Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Олимпийские игры в древности» для 5 класса.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности».
Используется краеведческий материал.
Используется ИКТ технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry_ikt-_tehnologiya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории Древнего мира по теме
«Олимпийские игры в древности» для 5 класса.
Автор: учитель истории МОУ Бобровская средняя
общеобразовательная школа № 2
Титаренко Людмила Алексеевна.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности».
Используется краеведческий материал.
Используется ИКТ технология.
Цели урока: обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;
развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни; заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной, опираясь на краеведческий материал.
Планируемые результаты:
предметные - изучить историю появления Олимпийских игр, познакомить учащихся с мифами о них;
метапредметные - развивать умение работать с текстом учебника, иллюстрациями, картой, рабочими тетрадями, работать в группах, выделять главное, развивать умение проводить сравнительный анализ, делать выводы, обобщать, способствовать формированию познавательного интереса;
личностные - формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Форма урока: с использование ИКТ.
Оборудование: презентация «Олимпийские игры», презентация «Олимпийцы-земляки», карта «Древняя Греция в V – IV веке до нашей эры», кроссворд на закрепление темы.
Ход урока.
Слово учителя: Здравствуйте ребята. Сегодня урок истории будет немножко непохожий на обычный и проведем мы его в форме путешествия. Все вы изучали раздел Древняя Греция и поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и поднимите руку. За каждый правильный ответ вы будете получать поощрительные жетоны.(на них изображены олимпийские кольца). А в конце урока, кто больше наберет жетонов, тот и получит самые высокие оценки.
I. Проверка знаний учащихся
1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)
Какой город являлся столицей Древней Греции? (Афины)
Что такое полис? (город-государство)
Назовите один из самых могущественных полисов Греции? (Спарта)
Каковы особенности спартанского воспитания?
Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)
Что такое демократия и где она зародилась? (власть народа, Афины)
А теперь у меня для вас есть несколько загадок в стихотворной форме, где вы должны назвать имена греческих Богов:
- Он собьет с пути
Или на путь наставит
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Гермес)
- На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ... (АФИНА)
- Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут ... (АИД)
- Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
- Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец ... (Гефест)
II. Изучение новой темы
Слайд – тема
Слово учителя: А теперь мы с вами переходим к изучению новой темы «Олимпийские игры в древности». Цель нашего урока заключается в том, чтобы иметь представление о том, что такое Олимпийские игры, где и когда они появились, какова цель их проведения., поговорим о знаменитых атлетах древности и современности. Как я уже говорила, урок мы проведем в форме путешествия. Представьте, что вы зрители Олимпийских игр в Древней Греции, т.к. игры были одним из любимых общегреческих празднеств.
Многим, очень многим обязано человечество Древней Элладе. На ее земле расцвели науки и литературе, театр и архитектура, искусство скульптуры и музыка...
Но древние греки дольше всего ценили в человеке гармонию, совершенство и ума, и души, и тела. Неудивительно, что и спорт, настоящий спорт, в нашем понимании этого слова, тоже зародился на земле Древней Греции. И еще одно важнейшее открытие сделано было в Древней Греции: спорт может мирить врагов, останавливать войны, быть важной основой для добрых отношений между государствами. Вот с этой благородной целью и были задуманы Олимпийские игры, с которых, собственно, и начинается история спорта.
Но, разумеется, у Олимпийских игр, ведущих отсчет от 776 г. до н.э., была своя предыстория и свои причины, обусловившие их начало.
Слайд- Олимпия.
Итак, перемещаемся в Древнюю Грецию. К нам сюда спешит глашатай: ( ученик) «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».
Слово учителя: Этим призывом греки приглашались принять участие в Олимпийских играх. День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней. Давайте попробуем вместе с участниками Олимпийских игр -атлетами, прожить эти 5 дней.
Итак, мы находимся в Олимпии. ?? Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия! (Сообщение ученика).
(В 884 г. до н.э. между правителями эллинских государств Элида и Спарта было заключено соглашение о регулярных общегреческих спортивных празднествах в честь бога Зевса. Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов. Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей. Там располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции. Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником).
?? А почему же Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса?
Слайд- Зевс.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поработаем с документом «Миф об основании Олимпийских игр» на странице учебника 157(151) Когда вы найдете, ответ на вопрос поднимите руки.
Да, именно поэтому Олимпийские игры проводились в честь бога Зевса. Участников состязаний, людей крепкого телосложения, силачей называли атлетами, покровителем которых был Гермес - вестник богов.Слайд-Гермес.
Итак, день - 1. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи - элланодики клялись выносить справедливые решения.
Следующие 3 дня отводились состязаниям. Большинство состязаний проходило на стадионе.Слайд-стадион.
Одним из главных состязания Олимпийских игр было пятиборье. Начиналось оно с бега:Слайд-бегун.
Сердце мое,
Ты хочешь воспеть наши игры?
Не ищи в полдневном пустынном эфире
Звезд светлей, чем блещущее солнце,
Не ищи состязаний, достойней песни,
Чем Олимпийский бег.
Встав на дорожке возле друг друга, атлеты ждали сигнала. Кто срывался с места раньше времени, того судья больно бил хлыстом. О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был один бегун, которого видели в начале и в конце дорожки, посередине его не успевали заметить.
Слайд-заяц.
Другой бежал также стремительно, что мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.
?? А теперь найдите в учебнике: какие виды состязаний проводились еще?
Совершенно верно. После бега атлеты состязались в прыжках в длину .Слайд -прыжки.
Для усиления толчка атлеты пользовались гирями и во время прыжка выбрасывали руки вперед.
Копье и диск метали, стоя на небольшом возвышении. Слайд- копье.
Копье- метали на точность, Слайд- диск.
А диск летел на дальность. Метание диска историки связывают с древним обрядом поклонения солнцу. Диск считался священным предметом. Этому виду спорта посвящена статуя скульптора Мирона «Дискобол».Слайд — дискобол.
Последним состязанием в пятиборье была борьба, Слайд - борцы.
где проявлялась сила и ловкость борцов. Она велась на песке. Перед ее началом атлеты натирали тело оливковым маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось, чтобы упавший противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.Слайд - бег с оружием. .
Также интерес у зрителей вызывали кулачный бой, бег с оружием и другие. Захватывающим зрелищем были гонки колесниц.
Слайд - Ипподром.
Они устраивались на ипподроме - места для проведения конных соревнований. В гонках участвовали только богатые греки, так как иметь колесницу и четырех беговых лошадей было не все могли себе позволить. На гонках колесницы должны были 12 раз обогнуть ипподром. Иногда колесницы сталкивались и возничие (управляющие колесницами) получали увечья. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.Слайд- возничий.
Но, если кони приходили первыми, то именно хозяина, а не возничему присуждалась победа.
Физкультминутка.
Ребята, в Древней Греции перед состязаниями атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Итак, день 5-й - заключительный день игр. Перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. Глашатай объявлял имя атлета и его родной город. Победителю на голову возлагали венок из ветвей оливы. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века.
- Самым прославленным среди борцов был Милон. Чем же он прославился?
Ученик- ( Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача Эллады. 6 раз подряд он становился первым победителем Олимпийских игр. Был случай, когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Милон отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители хохотали, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. «Да, я упал, но лишь один раз, - гордо заявил Милон.- Кто из вас бросит меня на землю еще 2 раза и станет победителем? » Желающих принять вызов не нашлось.)
- Повсюду в Греции рассказывают о подвигах Полидама. Чем же он прославился
Ученик- ( Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва, и подобно Гераклу, задушил его).
- Одним из знаменитых бегунов и кулачных бойцов был Феаген. Чем же он прославился?
Ученик- (В детстве он был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции). Знаменитые атлеты жили долго - ведь они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них участвовали в соревнованиях 8, а то и 10 олимпийских игр. А когда олимпионик возвращался домой, все жители города выходили встречать его. В городе ставили его скульптуру, в театре он сидел на почетном месте, до конца жизни его кормили бесплатным обедом. В 426 году город Олимпия был сожжен по приказу Римского императора Феодосия П. А в VI веке после землетрясения были уничтожены немногие сохранившиеся после пожара сооружения и, казалось, никогда больше не вспыхнет здесь огонь! Но, конце XIX века историк француз Пьер де Кубертен предложил возродить традицию Олимпийских игр - теперь спортсмены из многих стран мира раз в 4 года собираются на эти праздники спорта.
Среди Олимпийских призеров есть и наши земляки:
Николай Александрович Панин-Коломенкин -
Родился в селе Хреновое Бобровского уезда. С детства увлекался спортом, особенно, катанием на коньках. В Лондоне в 1908 году он стал первым русским чемпионом по фигурному катанию. Его имя внесено в книгу рекордов Гиннеса. Также в селе Хреновое прошло детство Александра Михайловича Евдокимова. Он занимался в конноспортивной секции при Хреновском конном заводе, где овладел искусством верховой езды. Являлся участником 2 Олимпийских игр, мастер спорта Международного класса.
Паткин Владимир Леонидович родился в городе Боброве. Учился в Бобровской средней школе № 1. Он был вторым тренером сборной команды СССР по волейболу. В 1980 году его команда стала победителем XXII игр, которые проводились в Москве.
Спортсмены Воронежской области принимали участие в 13 Олимпийских играх..., становились победителями и завоевали 38 медалей.
Олимпийские игры 2004 года проводились в столице Греции - Афинах.
III. Закрепление новой темы.
Итак, много интересного мы узнали и увидели на уроке. Чтобы закрепить наши знания мы поиграем в игру «Кто дальше»: 1-называет один вид спорта, следующий - повторяет все что было сказано до него и добавляет свой вид спорта, кто не собьется - тот получит жетон.
Молодцы. Хорошо запомнили виды состязаний. В Древней Греции их было 7, а сегодня олимпийцы соперничают в 36 видах спорта. А теперь давайте отгадать кроссворд на основе полученных сегодня знаний. Я буду задавать вопрос, а вы - зная на него ответ поднимите руку.
з | е | в | с | ||||||
а | т | л | е | т | |||||
г | е | р | м | е | с | ||||
о | л | И | м | п | и | я | |||
и | п | п | О | д | р | о | м | ||
п | я | т | и | б | о | р | ь | е | |
о | л | и | м | п | и | о | н | и | к |
(этот кроссворд можно нарисовать в виде ступенек, а по ним как- бы бежит греческий атлет с огнём в руках, а на вершине пирамиды-кроссворда нарисовать чашу для поджигания огня, когда ученики на все вопросы ответят –вставить в неё нарисованный огонь)-ответы снизу вверх.
1 . Как называли победителя в соревнованиях Древней Греции?
2. Состязание, которое включало в себя 5 видов спорта?
3. Как называлось место для проведения конных соревнований?
4. Где проводились Олимпийские игры?
5. Бог, покровитель атлета?
6. Как называли участников состязаний, людей крепкого телосложения?
7. В честь какого Бога проводились олимпийские игры? ??Каких Олимпийских чемпионов нашей земли вы запомнили?
Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Многие из вас заработали жетоны. Посчитайте их. Давайте посмотрим, кто более активно работал. Поднимите руку, кто заработал...
Так как они получили большее количество они награждаются медалями.
И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.
Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу Бобровскую землю.
IV. Домашнее задание: Но на этом наш праздник не заканчивается, он продолжится у вас дома при чтении параграфа 33.
На этом наш урок закончен. Всем спасибо за внимание.
Источники материалов:
1.Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.
2. Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.
3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.
4.Быльева В, Лупоядов В.Н., Семенихина И.В. История Древнего мира. Пособие для учителя истории: 5 класс.
5.Н.И Капустина, Л. В. Кригер, А.Ю. Соколов, Е.Д. Степанова. Сказ о земле Бобровской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"
Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"...
Проверочная работа по истории Древнего мира по теме "Западная Азия в древности" (5 класс)
Данная контрольная работа по теме "Западная Азия в древности" предназначена для учащихся 5-х классов...
Технологическая карта к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"
Дидактической целью данного урока является создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критиче...
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...
Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...