплект

Учебно-методическая литература.  

  • Алленова В.А., Мизис Ю.А. История тамбовского краеведения (ХIХв.- 30-е годы ХХ в.) – Тамбов, 2002.
  • Белкин А.М. По страницам культурного прошлого: очерки… - Тамбов, 2005.
  • Белкин А.М. Тамбовский край навеки в сердце. Краеведческие очерки, Тамбов, 2007г.
  • Белых М.П. Сказания о Козловских храмах. – Липецк, 1998, 2001;
  • козловские фамилии. – Мичуринск, 2005.
  • Березнеговский С.А. История Тамбовской епархии. 1861.
  • Блохин А.Ю. Очерки о строителях Тамбовщины, Тамбов, 1998 г.
  • Блохин А.Ю. «Тамбов». Географический атлас. ГУ Геодезии и картографии при Совете министров СССР, Москва, 1990 г.
  • Василенко С. Рахманинов. Ленинград,1961.
  • Голованов С.И. «Город на Цне», ТКИ, 1960 г.
  • Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Справочник-путеводитель (центральная часть). Тамбов,1999.
  • Горелов А.А., Щукин Ю.К. Шли годы… Хронология дат и событий, связанных с городом Тамбовом за период с 1636 по 1918 годы. – Тамбов.2002.
  • Добужинский М.В. «Здесь я начинал себя чувствовать художником…». Тамбовские впечатления. – Тамбов, 2001.
  • Дубасов, И. И. Очерки из истории Тамбовского края [Текст] / И. И. Дубасов ; сост. Ю. А. Мизис. – Тамбов : Пролетар. светоч, 1994. – 176с. Дорожкина В.Т.. «Тамбовский край – ты часть моей России», 2002 г
  • Дорожкина В. Я признаюсь тебе в любви, Тамбов. Тамбов,1975.
  • Евгенов С.В. Жизнь на миру: очерки-воспоминания о газетчиках и поэтах. – М., 1967
  • Евгенов С.В. Тамбовские рассветы: очерки, воспоминания. – Воронеж, 1970.
  • Егорова О.И. Сборник песен для детей и юношества. – Тамбов, 1993.
  • Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. – Воронеж, 1977.
  • Емельянова Н.Н. Ивановка в жизни и творчестве Рахманинова. – Воронеж, 1984.
  • Илешин Б.И. Музыкальные тропинки отчего края. – М., 1979.
  • Ими гордится Тамбовская земля (выдающиеся люди Тамбовского края) [Текст] : справ. - указ. по материалам «Тамбовской энциклопедии» / сост. : Е. Е. Ишина, Ю. К. Щукин. - Тамбов : ТОИПКРО, 2005. – 91 с.
  • История Тамбовского края: век ХХ-й [Текст] : учеб. пособие. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 91 с.
  • История Тамбовского края: век ХХ-й [Текст]: учеб. пособие /под ред. А. А. Слезина. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 92 с. Казьмин О.А. «Рахманиновские места в Тамбове». Тамбов, 2002
  • Калашников Д.В., Казьмин О.А. «В Ивановку я всегда стремился…».
  • Сергей Рахманинов на Тамбовской земле. – Воронеж, 2003.
  • Козловъ – Мичуринск. Прошлое и настоящее. – Мичуринск, 1990.
  • Козловъ – Мичуринск. Выдающиеся люди нашего края. – Мичуринск, 1991.
  • Козловъ – Мичуринск. Историко-культурное краеведение. Вып. 4-5. – Мичуринск, 1993. Королев Ю.А. Выдающиеся люди Тамбовского края: биографический справочник.- Тамбов, 1995.
  • Кострикин В.К. Мичуринск и мичуринцы: избранные очерки. – Мичуринск, 2005.
  • Кученкова, В. А. Усадьбы Тамбовской губернии [Текст] / В. А. Кученкова. – Тамбов : Пролетар. светоч, 2010. – 389 с. : ил. Кученкова В.А. «Тамбовские православные храмы», Тамбов, 1992 г.
  • Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. – Тамбов. 1994.
  • Кученкова В.А. Русские усадьбы: очерки. – Тамбов. 2003.
  • Кучин И. «Тамбов на карте генеральной», Воронеж, Ц – Ч кн. изд., 1986 г.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Компьютер
  2. Сканер
  3.  Копировальная техника
  4. Фотоаппарат

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...