Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Возникновение театра» для 5 класса.
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра».
В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром.
Ход урока сопровождается презентацией.
Используется здоровьесберегающая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozniknovenie_teatra_zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории Древнего мира по теме
«Возникновение театра» для 5 класса.
Автор: учитель истории МБОУ Бобровская средняя
общеобразовательная школа № 2
Титаренко Людмила Алексеевна.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра». В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром. Ход урока сопровождается презентацией.
Используется здоровьесберегающая технология.
Цели урока: Обучающая: сформировать у учащихся представление о том, что театр возник в Греции более 2,5 тыс. лет назад, его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса-покровителя виноделов, об устройстве театра, о значении слов «театр», «трагедия», «комедия»;
Развивающая: развивать творческие способности у учащихся, показать отличие трагедии от комедии;
Воспитательная: подвести учащихся к пониманию значения театра в жизни людей и общества в целом; воспитать интерес к истории, искусству, заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной темы.
Планируемые результаты:
предметные - закрепление темы «Древний Египет»;
метапредметные - развивать умение работать с текстом, иллюстрациями, картой, работать в группах, выделять главное, развивать умение проводить сравнительный анализ, делать выводы, обобщать, способствовать формированию познавательного интереса;
личностные - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Форма урока: урок-театрализованное представление
Технология: здоровьесберегающая
Оборудование: учебник, карта «Древняя Греция», презентация; термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене, сатиры.
ХОД УРОКА.
1. Проверка знаний учащихся.
1) разгадывание кроссворда
п | е | д | а | г | о | г | |||||
с | т | и | л | ь | |||||||
к | р | а | с | н | о | р | е | ч | и | е | |
м | и | р | о | н | |||||||
г | и | м | н | а | с | и | й | ||||
п | а | л | е | с | т | р | а |
Вопросы:
1. В переводе с греческого это слово обозначает «сопровождающий ребенка».(Какова его роль?) педагог
2.Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики писали буквы? (А на чем писали?) стиль
З.Как называлось в Афинах умение выступать с речами в Народном Собрании и судах? красноречие
4. Назовите имя создателя скульптуры «Дискобол» или «метатель диска»? (А кто скульптор статуи «Копьеносец»?) Мирон
5. Как называлось заведение , где свои знания пополняли взрослые афиняне? гимнасий
6.Название этой школы происходило от слова «борьба»? (Что это такое? Какова цель ее посещения?) _ палестра
Ключевое слово: Дионис- с празднествами в честь этого бога связано рождение театра в Греции.
II.Изучение новой темы.
План.
1.В театре Диониса.
Театр- это место для зрелищ. Театральные представления в греческом театре проводились весной , в конце марта, когда было готово вино и уже начиналось оживление природы. Здесь состязались авторы, актеры, хор. В Афинах театр стал существовать с VI в. до н. э.
2. Устройство театра.
1) Скене- примыкающая к орхестре постройка ( к ее стене прикреплялись декорации, внутри были костюмы);
2) орхестра- круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор;
3) места для зрителей;
4) театра- сиденья.
3. Виды представлений:
1) трагедия- в переводе означает «песнь козлов»(предназначена для очищения человека с помощью сострадания)- Софокл «Антигона»; 2) комедия- произошло от греческих слов «комос»-народ, «одия»- песня (призвана была приводить человека к очищению с помощью высмеивания общечеловеческих недостатков)-Аристофан «Птицы».
4. Сценка ( отрывок из трагедии Софокла «Антигона»)
Старец предсказатель: К царю греческого города Фивы стражи приводят
девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат ее в борьбе за власть пошел войной на родной город. Однако его войско потерпело поражение , а сам он был убит. Тело юноши фиванский царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землей. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь ее ждет казнь.
Чтец 1: В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего. | |
Мчится он ,непобедимый, | |
По волнам седого моря | |
Сквозь ревущий ураган. | |
Чтец 2: | Создал речь он и вольной мыслью |
Овладел, подобной ветру, | |
И законы начертал. | |
Злой недуг он побеждает, | |
И грядущее предвидит, | |
Многоумный человек. | |
Чтец 3: | И гордясь умом и знаньем, |
Не умеет он порою | |
Отличить добро от зла. | |
Человеческую правду | |
И небесные законы | |
Ниспровергнуть он готов. | |
Сын царя: | Отец, все граждане и весь народ |
фиванский ее вины не признают! | |
Царь: | В моей земле я царствую один! |
Казнить ее! | |
Сын царя: | Принадлежать не может одному |
свободная земля! | |
Царь: | Казнить! И все тут! |
Старец | Помилуй же убитого! |
Царь: Увести на казнь!
Старец: Близок час , когда твой дом
наполнят стоны женщин и вопль мужей!
Сын царя: О, нет, я жить без нее не могу!
Прощайте! ( кончает жизнь самоубийством)
Царица- мать: О, боже, сын мой ! (погибает)
Царь: Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя! (погибает)
Чтец 4: Но и царь не победимый,
Если нет в нем правды вечной,
На погибель обречен!
Я ни чувств , ни мыслей ,
Ни огня, ни крови
С ним не разделяю.
5. Беседа о современных театрах и актерах.
1) Какие театры вы знаете, или бывали в них?
2) Каких известных актеров современности вы знаете? Назовите ваши любимые фильмы.
III. Закрепление новой темы.
ПЗ: Почему греки называли театр «школой для взрослых»?
ППЗ: Сравните, что общего и особенного между древнегреческим и современным театром?
IV. Обобщение по теме. Рефлексия. –написание синквейна.
V. Д/3: параграф 39, составить кроссворд на тему
«Древняя Греция»
Источники материалов:
1.Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.
2. Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.
3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"
Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И. На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Разработка урока по истории Древнего мира "От республики - к империи", 5 класс
Урок ОНЗ по теме "От республики - к империи" Автор: учитель МБОУ гимназии №2 г. Сургута Дивнич Т.В.Основные цели:сформировать у учащихся знания о понятии «империя»; умение различать понятия «республик...
Презентация по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс.
Презентация по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства 5 класс....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...