Разработка урока по истории Древнего мира "От республики - к империи", 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Урок ОНЗ по теме

"От республики - к империи"

Автор: учитель МБОУ гимназии №2 г. Сургута Дивнич Т.В.


Основные цели:

сформировать у учащихся знания о понятии «империя»; умение различать понятия «республика», «империя», применять полученное знание на практике.

 

Задачи:

·         тренировать умение работать с текстом, учебником, исторической картой и документами как источником новых знаний;

·         тренировать мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, обобщение, оценивать свою деятельность на уроке;

·         тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работая в команде;

·         тренировать умения и навыки работы по алгоритму (эталону);

·         тренировать умение публичного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.18 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок ОНЗ по теме

"От республики - к империи"

Автор: учитель МБОУ гимназии №2 г. Сургута Дивнич Т.В.


Основные цели:

сформировать у учащихся знания о понятии «империя»; умение различать понятия «республика», «империя», применять полученное знание на практике.

Задачи:

  • тренировать умение работать с текстом, учебником, исторической картой и документами как источником новых знаний;
  • тренировать мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, обобщение, оценивать свою деятельность на уроке;
  • тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работая в команде;
  • тренировать умения и навыки работы по алгоритму (эталону);
  • тренировать умение публичного выступления.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, исторические источники на формате А4.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  • Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы
  • Определить содержательные рамки урока

Самоопределение к деятельности. Орг.момент

-Добрый день, ребята!

На экране девиз урока.

-Как вы понимаете выражение, что без деятельности - нельзя проложить путь к  знанию?

-Что главное?

-С чем вы познакомились на прошлом уроке?

О каком событии шла речь?

К какому периоду  истории оно относится?

К чему привели  данные события?

Подготовка  к работе

-Без  труда, приложения  волевых усилий  не получишь знаний, умений

-учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новые знания.

-борьбой за власть в Риме Октавиана и  Антония

-установлением диктатуры, триумвирата, позже установлению императорской власти.

1 век до н.э.

-изменению системы государственного управления: появлению новой формы правления- империи

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 Цели:

  • Актуализировать умение на соотнесение событий согласно римской  хронологии.
  • Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.
  • Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению.
  • Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.

Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Организация учебного процесса на этапе 2.

-Посмотрите на предложенный хронологический ряд Римской истории и соотнесите имена  исторических деятелей.

- Проверьте ответы (на экране появляется правильное соотнесение).

Что знаете, что не знаете?

Что будет «нового»?

Выполнение заданий, тренирующие отдельные  способности к уч. деятельности

………………

-понятие  «империи», признаки империи, кто осуществлял власть

Коммуникативные

Познавательные

3. Выявление места и причины затруднения.                                                                           Цель: Выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Какие трудности  у вас возникли при выполнении задания?

Что необходимо сделать, чтобы правильно выполнить учебное задание?

-Что является главным условием успешного выполнения задания?

-не смогли полностью определить хронологические рамки периода и выявить имена соответствующих им исторических личностей

-знать периодизацию республики и империи, их характерные  признаки, особенности  и идентифицировать с  соответствующими правителями

-знание и понимание различий понятий республики и империи, знание соответствующих исторических  деятелей

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

IV. Построение проекта выхода из затруднения 

Цель:

  • Уточнение цели проекта (открыть признаки  империи).
  • Определение средств (алгоритмы, модели, учебник).
  • Построение плана достижения цели.

4.Построение проекта выхода из  затруднения

- Какая будет цель?

- Какая будет тема?

-Как будете изучать?          

-План достижения цели?

-Средства, ресурсы, установите сроки

-узнать, почему произошло падение республики и выявить признаки империи;          -создать эталон признаков империи;       -узнать,  кто осуществлял управление империей

«От республики  к империи» (либо «От республики к «цезарям»)

-в парах и  группах

выбор источников; изучение и анализ информации;       составление эталона (модели);              публичное представление материала.

----------------------------

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостаточных знаний.
  • Зафиксировать построенный способ действия с помощью опорного сигнала.
  • Организовать решение уравнений и зафиксировать преодоление затруднений.

5. Реализация построенного проекта

Учитель устанавливает осознанность ситуации.

-Смогли преодолеть затруднения?

- Что вам помогло?

- Что позволяет вам открытое новое знание?

-да

-умение работать с текстом, знание предыд. материала и т.д.                 -новые источники знаний, умение работать в группе, анализировать материал, составлять алгоритм и др.

Итог деятельности -построение эталона (признаков) империи:

жесткая, единоличная, власть правителя; наличие сильной армии; император  обладал гражданской и духовной  властью; активная внешняя политика, направленная на  захват территорий, стремление к господству; распространение  законов и порядков  на завоеванной ими территории.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, устанавливает правило работы в парах: Каждый в паре имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, другой должен внимательно слушать.

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием по плану.

Проверка организуется по эталону

Решают  задание с проговариванием  эталона (алгоритма) вслух Учащиеся выполняют задание на соотнесение  понятий в  две колонки(1-республика, 2-империя) 

власть консулов, рекс, диктатор, принципат, Гражданские войны, Пунические войны, Антоний, ограничение власти трибуна, власть Народного собрания, диадема,  эдилы,  выборы, Октавиан Август, Сципион, передел «общественной земли»

регулятивные

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий.
  • Организовать самооценку детьми правильности выполнения заданий (при необходимости коррекции возможных ошибок).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует деятельность по применению новых знаний и предлагает охарактеризовать признаки империи, используя полученные  знания

Взаимопроверка.

  • У кого есть ошибки?
  • В чем они.
  • Сделайте выводы.

Проверьте по эталонам.

Учащиеся  соотносят предложенные параметры сравнения для империи, применяя «новые» знания:

Принятие законов

Роль Народного  собрания

Роль консулов

Роль Сената

Форма правления

Осуществляют проверку по эталону

регулятивные

8. Включение в систему знаний и повторение 

Цель: Организовать тренинг решения простых задач.

8. Включение в систему знаний и повторение

Учитель предлагает вставить пропущенные слова:                                     Среди всех титулов Октавиана Августа наиболее привычным становилось слово «………».

….. по-прежнему  занимался государственными делами, а народное собрание избирало консулов и других должностных лиц, принимало ……

Имея огромные полномочия и опираясь на …….  …., Август правил Римским государством.

Провозгласив мир внутри государства, Август не отказался от новых ……….

Учащиеся  соотносят предложенные параметры сравнения, применяя «новые» знания.

Осуществляют проверку по эталону

 регулятивные

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  • Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
  • Оценить собственную деятельность на уроке.
  • Получить домашнее творческое задание, как средство продолжить изучение материала.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель организует рефлексию.

Достигли своей цели?

Что дает нам новое знание?

Учитель предлагает  просмотреть слайд с изображением карты Российской империи с целью  осознания гордости за свою страну.

Учитель предлагает оценить деятельность каждого  уч-ся на уроке

Учитель дает домашнее задание

                                               - (Да)

-…………………………

Уч-ся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель  и результаты, используя символы-желтый и зеленый  флажок.

личностные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"От республики - к империи" Автор: учитель МБОУ гимназии №2 г. Сургута Дивнич Т.В.

Слайд 2

"Единственный путь, ведущий к знанию ­ это деятельность". Бернард Шоу

Слайд 5

I . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности К какому периоду истории оно относится? О каком событии шла речь? К чему привели данные события? Что вы узнали на предыдущем уроке?

Слайд 6

II .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Поздняя республика Царский период 5. Поздняя империя (доминат) 2. Ранняя республика 4. Ранняя империя(принципат) А. Публий Корнелий Сципион Б.Гай Юлий Цезарь В . Луций Корнелий Сулла Г. Гай и Тиберий Гракхи Д. Константин Е. Октавиан Август Ж. Тарквиний Гордый З. Фабий Максим

Слайд 7

Проверь себя! 1 –Ж 2-З,А 3-В,Г 4-Б,Е 5-Д

Слайд 8

II .Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Поздняя республика (II - I вв.до н.э.) Царский период (VIII - VI вв. до н.э.) 5. Поздняя империя (доминат) (IV - V вв.н.э.) 2. Ранняя республика (V -III вв. до н.э.) 4. Ранняя империя(принципат) (I - III вв. н.э.) Ж. Тарквиний Гордый А. Публий Корнелий Сципион З. Фабий Максим В . Луций Корнелий Сулла Г. Гай и Тиберий Гракхи Д. Константин Б.Гай Юлий Цезарь Е. Октавиан Август

Слайд 9

Какие трудности у вас возникли при выполнении задания? 2. Что необходимо сделать, чтобы правильно выполнить учебное задание? III . Выявление места и причины затруднения

Слайд 10

IV . Построение проекта выхода из затруднения Сформулируйте цель урока Узнать что такое империя. Узнать признаки империи 3. Выяснить кто осуществлял управление во времена империи

Слайд 11

IV . Построение проекта выхода из затруднения Согласование темы урока «От республики к империи» От республики к «цезарям» ………………

Слайд 12

IV . Построение проекта выхода из затруднения Выберете способ (как будете изучать?) в парах в группах

Слайд 13

IV . Построение проекта выхода из затруднения Составьте план достижения цели выбор источников изучение и анализ информации составление эталона проверка правильности выполнения эталона умение применять «новые» знания на практике

Слайд 14

IV . Построение проекта выхода из затруднения Средства, ресурсы, сроки Средства: учебник, исторические источники, лента времени. Ресурсы: записи в тетради, ранее полученные сведения(знания). Сроки: 5-6 мин. работа в паре, 5 мин. работа в мобильной группе.

Слайд 15

V . Реализация построенного проекта 1. Прочитать дополнительный учебный материал, посмотреть соответствующие схемы, таблицы, записи в тетради П. 48, раздел 2, стр. 249-250, П. 49,р. 2,стр.253-254 2. Оформить эталон «Признаки империи», сформулировать понятие «империя» 3.Подготовить публичное выступление (1 мин.)

Слайд 16

Эталон «Признаки империи» жесткая, единоличная, власть правителя; наличие сильной армии; император обладал гражданской и духовной властью; активная внешняя политика, направленная на захват территорий, стремление к господству; распространение законов и порядков на завоеванной ими территории

Слайд 17

Импе́рия-это… монархическое государство во главе с императором ; (от лат. Imperium - имеющий власть, могущественный) - первоначально высшая политическая власть в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора.

Слайд 18

Новые слова темы Dominus -господин, владыка Imperium - военная власть, составляющая главную опору влияния Prinzeps -первый гражданин государства (давалась Сенатом, войском)

Слайд 19

Новые имена Диоклетиан Калигула Нерон Домициан Адриан Траян

Слайд 20

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Соотнесите в две колонки (1-республика, 2- империя) предложенные понятия и имена: власть консулов, рекс, диктатор, принципат, Гражданские войны, Пунические войны, Антоний, ограничение власти трибуна, власть Народного собрания, диадема, эдилы, выборы, Октавиан Август, Сципион, передел «общественной земли»

Слайд 21

Проверь свои «новые» знания республика империя власть консулов диктатор выборы принципат Пунические войны Гражданские войны власть Народного собрания ограничение власти трибуна эдилы Антоний Сципион Октавиан Август передел «общественной земли» диадема

Слайд 22

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Рим (принципат) ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ РОЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ РОЛЬ КОНСУЛОВ РОЛЬ СЕНАТА ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Слайд 23

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Рим (принципат) ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ По «совету» (приказу) императора РОЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ Назначало наместников в сенатские провинции, избирало консулов, «принимало» законы. Никакой существенной роли не играло, права сокращены. РОЛЬ КОНСУЛОВ Формально сохранились, являлись только почетными чиновниками, председательствовали в Сенате, выполняли некоторые судебные функции, заведовали празднествами в честь императора РОЛЬ СЕНАТА Император руководил работой Сената, первым высказывался по обсуждаемым вопросам, неугодных сенаторов изгонял. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Монархия, но официально было объявлено о «восстановлении» республики

Слайд 24

VIII . Включение в систему знаний и повторение . Среди всех титулов Октавиана Августа наиболее привычным становилось слово «………». … .. по-прежнему занимался государственными делами, а народное собрание избирало консулов и других должностных лиц, принимало …… Имея огромные полномочия и опираясь на ……. …., Август правил Римским государством. Провозгласив мир внутри государства, Август не отказался от новых ……….

Слайд 25

VIII . Включение в систему знаний и повторение . Среди всех титулов Октавиана Августа наиболее привычным становилось слово « император ». Сенат по-прежнему занимался государственными делами, а народное собрание избирало консулов и других должностных лиц, принимало законы. Имея огромные полномочия и опираясь на военную силу , Август правил Римским государством. Провозгласив мир внутри государства, Август не отказался от новых завоеваний .

Слайд 26

IX . Рефлексия учебной деятельности на уроке Каким новым знанием вы овладели на уроке? В чем были затруднения? Что помогло вам их преодолеть?

Слайд 27

IX . Рефлексия учебной деятельности на уроке Оцените свою работу флажками : Жёлтые –допустил ошибки, мне есть над чем поработать Зелёные – справились без ошибок или справились, но были незначительные затруднения.

Слайд 29

Наиболее известные империи Арабский халифат (VII в.) Ассирийская империя (X—VI вв до н. э.) Бразильская империя (1822—1889) Британская империя (1583—1997) Империя Великих Моголов (1526—1857) Вьетнамская империя (1945) Империя Гаити Первая империя Гаити (1804—1806) Вторая империя Гаити (1849—1859) Империя гуннов (IV—VI в.) Мексиканская империя Первая Мексиканская империя (1822—1823) Вторая Мексиканская империя (1863—1867) Китайская империя (221 до. н. э. — 1912) Корейская империя (1897—1910) Македонская империя (ок. 338 до н. э. — 309 до н. э.) Монгольская империя (1206—1368) Империя Великих Моголов (1526—1857) Османская империя (1281—1923) Персидская империя (ок. 550—330 до н. э.) Римская империя (27 до н. э. — 395) Галльская империя (260—274) Пальмирское царство (260—273) Западная Римская империя (395—476 (480)) Византийская империя (395—1204; 1261—1453) Латинская империя (1204—1261) Никейская империя (1205—1261) Трапезундская империя (1204—1461) Российская империя (1721—1917) Франкская империя Карла Великого (800—843) Священная Римская империя (962—1806) Империя Габсбургов (Австрийская империя) (1804—1867) Австро-Венгерская империя ( 1867 — 1918 ) Германская империя (1871—1918) Третий рейх (1933—1945) Французская империя Первая французская империя (1804—1815) Вторая французская империя (1853—1871) Французская колониальная империя (ок. 1605—1960-е) Японская империя (1868—1947) Центральноафриканская империя (1976—1979) Империя инков (начало XV века — 1532)

Слайд 30

Домашнее задание Составьте схему управления Римской империей . Выпишите в тетрадь, что по вашему мнению было хорошего и плохого в императорской системе государственного управления ? Выучить понятия, имена темы П.48, выполнить учебные задания на стр.251


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Кризис Римской империи в III (3) веке", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Цезарь - повелитель Рима", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала  с применением  технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А,Михайловского....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...