Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках учебного курса «Религии России»
статья по истории на тему
Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках учебного курса «Религии России»" познакомит читателя с формами работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках курса "Религии России"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках учебного курса «Религии России»
«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.
- Духовно-нравственное воспитание личности – это фундамент жизнедеятельности любого общества, залог его прогрессивного развития, показатель его жизнеспособности. В современной России, многонациональном и многоконфессиональном государстве, формирование нравственности остается важным направлением воспитательной политики. В этом отношении государство разработало комплекс нормативно-правовых документов, регулирующих воспитание в данном направлении. Одним из таких документов стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, в котором духовно-нравственное воспитание определяется как осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В рамках данной Концепции предполагается организация деятельности по воспитанию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Решение поставленных государством задач я вижу в рамках учебного курса «Религии России», разработанном коллективом ученых Нижегородского института развития образования. Среди задач, поставленных в рамках данного курса уделяю основное внимание следующим воспитательным задачам:
- формировать у учащихся позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень и толерантное мышление;
- приобщать школьников к ценностям национальных культур народов
России;
- воспитывать религиозную терпимость на основе знакомства с основными принципами свободы совести.
Реализация данных задач осуществляется в рамках пяти шагов:
- шаг. Организация урока.
- шаг. Работа с одаренными детьми.
- шаг. Проектная деятельность.
- шаг. Экскурсионная работа.
- шаг. Рефлексия.
Рассмотрим 1 шаг «Организация урока». Каждый урок начинается с постановки целей. Воспитательные цели формулируются для каждого урока и они известны детям с самого начала и подведение итогов урока ориентируется на эти цели. Например, вы видите, что в рамках темы «Социальная концепция русского православия», сформулирована воспитательная цель - создавать условия для формирования нравственных основ личности. Подведение итогов урока организовано так:
После индивидуальной работы с текстами (Патриотизм, национальные отношения; Семья и брак; Проблемы экологии; Проблема преступности; Церковь и собственность; Церковь и образование; Церковь и политика) ученикам предлагается зачитать ответы, устно высказать мнение «Как вы оцениваете позицию РПЦ по данной проблеме?» На наш взгляд, именно через отношение человека к какой-либо проблеме, позиции можно наблюдать направленность личности, наблюдать проявление её нравственных качеств в деятельности. Понимание темы, а также отношение к изученной проблеме можно формировать и отслеживать в рамках приема – синквейн (пятистрочие). Данный прием предполагает демонстрацию учащимися знания и собственного мнения в отношении изученного материала по правилам (пояснение правил). Данный прием показывает учителю не только понимание, но и ценностное отношение к изученному.
В рамках уроков повторения или организации домашнего задания можно предложить учащимся написать эссе «Православие в моей семье», «Мое отношение к курсу «Религии России» и др.
При подготовке к уроку важно уделить внимание методической литературе. В настоящий момент интересные и познавательные материалы размещены на сайте НИРО и в разделе подготовки к олимпиаде по основам православной культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Вторым направлением в нашей работе является работа с одаренными детьми, которая выстроена в рамках подготовки к олимпиаде по основам православной культуры, организуемой ПСТГУ, в рамках подготовки к НОУ «Эврика», секция «Религиоведение», а также в рамках подготовки к конкурсам, например, областному фестивалю научно-поискового творчества «Земля моих предков». Данная работа реализуется, на наш взгляд, успешно. Ребята занимают призовые места и выступают победителями, при этом вопросы, связанные с изучением религий так или иначе затрагивают вопросы нравственности, ориентируют человека на уважение иной культуры, принятие иного мнения как отличного, но не инородного, которое нужно отвергать. Глубокое изучение вопросов, связанных с историей религий, позволяют понимать культуру и образ жизни другого народа, и уважать его. Материалы, которые узнают ребята из материалов подготовки к олимпиадам, исследовательским работам, используют в качестве информации для подготовки сообщений на уроках в рамках программного изучения.
Третий шаг в работе по духовно-нравственному направлению предполагает проектную деятельность. В рамках проектной работы ребята собирают и презентуют материал, по темам урока. Ознакомление с культурным наследием, позволяет учащемуся в определенной мере прикоснуться к нему, лучше понять изучаемый материал, поработать с историческими источниками, которые содержат дух эпохи, прикоснуться к ценностям изучаемой культуры. Ребятам можно предложить разработать следующие проекты: «Монастыри Нижегородской области», «Нижегородские храмы», «Буддизм в России».
Организация экскурсий – одна из эффективных форм работы. С одной стороны она нацеливает на знакомство с историей религии, с другой стороны, позволяет лучше понять данную религию как часть мировой культуры, как неотъемлемую её часть. На наш взгляд, это позволяет не допускать ошибок в общении с представителями разных конфессий. Поскольку невежество порождает незнание, а знание порождает взаимопонимание.
Очень важно в рамках любой деятельности как учителю так и самому учащемуся иметь представление о том, чему ты научился, что вызвало трудности и почему. Поэтому в рамках уроков на заключительной его стадии ребятам предлагается заполнить строки таблицы: что удалось узнать нового на уроке, что уже было известно, что осталось не понятным, что хотелось бы узнать дополнительно.
В заключении хочется сказать, что истинно образованным человеком, можно назвать человека, который не просто имеет знания, а человека, который их осознал и принял в качестве руководства к созидательной деятельности. Как сказал Василий Александрович Сухомлинский, «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и
благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Реализация духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся через преподавание курса "Религии России" в 8-9 классах.
Обобщение педагогического опыта....
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Доклад."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"
."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"...